Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

21.08.2012 Еще раз о ВТО

Автор: Сергей Кочеров

- Папа, а что такое "чёрный юмор"?
- Ну вот, смотри: "Обама поздравил Россию со вступлением в ВТО!" (Анекдот)

В этот четверг, 23 августа 2012 г., Россия должна быть официально принята во Всемирную торговую организацию (ВТО) и в качестве ее члена будет обязана следовать тем же торговым правилам, что и Соединенные Штаты Америки и 154 остальные страны. Путь России в ВТО занял 18 лет (дольше нас по нему идет лишь Алжир, который пытается сделать это с 1987 года), притом, что средний срок вступления государства в эту организацию составляет около 7-7,5 лет. Казалось бы, за такое время можно было бы в деталях обсудить все "плюсы" и "минусы" этого присоединения - сначала на круглых столах ученых и экспертов, затем на встречах представителей власти и бизнеса - после чего довести полученную в итоге объективную и взвешенную информацию до самой широкой общественности. Однако, как показали посвященные этой теме парламентские слушания, которые предшествовали ратификации документов Думой, о том, что найдет, что потеряет Россия со вступлением в ВТО, не ведают ни эксперты и ученые, ни бизнесмены и чиновники, ни, тем более, простые граждане.

Дошло до того, что депутаты Госдумы, которые в своем большинстве не только являются членами партии "Единая Россия", но еще и отражают интересы финансово-промышленного лобби, даже попросили главу государства отсрочить вступление России во Всемирную торговую организацию. Тем более что после ознакомления с материалами, присланными из кабинета министров, у них сложилось устойчивое мнение, что правительство до сих пор не подготовило защитные меры для отраслей, которые могут пострадать от вступления России в эту организацию. Но президент Владимир Путин в ответ на просьбу депутатов заявил, что вступление в ВТО отсрочить нельзя. И они послушно проголосовали за все документы, чтобы не нарушать отведенные правилами ВТО сроки, в соответствие с которыми на ратификацию отводится не более 220 дней, что обязывало их уложиться к 23 июля. В результате уже 21 июля 2012 г., ровно месяц назад,президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года".

В результате того, что важнейшему для общества процессу вхождения страны в крупнейшую международную торговую организацию придали характер тайной спецоперации, положение России накануне вступления в ВТО можно сравнить с положением человека, который намерен прыгнуть с моста в реку. Прыгнуть-то он прыгнет, а вот вынырнет ли, сможет ли выйти на берег, и в каком будет состоянии, кто ж его, болезного, знает! Нам говорят, что после вступления в ВТО Россия станет более привлекательной страной для иностранных инвестиций, и это породит бум, сравнимый с тем, что произошел в Китае, который вступил в ВТО десять с лишним лет назад. И тут же предостерегают, что для этого нам придется преодолеть серьезные проблемы, в числе которых и коррупция, и неэффективность предприятий, иначе целые отрасли экономики потерпят крах в условиях иностранной конкуренции. То есть два десятилетия мы с этими проблемами разобраться никак не могли, но только их усугубляли, а тут за 2-3 года переходного периода, мы их преодолеем, как это сделал Моисей, проведя свой народ по морю, аки по суху! А если отбросить эти столь милые нашему детству и близкие нашим правителям ожидания в духе "по щучьему велению, по моему хотению", то возникает два закономерных вопроса: что выйдет из вступления России в ВТО, и зачем оно так нашим правителям понадобилось?

Объективному сравнению "плюсов" и "минусов" вступления России в ВТО, как уже было сказано, препятствует отсутствие в открытой печати аналитических докладов, выводы которых содержали бы комплексную оценку всех последствий этого процесса как для страны в целом, так и для ее регионов в отдельности.При отсутствии системных исследований данной проблемы в открытых источниках можно опираться лишь на разрозненные сведения, которые делают целостную картину достаточно фрагментарной и нуждающейся в серьезном уточнении и дополнении. Но для начала нужно привести ряд соображений общего характера, которые должны учитываться при вынесении сравнительной оценки последствий вступления России в ВТО. Первым делом следует признать, что доля России в мировой торговле традиционно невелика, поэтому она в обозримом будущем вряд ли сможет претендовать на ведущие роли в этой области. Так, в подготовленном банком HSBCисследовании "Карта мировых торговых связей" доля России в мировой торговле в 2010 г. составляла 2,26% (в1990 г. - 2,2%, в 2000 г. - 1,1%), причем этот показатель вырос в основном благодаря экспорту нефти, газа и нефтепродуктов. Для сравнения, в кризисном 2008 г. доля в мировой торговли США составляла примерно 8,9%, Германии - 6,8 %, Китая - 6,6%.

В настоящее время ключевыми отраслями, определяющими развитие торговли России, являются нефтяная, газовая и деревообрабатывающая, а в последнее время возрастает еще и добыча никеля, производство никелевых продуктов, удобрений и минерального топлива. Все эти отрасли связаны с добычей и первичной утилизацией сырья. Между тем давно известно, что наиболее выгодна и доходна торговля не сырьем и полуфабрикатами, а готовыми изделиями и эксклюзивными услугами, которые составляют малую часть российского экспорта. Но зачем стране с ярко выраженной сырьевой направленностью экономики нужны условия наибольшего благоприятствования в торговле продукцией перерабатывающей промышленности, которые, да и то в лучшем случае, обеспечивает членство в ВТО, известно только первым лицам нашего государства, которые пытаются скрыть даже от Всевышнего эту совсекретную информацию!

Далее, следует учесть, что ВТО лишь на словах является "союзом равных", тогда как на деле самые богатые и развитые страны, входящие в эту организацию, чувствуют себя "равнее" других. Об этом наглядно свидетельствует система двойных стандартов в ВТО и особое положение, которое занимают в ней США и Евросоюз. Например, требуя от России отмены всех ограничений по свободному доступу своей сельскохозяйственной продукции на ее рынки, США открыто поддерживают своих фермеров на государственном уровне, и ВТО ни разу не применяло к ним положенные за то санкции. В США на сегодня действуют около 2 тыс. ограничений на поставки продукции российских предприятий, и американцы нисколько не скрывают, что не собираются отменять их после вступления России в ВТО (даже такой анахронизм, как поправка Джексона - Вэника точно переживет 2012 год).

Не стоит питать иллюзии после вступление России в ВТО и в отношении стран Европы. Так, Евросоюз уже озвучил претензии по поводу льгот имеющихся у сборочных предприятий в России. Правительство нашей страны предоставляет льготы иностранным автомобильным компаниям на ввоз комплектующих при создании сборочных предприятий в России. Взамен производители обязуются создавать заводы с годовой производительностью более 25 тыс. машин в год и берут на себя обязательства создавать в России конструкторские бюро, лаборатории и вспомогательные предприятия. Евросоюз, переживающий серьезные экономические проблемы, видит в такой политике российского руководства нежеланную преграду для поставок в Россию собранных за ее пределами автомобилей и прямо указывает, что в случае вступления России в ВТО эту политику придется изменить. Таким образом, вместо ожидаемого вместе с членством в ВТО щедрого притока инвестиций и бурного развития высокотехнологических отраслей может получиться жесткое закрепление за Россией того места, на котором ее хотят видеть в мире те, кто "заказывает музыку" в этой организации.

Каковы все же "плюсы" и "минусы" вступления России в ВТО? Рассмотрим их в порядке очереди. Начнем с возможных положительных сторон интеграции России во Всемирную торговую организацию, которые называются чаще всего его сторонниками. К ним следует безусловно или при известных условиях отнести:

1) Вступление в ВТО откроет для российских компаний много новых рынков. В выигрыше окажутся, прежде всего, нефтяники и газовики, на которых приходится 65% экспортной выручки, а также металлурги (15%), причем, после вступления их доля однозначно увеличится. [Замечу, что сами российские сталевары в последнее время уже не находят для себя выгоды от вступления в ВТО. Так, по мнению Владимира Лисина, президента некоммерческого партнерства "Русская сталь" и главы совета директоров НЛМК, в 2012-2013 гг. металлурги ожидают жесткой конкуренции, проведения антидемпинговых расследований, снижения экспорта стали и потребления сырья.

2) Российские производители и экспортеры перестанут подвергаться дискриминации на зарубежных рынках, а правительство сможет более эффективно отстаивать их права и интересы. Сегодня потери российских экспортеров от ограничений на рынках других стран и от недобросовестной конкуренции составляют примерно 2,5 млрд. долларов в год, заявлял В. Путин еще в бытность свою премьером;

3) Когда страна начнет вести свое хозяйство по правилам ВТО, в результате чего улучшится ее деловой климат и репутация в мире, в России начнется бум иностранных инвестиций [Однако, по общему признанию, для этого российскому правительству необходимо решить проблему коррупции и неэффективного управления - не только в производстве, но и в государстве];

4) На рынках России расширится ассортимент товаров и услуг, а сами они станут более качественными и дешевыми. Произойдет снижение пошлин и цен на лекарства, бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Оказавшись в условиях честной конкуренции с иностранными производителями, российские производители также будут вынуждены повышать качество своей продукции и снижать ее стоимость, что должно привести к снижению инфляции;

5) Зарубежные банки, пришедшие в Россию, станут выдавать более "долгие" и дешевые кредиты - как предприятиям, так и частным лицам. Это стимулирует развитие производства и спрос населения;

6) Западные компании принесут с собой современные технологии, а иностранные банки - финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для возрождения российской промышленности и подъема сельского хозяйства, в конечном счете - для модернизации не только экономики, но и всех сфер жизни России.

Теперь обратимся к возможным отрицательным последствиям вступления России в ВТО. Противники вхождения России в эту организацию относят к ним следующие неутешительные перспективы:

1) Большинству российских предприятий промышленности, торговли и сельского хозяйства не стоит рассчитывать на выгоды от вступления страны в ВТО. Их продукция не пользуется спросом на зарубежных рынках, а с внутреннего рынка она со временем будет вытеснена более дешевой продукцией зарубежных компаний. Особенно тяжело придется жителям моногородов, в которых с советских времен налажено производство лишь одного типа продукции. По меньшей мере, в половине из около 450 таких городов в России градообразующие предприятия вряд ли выдержат иностранную конкуренцию;

2) Возможность свободно ввозить товары на российский рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в российское производство. Товарную экспансию на российский рынок облегчит 80% износ основных фондов в России. Российские компании в основном будут проигрывать в конкурентной борьбе. Более всего пострадают автомобильная, авиационная, химическая, деревообрабатывающая, строительная и дорожная отрасли промышленности, производство электроприборов и лекарств, торговля и сельское хозяйство;

3) После вступления России в ВТО преимущества отечественных предприятий будут изъяты как недопустимые привилегии в формально равноправном торговом мире. Внутренние цены на энергоносители сравняются с мировыми, что резко повысит издержки отечественных производителей, еще более ослабив их в конкурентной борьбе с иностранными производителями. Сотни отечественных банков разорятся или будут поглощены, такая же судьба ждет сотни торговых предприятий, которые не выдержат высокой конкуренции иностранных сетей, способных обеспечить более дешевые товары;

4) Ослабление и разорение многих российских производителей приведет к падению реальных доходов населения, что ослабит внутренний рынок. Даже его поддержка государством будет работать на иностранных производителей. Хотя цены не будут расти прежними темпами, а некоторые даже понизятся, реальные доходы многих россиян, лишившихся работы, понизятся еще больше, что породит рост социального напряжения и радикальных выступлений. Конечно, государство могло бы обеспечить работникам пострадавших предприятий нечто вроде "подушки безопасности", помогая им, организуя их переподготовку, обучение, а при необходимости и переезд. Но как-то сложно себе представить, что нашим чиновникам есть до всего этого дело;

5) Экологические чистые отечественные продукты могут быть вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами. Известно, что страны, пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия, были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров. Со временем это скажется на здоровье россиян, которое и так оставляет желать лучшего;

6) Вступление в ВТО не только закрепит сырьевой характер российской экономики, но нанесет тяжелейший удар по всему национальному производству, лишив страну надежды на модернизацию экономики и общества в целом, на повышение уровня жизни россиян. Общество еще более расколется на богатое и продажное меньшинство, состоящее в услужении у зарубежных хозяев, и униженное и озлобленное большинство, которое неизбежно захочет изменить свое положения действиями насильственного характера.

На тотальную коррупцию в органах российской власти как на главное препятствие в развитие конкуренции, притоке инвестиций, развитии инновационного производства указывают почти все эксперты. Чего это стоит России в денежном эквиваленте, можно показать на одном конкретном примере. Так, год назад Роскосмос официально признал, что космический аппарат "Экспресс-АМ4", запуск которого был осуществлен 18 августа 2011 г. с космодрома Байконур, находится на нерасчетной орбите, т.е. образец высокой технологии стоимостью в 20 млрд. рублей стал "космическим мусором". Замечу, что речь идет о космической промышленности, одной из очень немногих интеллектуальных отраслей российской экономики, которые пока выдерживают конкуренцию с западными компаниями. В то время как специальная комиссия винит в нештатном пуске вычислительный комплекс и программистов, по мнению эксперта в области космонавтики Ю. Караша, причина заключается в банальном воровстве. До 40% бюджетных средств, выделенных на программу "ГЛОНАСС", было разворовано, - полагает эксперт. Один из способов воровства - закупка элементной базы более низкой категории, вследствие чего снижаются надежность и сроки работы спутников на орбите. "Если все бюджетные средства будут использоваться по назначению, то уже одно это существенно повысит качество российской ракетной техники", - утверждает Караш. Но как российские чиновники, в том числе находящиеся в правительстве, будет бороться с коррупцией в своих рядах, остается загадкой.

Тогда зачем же российские президент и правительство с упорством, достойным лучшего применения, потратили так много сил и средств на вступление своей страны в ВТО, не имея на руках тех "козырей", которые в 2001 г. были у Китая? На этот счет можно строить разные предположения, из которых, зная тех, кто правит нами, наиболее убедительными представляются следующие:

1) Членство в ВТО рассматривается в Кремле как еще одно подтверждение того, что Россия обретает статус "мировой державы", повышает свое влияние в мире (СССР Горбачева туда не приняли, а Россию Путина принимают!). Кроме того для нынешних первых лиц России хочется казаться в глазах мирового сообщества"цивилизованными людьми", которые играют по правилам высшего света, при доходящей до самых варварских проявлений авторитарной политике в своей стране;

2) Нынешняя экономическая политика властей исчерпывает себя, делая все более проблематичным выполнение взятых на себя социальных обязательств, что чревато переходом латентного политического кризиса в открытую активную фазу, связанную с возможностью применения насилия не только со стороны авторитарного государства, но и возмущенного народа. В этой ситуации надежда на приток инвестиций с Запада и с Востока сродни упованию верующего на падение "манны небесной";

3) Рациональный, научно обоснованный подход к политике - что внешней, что внутренней - давно не в чести у кремлевских "стратегов", отдающих явное предпочтение волевому напору и эмоциональным импровизациям. "Главное - ввязаться в бой, а там - посмотрим!", - могли бы они сказать, повторяя любимую поговорку Наполеона. Участие России в различного рода организациях для них представляется чем-то вроде игры - если не военной операции, то шахматной партии, в которой, по их мнению, побеждает самый хитрый. Проблема только в том, что наши правители не Наполеоны и даже не Каспаровы, которого, конечно, можно побить при помощи ОМОНа, но в шахматы обыграть нельзя;

4) Первые лица государства- это только самая верхушка айсберга, с которым можно сравнить бюрократию. О чем в своей массе думают российские чиновники, какие интересы стоят у них на первом месте, хорошо известно. Обещанный в связи со вступлением России в ВТО приток инвестиций интересует их, прежде всего, с точки зрения "откатов", которыми они надеются пополнить свои карманы и счета за границей. Как тут не вспомнить выведенного классиками незабвенного М. С. Паниковского, который, пиля чугунные гири, принятые им за золотые, представлял в своей голове такие цифры, от которых он даже повизгивал;

5) Кто точно окажется в выигрыше от вступления России в ВТО, так это нефтяные и газовые компании. В России они объединены в государственные корпорации, которыми руководят или фактически контролируют первые лица государства.К этому также можно добавить многочисленные слухи о том, что эти же люди являются бенефициарами компаний, продающих нефть и нефтепродукты зарубежным покупателям совсем по другой цене, чем они добываются и производятся в России. С учетом весьма вероятного наступления социально-экономической, а затем и политической нестабильности в России, капиталы, полученные за время несения бремени государственного управления, могут стать желанным пропуском в то самое "высшее общество", стать полноправными членами которого они мечтают. И даже если придется поделиться изрядной частью "нажитого непосильным трудом" за право поселиться в Лондоне, чтобы тебя никогда не выдали по запросу другой страны, словно Ассанжа какого-то, не беда: за безопасность нужно платить. А далее как в известном советском фильме, который так славно будет посмотреть на плазменном экране личного кинотеатра в поместье в доброй старой Англии: "Хорошая жена, хороший дом - что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?!".

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна