Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Интервью с независимым экспертом Олегом Масловым и старшим научным сотрудником нижегородского отдела Института социологии РАН А.Прудником.
Корр – Олег Юрьевич, Александр Васильевич, у вас был ряд публикаций по "цветным революциям". Вписываются ли события в Иране в формат "цветных революций?
А.Прудник – Отдельные элементы "цветных революций" можно найти в событиях в Иране. Это отметил достаточно широкий круг экспертов. Но "революцию" в Иране необходимо отнести к несостоявшимся "революциям", как и ранее "задушенные" властями действия оппозиции в Монголии.
О.Маслов – Безусловно, есть много общего в событиях в Иране и в том, что аналитики наблюдали в Украине, Грузии, Киргизии и Ливане. Н.Лаваль выразила позицию широкого круга экспертов: "В Иране вершится очередная "цветная" революция... Еще немного, и аятоллам будет поздно решать проблему "иранским Тяньаньмэнем"... Ситуация пока развивается, и развивается по знакомому нам всем сценарию. Людям, которые находятся в гуще событий, кажется, что их случай уникальный, но взгляд со стороны и издалека выхватывает лишь схему, общий паттерн событий".
Корр – Почему события в Иране не пошли по сценарию "цветных" революций?
А.Прудник – Во-первых, обратите внимание на официальные итоги. Раскола общества, в отличие от раскола элит не зафиксировано. В силу этого "майдан" не мог придать легитимность любому результату, даже если бы оппозиция его добилась. Поэтому оппозиция и требовала только новых выборов, понимая, что пересчет голосов ничего не изменит.
Во-вторых, в Иране внутриэлитная оппозиция не является ни антинародной, ни антигосударственной. Иран – это не Молдавия, в которой расколотая элита решительно доуничтожает остатки государственности.
О.Маслов – Событиям в Иране посвящены десятки профессиональных статей. И есть потребность а объективной информации. А.Сотниченко отметил одну особенность: "Исламская революция в 1979 году была совершена на волне многотысячных демонстраций, которые проводились в знак протеста против жестокого подавления мирных демонстраций. Ахмадинеджаду не простят возвращение к диктатуре шахского режима и обвинят в предательстве заветов Хомейни". Но на жесткий вариант не пошла ни власть в Иране, ни оппозиция. И.Лебедев отметил следующее: "Иначе, как умопомрачением, столь однозначную реакцию американцев на события в Иране не назовёшь. Казалось бы, после серии "цветных революций" шаблон приведения к власти в той или иной стране "нужного" кандидата хорошо известен. С помощью предварительных опросов, экзит-пулов, распространения слухов и т.п. в общественное сознание внедряется тезис о подтасованных выборах, оппозиция и "международные наблюдатели" требуют пересчёта голосов или перевыборов, толпы молодёжи выводятся на улицы, запуская взрывную стихию подростковой истерии, подключается оппозиционная пресса и "правозащитные" организации, локальный конфликт посредством международных СМИ, "правозащитников" и "наблюдателей" переводится на уровень глобального события, вопрос о законном характере выборов переносится из области волеизъявления народа в область "признания" или "непризнания" результатов выборов "международным сообществом". Все эти шаблоны подробно анализируются, в частности, в сборнике "Оранжевые сети, выпущенном российским Фондом исторической перспективы". Лебедев акцентировал внимание на следующем: "События в Иране развивались по тому же хрестоматийному сценарию. Техника организации переворотов уже, можно сказать, овладела массами. Так или иначе, Иран выслал британских дипломатов как "шпионов", организующих беспорядки, результаты иранских выборов поставили под сомнение Н.Саркози, видные представители Евросоюза. Конгресс США обнародовал резолюцию, осуждающую "насилие правительства Ирана и проправительственных сил порядка против участников демонстраций, а также уничтожение независимого электронного общения посредством ограничения работы интернета и мобильных телефонов".
А.Прудник – В статье "Иран: выдумка об "украденных выборах", опубликованной на известном французском аналитическом портале "Le reseau Voltaire", Джеймс Петрас пишет: "Почти не найдешь примера выборов, к которым у США был бы особый интерес и где поражение проамериканского кандидата не было бы расценено политической и медийной западной элитой как "нелегитимное". Многие эксперты убеждены, что эти ожидания связаны с тем, что сейчас элита США настроена не на войну в Иране, а на хотя бы временный, но быстрый компромисс, в то время, как победа Ахмадинеджада вероятность военного конфликта увеличила, поскольку сузила возможности для дипломатического маневрирования нынешней вашингтонской администрации.
Корр – Чем иранское президентские выборы 2009 года отличались от аналогичных выборов 2005 года?
О.Маслов – В данных выборах практически нет ничего общего. П.Святенков отметил, что в ходе выборов 2005 года "развернулась настоящая борьба. Потребовался даже второй тур, ибо по итогам первого никто не набрал абсолютного большинства голосов. Победу одержал мэр Тегерана Махмуд Ахмадинежад, который получил 61% голосов против 35% у Хашеми-Рафсанджани (в первом туре Ахмадинежад получил 19% голосов, Хашеми-Рафсанджани – 21%). Как видим, результат почти европейский". Признаем, что выход Ахмадинеджада во второй тур в 2005 года – это большая неожиданность.
А.Прудник – В выборах 2005 года за Ахмадинеджада проголосовал Тегеран, так как он не только навел порядок в столице, но и продемонстрировал свою неподкупность. И на выборы Ахмадинеджад почти не потратился. Он раздал несколько сотен ксерокопий своих фотографий своим сторонникам и предложил им, если они считают его достойным кандидатом в президенты, размножать эти фотографии уже самим и агитировать своих родственников и знакомых. Сеть сторонников сформировалась внешне незаметно и спонтанно, что оказалось большой неожиданностью для широкого круга аналитиков, а тем более, для соперников. В выборах 2009 года оппозиция сосредоточилась на Тегеране, но этого оказалось явно недостаточно для победы над Ахмадинеджадом.
О.Маслов – Отметим один забавный парадокс. Против Ахмадинеджада выступили многие студенты, но именно при нем число студентов в Иране выросло более в два раза. А.Сотниченко отметил: "За Махмуда Ахмадинеджада голосовали традиционно настроенные жители деревни и небольших городов – крестьяне, торговцы, рабочие, духовенство. Социальные программы президента доходят до каждого, позволяют иметь уверенность в завтрашнем дне, не задумываться о перспективах голода. Особенно сейчас, в период экономического кризиса, социальный фактор значит особенно много. Молодежь из провинции имеет возможность получить образование в центрах, введены карточки на бензин, неимущим раздается картофель и хлеб, рабочие готовятся к тому, чтобы стать совладельцами своих предприятий и получать доходы от их деятельности".
Корр – Так почему Ахмадинеджад победил вопреки ожиданиям?
А.Прудник – Расклад политических сил в Иране и настроение общества не давали никаких оснований для утверждений, что у Мусави имеются хоть какие-то гипотетические шансы на победу. Уровень и открытость предвыборной кампания, изучения электоральный настроений были в Иране настолько высоки, что для аналитиков вопроса о будущем победителе не стояло. Ожидание победы Мусави – это всего лишь одно из ключевых элементов этой "революции". Это характерный технологический элемент организации "цветной" революции.
В условиях прогнозируемого поражения определенной политической силы заранее целенаправленно формируется среди ее сторонников убеждение с одной стороны, в уже почти состоявшейся их победе, а с другой, нагнетается ожидание похищения, кражи этой победы со стороны темных сил. Тонкое коварство такой технологии состоит в том, что проигравшая сторона после выборов сталкивается с уже запрограммированной, ожидаемой ситуацией, что является для нее психологическим доказательством того, что их победа была действительно украдена. Именно такая внутренняя убежденность и выводит тысячи людей на акции протеста. Интересно, что хотя в акциях протеста принимает участие достаточно образованная часть молодежи, однако, мотивация ее активности носит более иррациональный и архаичный характер, чем у их менее образованных сограждан, проголосовавших за Ахмадинеджада, которые сделали свой выбор совершенно осознано, рационально, хорошо понимая за кого и почему они проголосовали.
О.Маслов – Н.Кеворкова дала корректный отчет об основных причинах победы Ахмадинеджада: "Миллионы иранцев хорошо себе представляют, держит ли тот слово: в Иране выплачивается ежемесячная рента от нефтяных доходов. Пока только беднейшим людям — крестьянам. Однако это по 80 долларов 35 процентам населения страны. В скором времени эта рента будет выплачиваться и беднейшим городским слоям, а затем — каждому иранцу по достижении им 15-летнего возраста. Ничего особо нового в природной ренте нет. Она существует в Норвегии. Такую практику ввели в Эмиратах и других странах залива. Разница в том, что там население — по нескольку миллионов, а в Иране — 71 млн человек. Второе обещание, которое исполнил Ахмадинежад,— он повысил пенсии. Для справки: пенсионеры получают в Иране ежемесячно 600-800 долларов. На эти деньги старики вполне достойно живут. Третье: социальные пособия, несмотря на падение цен на нефть, сохранены, социальные выплаты проводятся без перебоев. Образование и медицина бесплатные, в деревнях есть свет, вода, телефоны и газ по низким ценам. Со времени имама Хомейни такую последовательную политику в отношении бедных в Исламской Республике не вели. И четвертое: Ахмадинежад, как и миллионы иранцев,— ветеран иракской войны. Ни Рафсаджани, ни его дети, ни Хатами, ни Мусави не воевали. Богатые и дети богатых не воюют. И эта реальность уже была предвыборным козырем Ахмадинежада. На той войне погибло более 500 тысяч человек. Они похоронены на кладбищах шахидов по всей стране. В Иране каждую пятницу родственники и неродственники приходят на эти кладбища — к сыновьям и однополчанам" (Стрингер).
Корр – Проявился ли в выборах в Иране национальный вопрос?
О.Маслов – М.К.Бхадракумар отметил, что Великий аятолла Сейед Али Хосейни Хаменеи, Высший руководитель (Рахбар) Ирана с 1989 года по настоящее время, президент Ирана в 1981—1989 гг., один из ближайших соратников основателя Исламской Республики Иран Рухоллы Хомейни, по национальности - азербайджанец. А Махмуд Ахмадинежад (наст. фамилия - Саборджан) родился в семье бедного кузнеца, талыш по происхождению (малая народность, проживающая на южных склонах Кавказа).
Корр – Можно ли события в Иране назвать "твиттерной" революцией?
А.Прудник – Нет, так назвать нельзя. И.Лебедев отметил: "Со времени последних событий в Молдавии в западной прессе замелькали статьи, именующие происшедшее в этой стране "твиттерной революцией". И таким же образом американские СМИ стали интерпретировать события в Иране. "Почему твиттерная революция в Иране является уникальной" - так один из комментаторов озаглавил свою статью, посвящённую новым избирательным технологиям. В своё время, описывая беспорядки в Молдавии, западная пресса с восторгом писала об использовании постсоветским поколением технологии Twitter (от английского "чирикать") - бесплатной для пользователя открытой глобальной "социальной сети", изобретённой в Сан-Франциско. Якобы с помощью этих новых технологий, позволяющих молодёжи свободно общаться в режиме реального времени, пересылая одновременно огромное количество коротких сообщений как по Интернету, так и на мобильные телефоны, участники протестных акций легко координировали свои перемещения, узнавали о времени и месте протестной акции и т.д. Миф о чирикающем супер-оружии "прогрессивной" молдавской молодёжи активно поддерживается американским Беркман-центром при Гарварде, получившим правительственный грант и поддержку многочисленных коммерческих спонсоров, включая неизменного Сороса, на развитие проекта "Интернет и общество". Однако при ничтожном количестве пользовавших "твиттером" в Молдавии (продвинутый блоггер насчитал 78 человек), сведения о "супер-оружии" были сильно преувеличены". Влияние сети Интернет и социальных сетей преувеличено. Интернет – это информационный ресурс №1 в мире, но все остальные достоинства сети – это мифотворчество.
Корр – Но в сети Интернет можно найти тысячи видеозаписей жестких действий "стражей революции".
А.Прудник – Хочу обратить ваше внимание на типичную ошибку, свойственную молодым людям. В сети Интернет, действительно, можно найти очень многое и очень быстро. Но эта сеть не способна мобилизовывать, например, на личное участие в массовых политических акциях. По всей видимости, Интернет обладает субстанциональным свойством поглощать активность личности внутрь себя. А если это так, то все надежды на использование возможностей Интернет для дистанционной организации реальных политических действий на определенных территориях, являются тщетными, поскольку, они вступают в противоречие с самой природой взаимодействия Интернета и человека.
На примере событий в Иране можно было видеть, как вся массированная информационная атака через Интернет была легко разрушена тем, что Иранское телевидение просто открыто демонстрировало как по внутренним каналам, так и по вещающим на за рубеж, например, телеканал Press, такое количество видеоматериалов о событиях в Тегеране, что влияние Интернета на информационное пространство Ирана было просто стерто.
Корр – Вице-президент США Джозеф Байден заявил 6 июля 2009 года в эфире телекомпании ABC, что Америка не будет препятствовать Израилю, если тот решит нанести удар по Ирану, чтобы устранить ядерную угрозу. Является ли это реакцией на исход выборов в Иране?
О.Маслов – Действительно, многие аналитики напрямую связали итоги выборов в Иране с заявлением Байдена. Байден вообще отличается большим человеколюбием. Можно вспомнить, как он в 1999 году во время агрессии НАТО на Сербию предложил "запереть всех сербов в концентрационных лагерях". А ранее в интервью CNN сказал, что "сербы – неграмотные дегенераты".
А.Прудник – Байден действительно заявил, что "Израиль сам может определить, что соответствует его национальным интересам, и как поступать в отношении Ирана или кого-то еще". США и Израиль - демократические государства. А в рамках доминирующей в мире геополитической концепции "войны с международным терроризмом" демократические страны теперь имеют полное право наносить военные удары по любым не демократическим или слабо демократическим странам. Поэтому, конспирологи и начали пророчить войну с Ираном в 2010 году.
Корр – Почему в 2010 году?
А.Прудник – Логику конспирологов уловить сложно, хотя она у них есть. Конспирологи считают, что пока есть надежда на выход из мирового кризиса, войны не будет. Но как только в течение 2009 году будут исчерпаны все средства выхода их кризиса, а кризис не закончится, - понадобится большая война. Вот тогда и нанесут удар по Ирану. Они уже определили, что война будет в 2010 году, и это стало точкой отсчета времени до войны.
Корр – Есть ли какая-либо связь между событиями в Иране и событиями в Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе? Можно ли считать, что события в Урумчи – это громкое эхо иранских событий?
О.Маслов – Обратим внимание на заявление премьер-министр Турции Эрдогана: "События, происходящие в Китае, это геноцид, В Урумчи творятся зверства. Мы не можем понять, почему руководство Китая придерживается позиции стороннего наблюдателя". Турецкий премьер призвал Пекин "заняться проблемой прав человека и наказать виновных". К этому можно добавить, что накануне турецкий министр торговли и промышленности Нихат Эргун призвал граждан Турции к бойкоту китайских товаров.
А.Прудник – Обратите внимание на то, что Эрдоган апеллирует к европейским ценностям. Турция сделала решительный шаг в Объединенную Европу.
О.Маслов – Если проанализировать последние шаги турецких лидеров на международной арене, то мы должны признать, что осуждение Эрдоганом в Давосе военных действий Израиля на территории сектора Газа, подключение Турции к проекту Набукко и активная антикитайская позиция – это контуры нового геополитического статуса Турция. На сегодняшний день Турция – это цивилизационная граница Европы. И будущее Европы во многом зависит от осознания новой геополитической реальности.
Корр – Можно с вами согласиться, что потребность в объективной информации есть. Спасибо.
Беседу провел корреспондент А.Успенский специально для Интернет-ресурса "Независимое аналитическое обозрение".
По теме "Иран":
Воспоминания о грядущем: Иран-2008 и Ирак-2003 (Нефть в начале ХХI века – часть 5) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/09/crushirakiran/)
Сценарии удара по Ирану и "11 сентября" (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/03/crushiranscripts/)
Новые даты удара по Ирану, страны – плацдармы и международный тыл (Нефть в начале ХХI века – часть 6) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/11/crushiranfutur/)
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |