Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Александр Жмыриков
События в Бирюлёво на несколько дней заставили правящую элиту оставить дела по насущному распилу остатков советской экономики и поговорить о межнациональных конфликтах. Именно поговорить, а не сделать реальных шагов к их разрешению.
Первым подтверждением такого предположения явилось то, что представители власть предержащих сразу же попытались спустить проблему на более низкий уровень (общую проблему межнациональных конфликтов низвели вначале до уровня проблемы трудовой миграции, а затем и вовсе на уровень проблемы поиска "провокаторов"). Вместе с тем, проблема межнациональных конфликтов никуда не исчезла. По горькой иронии судьбы, она, вытесненная из информационных новостей о бирюлёвском погроме, тут же гулко отозвалась волгоградской трагедией.
В будущем году Россия будет отмечать скорбный юбилей – 20-летие, так называемой первой контртеррористической операции в Чечне, в простонародье получившей название "первая чеченская война". Двадцать лет минуло с момента той гражданской бойни. Погибли тысячи молодых людей, которые в другое время могли бы прославить страну трудовыми подвигами, научными открытиями, произведениями культуры, спортивными победами. Выросло целое поколение, увидевшее своих отцов лишь на юношеских фотографиях. Без времени состарились родители, потерявшие вместе со своими сыновьями надежду на теплую старость. Подорваны основы экономического роста целых регионов России. Создана атмосфера злобной вражды и недоверия народов друг к другу. Последняя проявляется, к сожалению, отнюдь не только в отказе болельщиков футбольных клубов центральной полосы России поддерживать свои команды выездами в южные города страны.
Такова цена бездарной и безответственной политики федеральных органов российской власти.
Бирюлёвское событие вновь побудило федеральную власть к повторению неэффективных в прошлом действий. Президент срочно подписал документ об ответственности региональных и муниципальных органов власти за подобные события. Президент срочно встретился с муфтиями и переговорил о том, что надо жить дружно. Но все это мы уже видели и после событий в Беслане, и после взрывов в Каспийске, Волгодонске, и даже после событий в Кондопоге. А воз и ныне там. Почему?
Потому что без решения общего вопроса нельзя успешно решить ни один из вопросов частных. Это закон диалектики, который отменить не суждено ни Президенту, ни "великой" депутатской думе.
В чем же заключается общий вопрос межнациональных отношений в России?
В нахождении оптимального соотношения между процессами глобализации (межнациональной интеграции) и индивидуализации (национального самовыражения).
Известно два пути решения этого вопроса.
Один путь связан с отданием приоритета национальному самовыражению.
Этот путь вполне приемлем для вновь образующихся государств. Там в соответствии с первоначальной договоренностью происходит дифференциация государственного образования по национально-территорриальному признаку. При этом, каждое национально-территориальное образование в составе государства получает право самостоятельного осуществления на своей территории экономической и культурной политики, организации и поддержания внутреннего порядка, организации взаимодействия с представителями национальных диаспор за рубежом. Федеральному центру делегируются оборона рубежей страны, внешняя политика, социальная политика. Судебная власть осуществляется только федеральным центром. Пенитенциарная система также имеет исключительно центральное подчинение. Национально-территориальные образования оставляют в своем подчинении лишь мировые суды.
Процесс обучения в национально-территориальных образованиях осуществляется на двух языках (языке общефедерального общения и национальном языке).
После революции Октября 1917 года правящая элита сделала попытку пойти по данному пути решения национального вопроса. Однако этот путь был резко искривлён.
Во-первых, в составе государства не было выделено русской национально-территориальной республики. С одной стороны, это существенно ущемляло права русской нации на самоопределение, а с другой – ущемляло права всех остальных национально-территориальных образований, поскольку по умолчанию, предполагалось включение "русского вопроса" в управленческие решения национально-территориальных образований.
После распада СССР и образования Российской Федерации это искривление было сохранено.
Во-вторых, национально-территориальные образования не были выравнены в правах. Национальные республики имели преимущество перед национальными округами и национально-автономными областями. В Российской Федерации это различие попытались исправить. На уровне Конституции правку внести удалось, однако на уровне реального экономического самоопределения равноправия достичь не удалось.
В-третьих, в РФ был ликвидирован Совет национальностей, как равноправная палата высшего органа законодательной власти. Вместо него вначале действовал Совет Федерации, однако после установления порядка выборов сенаторов, де-факто Совет Федерации перестал отвечать принципу представительства всех национальностей нашей страны.
В-четвертых, де-факто принцип самостоятельной экономической политики национально-территориальных образований замещен принципом лоббизма экономических интересов вертикально интегрированных корпораций и региональных элит.
Все вышесказанное привело к быстрому расслоению национально-территориальных образований по социально-экономическому основанию, что спровоцировало рост негативных чувств зависти, а затем ненависти к более успешным территориям. В свою очередь, у представителей более успешных территорий возник рост чувства страха утраты своего актуального благополучия за счет внутренней миграции из менее благополучных субъектов РФ. Это способствовало углублению процесса национального обособления.
Второй путь предполагает отказ от национально-территориального размежевания в пользу гражданского самоопределения.
На мой взгляд, это как раз тот путь, по которому должны идти сформировавшиеся многонациональные государства, в числе которых и Российская Федерация.
Каковы основные черты этого пути?
1.Отказ от официального выделения наций и народностей в составе государства. В паспорте не может быть графы национальность. Если лишь гражданство – гражданин России.
2.В стране не должно быть национальных республик, национальных областей и т.п. Должны быть просто территориальные единицы полиэтнического состава. Их можно называть области, или губернии, или штаты, но название структурной единицы должно быть единым. Например, Казанская область, Ижевская область, Грозненская область и т.п. Кроме того, площади территорий субъектов РФ не должны сильно различаться между собой, что является одной из основ равных экономических возможностей субъектов РФ.
3.Единым языком государственного общения должен стать язык, выбранный на общероссийском референдуме. На этом языке должно проводиться обучение в государственных образовательных учреждениях дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования.
4.Частные воскресные школы могут проводить дополнительное обучение на языках разных национальностей и народов, населяющих нашу страну.
5.В государственных образовательных учреждениях должно быть запрещено проведение занятий по любой религии. Для этого у каждого гражданина есть личное право заниматься в воскресных частных школах, образованных при соответствующих культовых учреждениях (православных храмах, мечетях, синагогах и т.п.).
6.Верховная власть в регионах должна осуществляться всенародно избираемыми губернаторами. Кандидаты на пост губернатора должны соответствовать строгим требованиям: 1) они должны быть физически и психически здоровы (комиссия как на предмет годности к военной службе на офицерских должностях); 2) должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности, полученной в дипломе о высшем образовании - не менее 5 лет; 3) должны пройти коммуникативный психологический тренинг не позднее, чем за 6 месяцев до выдвижения на пост губернатора (при этом тренинг могут проводить только специалисты-психологи, сертифицированные Международной академией психологических наук); 4) они должны иметь возраст не старше 60 лет на момент выдвижения на пост губернатора; 5) губернатор не может занимать свою должность более двух сроков, вне зависимости от порядка очередности этих сроков.
7.Все органы правоохранительной и судебной власти имеют федеральное подчинение. Лица, исполняющие обязанности руководителей правоохранительной и судебной власти, начиная с районного уровня и выше, обязаны ротироваться по горизонтали и/или вертикали через каждые 5 лет пребывания в должности.
Таким образом, уже сегодня российская правящая элита должна определиться с тем, куда идти дальше. Если по пути национально-территориального строительства, тогда срочно необходимо наметить план исправления отмеченных выше искривлений: создание русской республики, замена Совета Федерации Советом национальностей с квотным представительством всех национальностей и т.п.
Если по второму пути, то отмена национально-территориального деления страны, формирование равновеликих полиэтнических субъектов РФ и т.п.
В конце концов, Игорь Губерман был прав, когда начертал следующие строки:
"Испанец, славянин или еврей –
повсюду одинакова картина:
гордыня чистокровностью своей –
святое утешение кретина"
После определения пути дальнейшего развития и проведения неотложных мероприятий, связанных с реализацией данного маршрута, следует начать, наконец, всерьез работу по решительной модернизации страны.
Строительство скоростной железнодорожной магистрали "Запад – Восток", новых "городов – центров" промышленной энергетики, биотехнологий и т.п. на свободных территориях Сибири, Урала, Дальнего Востока, строительство современных автомобильных дорог, аэропортов, объектов энергетики, наконец, опережающее жилищное строительство в районах Сибири, Урала и Дальнего Востока создаст деловой бум, привлечет многотысячные пассионарные потоки населения, в том числе жителей сегодняшнего Дагестана, Чеченской Республики, Ингушетии, сделает Россию привлекательной для бизнеса.
Совершенно понятно, что для того, чтобы средства казны, привлеченные для реализации столь крупных проектов, не были расхищены, необходимо на период модернизации (20 лет) отменить мораторий на смертную казнь за экономические преступления. Кроме того, необходимо отменить сроки давности наказания за экономические преступления и ввести статью о необходимости доказывания источников доходов субъектами приобретения вилл, яхт, драгоценностей.
Сохранятся ли после всех этих преобразований преступления, совершенные на почве межнациональной розни?
Отдельные уголовные преступления, безусловно, сохранятся, поскольку каждый человек в своих поступках руководствуется не только усвоенными в культурной среде нормами и правилами поведения, но и ситуативными побуждениями. Однако, эти преступления уже нельзя, по-большому, счету относить к этнической преступности. Здесь я соглашусь с Ф. Ницше, который утверждал, что нельзя возвеличивать или хулить народ только в целом, можно говорить лишь об отдельных личностях.
Что будет, если правящая элита продолжит пагубный курс игнорирования межнациональных конфликтов?
Случаи терроризма и экстремизма станут учащаться. Страна будет ввергнута в пучину новой гражданской войны и распадется по типу югославского сценария.
"Там, где начинается национальное, - писал Юрий Нагибин, - кончается Богово, кончается этическое, кончается всё. Африканский тамтам, узбекский бубен и даже русская жалейка не стоят того, чтобы в их честь ломать друг друга хребет".
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |