Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

13.04.2009 Глобальная L-рецессия и страны-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 23)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Это крайне несправедливый кризис. Да, США -

его эпицентр, но остальной мир, в особенности

торговые партнеры Америки, пострадают сильнее"

(Н.Фергюсон)

"Крайне важно помочь развивающимся экономикам

пережить этот кризис, в котором они, по сути, не виноваты"

(М.Вулф)

"У государств отныне нет другой возможности кроме как

следовать политике конкурентоспособности, невзирая на

ее социальные издержки"

(А. де Бенуа)

"То, что люди не учатся на ошибках истории, -

самый главный урок истории"    

   (Олдос Хаксли)

23 января 2009 года Wall Street Journal отметил следующее: "В рецессии находятся все промышленно развитые экономики мира. Многим развивающимся рынкам, включая Китай, грозит жесткая посадка. Главным риском в нынешней ситуации является токсичное сочетание экономической стагнации, рецессии и падения цен. По прогнозу Бреммера и Рубини, уязвимые рынки Европы (Венгрия, Румыния и Болгария), ключевые рынки Латинской Америки (Аргентина, Венесуэла, Эквадор и Мексика), государства Азии (Пакистан, Индонезия и Южная Корея), а также Россия, Украина и страны Балтии испытают сильное финансовое давление".

В работе "Страны победители и жертвы грядущего мирового кризиса или миттельшпиль глобализации", опубликованной более года назад, акцентировалось внимание на том, что глобализация несет новые риски большинству суверенных государств. Текущий мировой кризис усилил риски глобализации, и уже сегодня слышны голоса тех политиков, кто убежден в необходимости реформ во всех ведущих надгосударственных институтах. Премьер-министр Британии Гордон Браун считает, что "реформа ООН должна не только предоставить место бурно развивающимся державам, но также найти ответ на проблемы обанкротившихся государств..." Обанкротившихся стран пока нет, но динамика займов МВФ говорит о том, что страны-банкроты в ближайшей исторической перспективе станут реальностью.

 В работе "Мировой кризис и государства-банкроты", опубликованной в начале 2009 года, акцентировалось внимание на том, что рынок оценивал риск дефолта таких стран, как Пакистан, Аргентина, Украина и Исландия, на уровне 80% или выше того, так как банковские системы данных стран попали под растущее давление из-за кредитного кризиса. Линдон Ларуш предрекал "стирание валют". Аналитик Роджер Бутл отмечал, что "процесс, известный под названием "долговая дефляция", впервые был изучен американским экономистом Ирвингом Фишером в 1920-е годы. В последний раз этот феномен пережила Япония в 1990-е годы. Более того, этот процесс становится сложно остановить, поскольку дефляция парализует традиционную монетарную политику.  Существуют совершенно определенные технические характеристики (даже не спрашивайте, какие), по которым процентные ставки не могут упасть ниже нуля. Дело в том, что если они опустятся до нуля, и инфляция перерастет в дефляцию, то тогда начнет повышаться реальная процентная ставка. Дефляционные факторы усиливаются, и у властей уже нет возможности сократить номинальные процентные ставки. Ситуация не безвыходная, но, как испытала Япония на своем собственном опыте, и непростая".

"Неозастой" в Японии наиболее близок по своим характеристикам к L-рецессии. Что будет со странами, испытывающими значительные проблемы в ходе текущего мирового кризиса в условиях длительной глобальной L-рецессии? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо выявить ряд индикаторов, по которым можно будет отслеживать накопление негативных тенденций в экономике той или иной страны. Наиболее емкий индикатор – это уровень долгов того или иного суверенного государства перед МВФ

"Черный список" МВФ

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил в преддверии саммита  G-20 в Лондоне: "В наше время глобальной экономики я буду призывать к принятию всеобъемлющего плана стимулирования, который отвечал бы нуждам всех развивающихся стран, предусматривая выделение помощи в объеме $1 трлн в течение двух лет". В коммюнике саммита G-20 от 2 апреля 2009 года было отмечено: "Дополнительные ресурсы для финансовой поддержки беднейших стран будут аккумулированы за счет продажи золота Международным валютным фондом". Будет ли достаточно данных средств для поддержки развивающихся стран?

На 1 февраля 2009 года МВФ предоставил около $47,9 млрд странам, пострадавшим от экономического кризиса, главным образом, в Восточной Европе. На сегодняшний день список стран, согласовавших сумму займа у МВФ, выглядит следующим образом:

Украина – 16.4$ млрд

Венгрия – 15.7$ млрд

Сербия – 4$ млрд

Исландия – 2.1$ млрд

Белоруссия – 2.5$ млрд

Пакистан – 7.6$ млрд

Грузия – 186$ млн (к ранее занятым 750$ млн)

Армения – 540$ млн

Латвия – 1.7$ млрд  

Румыния – 20 млрд евро (согласует условия)

Мексика – 47$ млрд (согласует условия)

Турция и Международный валютный фонд согласовали принципиальные условия выдачи кредита в размере до $45 млрд (Reutres). Эти средства предназначены для того, чтобы помочь этой стране в борьбе с последствиями глобального финансового кризиса. ВВП Турции в IV квартале прошлого года снизился на 6,2%, а промышленное производство упало на четверть в феврале этого года. Местные СМИ, ссылаясь на заявление министра финансов Турции Мехмета Шимшека, пишут о том, что полученные средства пойдут на обеспечение внешних финансовых потребностей страны (10.04.2009).

Сводки из "проблемных зон" от С.Егишянца

Аналитик С.Егишянц в своих еженедельных обзорах выделяет следующее: "Про дефолт говорили и в Европе – Sunday Times описала отчаянное положение Ирландии, которая не может рефинансировать свой долг по причине панического бегства иностранных инвесторов от ирландских облигаций; в качестве возможного выхода называлась масштабная покупка таких облигаций Германией – однако последняя была не слишком вдохновлена такой перспективой, а тамошний министр финансов Штайнбрюк даже предложил подобные страны попросту исключать из ЕС. Впрочем, спустя пару дней Штайнбрюк выразился иначе – мол, мы не можем терпеть такого бедствия; однако его добавления несколько шокировали публику: "На рынках так много свободной ликвидности, а бюджеты не могут найти денег; надо подумать, как бы нам перехватить эту ликвидность, тем самым уменьшив эти дефициты" - все так растерялись, что даже не догадались спросить в лоб, уж не вознамерилось ли ведомство бундесканцлера заняться "экспроприацией экспроприаторов"? А пока они тормозили, оное ведомство принялось за дело: впервые с 1930-х годов государство провело принудительную национализацию (т.е. без договорённости с акционерами по цене) ипотечного банка Hypo Real Estate, в который власти уже вбухали 102 млрд. евро – вернее, формально правительство лишь получило право "в случае нужды" захватить оный банк; однако по всей видимости этого действительно будет не избежать. Итальянцы выступили с предложением выпустить "общие облигации" всего ЕС – однако тут же получили от ворот поворот. Ну и совсем плохи дела у Восточной Европы – например, казначейские облигации Чехии, Венгрии и Польши котируются хуже, чем аналогичные бумаги Бразилии и Сербии, имеющих рейтинги соответственно на 4 и 6 ступеней ниже, чем у указанных стран; глава МВФ Роберт Цёллик даже разразился по этому поводу патетическим спичем, в котором призвал западноевропейцев "не допустить трагедии нового раскола Европы" (16.02.2009).

Неделей позже Егишянц отметил: глобальной экономике на первый план вышли развивающиеся рынки – они пребывают в состоянии глубокого коллапса. Только Восточная Европа заняла у Западной 1.7 трлн. долларов, из которых 400 млрд. нужно возвратить уже в этом году – а денег нет; в тяжелейшем состоянии оказались из-за этого банки Австрии (они выдали 230 млрд. евро, т.е. около 70% австрийского ВВП), Бельгии, Швеции, Греции и Италии; испанские банки зависли в Латинской Америке, а британские и швейцарские – в Азии; всего европейцы выдали компаниям развивающихся рынков аж 4.9 трлн. долларов. Заёмщики нынче на грани банкротства – а у МВФ деньги уже закончились: похоже, нас ждёт тут нечто фееричное" (23.02.2009).

Обзоры Егишянца – это своеобразная сводка из "проблемных зон": "Дела Восточной Европы обстоят ещё хуже. Новый премьер Латвии предрёк банкротство своей страны через 3 месяца; мрачные прогнозы гуляют по поводу Эстонии и Литвы; венгерский ВВП пересмотрели ещё дальше вниз; безработица в Польше в феврале выросла с 10.5% до 10.9% (в декабре она равнялась 9.5%) – ну и т.д" (16.03.2009). "Восточной Европе всё по-прежнему: в Словении в январе уровень безработицы подскочил с 7.0% до 7.8%; на Украине в феврале промышленное производство упало на 31.6% к тому же месяцу прошлого года – впрочем, это меньше январских 34.1% снижения. Страны региона активно шантажируют западных соседей – мол, если вы нам не поможете, то вам же хуже будет: ваши банки разорятся – открытым текстом об этом заявили представители Украины и Латвии. Кое-кому помогают – МВФ подкинул деньжат Украине, Белоруссии, Венгрии, Исландии и Латвии; теперь к ним присоединилась и Сербия – ей дадут 3 млрд. евро" (23.03.2009). "Тут отметились разве что Литва, чей рейтинг понизило агентство Standard &Poor’s, и Украина, где премьер Тимошенко заверила иностранных инвесторов, что дефолта не будет: где-то мы это уже слышали, однако..." (30.03.2009). "Из корпоративных новостей выделялось спасение испанскими властями крупного банка Caja Castilla – La Mancha, в который пришлось закачать 9 млрд. евро казённых денег; кроме того, германские власти всё же захватили банк Hypo Real Estate, которому уже до этого предоставили государственных гарантий на 89 млрд. евро. Агентство S&P понизило суверенный рейтинг Ирландии (и намекнуло, что это ещё не конец); Латвия не смогла получить кредит МВФ (он пока отсрочен); ВВП Литвы за четвёртый квартал пересмотрели в сторону понижения (до –2.2% к предыдущему году) – а в 2009 году тут ожидается спад на 10.5%" (06.04.2009).

Классификация стран Восточной Европы

The Financial Times предоставило следующую классификацию стран Европы: "В финансовом отношении регион делится на три категории.   К первой относятся Польша, Чешская Республика, Словакия и Словения (читатели, которые не знакомы с данной территорией, должны иметь в виду, что последние две страны - не одно и тоже, хотя однажды их перепутали в одном региональном финансовом институте, приложив к отчету по Словакии карту Словении а, может быть, наоборот).    Эти четыре государства настаивают на том, что их внешнее и финансовое положение находится под контролем, и убеждены в том, что могут справиться с появляющимися трудностями в банковском секторе.  Ни при каких обстоятельствах они не собираются обращаться в Международный валютный фонд. Затем следуют страны, у которых могут возникнуть трудности с финансированием внешних дефицитов, включая Румынию, Болгарию, Эстонию и Литву.  За помощью к МВФ может обратиться одна или несколько стран.  И в последнюю категорию входят Венгрия, Латвия и Украина, которые имеют настолько острые проблемы, что они уже получили поддержку от МВФ.   Все эти страны, за исключением Украины, входят в ЕС, благодаря чему получают значительную помощь, даже притом, что некоторые богатые западные члены ЕС не проявляют энтузиазма по поводу сбора денег для Восточной Европы.  Словакия и Словения также входят в Еврозону.  Остальные хотели бы присоединиться к ним, но, возможно им придется подождать, пока утихнет шторм, тогда для некоторых, может быть уже слишком поздно. На карту поставлено больше, чем разрешение кризиса. Этим странам никогда не нравилось, что их объединяют в Восточную Европу.   Это выражение ошибочно с точки зрения географии, так  как картографический центр Европы находится в Польше, Литве или Беларуси (в зависимости от того, кого вы спрашиваете). В Центральной Европе расположены Польша, Чехия и Венгрия.  Однако сюда нельзя включить Украину или Болгарию. Исторически, регион разделен  неправильными границами - между славянскими и неславянскими народами, между западным христианством и православием и между бывшими империями региона - Россией, Германией, Турцией и Австро-Венгрией".

Аналитик Е.Сусин отметил, что "у многих стран Восточной Европы долг превышает 60% ВВП". Это более чем тревожный знак. Нил Фергюсон выделил существенное: "Разрастаются кризисные тенденции и в странах Восточной Европы и Балтии. Быстрый рост стран этого региона в последнее десятилетие, вызванное мечтой политического класса и населения превратиться почти мгновенно в процветающую Западную Европу, привел сначала к привлечению огромного количества зарубежных кредитов, а с приходом кризиса – к краху экономик и социальных структур этих государств".

Новый премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис заявил, что страну постигнет банкротство, если она лишится постоянной финансовой помощи в виде международных кредитов. Об этом сообщила шведская газета Dagens Nyheter (22.03.2009). Венгрия просит помощь в размере до 190 млрд евро. Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань предостерег, что в случае отказа  на Европу опустится "новый Железный занавес", который вновь разделит Запад и Восток (04.03.2009).

The Financial Times приводит следующее: "Яцек Ростовский, очень вежливый польский министр финансов, недавно сравнил финансовое положение его государства с финансовым состоянием Венгрии. Данное заявление прозвучало в парламенте, когда министр объяснял, почему он не увеличивает бюджетные ресурсы.  "Существует опасность, что при увеличении дефицита мы можем оказаться в таком же положении, как Венгрия". Чтобы убедиться, что сонные заднескамеечники поняли его, он сказал: "Мы ищем польское решение польской проблемы". Моймир Хампл, заместитель управляющего ЦБ Чехии, недавно сделал похожее заявление. Он написал комментарий в наше издание: "Некоторые страны, расположенные к востоку от Дуная, страдают под тяжестью огромных долгов, выраженных во франках, долларах и евро, которые были накоплены либо правительством, либо частным сектором, либо и теми и другими".

Страны по отношению к МВФ

Обратим внимание на следующее заявление. Глава ЕЦБ Стросс-Кан заявил, что следующей жертвой может стать Польша, которая утверждает, что сейчас не нуждается в помощи, но она, скорее всего, понадобится в будущем. Это позволяет нам классифицировать все страны, испытывающие проблемы в ходе текущего мирового кризиса, по двум критериям: уровню займа и готовности к получению займа от МВФ.

Сегодня Польша, Литва, Эстония, Казахстан и еще ряд государств отказываются от займов МВФ. Но это не значит, что займы не понадобятся им завтра. Более того, все чаще звучат алармистские заявления о том, что в займах МВФ будут нуждаться ведущие страны мира, такие как Великобритания и Франция. The Financial Times отметил: "Каким образом, политики собираются реализовать идею активных действий, если в основе всех политических решений следующего парламента будет лежать следующий фактор:  у Великобритании кончились деньги. Г-н Камерон на днях выступил с предупреждением о том, что грядут тяжелые времена, а Гордон Браун со своей стороны заявил о планах по увеличению налогов для богатых". И сумма займов  будет исчисляться в сотнях миллионов долларов.  

  Зона евро, как спасательный плот

Financial Times отметило: "Из 11 членов ЕС, не использующих евро, только Дания близка к  переходу на единую валюту. Несчастья Исландии наглядно продемонстрировали, что в случае шторма евро действительно является безопасной гаванью. Остров в северной части Атлантического Океана не входит в состав ЕС, хотя и следует некоторым из его правил, являясь частью Европейской экономической зоны. Три крупнейших банка Исландии - практически вся банковская система страны - в значительной степени зависели от кредитов в евро и фунтах, получаемых у других стран. Когда кредитный кризис оборвал финансирование, исландская крона резко упала. И у страны просто не оказалось валюты для спасения своих банков. Все три банка рухнули, и теперь на острове настаивают на ускорении процесса принятия в ЕС" (04.03.2009). Действительно, ряд европейских стран, испытывающих серьезные проблемы в ходе текущего мирового кризиса, считают, что вступление в зону евро – это путь к спасению. Но спасение для одних стран может стать  крахом для всей зоны евро.

Газета Financial Times Deutschland полагает, что "поспешное присоединение к зоне евро Венгрии, Польши и других стран, пострадавших от кризиса, не отвечает интересам этих стран и может пойти во вред валютному союзу. Если еврозона в экстренном порядке примет в свои ряды Венгрию, то валютный союз столкнется с многочисленными проблемами страны с огромным дефицитом бюджета и негативным сальдо внешней торговли. В период, когда на рынках уже поговаривают о возможном развале единого валютного пространства, это стало бы недобрым сигналом. В нынешнем контексте любое ослабление жестких критериев вступления в зону евро только подорвет доверие к единой валюте" (13.03.2009).

Действительно, необходимо согласиться с Financial Times, что "принятие стран с неустойчивым финансовым положением может подорвать силу евро или повысить инфляцию в Еврозоне".

Конкуренция или каждый сам за себя

С.Егишянц отметил в конце 2008 года: "японские власти сумели убедить партнёров по Семёрке выпустить специальное заявление с беспокойством относительно "чрезмерной волатильности курса йены" и угрозой оное беспокойство воплотить во что-то реальное. Впрочем, французы (как обычно!) едва всё не испортили, когда министр финансов Кристин Лагар заявила, что йена – это сугубо японская проблема; спасли положение более ответственные немцы – в лице министра экономики Пеера Штайнбрюка давшие ясно понять, что дикие полёты йены им совсем не нравятся" (01.11.2008).

Многие эксперты, несмотря на многочисленные заявления в ходе саммитов G-20 о "единстве усилий", утверждают, что новая реальность – это возросшая межстрановая конкуренция. Арт.Генкин выделил следующее: "Конец XX века дал феномен трансграничной конкуренции между валютами, детерриториализации денег. В этом веке правительства ждет небывалый конкурентный вызов - полностью денационализированные виды денег будут  конкурировать с существующими валютами разных стран. Параллельные валюты, воплощающие некоторые из расщепленного набора функций денег,  являются уже постоянной реальностью". The Independent констатировало, что аналитики Barclays "утверждают что период низкой инфляции, длившийся 20 лет, подошел к концу. Более того, Азия, как регион с обширными сбережениями, может использовать свою финансовую мощь, чтобы скупать природные ресурсы, это лишь усилит давление на уровень жизни в тех странах, где люди привыкли жить в кредит". И с данными позициями необходимо согласиться. 

 А.де Бенуа считает, что "мы имеем дело с возрождением колониализма, пусть и в неформальной манере. "Помощь" Третьему миру со стороны международных финансовых организаций является не чем иным как модификацией контроля над ними с помощью займов и ростовщичества. ВТО заставляет страны Юга согласовывать свои законодательства с требованиями иностранных инвесторов, устраняя все препятствия на их пути, включая законодательства в области охраны труда, здоровья и окружающей среды. Повсеместно там, где берутся на вооружение либеральные методы структурного оздоровления, происходит ухудшение условий жизни большинства населения и обострение социальной напряженности. Вслед за этим по парадоксальной логике начинается и закономерный отток капиталов из страны. Все это позволяет говорить о фундаментально паразитарном характере системы. Что же касается тех стран, которые не желают соответствовать данным требованиям, то они маргинализируются, сбрасываются со счетов и исключаются из международной экономической активности". Ю.Баранчик выделил существенное: "Наблюдая за тем, как легко правительство и Буша, и Обамы тратит деньги на спасение финансового и страхового сектора США (отметим, что именно США, а не всего мира или своих саттелитов из Восточной Европы), и как трудно они расставались с крохами для поддержки даже бывшей гордости национальной промышленности Америки в лице автопрома, становится очевидным, что для этих ЛПР (лиц принимающих решения) Америка является такой же разменной монетой, как и другие страны мира".

Защита от суверенных фондов

Можем ли мы сегодня выявить новые угрозы в рамках гипотетически высоковероятной глобальной L-рецессии. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо осознать, от чего именно в последнее время пытаются защититься ведущие глобальные игроки?

Власти США и ЕС пытаются противодействовать деятельности суверенных фондов, жестко регламентировать их деятельность. Американское и европейские правительства беспокоит то, что такие фонды не раскрывают стоимость своих активов, не сообщают о целях инвестиций и не предоставляют информацию о системе управления рисками. "А вдруг некие нефтяные шейхи или прочие азиаты-экспортёры решат скупить ключевые компании европейской и американской экономики просто для того, чтобы иметь возможность как-нибудь сильно навредить "золотому миллиарду" и обвалить его экономику?" – иронизирует аналитик С.Егишянц.

Исходит ли реальная опасность от деятельности суверенных фондов? По подсчетам Лондонского международного агентства по финансовым услугам (International Financial Services London), иные инвестиционные структуры, помимо суверенных фондов, такие как пенсионные фонды, фонды развития и государственные корпорации, контролировали на начало 2008 года активов на сумму порядка $6,1 трлн. А к 2015 году, согласно расчетам данного агентства, суммарный объем активов суверенных фондов превысит $10 трлн (Financial Times). Цифры внушительные. А главное, уже сегодня является очевидным то, что значительные средства из различных суверенных фондов пойдут на скупку корпораций, находящихся на грани банкротства.

Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель в интервью The Financial Times отметила, что действия "суверенных инвесторов" часто диктуются не желанием получить выгоду, как это принято у частных инвесторов, а "политическими и другими мотивами". Меркель считает, что в ЕС должна быть принята универсальная процедура, которая позволяла бы не допускать инвестиций со стороны суверенных фондов в стратегические отрасли. Франция, которая и так имеет довольно жесткое законодательство относительно иностранного капитала в ключевых отраслях промышленности, заявила, что будет придерживаться национальных интересов в этом вопросе. Вышеизложенное позволяет предположить, что самозащита ЕС и США не оставляет выбора для различных суверенных фондов. Их интерес будет направлен на страны близкие к банкротству.

Рынок суверенных долгов, суверенные фонды и процедура банкротства

Обратим внимание на два существенных фактора. Первый фактор – возрождение влияния МВФ. По итогам саммита в Лондоне премьер-министр Британии Браун заявил. "Соглашение, которое мы достигли сегодня, предусматривает дополнительные ресурсы МВФ в размере $750 млрд". После саммита стало известно, что Япония и ЕС  объявили о выделении по 100 млрд долларов в стабилизационную программу МВФ. Плюс руководство Китая заявило о выделении 40 млрд долларов. Вот, собственно и все. В условиях L-рецессии этих средств будет явно недостаточно, для эффективной помощи широкому кругу стран. Причем, данный круг будет неуклонно расширяться.

Сегодня мы можем получать объективную информацию о переговорных позициях МВФ, в аспекте выделения займов той или иной стране. Число соответствующих обращений в МВФ стало нарастать с ноября 2008 года. И если требование Венгрии о выделении займа в размере более 100 млрд. евро многих и удивило, то размер заявок Турции и Мексики уже мало кого удивляет. Заявление главы ООН о необходимости выделения 1 трлн долларов в помощь бедным странам позволяет объективно оценить перспективы анализируемого процесса.

Второй фактор – это перспективы выхода из мирового кризиса в аспекте долгов. В работе  "Кризисология: выбор оптимальных моделей" в качестве одной из моделей выделялась рецессия 1980-1982 годов. Обратим особое внимание на то, что выход из мирового кризиса начала 80-х годов ХХ века был ознаменован астрономическими долгами стран "третьего мира" перед США. Выход из текущего мирового кризиса, скорее всего, в качестве главного итога зафиксирует беспрецедентные долги большинства стран мира перед МВФ, США и Китаем. Именно это позволяет ряду алармистов предположить, что "возрождение МВФ ведет к формированию рынка займов суверенных государств". А новая роль МВФ – это роль организатора нового своеобразного рынка.

Не является большим секретом, что займы ряда государств значительно превосходят займы данных государств у МВФ. Гипотетически можно предположить, что ряд суверенных фондов в состоянии оказать существенную помощь тому или иному государству, предполагая, что лидеры данного государства не будут препятствовать переходу под контроль суверенного фонда тех или иных суверенных стратегических бизнес-структур. Уже сегодня в сети Интернет можно найти размышления, в которых аналитики пытаются предугадать будущее той или иной страны. Например, один Web Doe предположил "если арабским фондам не дали выкупить порты в США, то пусть покупают в Латвии и во всей Прибалтике". И число размышлений в сети о подобных перспективах постоянно нарастает.

Вышеизложенное, а также отдельные безымянные публикации в сети Интернет, позволяют представить следующую схему банкротств суверенных государств:

·        Первый этап: ограниченность ресурсов МВФ и рост числа стран нуждающихся в займах "принуждает международное сообщество согласится с предложением МВФ о привлечении частных инвесторов для оказания помощи суверенным государствам". Одновременно с решением о допуске частных инвесторов и суверенных фондов на рынок суверенных займов принимается процедура банкротства суверенного государства.

·        Второй этап: отработка процедуры банкротства на каком-либо суверенном государстве. Юридическое закрепление международного статуса "пула кредиторов" и порядка возвращения финансовых средств кредиторам, в том числе, и за счет долей государства в крупнейших госкорпорациях и неприватизированной государственной собственности.

Временная стабилизация

Ситуацию, сложившуюся после саммита G-20 в Лондоне, можно назвать "временной стабилизацией". Аналитик Е.Сусин выделил следующее: "Временная стабилизация – это переходный период, однако он не может продолжаться долго. Длительное потребление в долг требует того, чтобы мировая экономика обновилась, а принципы функционирования экономической системы изменились. Вполне возможно, что современные действия властей предотвратят резкое сворачивание экономической активности, однако они создадут предпосылки для новой волны кризиса, которая может разразиться уже в ближайшие годы. Если удастся удержать от падения сформированную финансовую пирамиду, то мы будем наблюдать стабилизацию ситуации, на этом фоне резко вырастут внешние долги государств. Когда это произойдет – то на следующем этапе мы уже окажемся на грани дефолтов по обязательствам не отдельных предприятий и потребителей, а целых экономических регионов. То есть снова столкнемся с кризисом, но он уже станет ещё более масштабным и продолжительным, так как пирамида вырастет". И с данной позицией можно согласиться.

Глобальная L-рецессия может продлиться несколько лет. Данная перспектива не только позволяет увидеть нескончаемые волны правительственных отставок, но и реальность "долгового рабства", о чем неустанно пишут алармисты.

Суверенитет слабого и зависимого

Известный в прошлом политик Г.Явлинский утверждал: "Суверенитет слабого и зависимого – это как свобода без денег: вроде бы есть, а воспользоваться невозможно". И с данной позицией необходимо согласиться. Тем более, что она может в полной мере характеризовать и Россию.

The Times иронично заметило в сентябре 2008 года: "Напичканная ценными минералами, с министерством финансов, пропахшим нефтедолларами и получающим по 1 млрд долларов от продажи нефти ежедневно, Россия тем не менее ведет себя так, как будто ей грозит банкротство" (18.09.2008). Темпы проедания ЗВР и сознательный отказ от смены приоритетов в финансово-экономической сфере могут поставить Россию на грань банкротства уже к концу 2010 года. И чем будет расплачиваться Россия? 

Знаковым, для понимания российской реальности, можно считать заявление министра В.Христенко: "Российская экономика переживает последствия кризиса тяжелее. В определенной степени это следствие юности российской экономики, когда болезни протекают ярче. Но вместе с тем есть и плюсы. В этом возрасте вырабатывается иммунитет, и можно избежать хронических заболеваний. Я думаю, что выход России из кризиса и дальнейший экономический подъем будут стремительны" (08.04.2009). Вот такой он, антикризисный пиар. Исходя из того, что массы в России уже давно не являются объектом манипуляций, то данное заявление и воспринимается в формате самой популярной песни современности "Бодрячком, пацанчики".   

Действительно, на первом этапе глобальной L-рецессии многих в России будут радовать неразрешимые проблемы суверенных государств на постсоветском пространстве. А дальше? Суверенитет слабого и зависимого?

  

По теме:

Страны победители и жертвы грядущего мирового кризиса или миттельшпиль глобализации (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/14/crisglobcount/)

Мировой кризис и государства-банкроты (хроника текущего мирового кризиса – 10) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/bankrcountry10/)

По теме "Хроника текущего мирового кризиса":

V-, U-, W-, и L - рецессия как контуры ближайшего будущего (хроника текущего мирового кризиса – 21) (http://www.polit.nnov.ru/2009/04/01/vwulrecession21/)

Торжество "печатного станка", "помпа" ФРС и "эффект бабочки" (хроника текущего мирового кризиса – 12) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/03/moneyfrspomp12/)

Мультивалютный мир: доллар как "шкура неубитого медведя" (хроника текущего мирового кризиса – 20) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/23/multiworldg20/)

Прогноз на 2009 год: сценарии и индикаторы  кризиса (хроника текущего мирового кризиса – 15) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/15/prognoz09/)

Кризисология: выбор оптимальных моделей (хроника текущего мирового кризиса – 17) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/02/crisisology2/)

Обнуление "нулевых" (хроника текущего мирового кризиса - 14) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/12/zerozeroligarh14/)

10 открытых вопросов экспертному сообществу (хроника текущего мирового кризиса – 16) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/23/IQquestions16/)

Кому  верить во время кризиса  (хроника текущего мирового кризиса – 9) (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/23/trustpowerpook9/)

Новая реальность и эпоха "преодоления последствий кризиса" (хроника текущего мирового кризиса – 11) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/30/newrealros10/)

Финансовая зыбь и защита Кудрина (хроника текущего мирового кризиса - 3) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/12/finanszeeb3/)

Мировой кризис, дефолт-1998 и реальность-2008 (хроника текущего мирового кризиса - 2) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/29/jpmorchoobase2/)

Россия и мировой кризис: от "тихой гавани" к "вертикальному взлету" инфляции (хроника текущего мирового кризиса – 4) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/19/inflcrisvzlet4/)

Информационное пространство кризиса и трансформация банковская система России (хроника текущего мирового кризиса – 5) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/26/bankroot5/)

России – креатор новой глобальной финансовой архитектуры (хроника текущего мирового кризиса - 6) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/rosfinarkhitec6/)

Российская власть в плену слухов (хроника текущего мирового кризиса – 8) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/23/slookhypower/)

Мировой кризис и Рубиконное время (хроника текущего мирового кризиса – 13) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/06/rubicontime2/)

Рецепты и планы выхода из мирового кризиса: анклавно - региональный аспект (хроника текущего мирового кризиса – 18) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/10/spasurleonazar18/)

Китай и мировой кризис: асимметричный ответ Китая (хроника текущего мирового кризиса – 7) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/chinasimmetr7/)

Дно мирового кризиса и тактика победителей: экспансия Китая и Exxon Mobil (хроника текущего мирового кризиса – 19) (http://www.polit.nnov.ru/2009/03/12/victoryexchina19/)

Загадка укрепления доллара США и банкротство Lehman Brothers (хроника текущего мирового кризиса - 1) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/16/omdollque1/)

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна