Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

05.03.2013 Выгода или Долг: Размышления по поводу российского футбола

Автор: Александр Жмыриков

"Ставить на первое место долг, а затем выгоду – почетно;
ставить на первое место выгоду, а затем долг – позорно"

Сюнь-Цзы

Завершается продолжительный тренировочный сбор российских футбольных команд мастеров. Совсем скоро стартует завершающий этап первенства страны по футболу сезона 2012-2013 гг. Спортивные издания публикуют информацию о переходах футболистов, совершенных в зимнее трансферное окно, дают интервью с тренерами. Никого не смущает даже факт проведения первых игр мужского первенства в Международный женский день 8 Марта. Да и чему можно смущаться в российской действительности, если вот уже четверть года головы болельщикам и лицам, ответственным за состояние национального спорта номер один будоражат своими заявлениями мультимиллиардеры, пытающиеся навязать свои порядки футбольного хозяйствования, противоречащие установленным правилам ФИФА и УЕФА.

Да-да, речь идет о пресловутом проекте проведения "объединенного (российско-украинского) чемпионата по футболу".

До 18 февраля 2013 года, высказывания "олигархов-затейников", относительно этой губительной для российского футбола идеи, можно было относить на счет уязвленного самолюбия Капитала, не сумевшего провести в конце прошлого года на пост руководителя РФС своего ставленника.

Однако после образования специальной структуры в форме автономной некоммерческой организации "Объединенный чемпионат по футболу" и проведении 18 февраля 2013 года заседания этой организации, на котором озвучена концепция турнира, отмалчиваться больше нельзя. Ибо дальнейшее развитие ситуации грозит нанесением серьезного ущерба, если не гибели всему российскому футболу.

Напомню, что инициаторами проведения объединенного российско-украинского чемпионата по футболу выступили главные спонсоры профессиональных футбольных клубов: ЦСКА (Евгений Гинер), санкт-петербургского "Зенита" (А. Миллер), махачкалинского "Анжи" (С. Керимов).

Их идеи, облеченные в форму концептуальных предложений созданной ими с участием некоторых российских футбольных клубов автономной некоммерческой организации "Объединенный чемпионат по футболу", в снятом виде выглядят следующим образом.

1. Объединенный чемпионат России и Украины должен проводиться в двух дивизионах: высшем (элитном) и первом (рангом ниже). Высший дивизион могут составить 9 лучших команд премьер-лиги чемпионата России 2013-2014 гг., и 9 команд высшего дивизиона Украины по итогам чемпионата 2013-2014 гг.

В первый дивизион войдут остальные команды премьер-лиг российского и украинского чемпионатов плюс несколько лучших клубов первых дивизионов этих чемпионатов.

2. Средства для формирования уставного фонда новой организации и старта затеи выделит Газпром.

3. Новая организация получает эксклюзивные права на заключение коммерческих договоров с телекомпаниями по продаже телетрансляций футбольных матчей объединенного чемпионата.

4. Отменяется лимит на легионеров в футбольных клубах, участвующих в объединенном чемпионате.

5. Вопрос представительства футбольных клубов в европейских клубных турнирах, проводимых УЕФА, является предметом дальнейших переговоров.

Инициаторы "нового футбольного порядка" в качестве ведущего мотива своей активности по продвижению проекта выдвигают коммерческую Выгоду.

По их мнению, матчи объединенного чемпионата двух стран будут посещаться гораздо большим числом зрителей, нежели матчи чемпионатов отдельных стран, проводимые ныне. Это повысит цену на рекламу, размещенную во время таких матчей, а, следовательно, и выручку от телекомпаний, покупающих права на трансляцию матчей.

В числе вторичных мотивов называется рост футбольного мастерства игроков в связи с увеличением числа сложных матчей; рост числа "южных" полей с естественным  покрытием и даже "сплочение" народов России и Украины.

Что же на самом деле несет идея нового футбольного порядка?

Начну с выгоды. Она, конечно, будет, но не для российского или украинского футбола, а для отдельных функционеров от футбольного хозяйства.

Во-первых, авторы идеи, создав собственную организацию, пытаются "приватизировать" права продажи телетрансляций, принадлежащие сегодня национальным футбольным союзам. В случае удачи, они будут самостоятельно распоряжаться полученными средствами и совсем не факт, что будут целиком и полностью вкладывать их в развитие национальных футбольных  хозяйств. При самом хорошем раскладе они будут выполнять функции посредников, а, следовательно, будут отчислять часть средств на выполнение посреднических функций. К чему это ведет, мы уже убедились на многочисленных примерах посредничества в ЖКХ, Министерстве обороны РФ и др.

Национальные футбольные федерации будут ходить с протянутой рукой и выполнять любые прихоти "новой футбольной знати" ради того, чтобы как-то экипировать, обустроить процесс подготовки сборных команд страны для участия в международных соревнованиях.

Во-вторых, выгоду, безусловно, получат футбольные агенты. Ведь отмена лимита даст простор трансферам футболистов из самых экзотических стран мира. Национальным талантам придется искать футбольного признания в зарубежных клубах третьего уровня, поскольку в лучшие футбольные клубы без игровой практики они попасть не смогут, а в национальных клубах все места будут заняты гастарбайтерами. К чему это приведет, мы можем убедиться на примере родоначальницы футбола – Англии. Да, в английских клубах высокие зарплаты. Но где сейчас сборная Англии? Ее последние успехи датированы семидесятыми годами прошлого столетия, когда действовали правила лимита на иностранных игроков. И это Англия, где вековые традиции развития футбольного хозяйства, благоприятный климат, отличные газоны, налаженная система подготовки игроков. Что же говорить о России и Украине? Мы сразу же упадем в число стран, отстаивающих предпоследние места в спорах с Албанией, и Люксембургом.

Авторы нелепой затеи разглагольствуют о выгоде для футбольных клубов, которые получат, дескать, доходы, несравнимые с сегодняшними доходами. Для того чтобы опровергнуть этот довод, достаточно заглянуть в справочные данные по посещаемости ведущих российских команд в матчах еврокубков с ведущими европейскими клубами. Вы увидите, что даже в матчах  "Барселоны" с "Рубином" и "Спартаком" стадионы в Казани и Москве не были заполнены до отказа. Что уж говорить об остальных командах?

А какому клубу будет выгодно содержать спортивные школы при отмененном лимите на иностранных игроков? Вы посмотрите сегодня на некогда сильные футбольные школы московского "Торпедо", московского "Локомотива", "Ростова", "Кубани". Ответ будет очевиден.

Иными словами, Выгода для немногих, обращается Проблемой, а в перспективе Трагедией для национального футбола, как в России, так и в Украине.

Теперь поговорим о рисках.

Во-первых, если не дать по рукам сегодняшним радетелям футбольной смуты, наши страны могут быть отлучены от мирового футбольного сообщества. И это уже не домыслы, а реальность. Ведь в соответствии с действующими Уставами ФИФА и УЕФА, чемпионаты стран организуют только национальные федерации футбола и никто больше. Национальные федерации входят в состав УЕФА и ФИФА и транслируют на территориях своих стран правила футбола, утвержденные европейской и всемирной организациями футбольного сообщества. Попытки игнорировать эти правила приведут к дисквалификации футбольных сборных и профессиональных футбольных клубов данных стран. Игроки этих клубов и сборных будут лишены права участвовать в любых соревнованиях под эгидой УЕФА и ФИФА.

Может быть авторам завиральной идеи на все это наплевать? Ведь они могут в любой момент сесть в личный самолет и отправиться в уголок любой страны для созерцания поединка ведущих европейских и мировых клубов. Но как быть нам, простым болельщикам? Да и смотреть постоянно на чужой "праздник жизни" желания мало.

Другими словами, хотят ли этого организаторы "нового футбольного порядка" или нет, они своими действиями способствуют разделению всех граждан на эксклюзивное элитное меньшинство, которому дарованы все возможности наслаждения, и инклюзивное быдло, которому предлагается дважды в год посмотреть матчи "Динамо" Киев - "Спартак" Москва в исполнении игроков Сенегала, Нигерии и Кабо-Верде. 

Во-вторых, острая сегодня проблема судейства, достигнет пика безумия в объединенном чемпионате. Кому доверить право судить матчи украинско-российского противостояния? Назначайте на эти матчи хоть самых лучших украинских или российских рефери – им не поверят либо в одной, либо в другой стране.  

В-третьих, проблема фанатов. Сегодня не только во Львове, но и на всей территории западной Украины небезопасно говорить на русском языке. Что же будет на раскаленных страстями трибунах, когда к болельщицким страстям добавится агрессия против "москалей" (а в ответных матчах – против "хохлов")? Неужели дипломатическому корпусу двух стран нечем больше заняться кроме как разрешением постоянных межнациональных болельщецких конфликтов?

Не надо забывать, что России выпало право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. К этому чрезвычайно ответственному событию надо тщательно готовиться. Может быть, те же господа Миллер, Керимов, Гинер и поддерживающие их сторонники, имеют скрытое желание уйти от участия в подготовке мундиаля, и, провоцируя руководство мирового футбольного сообщества сорвать проведения чемпионата в нашей стране?

С точки зрения экономии федеральных средств это, может быть, и было бы единственно полезным следствием всей их затеи, но надо думать и о престиже страны. Ведь после столь сокрушительного фиаско, в Россию откажутся инвестировать не только мировые лидеры, но и средний капитал?!

Можно конечно заподозрить авторов затеи и в большой политической игре. Если это так, то она направлена на дискредитацию В.В. Путина и ориентирована как раз на год его возможного переизбрания на новый срок. В таком случае, это чревато серьезнейшими внутрироссийскими политическими потрясениями, а, возможно, и развалом страны.

Резюме:

1. Необходимо осудить пагубные затеи, направленные на дестабизацию культурной, социальной, а впоследствии политической и экономической ситуации в стране.

2. Президенту Российской Федерации целесообразно пересмотреть кандидатуры представителей государства в государственных корпорациях, оставив на этих постах лиц стопроцентно ориентированных на национальные интересы страны.

3. Необходимо выразить со стороны государственных и общественных органов всестороннюю поддержку Российскому Футбольному Союзу вообще, и его председателю Николаю Толстых, в частности, в деятельности, направленной на развитие национального спорта номер один. Целесообразно создать фонд поддержки российского футбола, в котором на правах государственно-частного партнерства могли бы быть аккумулированы средства госкорпораций и частного капитала. А распоряжение средствами фонда было бы поручено наблюдательному совету из числа уважаемых лиц страны под руководством РФС.

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна