Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Александр Васильевич Прудник
Интервью с социологом, старшим научным сотрудником нижегородского отдела Института социологии РАН, Александром Прудником.
Корр. НАО – Александр Васильевич, проведение ядерных испытаний в Северной Корее, на расстоянии 150 километров от границы с Россией не может оставить людей равнодушными. Одна из ваших излюбленных тем – это информационные завесы. Вопрос - один, как удалось корейским властям скрыть подготовку столь значительного события?
Прудник – Мы с вами должны признать, что имеем дело с уникальной информационной завесой, которая будет тщательно анализироваться множеством исследовательских и аналитических центров во многих странах мира. Сегодня сложно сказать, как ее назовут, например, "северокорейской", или "восточной". Например, известный российский экономист А.Н.Анисимов недавно ввел понятие "смена статистической кожи". Так он охарактеризовал смену массива цифр, характеризующих состояние экономики Китая. Поэтому этот тип информационной завесы можно классифицировать как "восточная". Сегодня можно утверждать, что этот тип информационной завесы будет отнесен к разряду высокоэффективных.
Корр. НАО – Почему к разряду высокоэффективных, если против Северной Кореи могут приняты международные санкции?
Прудник – Корея добилась главного, она стала реально суверенным государством. Какой-либо удар по ядерным объектам северной Корее сегодня невозможен, так как в число пострадавших от радиоактивных отходов попадают граждане России и Китая. Военный удар по Северной Корее – это удар и по Китаю и по России. Представьте себе на минуту, что мы потеряем весь Дальний Восток с городом Владивосток и портом Находка, если они попадут в зону аналогичную чернобыльской? Поэтому от военных агрессивных действий Северная Корея себя застраховала. Теперь, военный удар по Северной Корее – это начало ядерной войны. Северная Корея с 25 мая 2009 года де-факто является членом "ядерного клуба". И Северную Корею санкциями не напугать.
Корр. НАО – Почему к разряду высокоэффективных, если против Северной Кореи могут приняты международные санкции?
Прудник – Корея добилась главного, она добилась ядерного суверенитета. Она сумела тщательно скрыть свои потенциальные возможности, внутренне приняла оскорбительный для страны статус страны-изгоя, но прорвалась к Главному Призу – ядерной бомбе.
Корр. НАО – Как вы считает, когда было принято окончательное решение в Северной Корее по созданию своей атомной бомбе?
Прудник – Анализ позволяет это сделать безошибочно. 20 марта 2003 года началось вторжение НАТО в Ирак. Стало понятно, что именно уверенность в отсутствии у Ирака оружия массового поражения обрекла его на роль жертвы. Правящая элита Северной Кореи поняла гибельность пути, выбранного под давлением мирового сообщества в лице США, иракской элитой и выработала альтернативную стратегию. Северная Корея пошла на резкое обострение ситуации и в мае 2003 года назвала пакт 1992 года, направленный на поддержание Корейского полуострова свободным от ядерного оружия, "мертвым документом". С этого времени и можно начать анализ уникальной "восточной" информационной завесы.
Корр. НАО – В чем уникальность "восточной" информационной завесы?
Прудник – Во-первых, это беспрецедентно долгосрочная информационная завеса, длившаяся с мая 2003 года по май 2009 года, включающая в себя ряд казалось бы не взаимосвязанных событий. Во-вторых, данная информационная завеса использовала всю мощь не своих, а чужих - мировых либеральных СМИ, не вложив в процесс поддержания информационной завесы ни цента. В-третьих, это многослойная информационная завеса. Так на завершающем этапе внимание мировых СМИ было искусственно приковано к болезни Ким Чен Ира и теме преемника лидера Северной Кореи, а также запуску искусственного спутника, о котором Северная Корея заявила заранее. Тема болезни Ким Чен Ира вообще может быть отнесена к высшему пилотажу технологии информационных завес. Вдумаемся только, пока корейские специалисты, запустив на полную мощь тысячи центрифуг, нарабатывали необходимый ядерный материал, весь мир вдохновенно обсуждал кандидатуры сыновей руководителя Северной Кореи в качестве возможного приемника и неизбежность будущих либеральных реформ, который этот приемник проведет. Поэтому неожиданное обострение отношений и высылка представителей МАГАТЭ, а также последующие испытания ядерного оружия стали полной неожиданностью для мирового сообщества – в этом контенте Северной Кореи для него уже не существовало. В-четвертых, информационная завеса оказалась высокоэффективной.
Корр. НАО – Если можно поподробнее об особенностях информационной завесы.
Прудник – В работе О.Маслова "Северная Корея – новый член "ядерного клуба" и Третья мировая война" приведены все знаковые события в новейшей истории Кореи. Остановимся на ключевых. В 2000 году президент Республики Корея Ким Тэ Чжун получил Нобелевскую премию мира за вклад в примирение двух Корей, но уже в январе 2002 году президент США Д.Буш включил Северную Корею в "ось мирового зла". Как мы отмечали дата вторжения в Ирак – это ключевая дата. Далее начинается история информационной завесы, тщательно возводимой Северной Кореей в рамках прямого противостояния с могущественными США.
В октябре 2006 года КНДР объявила, что провела успешное подземное ядерное испытание. Эксперты отказались признать, что Северная Корея провела именно ядерный взрыв. Было выдвинуто множество версий, но все остановились на том, что был подземный взрыв большого количества тротила. Это псевдоиспытание было призвано продемонстрировать, что руководство Северной Кореи на самом деле не обладает реальным ядерным оружием, а занимается блефом. В феврале 2007 года Северная Корея согласилась остановить работу ядерного реактора в Йонбене в обмен на увеличение объемов энергетической и гуманитарной помощи. Эксперты многих стран мира посчитали, что этот шаг Северной Кореи – это признание того, что блеф не удался. Подтверждением этой версии служило согласие Северной Кореи до 31 декабря 2007 года вывести из строя ядерные объекты в экспериментальном центре Йонбен и раскрыть все свои ядерные программы.
В июле 2007 года Северная Корея приостановила работу ядерного реактора в Йонбене. С этого момента Северная Корея перестала рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта международных отношений и из позиции изгоя ее перевели в статус шута. Поэтому, когда в августе 2007 годы власти Северной Кореи обратились в МАГАТЭ с просьбой снять пломбы и оборудование для наблюдения в Йонбене – это не было воспринято как сигнал опасности. Казалось, что последующие события проходили в русле уже необратимого процесса постепенного демонтажа потерявшего волю к сопротивлению анахроничного северокорейского режима. Так, октябре 2007 года состоялся исторический визит южнокорейского президента Но Му Хена в КНДР. В ноябре 2007 года премьер-министры Южной Кореи и КНДР подписали в Сеуле три соглашения о мерах укрепления доверия и экономическом сотрудничестве, А когда через год после приостановки работы ядерного реактор 27 июня 2008 года власти КНДР взорвали охладительную башню (градирню) в экспериментальном ядерном центре Йонбёне, и это реалити-шоу наблюдали во всех странах мира, то уже почти ни у кого не осталось сомнений в том, что Северная Корея сломлена.
В ноябре 2008 года Северная Корея начала восстанавливать ядерный реактор, но это было скрыто информационными завесами о преемнике Ким Чен Ира и комментариями и предстоящем запуске спутника. Надо также отметить, что организованная северокорейцами демонстрация "провала" с запуском спутника в апреле 2009 года была уже привычно воспринята в рамках обычного северокорейского блефа. И вот тут-то "грохнуло" по настоящему, повергнув модераторов данного процесса в шок. Они, вдруг, поняли, что эти северокорейские замшелые монстры на глазах у всего мира обвели вокруг пальца всех их - высоколобых выпускников Гарварда, включая нынешнего генсека НАТО, демонстративно унизив тех, кто вообразил, что именно они управляют всем миром. Уже не в первый раз приходится наблюдать ситуацию, как новейшие информационный и организационный технологии постиндустриального общества с успехом используют силы, которые западное либеральное сознание воспринимает в качестве архаичных и неспособных к адаптации к постиндустриальным новациям. Вспомним, хотя бы, недавнюю войну в Ливане в 2006 году, когда движение Хезболлах, в столкновении с высокотехнологической армией Израиля, с необычайной эффективностью использовала сетевые технологии, что тоже явилось полной неожиданностью для ее противников.
Корр. НАО – Что можно ожидать в дальнейшем.
Прудник – Сегодня об этом говорить сложно. Пока в информационном пространстве доминируют рефлективные заявления тех, кто не допускал подобного развития событий. Я бы не стал акцентировать внимание на Корее. Тщательное, скрупулезное изучение уникальной информационной завесы выстроенной руководством Северной Кореи – это дело ближайшего будущего. Сейчас интереснее наблюдать за действиями руководства Ирана.
Корр. НАО – Спасибо. Беседы с вами всегда очень информативны.
Беседу провел корреспондент А.Успенский специально для Интернет-ресурса "Независимое аналитическое обозрение".
По теме "Информационная завеса":
Концепция "информационных завес" (демо-версия) (http://www.polit.nnov.ru/2008/07/01/screenconcept/)
"Война" – это технологическая информационная завеса (http://www.polit.nnov.ru/2008/08/22/gruzzavespak/)
Ложь во благо - естественная информационная завеса в ходе любого кризиса (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/01/liezavesprud/)
Социология ХХI века: сопереживание как информационная завеса (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/15/soperzavesprud/)
Свиной грипп - первая глобальная эпидемическая война или информационная завеса? (http://www.polit.nnov.ru/2009/05/10/svingreepzaves/)
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |