Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Маслов Олег Юрьевич
"Интеллект — это то, что способно
исследовать мир и строить
объяснительные теории
наблюдаемых явлений" (Дэвид Дойч)
"О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!"
(Осип Мандельштам)
Что происходит в Беларуси, и существует ли технология препарирования реальности, которая позволит нам ввести некую систему координат, в рамках которой можно будет оценить движение данного суверенного государства в будущее? Выстроить корректную систему координат можно, при условии слома традиционного (эволюционного) формата восприятия реальности. Проведем некую параллель между мировым кризисом и Второй мировой войной.
Для белорусской властной элиты в целом характерно "оборонное мышление". Лучшие образцы "оборонного мышления" дала Вторая мировая война. Для проведения корректного компаративного анализа нам необходим нестандартный взгляд на ход Второй мировой войны, в формате "оборонного мышления". Оригинальную формализацию Второй мировой войны презентовал известный аналитик, выдающийся российский экономист Владимир Юровицкий.
Юровицкий выделил четыре этапа Второй мировой войны: "Первый этап войны. Полный разброд в высших военно-политических кругах. Причем их действия до сих пор просто непонятны. Командный слой армии, ее генералитет деморализован. Солдат не очень понимает, что это за война и почему он должен сражаться за этих коммунистических нехристей, этих голодоморцев. И кто же поражение первых месяцев войны не дал превратить в катастрофу? Это лейтенант. Или майор. Это низший и отчасти средний командный состав на своих малых плацдармах организовывало сопротивление, не давало полностью проиграть войну. Они, эти лейтенанты-майоры часто без руководства сами держали оборону сколько возможно, удерживали солдат от бегства. Они понемногу выгрызали куски из непобедимой немецкой армии, так что к концу сорок первого первый вошедший в Россию контингент гитлеровских войск уже весь лежал в русской, украинской, белорусской Земле... Второй этап от Сталинграда до Курска - это солдатский. Наконец поднялся солдат и взял судьбу войны в свои руки, переломил ее. Он пробудился как защитник своей отчизны, своей родины от нашествия неметчины и всей европы. Проявив фантастическое упорство под Сталинградом и Курсом, он поднялся во весь рост и определил судьбу войны. Итак, второй этап - солдатский. Третий этап сорок четвертый год - это этап генеральский. именно в это время были проведены самые блестящие операции Второй мировой войны российскими военачальниками. Эти так называемые 10 сталинских ударов. И последний этап - этап политический, этап политиков - Сталина, Рузвельта и Черчилля. На этом этапе они решали ход войны, куда направить войска, какие цели ставить. Итак, последний этап военно-политического руководства".
Что нам дает формализованная В.Юровицким картина? Данная формализация позволяет нам объективизировать действия властной элиты в период известных форс-мажорных обстоятельств. Первый этап войны, "лейтенантско-майорский", характеризующийся очагами внесистемного сопротивления наступлению немцев, и второй этап, "солдатский" – это период времени, в рамках которого элита находилась, по определению социолога А.Прудника, в состоянии "рефлективного самосохранения". "Генеральский" этап - это этап перехода к директивному управлению элитой всеми известными ей ресурсами, а этап "политический" – это время перехода элиты к традиционному для себя состоянию "на шаг впереди". Для нас представляет интерес лишь два базовых состояния: состояние "рефлективного самосохранения" и состояние "на шаг впереди".
Социолог А.Прудник отметил, что состояние "рефлективного самосохранения" советской элиты в период Второй мировой войны – это не только выполнение первоочередных мер по защите Отечества и сбережению жизненно важных ресурсов, но и "время инвентаризации всех ресурсов, а также использование мобилизационных технологий увеличения эффективности всех ресурсов, в первую очередь, людских". Отметим и то, что внешняя агрессия создала новую реальность, причем, данная реальность полностью не соответствовала доминирующим представлениям западных властных элит о ресурсоемкости России.
Второе состояние властной элиты – это состояние "на шаг впереди". Это состояние характеризует отношение (отношениЯ?) властной элиты со своим народом. После "ялтинских соглашений" советская властная элита, в отличие от народа, уже жила в новой реальности. Она не сомневалась в победе над Германией, а также в том, что произойдет расширение социалистического лагеря. А народ в это время жил героизмом. "Добить гадину!" – это общий лозунг героических масс.
В этом состоянии фронтовики и вернулись с полей сражений, и попали в новую реальность "восстановления народного хозяйства", что действительно требовалось после окончания войны. Это уже послевоенное состояние властной элиты "на шаг впереди", и героям войны пришлось под нее подстраиваться. Социолог Прудник отметил и то, что новая реальность потребовала и новые кадры. Он также подчеркнул, что доверие между властной элитой и народом уже оттенялось напоминанием о предвоенном "если завтра война, если завтра в поход". А что нам дают знания о двух данных базовых состояниях властной элиты?
Данные концептуальные форматы позволят нам провести компаративный анализ действий белорусской и российской властных элит.
"Оборонное мышление" белорусской властной элиты очень похоже на войну "по всем азимутам". Наиболее объективными концептуальными форматами, характеризующими мировосприятие белорусской властной элиты, необходимо признать два формата": политкорректный - "Брестская крепость" и неполиткорректный - "Северная Корея в центре Европы". Данные форматы важны для проведения сравнительного анализа.
В первые дни после 22 июня 1941 года вопрос "кто виноват" в СССР не звучал. И поэтому странно, что в Беларуси, в рамках преодоления последствий мирового кризиса, данный вопрос ставится. Что довольно странно по целому ряду причин. Выделим основные:
· Белорусская властная элита пыталась позиционировать себя в качестве "связующего звена" между Россией и Западом. У России после сентября 2008 года окончательно отпала потребность в усилении позиций Беларуси в вечном торге с Европой. И продолжения не последует. "Няма того што раньш было..."
· Белорусская властная элита пытается игнорировать фактор ослабления России в ходе мирового кризиса и перспективу исчерпания ЗВР России. Де-факто мировой кризис ударил по Беларуси косвенно, через Россию, и отрицать это бессмысленно.
· Белорусская властная элита пытается играть по старым правилам, которые стремительно переписываются во всем мире. История с Бакиевым – наглядное тому подтверждение. И переписывание правил игры находится лишь в начальной стадии.
Но вернемся к сравнительному анализу.
Приведем два взгляда на современную Беларусь: комплиментарный - "Беларусь – это СССР, но без нефти", некомплиментарный - "Беларусь – высокоэффективная советская экономика, но и ее срок истек". Данные позиции показывают, что ресурсы Беларуси на пределе и точек роста нет. И история с венесуэльской нефтью тому наглядное подтверждение. Что из этого следует?
Главный ресурс выживания властной элиты в условиях явного негативного внешнего вызова – это человеческий фактор. Качественное снижение уровня жизни населения позволит властной элите выжить в краткосрочной перспективе, и, судя по тому, как белорусская властная элита начала подготовку к предстоящим выборам, именно это и запланировано. Но не следует забывать, что длительное выживание Северной Кореи стало реальностью благодаря Китаю. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно найти цифры экспорта нефтепродуктов из Китая в Северную Корею. И едва ли Северная Корея сможет заменить Китай в аспекте поставок энергоресурсов на Индонезию или Иран.
Не исключен вариант и массовой приватизации в Беларуси, с попыткой "разложить яйца по разным корзинам", в соответствии с пожеланиями консультантов. Но это начало процесса рождения новой элиты, которая особо не будет церемониться с нынешней элитой уже в ближайшей исторической перспективе. Какой вариант рефлективного самосохранения выберет нынешняя белорусская властная элита, покажет ближайшее время. И остается один открытый вопрос.
Главный вопрос текущей повестки на постсоветском пространстве – это перспективы таможенного союза. Попытки выжать максимум уступок из России уже "на входе" едва ли увенчаются успехом. Российской властной элите спешить некуда. Один блоггер назвал таможенный союз России, Беларуси и Казахстана – "ТАМ СОЮЗ". И в соответствующую перспективу хочется верить. Требуется только войти в приоткрытую дверь...
Можно ли утверждать, что российская властная элита, в отличие от белорусской, находится в формате "на шаг впереди"? Гипотетически это предположить можно, несмотря на то, что известных миру "новых ялтинских соглашений" нет. А что могли бы включать "новые ялтинские соглашения"?
Данные тайные соглашения должны, как минимум, включать в себя разграничение сфер влияния между США, ЕС и Россией. По этим соглашениям Украина, Беларусь, Молдавия, а также Грузия и весь Кавказ остаются "зоной влияния" России, а будущее Центрально-Азиатского региона будет решаться после разрешения ситуации с Ираном. Но разграничение сфер влияния - это всего лишь желаемое будущее, а реальность, увы, прозаичнее.
Сегодня можно утверждать, что российская властная элита имеет определенное представление о планах США, в рамках "перезагрузки" отношений и координируемых действий по Афганистану и частично в ЦАР. Кроме этого, "особые" отношения России и Германии в рамках строительства Nord Stream позволяют российской властной элите объективно оценивать процессы в Европе. А Европе ныне не до экспансии. Более того. Приближающийся срок пуска Nord Stream будет означать сотворение новой реальности, к которой российская элита готова, в отличие от всех элит постсоветского пространства. А это позволяет предположить, что у российской властной элиты есть минимум трехлетний формат видения будущего. С одной стороны – это солидная фора, но с другой...
Российская властная элита окажется в условиях "22 июня" при любых чрезвычайных форс-мажорных обстоятельствах на мировом валютно-финансовом рынке. Но у нее есть определенные ресурсы, которые и позволят ей отсрочить разрушительные последствия внешнего негативного воздействия. А это, надеюсь, даст время выявить новых "генералов", способных нанести ответный удар.
Но это не главное. Бурхард-Христоф Миних отметил три века назад: "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует". Это можно сказать о России и сегодня. Но можно ли эти слова применить к Беларуси?
Первоисточник: http://www.imperiya.by/authorsanalytics19-7874.html
По теме: Белоруссия начала ХХI века: суверенитет как проблема геополитического выбора http://www.polit.nnov.ru/2008/04/18/belorusgeo/
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |