Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Эксклюзив

13.11.2012 Индекс доверительной легитимности Олега Маслова

Автор: Александр Васильевич Прудник

В 2001 году Олег Юрьевич Маслов предложил экспертному сообществу использовать новый инструмент для мониторинга и анализа происходящих политических процессов. В этот момент потребность в новых методах политических исследований осознавалась многими специалистами, поскольку начавшаяся стремительная трансформация политической системы страны требовала выработки адекватных инструментов для ее описания.

Суть предложения Олега Маслова состояла в том, что для объективной, сравнительной оценки итогов выборов различного уровня необходимо ввести понятие доверительная легитимность (избранника или органа власти).

Под доверительной легитимностью предлагалось признать отношение числа проголосовавших "за" избранника к числу всех избирателей, имеющих право участвовать в данных выборах.

Введение данного понятия необходимо для получения реальной картины изменений в общественно - политической жизни страны.

Ретроспективный анализ прошедших на тот момент выборов с помощью показателя доверительной легитимности уже тогда позволил ему выявить очень важную особенность сложившейся политической системы страны, суть которой стала ясна для большинства аналитиков лишь спустя годы.

Он указал, что политические процессы, происходящие на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что региональные и центральные политические элиты рассматривают снижение уровня доверительной легитимности как эффективный инструмент сохранения своего корпоративного контроля над обществом. Зачастую целью многих предвыборных акций является искусственное понижение уровня явки избирателей. Данная стратегия соблазнила многих представителей властных элит своей простотой в деле удержания власти и вызвала чувство самоуспокоенности, уверенности в том, их идеал "управляемой демократии" близок к достижению. Но кажущаяся стабилизация политической системы, основанной на таких механизмах, является иллюзорной. В условия, когда большинство граждан лишается возможности адекватного представительства своих интересов, начинается быстрое формирование антивластного ядра, которое, численно увеличиваясь, в определенный момент достигнет критического значения с разрушительными последствиями для сложившейся ныне политической системы.

Сейчас мы являемся свидетелями исполнения этого научного предвидения О. Маслова.

Еще одна принципиальная позиция, которую всегда отстаивал О. Маслов, состояла в том, что результаты выборов необходимо анализировать исходя не из процентов голосов избирателей, а из абсолютного числа голосов, полученных кандидатами или партиями. Голос избирателя не девальвируется, в то время как проценты в разных выборах весят по-разному и значат не одно и то же.

Предложенная О. Масловым методика анализа электоральных процессов доказала свою действенность, что позволяет использовать ее для анализа последних прошедших в стране выборов.

Особенность результатов выборов Президента в марте 2012 года и региональных выборах в сентябре состоит в том, что для руководства страны они были индикатором смены настроений в обществе. После массовых акций протеста конца 2011 и начала 2012 года возникло ощущение, что правящая элита страны начала терять поддержку общества. Эта новая ситуация была настолько необычна и драматична для власти, что успех партии власти на прошедших после этого выборах был воспринят правящей элитой с облегчением: никакой радикальной смены общественных настроений не произошло. Ошибочность такого вывода крылась в неверной интерпретации результатов выборов, поскольку единственным показателем принятым в расчет оказался процент голосов избирателей отданный за В. Путина и партию "Единая Россия". Однако расчет этих результатов голосования по предложенному О. Масловым уровню доверительной легитимности и абсолютному числу голосов позволяют увидеть иную картину.

В марте 2012 в ряде регионов страны прошли выборы в различные уровни власти. В 6 из них состоялись выборы в региональные законодательные органы. Их результаты были однозначно восприняты как успех партии власти, что было особенно важно, поскольку эти выборы прошли после серии массовых протестных выступлений, связанных с предыдущими выборами в Государственную Думу. Сопоставление результатов голосования 2007 и 2012 годов дают следующую картину:

Регион Выборы 2007 года
% голосов полученный партией "Единая Россия"
Выборы 2012 года
% голосов полученный партией "Единая Россия"
Краснодарский край 67,05 69,47
Удмуртская республика 55,95 59,19
Пензенская область 67,62 70,64
Саратовская область 60,78 77,92
Сахалинская область 55,27 50,18

Во всех этих регионах, за исключением Сахалина, "Единая Россия" в процентных показателях улучшила свои результаты. Однако если за основу принять расчет по числу избирателей, проголосовавших за эту партию и уровню доверительной легитимности, то никакого успеха в реальности не было.

Сопоставим результаты выборов по этим двум показателям:

  Выборы 2007 г. Выборы 2012 г.
  Число избира-
телей
Число
избирателей
проголосо-
вавших за
"Единую
Россию"
Индекс
Довери-
тельной легитим-
ности
Число избира-
телей
Число
избирателей
проголосо-
вавших за
"Единую
Россию"
Индекс
Довери-
тельной легитим-
ности
Краснодарский край 3.779.179 1.618.626 0,42 3.753.146 1.165.016 0,31
Удмуртская республика 1.221.331 417.801 0,34 1.212.016 265.495 0,22
Пензенская область 1.132.646 523.901 0,47 1.117.345 384.327 0,34
Саратовская область 1.997.276 724.454 0,36 1.975.724 720.807 0,36
Сахалинская область 396.292 66.948 0,17 394.924 54.314 0,14

Таким образом, результаты выборов в региональные законодательные собрания 2012 года продемонстрировали не рост, а, наоборот, снижение уровня электоральной поддержки партии власти. Во всех этих регионах уменьшилось число избирателей проголосовавших за "Единую Россию". Существенно снизился и уровень доверительной легитимности партии.

Прошедшие в сентябре 2012 года региональные выборы зафиксировали продолжение тренда на снижение уровня поддержки власти со стороны населения. Это свидетельствует о том, что вопрос о трансформации нынешней политической системы страны не только не снят с повестки дня, а, напротив, приобретает все большую актуальность.

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна