Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Маслов Олег Юрьевич
"Нельзя допустить того, чтобы вопросы
энергетического сотрудничества,
энергетического диалога осуществлялись
или происходили без нашего участия"
(Д.Медведев)
Мировой кризис уже начал оказывать благотворное влияние, в первую очередь, на технологический процесс поддержания отживших свой век иллюзий. Выяснилось, что сфера энергетики не подвержена влиянию антикризисного пиара. В первую очередь, в аспекте ценообразования.
3 января 2009 года была опубликована работа "Мировой кризис и новая российская энергетическая доктрина". 19 февраля 2009 года Президент России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать комплексный план развития энергетики на среднесрочную перспективу: "Правительство должно разработать комплексный план на среднесрочную перспективу, который включает в себя те задачи, которые мною сейчас отмечены. Кроме того необходима и конкретная программа действий по усилению позиций нашей страны на мировой арене, причём имея в виду и, конечно, ключевые регионы, ведущие международные организации, которые с этим процессом связаны". Каковы контуры новой российской энергетической доктрины?
В выступлении Д.Медведева на Сахалине можно выделить ряд аспектов, составляющих основу новой российской энергетической доктрины. Выделим основные аспекты:
Региональная и глобальная энергетическая безопасность. Д.Медведев отметил, что перед Россией раскрылись "новые возможности по укреплению региональной и глобальной энергетической безопасности".
Место России в глобальных энергетических процессах. Глава государства акцентировал внимание на следующем: "Нельзя допустить того, чтобы вопросы энергетического сотрудничества, энергетического диалога осуществлялись или происходили без нашего участия, потому что Россия всё-таки это та страна, которая имеет и моральное право, и юридические возможности, и, самое главное, фактические возможности претендовать на участие в самых разных энергетических процессах в мире".
Новая международно-правовая база. Д.Медведев уже неоднократно заявлял о необходимости создания новой правовой базы в сфере финансово-экономических отношений. В Сахалине президент России заявил о необходимости разработки "новой международно-правовой базы в области энергетической безопасности. Такого рода работа может вестись как в русле нормотворческой деятельности со структурными подразделениями Организации Объединённых Наций, на других международных площадках, так, конечно, и в русле тех проектов, которые мы реализуем как одна из ключевых стран в этой сфере. В этой работе, на мой взгляд, должны принимать участие не только все заинтересованные ведомства, но и общественные организации, вовлечённые в этот процесс, и, естественно, также все компании, которые участвуют в поставках энергоресурсов. Это та тема, которая актуальна для всех участников".
Форматы международного сотрудничества в сфере энергетики. Д.Медведев подчеркнул, что требуются "новые технологические формы международного сотрудничества". Президент отметил, что "такая работа пока недостаточно систематизирована. Взаимоотношения с внешним миром в этой сфере носят зачастую абсолютно формальный характер. Более того, мы и сами зачастую совершаем ошибки, мы не просчитываем до конца политические риски и практические последствия, поэтому мы должны предпринимать все усилия для того, чтобы формировать ситуацию под себя, а не находиться в русле чьих-то решений или стремлений каких-либо государств или компаний". Глава государства считает: "Мы должны активизировать наш диалог со странами СНГ и ЕврАзЭС, с Европейским союзом, Соединёнными Штатами Америки, с другими ведущими государствами мира. Мы также должны теснее координировать свою деятельность со странами ОПЕК, со странами - экспортёрами газа, в том числе и в рамках недавно созданной новой организации, содействовать формированию единого евразийского энергетического пространства". И с данной позицией необходимо согласится, так как только открытая позиция обладает реальной перспективой. Д.Медведев подчеркнул: "В конечном счёте от того, насколько активно и последовательно мы будем действовать на международной арене, в энергетическом сотрудничестве, будет зависеть и наше положение, и соответственно благосостояние наших граждан, нашей страны в целом, а также состояние международной энергетической безопасности и мировой энергетики."
Система ценообразования на мировом энергетическом рынке. Д.Медведев подчеркнул: "Энергетика сегодня стала и одной из точек противостояния, и, конечно, нам нужно отстаивать нашу позицию в отношении ценообразования на основные продукты энергетики в мире, особенно в условиях вот такого довольно сложного положения в международной финансовой системе и достаточно серьёзных сложностей, которые сегодня существуют на нефтегазовом рынке".
Информационно-аналитическое обеспечение энергетической безопасности России. Д.Медведев выделил в качестве одной из основных проблем отсутствие "полноценной информационной составляющей в этой сфере, в недостаточной аналитической базе. Известно, что основные поставщики аналитической информации по энергетическим рынкам - это организации стран - импортёров энергоресурсов, Международное энергетическое агентство, агентство энергетической информации департамента энергетики Соединённых Штатов Америки и, конечно, именно те документы, которые ими готовятся, рассматриваются как главные, как опорные на переговорах. Но нам необходимо иметь и собственную информационную базу, необходимо объективное понимание глобальных энергетических процессов, которые будут влиять на формирование позиции наших партнёров, не только с точки зрения надёжности поставок энергоресурсов, но и надёжности информационной составляющей, а также надёжности базы спроса". Медведев акцентировал внимание на том, что "современной России нужны и независимые центры прогнозирования состояния мировых нефтегазовых рынков, нужна единая информационно-аналитическая система, которой мы пока на самом деле не обладаем. Все наши рассуждения на тему о перспективах развития энергетического рынка в основном носят фрагментарный характер и зачастую, в общем, абсолютно субъективны".
Отметим, что определенные шаги в данном направлении планируются. Вице-премьер И.Сечин заявил о начале проработки вопроса "создания Российского энергетического агентства для работы как информационно-аналитического центра по привлечению технологий по энергосбережению и энергоэффективности на базе Росинформресурса при Минэнерго" (18.02.2009).
Энергосбережение и энергоэффективность. Президент отметил, что "в числе неотложных тем продолжают оставаться, конечно, и вопросы энергоэффективности, энергосбережения. Это та проблематика, которой мы уже некоторое время назад начали заниматься, - надо признаться честно, не особенно продвинулись. Пока у нас с этим вопросом всё довольно тоскливо, несмотря на то, что есть и специальный Указ на эту тему, и компании хотят этим заниматься. В общем, это одна из ключевых задач, которая будет, в конечном счёте, определять нашу конкурентоспособность на годы вперёд".
"Точки роста российской энергетики. Д.Медведев в выступлении на Сахалине подчеркнул: "Создание этого предприятия окажет позитивное влияние на международное сотрудничество в сфере энергетики, что для нас сегодня особенно важно. Выход предприятия на его полную мощность позволит производить почти 10 миллионов тонн сжиженного газа, а значит обеспечивать до 5 процентов мировых поставок этого вида углеводородов. Продукция завода законтрактована уже на десятилетия вперёд. Всё это, вне всякого сомнения, укрепляет позиции России, как крупнейшего участника энергетического рынка..."
Признаем, что запуск первого в России завода по производству СПГ – это всего лишь ликвидация отставания в данной специфической сфере. Но вхождение в некий "энергетический клуб", и "отвязка газа от трубы" – это действительно исторический факт. Но сегодня важно выявить все "точки роста" в российской энергетической сфере и начать работу по всем перспективным направлениям. Итоги 2008 года в сфере энергетики наглядно показывают, что времени на раскачку у России нет.
Итоги 2008 года в сфере энергетики не внушают оптимизма. Президент России Д.Медведев в выступлении на Сахалине отметил: "Сейчас мировой энергетический рынок в полной мере испытывает на себе давление международного финансового кризиса, конкуренция ужесточается, и зависимость российского экспорта от стран-транзитёров также становится, может быть, больше, чем мы бы того хотели. В этой связи мы, конечно, хотели бы, чтобы мы могли улучшать эффективность участия России в энергетическом сотрудничестве, делать такого рода сотрудничество более весомым, более действенным". В.Ситнина отметила: "Судя по словам г-на Медведева, он недоволен уровнем систематизации работы по отстаиванию позиций и интересов России на международной энергетической арене, и это после нескольких лет, в течение которых вся внешняя политика России, казалось, имела отчетливый нефтегазовый характер". А каковы итоги 2008 года в цифрах?
Из официальных источников мы можем узнать следующее: Добыча газа "Газпромом" в 2008 году выросла на 0,2% – с 548,6 миллиарда в 2007 году до 549,7 миллиарда кубометров. Отметим, что это на 11,3 млрд. куб.м меньше запланированного и меньше, чем было добыто в 2006 году (556 млрд. куб. м). В июне 2008 года глава "Газпрома" Алексей Миллер предполагал, что объем добычи "Газпрома" в 2008 году может составить 563 млрд. куб. м., а в перспективе добыча газа "в 2010 году должна составить не менее 570 млрд. куб. м, в 2015 году – 610–615 млрд., а в 2020 году – 650–670 млрд. куб. м".
Ситуации в сфере добычи нефти в нашей стране были посвящены две работы: "Пять взглядов на падение добычи нефти в России" и "Легко ли переживет Россия "пятилетку" низких цен на нефть". В данных работах отмечалось, что министерство энергетики РФ по итогам 2008 года прогнозировало рост добычи нефти в стране на уровне 1%. В реальности добыча нефти и газового конденсата в стране в 2008 году уменьшилась на 0,7% по сравнению с 2007 годом и составила 488 млн т. (Росстат). В декабре 2008 года добыча нефти сократилась на 0,9% по сравнению с декабрем 2007 года, а по сравнению с ноябрем 2008 года показатель вырос на 3,3%.
Таким образом, мы можем констатировать следующее. Пик добычи нефти в СССР пришелся на 1989 год, когда страна добывала около 13 млн баррелей в сутки. После этого началось падение добычи нефти в нашей стране. В 1990 году было добыто 516 миллионов тонн нефти, в 1991 – 462 миллиона тонн, в 1992 году – 399, в 1993 году – 354, в 1994 году – 318, в 1995 году – 307 миллионов тонн нефти. Далее, в течение нескольких лет был минимум добычи. В 1996 году было добыто 301 миллион тонн нефти, в 1997 – 306 миллионов тонн, в 1997 году – 306, в 1998 году – 303, в 1999 году – 305 миллионов тонн нефти. После чего начался подъем добычи. В 2000 году было добыто 323 миллиона тонн нефти, в 2001 – 348 миллионов тонн, в 2002 году – 379, в 2003 году – 421 миллион тонн нефти. В 2004 году в России добыли 443 миллиона тонн, в 2005 – 470, в 2006 – 480, а в 2007 – 491.5 миллионов тонн нефти. В 2008 году в России добыли 488 миллионов тонн, а это значит, что подъем добычи нефти в нашей стране, начавшийся в 2000 году, завершен.
Напомним, что в России еще недавно безраздельно властвовал не иссякающий оптимизм. РИА Новости в декабре 2006 года распространили слова главы Минэкономразвития Германа Грефа: "По долгосрочным прогнозам за пределами 2020 года существенный прирост поставок нефтяных ресурсов из России на мировые рынки невозможен. Если, конечно, не будут открыты новые месторождения". По его словам, до 2020-2025 годов Россия может непрерывно наращивать поставки нефти за рубеж. "Но после этого постепенно поставки будут снижаться - незначительно, по расчетам специалистов, на 1% в год". Греф выразил уверенность, что до 2050 года Россия останется крупнейшим поставщиком нефти на мировой рынок.
Сегодня вполне корректным выглядит вопрос: на сколько процентов упадет добыча нефти и газа в России в 2009 году? Ответ на данный вопрос не могут дать ни руководители крупнейших российских энергетических кампаний, ни тем более, министерство энергетики. Такова реальность.
Аналитик А.Порунов отметил следующее: "В современном мире конкурентная стратегия любого участника международного рынка энергоресурсов реализуется по следующим ключевым направлениям:
- контроль над энергетическими ресурсами;
- доступ к рынкам;
- контроль над транспортными путями;
- конкурентное доминирование.
Для достижения этих целей используются как традиционные (экспорт коррупции, непрозрачных методов ведения бизнеса, теневых финансовых трансфертов), так и новые - бифуркационные - методы ведения конкурентной борьбы, в основании которых лежит философия нестабильности и хаоса".
Таким образом, новая реальность, жестко проявившаяся в цифрах добычи нефти и газа в России за 2008 год, а также очередная "газовая" война подталкивают руководство нашей страны к поиску инновационных шагов по исправлению ситуации на энергетическом рынке. Представляется, что комплексный план развития энергетики России – это лишь первый крупный шаг нашей страны в желаемое будущее. Нашей стране требуется новая энергетическая доктрина.
Отметим, что президент Медведев говорит о комплексном плане развития энергетики России, а не о новой российской энергетической доктрине. И этому есть несколько объяснений. Во-первых, президент страны не может дезавуировать так называемую "программу – 2020". Данная программа уже не работает в сфере российских финансов, но как вектор в будущее она постоянно озвучивается на уровне высшей политической элиты страны.
Во-вторых, новая российская энергетическая доктрина нуждается не во всероссийской презентации для внутреннего употребления, а в глобальной презентации. Из этого следует, что она должна коррелироваться с представлениями об энергобезопасности всех стран нетто-экспортеров энергоресурсов. В-третьих, новая российская энергетическая доктрина должна включать систему мониторинга, как внутрироссийского энергетического рынка, так и мирового энергетического рынка. А создать реальную систему мониторинга, необходимую высшему руководству страны, едва ли сможет кто-либо из "кадрового резерва", так как принципы попадания в "кадровый резерв" несовместимы с наличием способностей к реализации трудоемких долгосрочных проектов. Грубо говоря, стране требуются люди с проектным мышлением, а не сервильная клиентела.
Главное на сегодняшний день – это выработка новой российской энергетической доктрины. Определение слова доктрина достаточно расплывчато. Доктрина - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип. Для нас представляет интерес доктрина как источник права.
Нет необходимости обращаться к классической работе Людвига фон Мизеса "Роль доктрин в человеческой истории". Доктрина – это сжатое, концептуальное изложение основных направлений мысли в какой-либо сфере, будь то, военная доктрина или внешнеполитическая доктрина. На смену пустотным концептуальным форматам, таким как "энергетическая сверхдержава" и т.п. должна придти новая, синтетическая российская энергетическая доктрина, неотъемлемой частью которой станет Глобальная энергетическая Хартия. Без естественного соединения внутрироссийского с глобальным новая российская энергетическая доктрина быстро превратится в очередной технологический пиар-проект, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сегодня мы можем констатировать, что российские власти начинают осознавать новую жесткую реальность. Это не может не радовать. Но новая российская энергетическая доктрина в выступлении президента Медведева обозначены лишь контурно. Это не техническое задание к исполнению. Вывод: мы находимся лишь в нале пути в желаемое будущее. И мировой долгосрочный кризис потребует от российских властей радикального отказа от всего отжившего свой век.
Сегодня российские власти начинают осознавать, что они, в рамках включенности в мировой рынок, всего лишь "слепые" в цепочке "слепых", которых ведет вперед слабовидящий. Текущий мировой кризис позволяет нам увидеть своеобразную реинкарнацию "Притчи о слепых" Питера Брейгеля. Можно вспомнить и другую непреходящую истину: "In The Kingdom Of The Blind, The Man With One Eye Is King". Только сложно представить, что "одноглазые" Соединенные Штаты Америки станут усердствовать в деле помощи "слепым".
По теме "Новая российская энергетическая доктрина и Глобальная энергетическая Хартия":
Мировой кризис и новая энергетическая доктрина России (www.polit.nnov.ru/2009/01/03/rosenergdoctr/)
Глобальная энергетическая Хартия и новая российская энергетическая доктрина (www.polit.nnov.ru/2009/01/19/energodochart2/)
G-20 - "Новый Бреттон-Вудс" и глобальная энергетическая Хартия (www.polit.nnov.ru/2009/02/08/gistenbrwoods5/)
Новые угрозы энергетической безопасности России после "газовой" войны 2008-2009 и Глобальная энергетическая Хартия (www.polit.nnov.ru/2009/02/16/energobezchart4/)
По теме "Нефть в России в начале ХХI века":
Пять взглядов на падение добычи нефти в России (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/05/oilrussialow/)
Легко ли переживет Россия "пятилетку" низких цен на нефть (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/10/oillowtimes/)
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |