Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

30.11.2009 Социология ХХI века: толерантность как технология трансформации индивидуального сознания и эффект "минарета" в Швейцарии

Автор: Александр Васильевич Прудник

Интервью с социологом, старшим научным сотрудником нижегородского отдела Института социологии РАН  Александром Прудником.

– Александр Васильевич, вы – социолог. В состоянии ли социология как наука дать объективную карту реальности, особенно в условиях нынешнего мультипликативного нагромождения событий?

– Социология, как и любая наука, безусловно, в кризисе, точнее в трансформации. Мир меняется и социология вынуждена меняться. Но знания, накопленные социологией, позволяют объективно оценивать многие процессы. В ближайшей перспективе большинство социологов будут вынуждены отказаться от архаичных представлений прошлого ХХ века. Им также потребуется определенная смелость при презентации собственных исследований, особенно в тех случаях, когда результаты соц.исследований идут вразрез с догматами властей. А подобные ситуации будут нарастать.

  – В Европе вновь социологи "сели в лужу" с прогнозом исхода референдума по минаретам в Швейцарии. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Я вынужден вступиться за социологов, и развеять уже ставшие традиционными обвинения в их адрес. Действительно, перед сторонним наблюдателем следующая картина. Швейцарские, и не только швейцарские социологи, на основании своих полевых исследований, заверили европейскую общественность в том, что вынесенный на референдум вопрос о запрете на строительство минаретов в Швейцарии не будет поддержан гражданами. Большинство респондентов утверждали, что они против инициативы швейцарских правых, и неожиданно exit-poles показывает, что 59% граждан Швейцарии, принявших участие в референдуме против строительства минаретов. Сегодня мы знаем, что 57.7% граждан  Швейцарии проголосовали против строительства минаретов. И в чем виноваты социологи?

– Как минимум в том, что они соврали.

– Упрощенно, итоги социологических исследований – это всего лишь итоги обработки анкет, заполненных со слов граждан. Из этого следует, что сегодня мы с вами можем констатировать, что социологи выявили новый эффект. Этот эффект можно назвать эффект "минарета". Эффект заключается в том, в ходе социологического опроса респонденты вводят социологов в заблуждение, скрывая свои истинные намерения.

 – Вы хотите сказать, что социологов ввели в заблуждение?

– А ничего другого итоги референдума в Швейцарии и не предполагают. И самое интересное то, что эффект "минарета" позволяет нам формализовать и объективизировать особенности трансформации индивидуального сознания. Что заставляет законопослушных граждан лгать социологам? В первую очередь, тотальные законы толерантности, политкорректности и мультикультуризма. Многие граждане не в состоянии публично признаться, что их раздражают чуждые им архитектурные символы, которые внешне похожи на явные признаки оккупации захваченной территории. Они вынуждены лгать.

Сегодня в Швейцарии запрещено призывать с минаретов правоверных к службе. А что будет завтра? Эта мысль и повлияла на исход референдума. Итог известен. 29 ноября 2009 года в Швейцарии по итогам референдума был введен запрет на строительство минаретов в стране. За это проголосовали 57,7% жителей страны и 22 из 26 кантонов страны. "Против" высказались только кантоны Женева, Во, Невшатель и Базель. Хочу обратить ваше внимание на то, что exit-poles показал расхождение с официальным итогом всего в 1.3%. Это очень хороший результат для социологов, в переделах погрешности.  

– Что вам как социологу говорят итоги референдума в Швейцарии?

– Эффект "минарета" – это следствие трансформации индивидуального сознания граждан под воздействия законов толерантности, которые многие воспринимают, как тоталитарные законы и, даже, как фашистские. Мы сегодня знаем, что более 10% граждан Швейцарии из числа принявших участие в референдуме, как минимум, скрывают свои истинные взгляды. А в классической социологии это эффект достаточно хорошо изучен. Британские социологии, в рамках Содружества, помогают своим бизнесменам–соотечественникам, развивающим свой бизнес в Африке, профессиональными советами. Многие из советов британских социологов находятся на грани политкорректности. Так, бизнесменов предупреждают, что многие представители африканских властей и бизнеса лживы. И довольно часто не выполняют свои обязательства. При этом, британские социологи политкорректно объясняют, что эта ложь – это не их национальная или природная особенность. Ложь – это своеобразное наследие колониализма, когда рабы были вынуждены быть двуличными. И вот, ложь стала естественной для европейцев.

– Вы хотите сказать, что швейцарцы чувствуют себя в начале ХХI века, как рабы в Африке в начале ХХ века?

– Мы можем констатировать, что, по крайней мере, у 10% граждан Швейцарии сознание деформировано. Но эффект "минарета" более сложен, чем кажется на первый взгляд. Обратите внимание, что 59% или почти все высказавшиеся против минаретов признались в этом в ходе exit-poles. Свое внутреннее решение они подкрепили своей публичной позицией, так что швейцарским властям потребуется время, чтобы вынести вопрос о минаретах на повторный референдум.

Особенность современных референдумов заключается в том, что если граждане поддержали инициативу власти, то изменения становятся необратимыми. А если они не поддержали власть, как это было на референдуме в Ирландии, то потом можно вернуться к этому вопросу вновь. А в Швейцарии референдум был проведен по итогам петиционного сбора граждан. Собрали 100 000 подписей, и уже никакая власть не в состоянии была отменить проведение референдума.

В Швейцарии есть у граждан соответствующая форма самозащиты, и поэтому нет сомнений, что швейцарцы будут подвергнуты обструкции со стороны тех сил, которые с глубоким презрением относятся к любым проявлениям эгалитарности. Тотальная элитарность и мировое правительство – вот порочный глобальный дискурс, ведущий мир не к Храму, а в тьму беспросветности. Почему никого не удивляет, что глава католической церкви осудил швейцарцев с позиций "межрелигиозной розни"? После того, как новый глава Ватикана поддержал идею мирового правительства, он уже не в состоянии кого-либо удивить. Тем более тем, что интересы мусульман для него столь же важны, а может быть и во сто крат важнее, чем интересы христиан. Вот такой политкорректный Папа. Признаем, что глава католической церкви – это наглядный пример трансформации индивидуального сознания.

Швейцарцы всеобщий призыв глобальной власти "Быдло всех стран и народов – в стойло", проигнорировали. Тем интереснее будет наблюдать, что за этим последует. 

– Александр Васильевич, спасибо за интервью. Надеюсь, что вы и в дальнейшем не откажетесь комментировать ключевые события в мире как социолог.

Беседу провел корреспондент А.Успенский специально для Интернет-ресурса "Независимое аналитическое обозрение". 

По теме "Будущее Европы":

Mein Kampf из Швеции, идеология евроатлантического единства и будущее Украины (www.polit.nnov.ru/2009/11/17/euwarshved3/)

Геополитика "труб": украино-европейский сепаратный сговор, межстрановая конкуренция и Глобальная энергетическая Хартия  (www.polit.nnov.ru/2009/03/24/engaztrubaukres7/)

Мировой кризис, Европа и "зоны умолчания" на постсоветском пространстве (www.polit.nnov.ru/2009/10/04/imperiumint1/)

Генезис символа "фашизм" и будущее Европы (часть 1)  (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/28/softfascism/)

Генезис символа "фашизм" и будущее Европы (часть 2) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/13/softeurosfasc/)

Референдум во Франции, как индикатор кризиса элитарного проекта объединения Европы (http://www.polit.nnov.ru/2005/06/06/referendum/)

Камо грядеши, Европа?  (http://www.polit.nnov.ru/2005/04/06/papa/)

Мировой кризис в Германии - время назревших перемен? (Заметки о будущем Европы – часть 3) (www.polit.nnov.ru/2009/07/27/eugermany3/)

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна