Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Маслов Олег Юрьевич
"Понимание будущего и опасность лишиться
достойного будущего зависят от наличия
подлинной картины настоящего"
(Анатолий Уткин)
В рамках формализации и объективизации аспектов осмысления новейшей глобальной истории мы определились, что с 2007 года "контекстом" новейшей глобальной истории является текущий мировой кризис. Для того, чтобы выстроить систему мониторинга за текущим кризисом, необходимо выявить основные темы, в рамках которых властные элиты и глобальное экспертное сообщество пытаются освоить динамично изменяющуюся реальность. Тема "нового Бреттон-Вудса" является одной из ключевых тем в глобальном экспертном сообществе. Более того, данная тема жестко связана с очередным саммитом G- 20.
Известный российский экономист С.Егишянц отметил: "Как бы ни отличались позиции глав Франции и Великобритании Саркози и Брауна по многим ключевым моментам, в одном они едины – нужно срочно строить "новый Бреттон-Вудс" на новых принципах". Аналитик С.Кинг считает, что ситуация, сложившаяся на данный момент "немного напоминает 1970е. В начале того десятилетия развалилась Бреттон-Вудская валютная система. В последующие годы страны усиленно пытались подобрать альтернативную валютную систему и в процессе блуждали от одного экономического переворота к другому". Отметим, что концептуальный формат "Новый Бреттон-Вудс" уже вызвал определенную дискуссию.
Немецкий аналитик М.Либиг отметил незадолго до ноябрьского (2008) саммита G-20: "Термин "Всемирный финансовый саммит", предложенный Меркель, является не просто данью семантике. Британский премьер Гордон Браун предпочитает иной термин – он теперь патетически призывает к "новому Бреттон-Вудсу". Впрочем, Николя Саркози и другие французские чиновники, итальянский министр экономики Тремонти и даже германский президент Келер применяли термин "Бреттон-Вудс-2". Очевидно, они имели в виду длительную стабильность и нормативную взвешенность бреттон-вудской системы".
Либиг подчеркнул: "Однако надо понять, что термин "новый Бреттон-Вудс" не вяжется с многополярной реальностью сегодняшнего мира. Сам термин "Бреттон-Вудс" отражал полное доминирование США во всемирной финансовой системе, равно как и роль Британии в качестве младшего партнера. И даже после того как администрация Никсона отменила бреттон-вудскую систему в 1971 году, доллар оставался мировой резервной валютой. Отделив доллар от золотого эквивалента, США получили возможность ввода в оборот астрономического количества долларов. На эти доллары приобреталось реальное богатство в мире, что сейчас демонстрирует долговременный торговый дефицит США. В то время долг США всему миру продолжал накапливаться, он был номинирован в американской же валюте. Здесь и заложены корни мирового финансового кризиса".
Выделим существенные ожидания. Многие аналитики убеждены в том, что "новый Бреттон- Вудс" потребует инновационных, прорывных решений. И данные ожидания начинают сбываться. Канцлер Германии Ангела Меркель предложила создать мировую экономическую хартию для того, чтобы закрепить общие экономические ценности. Отметим одну маленькую ошибку Ангелы Меркель. Канцлер Германии заявила: "Так же, как ООН была создана на основании идеи о правах человека, я бы хотела, чтобы мы разработали хартию, основанную на общемировых экономических принципах". Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, поэтому она не могла лечь в основу базовых принципов ООН.
Для того чтобы убедиться в этом в этом достаточно вспомнить хронологию исторических событий, непосредственно связанных с "Бреттон-Вудсом":
· 1-22 июля 1944 года – конференция в Бреттон-Вудсе, заложившая основы новой мировой валютной системы и перспективу трансформации доллара в мировую резервную валюту
· 24 октября 1945 года – вступил в силу Устав ООН
· 27 декабря 1945 года – создание МВФ, надгосударственного института, призванного всемерно поддерживать мировую резервную валюту - доллар
· 15 августа 1971 года – четвертый дефолт экономики США. Отказ конвертировать доллары, находящиеся за рубежом, в золото. Односторонний пересмотр международных соглашений, в т.ч. Бреттон-Вудских.
Бреттон-Вудские уже давно в истории. К.Привалов отметил: "15 августа 1971 года президент США Ричард Никсон, выступая по телевидению, объявил о полной отмене золотого обеспечения доллара. МВФ оставалось только сообщить, что с января 1972 года Бреттон-Вудские соглашения приказывают долго жить".
Историки экономики иногда используют термин Бреттон-Вудс II. Но Ямайские соглашения или Бреттон-Вудс II – это всего лишь концептуальные форматы, призванные обозначить новое состояние мировой валютно-финансовой системы.
Стабильность в мире финансов обычно связывают с деятельностью МВФ. Действительно, едва ли не первое место в системе институциональных структур регулирования международных валютных отношений принадлежит Международному валютному фонду (МВФ). Он представляет собой межправительственную, многостороннюю валютно-кредитную организацию, имеющую статус специализированного учреждения ООН. Международный валютный фонд учреждён на Конференции Объединённых Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе США. Участники Конференции от 44 государств приняли Заключительный акт, в который входили так называемые статьи соглашения о Международном валютном фонде, которые выполняют роль его устава. 27 декабря 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к реализации своих операций.
МВФ получил право оказывать финансовую поддержку странам, испытывающим кратковременные или среднесрочные проблемы с платежным балансом и вводить санкции против стран с большим положительным сальдо платежного баланса. Права членов МВФ на заимствования из Фонда, а также размеры их взносов и количество голосов при голосовании устанавливались на основе закрепленных за ними квот. Квота каждой страны определялась, исходя из ее доли в совокупном мировом доходе, объеме мировой торговли и международных резервах. Квота должна была вноситься золотом или долларами США (25%) и национальной валютой данной страны (75%). Странам разрешалось свободно производить заимствования в пределах их квот, однако, любые дополнительные заимствования были сопряжены с соблюдением ряда строгих условий. Первоначальный фонд средств МВФ был установлен в размере 8,8 млрд. долл. и по решению, принятому большинством голосов, мог увеличиваться каждые пять лет.
Историки финансов утверждают, что ключевая роль в подготовке Бреттон-Вудских соглашений и создании МВФ принадлежит Марринеру Экклсу. Марринер Экклс – первый глава ФРС, оказавший существенное влияние на мировые финансы. Экклс возглавлял ФРС с 15 ноября 1934 по 31 января 1948 года, и его, безусловно, можно признать архитектором ныне существующей мировой (долларовой) валютно-финансовой системы. Он принимал активное участие в подготовке Бреттон-Вудского соглашения, которое сделало доллар мировой резервной валютой. С именем Марринера Стоддарда Экклса связывают создание и Международного Валютного Фонда, и Всемирного Банка. Но на этом заслуги Экклса не заканчиваются.
Для нас сегодня представляют особый интерес и те лидеры, которые готовы предложить выход из текущего мирового кризиса, а также контуры "нового Бреттон-Вудса".
Уже сегодня является очевидным, что "новый Бреттон-Вудс" будет включать в себя ряд важнейших международных соглашений. Важнейшими из них могут стать:
· Мировая экономическая Хартия, основанная на предложениях канцлера Германии А.Меркель
· Глобальная энергетическая Хартия, предложенная лидерами стран нетто-экспортеров энергоресурсов
· Радикальные предложения по изменению Устава ООН, включающие в себя и состав ФинСовБеза и т.п.
Сегодня можно говорить лишь о контурах "нового Бреттон-Вудса", так как отделение сферы энергетики от финансово-экономической сферы – это путь к принятию международных документов, имеющих нулевую силу.
Сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры К.Матье и А.Стердиньяк считают: "Финансовый капитализм не может обеспечивать регулярный рост; его развитию присущи чередование периодов высокой рентабельности (чаще всего иллюзорной) и периоды обрушения финансовых рынков. Поведение операторов этих рынков носит стадный характер. Сначала все операторы соглашаются с тем, что доллар силен по причине развития "новой экономики", а евро слаб из-за "евросклероза"; затем все меняется: доллар слаб из-за огромного внешнего дефицита США, а евро силен благодаря стратегии Европейского центрального банка. Таким образом, все операторы рынка поступают одинаково, действуя по принципу конкурсов красоты: значение имеет мнение большинства. На рынках обычно функционируют "предвестники" и "последователи". "Предвестники" действуют в соответствии с теорией: в условиях роста биржевые курсы также растут. "Последователи" идут за ними, что заставляет биржевые курсы повышаться и дальше. Осознав тот факт, что биржевые курсы повысились слишком высоко, "предвестники" начинают уходить с биржи, которая в конечном счете терпит крах. Через два-три года операторы возвращаются на биржу. Можно ли доверить ответственность за принятие производственных решений операторам рынка, которые заботятся только о краткосрочной рентабельности и не имеют компетенций в индустриальной сфере? Должна ли вся энергия экономической политики тратиться на то, чтобы успокаивать рынки и исправлять ущерб, наносимый крахом?"
Экономист Т.Муранивский подчеркивает: "Современная мировая валютно-финансовая система находится в состоянии продолжительного и непрерывного кризиса в течение более 30-ти лет. Его началом явился кризис Бреттон-вудской валютной системы США в конце 60-х годов. Октябрь 1997 года, как и октябрь 1987 года, оказались своего рода "пиками" общего кризиса, воочию вскрывшими нечистоплотность манипуляций на фондовых рынках, хронические болезни мировой валютно-финансовой системы и символизирующими начало ее распада и гибели. Это подтверждают также сомнительные меры по преодолению кризисных явлений, которые, как и во время кризиса 1987 года, не только не устраняют их причины, но лишь загоняют кризис вглубь, где он созревает, чтобы затем проявиться с новой разрушительной силой".
Российский экономист А.Анисимов отмечает: "В чем было слабое место бреттон-вудской модели? В том, что за пределами США накопилось огромное количество долларов, которые их владельцы стали предъявлять к обмену на золото. И американцы отказались платить золотом за свои доллары, зато раскрутили волну мировой инфляции, которая в 70-е годы уничтожила долларовый запас центробанков других стран. Очень эффективный прием, который они не прочь повторить и в новых условиях". К.Джайлз убежден: "Трения и серьезный крах по-прежнему остается более вероятным исходом несбалансированного падения доллара, чем мирное разрешение мировой экономической напряженности".
М.Хазин акцентирует внимание на ключевой роли ФРС, а не МВФ: "Основой современной финансовой системы являются инвестиционные банки – владельцы ФРС США. Такой их привилегированный статус сложился на протяжении десятилетий в конце XIX – начале ХХ века и был институциализирован в два этапа: в 1913 году, с созданием Федеральной резервной системы США, и в 1944 году, по итогам Бреттон-Вудских соглашений. А после распада мирового социалистического Содружества они распространили свое влияние и на его территорию".
Дж.Сорос, анализируя текущий мировой кризис, отметил следующее: "У нас нет адекватных руководящих кредитно-финансовых органов на международной арене. У нас есть институты, созданные в соответствии с решениями, достигнутыми в Бреттон-Вудсе - Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые героически пытались приспособиться к быстро меняющимся условиям. Необходимо признать, что программы Международного валютного фонда оказываются неэффективными в период мирового финансового кризиса". Сорос считает, что "Именно рыночный фундаментализм сделал систему мирового капитализма ненадежной. Однако такое положение дел возникло сравнительно недавно. В конце второй мировой войны международное движение капитала было ограничено, в соответствии с решениями, принятыми в Бреттон-Вудсе, были созданы международные институты с целью облегчения торговли в условиях отсутствия движения капитала. Ограничения были сняты постепенно, и только когда примерно в 1980 г. к власти пришли Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган, рыночный фундаментализм стал господствующей идеологией. Именно рыночный фундаментализм предоставил финансовому капиталу управляющее и руководящее место в мировой экономике".
Дж.Сорос акцентирует внимание на следующем: "На самом деле свободное движение капитала является относительно новым явлением. В конце второй мировой войны экономики были по своей сути в основном национальными, международная торговля не была активной, как прямые инвестиции, так и финансовые операции находились почти на мертвой точке. Институты, созданные в Бреттон-Вудсе — Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой банк, — были основаны с целью сделать возможной мировую торговлю в мире, лишенном движения капитала в международном масштабе. Мировой банк должен был компенсировать нехватку прямых инвестиций; Международный валютный фонд должен был компенсировать нехватку финансовых кредитов для компенсации дисбаланса в торговле. Международный капитал в менее развитых странах участвовал в основном в эксплуатации природных ресурсов, а страны, в которых это имело место, отнюдь не стремились поощрять международные инвестиции, они могли экспроприировать их; например, компания Anglo- Iranian Oil была экспроприирована в 1951 г. Национализация стратегических отраслей промышленности также стояла на повестке дня в Европе. Большинство инвестиций в менее развитые страны имело форму межправительственной помощи; например, печально известный "арахисовый план" Великобритании в Африке".
Сорос подчеркнул: "Первыми набрали скорость прямые инвестиции. Американские фирмы шагнули в Европу, потом стали появляться повсюду в мире. Компании из других стран подхватили эту идею позднее. Во многих отраслях, таких, как автомобилестроение, химическая и компьютерная промышленность, стали преобладать многонациональные корпорации. Международные финансовые рынки развивались медленнее, поскольку некоторые валюты не были полностью конвертируемыми и большинство стран осуществляли контроль над операциями с капиталом. Контроль над капиталом был устранен постепенно".
Сегодня вызывает сомнение не только легитимность Ямайских соглашений, достигнутых на "обломках" Бреттон-Вудской системы. Сегодня важно осознать генезис мировой валютно-финансовой системы, для того чтобы увидеть реальные контуры "нового Бреттон-Вудса".
Экономисты выделяют решение президента США Р.Никсона августа 1971 года, как ключевое
событие, в аспекте делегитимизации Бреттон-Вудской системы. Ю.Овсянникова отмечает: "Столкнувшись
с устойчивым и растущим дефицитом платежного баланса США, президент Р.Никсон 15 августа 1971 года
приостановил конвертируемость доллара в золото. Новая политика разорвала связь между золотом и
интернациональной стоимостью доллара, пустив доллар в "плавание" и позволив рыночным силам определять
его стоимость. Свободное колебание доллара лишило Бреттон-Вудсскую систему фиксированных курсов
поддержки и она перестала существовать. Современная (четвертая) валютная система получила название
Ямайская, поскольку важнейшие соглашения были подписаны в г.Кингстон, на Ямайке в январе 1976г.
Основные принципы этой системы были закреплены в 1978г. во второй поправке к статьям Соглашения МВФ.
В основных чертах эта система продолжает действовать в настоящее время. Отличительные
особенности:
1. демонетизация золота, однако золото продолжает играть роль резервного
актива и
чрезвычайных денег благодаря своей реальной стоимости;
2. золотодевизный стандарт был заменен
стандартом СДР, который формально был объявлен основой валютных паритетов, но на практике так и не
стал главным платежным средством, эталоном стоимости;
3. был установлен режим плавающего валютного
курса, но при этом сохраняется возможность выбора фиксированного или плавающего курса;
4. МВФ
имеет возможность осуществлять жесткий надзор за установлением
валютных курсов, обеспечивать
либерализацию валютных отношений в
интересах стабилизации международных экономических
отношений".
К.Джайлз выделяет концептуальный формат "вторых" Бреттон-Вудских соглашений: "В настоящее время развитые экономики используют плавающие обменные курсы, тогда как развивающиеся страны, как правило, оценивают свои валюты по отношению к доллару. Эта система, которую часто называют "вторым Бреттон-Вудским соглашением", пришла на смену системе с фиксированным обменным курсом, действовавшей начиная с периода второй мировой войны до начала 1970-х". Экономист И.Иванов отметил, что "с крахом соцлагеря кончилось противостояние систем, что сразу же "уронило" военное производство, сняло с бесплатного довольствия "третий мир" и остановило космическую гонку. Что, по идее, должно было сразу же инициировать на "западе" сильный экономический спад. Но - пронесло, чему поспособствовали два основных фактора. Первый - в наступлении очередной фазы глубокого технологического перевооружения вызванной, прежде всего - взрывом информационных технологий, качественным скачком микроэлектроники, и "глобальной" реорганизацией производства. Второй фактор - бурный поток дешёвых ресурсов, капиталов и "мозгов", хлынувших на "запад" из побеждённого социалистического лагеря (не прекращающийся, кстати, и по сей день). Который автоматически стимулирует деловую активность в зоне получения подобного "подарка" (Естественно, за счет благополучия стран-"дарителей" и их национальных экономик, рухнувших на самое "дно")". Таким образом, за треть века существования мировой валютно-финансовой системы в ее нынешнем нелегитимном состоянии в ней произошли существенные изменения.
Исчерпанность существующей системы отмечают и в США: "Мировая сверхдержава не может спокойно наблюдать за тем, как доллар теряет лоск, однако, быстро растущий экспорт - как раз то, что нужно американской экономике в ситуации, когда внутренние расходы страдают из-за ужесточения кредитных требований и кризиса субстандартного кредитования. Впервые за многие годы на международных встречах США может заявлять, что вносит вклад в борьбу с дисбалансами, даже при том, что сокращение расходов - проблема международного масштаба. Что касается остального мира, то в нем остается все меньше и меньше экономик, которым подходит вторая Бреттон-вудская система" (К.Джайлз).
О новой Бреттон-Вудской системе постоянно размышляет Линдон Ларуш. Он предлагает вполне определенные форматы международных договоренностей. Но пока слова известного алармиста не находят широкого отклика у политических лидеров различных стран мира. А это означает, что разрушение ныне существующей мировой финансово-экономической системы будет проходить под влиянием энтропийных процессов, вплоть до разрушительной фазы мирового кризиса. Сегодня можно говорить о том, окажутся ли эффективными усилия лидеров G-20 или весь мир увидит полное бессилие политической сферы вернуть былое влияние над вышедшей из-под контроля глобальной финансово-экономической сферой.
Известный американский аналитик У.Энгдаль отметил следующее: "Американский Век должен быть упакован и продан миру (прежде всего развивающимся странам Африки, Латинской Америки и Азии) как гарант свободы и демократии. Он был облачен в одежды первейшего сторонника уничтожения колониальной системы, позиция, от которой однозначно выиграла единственная крупная держава без крупных колоний, а именно - Соединенные Штаты. Во главе мира нового Американского Века должен быть чемпион свободной торговли во всем мире, который в первые послевоенные годы также однозначно выгодно отличался сильнейшей экономикой, т.е. Соединенные Штаты Америки. Как писал в конфиденциальном внутреннем меморандуме в 1948 году глава секции планирования Государственного департамента Джордж Ф. Кеннан: "У нас есть около 50% мирового богатства, но только 6,3% населения планеты... Наша реальная задача в предстоящий период заключается в том, чтобы выработать систему отношений, которая позволит нам сохранить это положение диспропорции без положительного ущерба нашей национальной безопасности".
Энгдаль выделил следующее: "Ядром Исследований войны и мира, которое было разработано и принято после 1944 года на вооружение Государственным департаментом США, должно было стать создание Организации Объединенных Наций, чтобы заменить Лигу Наций, в которой доминировали британцы. Центральной частью этой новой организации ООН, которая должна будет служить в качестве хранителя дружественного США послевоенного статус-кво, было создание того, что было первоначально названо бреттон-вудскими институтами: Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка Позднее были добавлены многосторонние торговые соглашения GATT".
Энгдаль позиционирует США в формате модераторов "Бреттон-Вудса": "Делегация США на переговорах в Бреттон-Вудсе в Нью-Гемпшире, возглавляемая заместителем секретаря казначейства Гарри Декстером Уайтом, продиктовала такую конструкцию МВФ и Всемирного банка, которая гарантировала, что оба останутся существенными инструментами "неформальной" империи США, империи, первоначально основанной на доверии, а после 1973 года - на долгах. Все валюты стран-членов МВФ были жестко привязаны к стоимости доллара США. В свою очередь, доллар США, но только доллар США был жестко привязан к стоимости золота: 35 долларов США за одну унцию золота. По этой фиксированной ставке иностранные правительства и центральные банки могли обменивать доллары на золото. Бреттон-вудские соглашения установили систему платежей, основанную на долларе, в которой все валюты определялись по отношению к доллару США. Это решение было гениальным и однозначно выгодным для формирующейся финансовой власти Нью-Йорка, банкиры которого активно участвовали в подготовке окончательных соглашений".
Энгдаль выделил существенное: "В те времена (в отличие от нынешнего года) доллар был "так же хорош, как золото". Валюта США была эффективной мировой валютой, стандартом, к которому привязывались все остальные валюты. Вследствие этого большинство международных сделок исчислялись в долларах США. Начиная с 1945 года, сохранение роли доллара США в качестве мировой резервной валюты стало главной опорой Американской Века, даже более важной в стратегическом отношении, чем военное превосходство. История бесчисленных послевоенных военных конфликтов, финансовых войн, кризисов задолженности, а также угроза ядерной войны в наши дни являются летописью того, как до настоящего времени это превосходство доллара сохранялось".
Энгдаль выделил дату ликвидации Бреттон-Вудских соглашений: "15 августа 1971 года Никсон объявил встревоженному миру о том, что с этого момента Соединенные Штаты не будут больше выполнять свои международные договорные обязательства в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением. Никсон приостановил конвертируемость доллара в золото. В нью-йоркском здании ФРС было закрыто Gold Discount Window. Мировые валюты вышли в свободное плавание в отношении неопределенного доллара, так называемой, не обеспеченной золотом валюты. Теперь за долларом не стояло ни золото, ни даже серебро, только лишь "полное доверие и кредит" правительства США, товар, чья рыночная ценность начинала ставиться под сомнение".
К.Матье и А.Стердиньяк отметили: "Нынешнее положение неудовлетворительно. Под эгидой МВФ мог бы действовать экономический и финансовый комитет, в задачу которого входили бы выработка общих ориентиров монетарной и бюджетной политики, проверка совместимости целей обеспечения положительного сальдо по текущим операциям и достижение соглашения об обменном курсе валют на том уровне, который должны поддерживать центральные банки. Однако решать эти задачи очень трудно. Какой доктриной должен руководствоваться такой комитет, делая выбор между ростом и стабильностью? Каждая страна должна была бы отказаться от части своего суверенитета и подчиниться дисциплине, установленной вовне, центральные банки потеряли бы независимость. Но что делать, если та или иная страна откажется выполнять принятые решения?".
Д.Панкин подчеркнул: "Современная финансовая архитектура, в которую входят Международный валютный фонд, Мировой банк, ООН, была сформирована после Второй мировой войны на основе Бреттон-Вудских соглашений, и по сути она работала в другом мире. В мире, где доминировали Штаты, а в международных расчетах - американский доллар. Развивающиеся страны относились к разряду бедного региона, который не играл существенной роли в мировой экономике, а рассматривался как объект политической и экономической экспансии. Сейчас реальность совершенно другая. Сформировались сильнейшие международные финансовые рынки, которые фактически вышли из-под национального регулирования. Сложилась абсолютно другая расстановка сил на международной арене, когда нельзя говорить об абсолютном доминировании США". Панкин считает, что на сегодняшний день "Есть несколько центров силы. Есть достаточно сложные взаимоотношения между развитыми странами. Есть быстро развивающиеся экономики - страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Есть нефтеэкспортеры, которые одновременно являются развивающимися странами, но в то же время накопили огромные финансовые резервы, и ими они подпитывают экономику той же Америки. Есть, наконец, страны Африки, которые как были в тяжелой ситуации, так в ней и остаются. Так что мир стал совершенно другим, равно как и другими стали проблемы. А старая система институтов с ними совершенно не справляется. Поэтому сегодня нужно думать о новой системе, о том, как на наднациональном уровне регулировать финансовые проблемы, с которыми сталкивается мир, так как в рамках национальных финансовых институтов их уже не решить. Они давно вышли за рамки отдельно взятых стран. А координирующего, направляющего и согласующего органа нет".
Для того, чтобы выявить контуры "нового Бреттон-Вудса", необходимо определить, что составляло "фундамент" Бреттон-Вудских соглашений. Ю.Овсянникова отметила: "В целях разработки основ новой мировой валютной системы в 1944 году в Бреттон-Вудсе была созвана международная конференция союзных стран. В результате этой конференции была достигнута договоренность о создании регулируемых связанных валютных курсов, которую называют Бреттон-Вудской системой. Новая система должна была сохранить преимущества прежней системы золотого стандарта (фиксированных валютных курсов), отмечая при этом ее недостатки. Далее на конференции был создан Международный валютный фонд (МВФ), призванный сделать новую валютную систему реальной и дееспособной. Эта мировая валютная система, базирующаяся на относительно фиксированных валютных курсах и управляемая через МВФ, просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1971 года".
Овсянникова подчеркнула: "Сохраняя традиции золотого стандарта, каждая страна - член МВФ была обязана установить золотое (или долларовое) содержание своей денежной единицы, тем самым определяя валютный паритет между своей валютой и валютами всех других стран-участниц. Далее, каждая страна была обязана сохранять курс своей валюты неизменным. Страны, входившие в Бреттон- Вудскую систему, обязаны вносить вклады в МВФ в зависимости от размеров их национального дохода, численности населения и объема торговли. Таким образом страна могла бы взять краткосрочный займ, необходимый для вмешательства в функционирование валютных рынков, обеспечивая стабильность национальной валюты. Бреттон-Вудская система предусматривала использование в качестве международных резервов золота и доллара".
С.Егишянц акцентировал внимание на том, что "послевоенное финансовое устройство мира было спроектировано в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции, которая установила доминирующее положение доллара как расчетной валюты, причем курсы остальных валют были зафиксированы на уровнях, искусственно заниженных по отношению к доллару. Такое положение дел способствовало быстрой зарубежной экспансии американских корпораций, а значит, и еще большему росту их производства. Лишь в 1957 году наступил неизбежный циклический кризис, после которого американская экономика вступила в фазу колебаний и пребывала в ней на протяжении 6 лет". М.Хазин выделил существенное: "Бреттон- Вудские соглашения в 1944 году институциализировали вывоз капитала и создали такие институты- регуляторы, как ГАТТ (ныне ВТО), МВФ, Мировой банк, а также возвели американский доллар в ранг мировой валюты".
Российский экономист В.Юровицкий отметил наиболее существенное: "Опыт Бреттон- Вудса показал, что государство - резидент межгосударственной валюты - получает очень большие преимущества и доходы за счет остальных государств, ее использующих. Действительно, потребуется большое количество этой валюты, которая будет эмитироваться ее резидентом и предоставляться другим странам уже за плату, то есть в обмен за реальные товары. Таким образом, простая банковская операция увеличения счета "Кредит" в центральном банке приведет к потоку весомых материальных благ из стран, которые будут за эту ничего не стоящую эмитенту валюту отдавать свои богатства, ресурсы, плоды своего труда. Именно это - один из важнейших источников силы, влияния и богатства Соединенных Штатов". Представляется, что все саммиты G-20 могут оказаться пустой тратой времени или сознательной "информационной завесой", если не будет разрешен вопрос о мировой резервной валюте.
Сегодня многое зависит от постановки вопросов. Сотрудники Французской обсерватории экономической конъюнктуры К.Матье и А.Стердиньяк выделили существенное: "Триумф либерализма обернулся пирровой победой. Рынок оказался неспособным обеспечить стабильный и устойчивый рост мировой экономики. Необходимо мировое управление, но его трудно организовать, потому что страны имеют различные точки зрения и интересы. Как же ввести правила хорошего поведения? Либеральная стратегия состоит в том, чтобы, поддерживая процентные ставки на низком уровне, ожидать биржевого и финансового подъема и как можно скорее покончить с отступлением в сторону государственного вмешательства. Но нынешний кризис показал, что неконтролируемые финансы становятся беспорядочными. Стратегия регулирования состоит в том, чтобы радикально реформировать капитализм, уменьшить вес рынков и финансовых институтов и переориентировать банки на кредитование производственных операций. Но где те социальные силы, которые могут заставить принять эту стратегию?"
Х.Цепп-Ларуш выделила существенное: "Олигархическое мироустройство, которое Никсон, Киссинджер и Джордж Шульц начали строить 15 августа 1971 года после сворачивания бреттон-вудской системы и фиксированных обменных курсов валют, повернувшее экономику в сторону нерегулируемой, свободной торговли, завершается сегодня полным крахом. Смена парадигмы в 1971 году, переход от производства к спекуляции, неконтролируемое создание кредита на так называемых оффшорных рынках, таких как Каймановы острова, где располагается 80% всех хеджевых фондов, привели к сегодняшней "экономике казино".
С.Глазьев отметил: "Современная архитектура глобальной валютно-финансовой системы характеризуется центральным положением доллара США, выполняющего функции мировой резервной валюты. Это положение стало следствием политического и экономического доминирования США в несоциалистическом мире в годы холодной войны, которое позволило ФРС США де-факто присвоить себе функцию монопольной эмиссии мировой валюты. Американский доллар приобрел этот статус в 1971 г. после одностороннего отказа США от выполнения своих международных финансовых обязательств по обмену доллара на золото по официальному курсу. Вследствие этого «валютного дефолта» была разрушена действовавшая после войны Бреттон-Вудская валютно-финансовая система, предполагавшая привязку валют ведущих несоциалистических стран к золоту и их эквивалентный обмен".
Глазьев подчеркнул: "С тех пор обмен перестал носить эквивалентный характер, так как обменные курсы валют потеряли объективную меру и стали складываться исключительно под влиянием соотношения спроса и предложения. При этом центральное положение доллара США, фактически заместившего золото в качестве всеобщего эквивалента, поставило всю глобальную валютно-финансовую систему в зависимость от эмиссии этой валюты. Последняя ведется исходя из потребностей США без учета интересов других стран, что делает всю мировую систему зависимой от американской денежной политики. Углубляющийся кризис глобальной валютно-финансовой системы является закономерным следствием действующего в США механизма денежной эмиссии".
Экономист В.Юровицкий отметил следующее: "В 1944 году была создана Бреттон-Вудская валютная система, в дальнейшем модифицированная в Ямайскую валютную систему. Заметим, что во время этой войны был также разработан финансовый механизм ограбления покоренных территорий ? механизм военных, оккупационных денег, который лег в дальнейшем в основу современного мирового финансового порядка. Итак, мы видим, с какими крупнейшими цивилизационными катаклизмами связаны глобальные денежные преобразования".
Юровицкий вводит в фокус экспертного внимания генезис денег: "Современные деньги являются налично-счетными по своим функциональным признакам и бумажно-электронными по характеру материальных носителей. И именно наличные (бумажные) деньги стали тормозом цивилизационного развития. Они есть главная криминогенная институция современного мира. Подавляющая часть преступности – наркобизнес, коррупция, терроризм, вымогательство, уклонение от налогов, незаконное предпринимательство, торговля оружием и многое другое использует по преимуществу нал. Где мало наличного обращения там низкая преступность. Примеры ? скандинавские страны, Австралия, Сингапур и др. Где велика доля наличного обращения, там велика и преступность. Примеры ? Россия, слаборазвитые страны, отчасти США".
Юровицкий выделяет существенное: "Бумажные деньги – дорогие деньги, они требуют больших затрат на производство, обращение, обслуживание. Они антигигиеничны, требуют больших затрат ценных ресурсов ? леса и т.д. Общая масса бумажных денег в современном мире составляет величину около миллиона тонн. Бумажным, наличным деньгам нет места в будущей цивилизации. Будущее за тотально безналичными электронными деньгами. Таков первый вывод. Современная мировая финансовая система называется Ямайской валютной системой. В ее основе лежат два положения:
1. В современном мире не существует конституционализированных мировых денег. Все валюты, используемые в качестве мировых, это национальные валюты, мировые де-факто, но не де-юре. Мировой статус ими присвоен, но не имеет международного правового основания, не базируется на международно-признанных договорах.
Это с одной стороны освобождает резидентов национально-мировых валют от ответственности перед мировым сообществом. Их действия в финансовой сфере зачастую продиктованы "национальным эгоизмом". Но это же освобождает и другие страны от обязательств поддерживать эти валюты. Любые действия или бездействия в отношении этих валют национальными правительствами, с точки зрения международного права, допустимы.
Второе положение ? существует три сорта национальных валют. Первый – национально (регионально)-мировые. Это доллар, евро, иена, британский фунт стерлингов, швейцарский франк. Второй ? валюты иных высокоразвитых стран. Они не являются мировыми, но могут быть обменены на них на мировом валютном рынке ? рынке ФОРЕКС. Третий ? валюты остальных стран. Они не допущены на мировой валютный рынок. Эти страны получить мировую валюту могут только через товарный рынок. В этом суть эксплуатации стран третьего мира. Общая сумма мировой валюты, принадлежащей странам третьего мира, составляет порядка $100 триллионов. Это то, что ими отдано безвозмездно для финансирования высокоразвитых стран. Вывод: в будущем делению денег по сортам не будет места. Не может иметь места финансовой эксплуатация стран третьего мира высокоразвитыми странами. Заодно заметим, что западная теория денег признает своим предметом только изучение количества денег (Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии: "Теория денег есть теория их количества"), полностью игнорируя качественные характеристики денег. А разве регулируя эмиссию денег Монголии можно их превратить в деньги США или Швеции?"
Юровицкий подчеркивает: "Современный мир есть мир глобальной экономики. А глобальная экономика требует и глобальных денег. Противоречие между глобальной экономикой и локальными деньгами есть главное экономическое противоречие современности".
М.Хазин отмечает, что "вся система МВФ/МБ (созданная в рамках Бреттон-Вудских соглашений) работает на то, чтобы никто, кроме ФРС не мог эмитировать деньги: тут и система currency board, и ее неявные аналоги и ограничения для стран – участников МВФ и т.д". Вероятность появления месторождений глобального юаня или "энергетической валюты" с каждым годом возрастает. В- четвертых, становится все более очевидной неспособность ФРС эффективно влиять на мировую валютно- финансовую систему. В-пятых, ослабление или крушение доллара приведет к исчезновению ФРС. "Что касается финансовой системы, то она будет вынуждена во многом отказаться от доллара – что делает ее нерегулируемой в рамках существующих институтов".
Для нас сегодня принципиальным является выделение того позитивного в опыте Бреттон- Вудса, что может быть использовано в начале ХХI века для выхода из мирового кризиса. Выделим важнейшее:
· Приемлемый уровень доверия в рамках валютного паритета при установке взаимных курсов валют в рамках формата "золото – доллар – валюта члена МВФ" (новые форматы: новая глобальная резервная валюта – валюты суверенных государств или новая энерговалюта - ... )
· Простота и надежность взаимных межгосударственных договоренностей. Все валюты формально признавались в уставе равнозначными, статья IV в центр всей системы помещала золото или доллар США (фиксированная цена золота на тот момент равнялась 35 долл. за 1 унцию). Поскольку США были единственной страной, выражавшей стоимость своей национальной валюты в золоте, всем другим странам следовало зафиксировать паритеты национальных валют в долларах США и не допускать отклонения их курсов более чем на 1% от паритетного. В случае "фундаментального нарушения равновесия" платежного баланса какой-либо страны валютный паритет мог быть изменен лишь после консультаций с другими членами организации (статья IV, раздел 5). Понятие "фундаментального нарушения равновесия" никогда не было четко определено и позднее неоднократно становилось предметом споров между государствами-членами МВФ.
· Технологическая возможность устранять взаимные претензии в рамках юридически корректных процедур согласования
· Фиксированные валютные курсы взамен плавающих. Лауреат Нобелевской премии П.Кругман отметил: "Р.Нурксе подготовил классический доклад для Лиги Наций, который часто называют фундаментом Бреттон-Вудской системы; в этом докладе история с французским франком является основным доказательством преимущества фиксированного валютного курса перед плавающим".
Сегодня фиксированные курсы валют кажутся фантастикой. Но многое говорит о том, что именно фиксированные курсы могут стать технологией "сепаратного" выхода из мирового кризиса ряда ведущих стран мира.
Американский аналитик В,Лебедев акцентировал внимание на триумфальной победе доллара: "После 1971 года именно доллар стал единственной мировой валютой, мировыми деньгами, мерой стоимости и международным средством платежа. Вместо всяких привязок доллара к золоту с 1972 года сам доллар занял место золота. А все прочие валюты пусть сами заботятся о своей привязке к доллару. Золото стало просто товаром, цена на которое скачет туда-сюда гораздо прытче, чем курс доллар по отношению к другим валютам. Доллар – финансовый законодатель безотносительно к тому, сколько золота хранится в подвалах Форт Нокса и даже вообще безотносительно ко всему национальному достоянию США. Это ли не триумф зеленой бумаги? Полный, тотальный... Французы дали миру эталон метра, а мы – эталон стоимости. И этот эталон – доллар!" Сегодня аналитики многих стран мира отмечают, что "доллар стал резиновым". Доллар не может далее выполнять функции мировой резервной валюты.
Действительно, по Бреттон-Вудскому соглашению, которое действовало до 1967 года, правительство США гарантировало обмен 35 долларов на тройскую унцию золота (тройская унция - около 33 грамм), что соответствует примерно одному грамму золота за 1 доллар. Сегодня любой желающий может высчитать, сколько долларов стоит один грамм золота.
Академик РАН С.Глазьев в пункте 12 открытого письма к министру финансов А.Кудрину высказался за "новую архитектуру глобальной валютно-финансовой системы исходя из недопустимости монополизации функции мировой валюты в частных интересах. Предложить справедливую и взаимовыгодную процедуру использования национальных и региональных валют (или основанной на их пропорциональном представительстве новой мировой валюты) в международных расчетах, предусматривающую механизм стабилизации их обменных курсов и прозрачное распределение глобального сеньоража".
Но будет ли именно это предложено Россией на саммите G-20, а главное, будет ли услышана Россия и большинство стран мира?
Идея энерговалюты неразрывно связана с именем Побиска Кузнецова. В своих работах он ссылался на труды российского экономиста ХIХ века С.Подолинского. Публикации на тему энергоденег появились в советской прессе в конце 80-х годов прошлого века. В 1995 году П.Кузнецов обратился в ООН с просьбой рассмотреть его идею, при этом назвав Международный Валютный Фонд "шайкой фальшивомонетчиков". П.Г.Кузнецов не просто предлагал введение новой валюты, он считал это неизбежным: "В ближайшем будущем на смену этой крашеной бумаге придет единое правило международных расчетов через объективный измеритель, роль которого возьмет на себя физическая величина - киловатт- час".
В постсоветское время была опубликована статья П.Кузнецова "Киловатт-час может использоваться как универсальная мера стоимости в мировой экономике третьего тысячелетия" (Экономическая газета/Развитие, № 6 (123), февраль. 1997). Эксперты отмечают, что "при системе энергоденег государство просто будет вынуждено ограничить свои аппетиты относительно сеньоража. Ведь тогда банкнота эмиссионного банка будет строго привязана к цене энергоресурсов. Дополнительная эмиссия приведет к падению их реальной цены, но государство не сможет поднять цены. При нынешней же системе государство не столько озабочено реальной инфляцией, сколько реальной ценой на энергоресурсы" (А.Гасанов). "Понятие денег как всеобщего измерителя – заблуждение, подобным измерителем является энергия, возможно, эквивалентной величиной станут джоули" (Т.Кадыев).
Интеллектуальное завещание Побиска Кузнецова заключено в словах: "Киловатт-час может использоваться как универсальная мера стоимости в мировой экономике Третьего тысячелетия". Одним из "плюсов" энерговалюты по Кузнецову является простота: "Сравнение "курсов" национальных валют сведется к простому пересчету - сколько киловатт-часов можно купить за денежную единицу страны А и сколько киловатт-часов можно купить за денежную единицу страны Б".
Представляется, что на данный исторический момент переход к энерговалюте возможен через систему "сепаратных" соглашений различных стран мира, причем, взаимные курсы валют будут отражать энергетическую составляющую, будь то баррель нефти или киловатт-час.
У.Энгдаль отметил: "Не следует удивляться тому, что на недавнем ЕС-Азиатском саммите в Пекине, китайские чиновники предложили идею торговли между ЕС и азиатскими странами, например Китаем, в евро, юанях, иенах или других национальных валютах, помимо доллара США". Таким образом, мы можем с вами можем зафиксировать начало процесса формирования валютных курсов без привязки к доллару. А каким образом будут согласовываться и фиксироваться валютные курсы? Ответ на данный вопрос можно найти в истории.
Ю.Овсянникова выделила существенное: "Доллар был признан в качестве мировых денег по двум причинам. Во-первых, CШA вышли из второй мировой войны с наиболее сильной экономикой. Во- вторых, США аккумулировали громадное количество золота в период с 1934 по 1971 годы и проводили политику скупки и продажи золота иностранным финансовым органам по фиксированной цене 35 долларов за унцию. Таким образом доллар переводился в золото по предъявлению; доллар стал рассматриваться как заменитель золота и поэтому считается "таким же хорошим, как золото". Но, с сожалению, рост золотых запасов отставал от быстро расширяющихся масштабов международной торговли и финансов. Поэтому приобрел возрастающую по своей важности роль мирового валютного резерва. Страны мира получали доллар в качестве резервной валюты в результате дефицита платежного баланса США. По мере того, как количество долларов, находящихся па руках у иностранцев, стремительно росло, а золотые резервы США сокращались, другие страны неизбежно стали задавать вопрос: неужели доллар был действительно "так хорош, как золото"? Способность США сохранять обратимость доллара в золото становилась все более сомнительной. Для сохранением за долларом статуса резервного средства необходимо было устранить дефицит платежного баланса США; но ликвидация дефицита означала бы истощение источника дополнительных долларовых резервов для системы. Эта проблема встала во весь рост в начале 70-х годов". Financial Times отметила: "История фунта стерлингов говорит о том, что разговоры о скором закате резервной валюты являются, по меньшей мере, преждевременными. Доллар занял место британского фунта в 1945 г., но прежде, чем обогнать британскую экономику, Соединенным Штатам пришлось пережить две войны и пройти через привязку национальной валюты к золоту и ее последующую девальвацию".
Вышеизложенное позволяет предположить, что новая мировая резервная валюта может пройти тот же путь, что прошел доллар. Представьте себе на минуту, что страны GCC во главе с Саудовской Аравией вводят новую валюту, назовем ее условно – ойлдинар, и центробанк GCC объявляет, что за 10 ойлдинаров можно будет купить 1 баррель нефти "корзины GCC". И ойлдинар обеспечен всеми запасами нефти стран GCC. Напомним, что термин "корзина ОПЕК" был официально введен 1 января 1987 года. До 16 июня 2005 года цена "корзины" (OPEC oil basket или, точнее, OPEC Reference Basket) определялась как среднее арифметическое для 7 следующих сортов нефти, добываемой шестью странами ОПЕК и Мексикой: Saharan Blend (Алжир); Minas (Индонезия); Bonny Light (Нигерия); Arabian Light (Саудовская Аравия); Dubai (ОАЭ); Tia Juana (Венесуэла) и Isthmus (Мексика). "Корзина GCC" может составлять принятый данными странами пакет из нескольких сортов нефти.
Таким образом, новая мировая резервная валюта будет обеспечена всеми запасами нефти стран GCC, что является выигрышным по сравнению с долларом, обеспеченным только "честным словом правительства США". Другие сорта нефти будут котироваться к ойлдинару в формате исторически сложившихся коэффициентов на мировом рынке нефти. В случае, если Китай, в рамках создания свободной экономической зоны со странами GCC, установит приемлемый курс обмена юань – ойлдинар, то у ойлдинара появляется шанс стать новой глобальной резервной валютой.
Каким будет в сложившихся условиях решение стран еврозоны, сказать трудно. Но распад еврозоны вполне может привести к тому, что многие страны ЕС, в первую очередь Италия, вполне могут заключить "сепаратные" стабильные обменные курсы по отношению к ойлдинару.
Грядущий мировой кризис может привести к переходу мировой валютно-финансовой системы не к новой искусственной мировой резервной валюте, которая будет создана G-20 совместно с ФРС и МВФ и заменит доллар, а к энерговалюте, в которой заинтересованы не только все нефтедобывающие страны, но также и новые "мировые фабрики" – Китай и Индия. И энерговалюта станет мировой резервной валютой. Поэтому, создание усилиями стран GCC "нефтяной ФРС" выглядит естественной перспективой, при условии, что это поддержат большинство стран, входящих в ООН, включая Китай и Индию. Энерговалюта будет обеспечена мировыми запасами нефти, а новая искусственная мировая валюта, точно также как и доллар, обеспечена только словами "долговые обязательства". И больше ничем.
Принципиальным на сегодняшний день является то, что в "топке" текущего мирового кризиса "сгорят" колоссальные валютные ресурсы Саудовской Аравии и стран GCC. Смирятся ли лидеры нефтедобывающих стран со статусом жертвы?
Если к этому добавить, что МВФ в марте 2008 года одобрил перераспределение голосов при принятии решений между 185 странами. Доля России в уставном капитале МВФ была уменьшена с 2,79% до 2.49%. Доля Саудовской Аравии была также уменьшена, как и доля Венесуэлы. И будут ли страны GCC также спокойно относиться к процессу "сгорания" своих ресурсов, если данный процесс будет повторяться через каждые 5-7 лет?
Сегодня практически ничего неизвестно о мировой экономической хартии А.Меркель. Сегодня можно говорить лишь о контурах глобальной энергетической Хартии. Но одно является очевидным. Принятие новой мировой экономической хартии без принятия глобальной энергетической Хартии – это очевидный шаг по пути решения мировых проблем за счет стран нетто-экспортеров энергоресурсов.
До очередного саммита G-20 осталось не так много времени. Будет ли очередной саммит таким же пиар-декларативным как предыдущий? На данный вопрос пока нет ответа. Также как и нет ответа на следующие вопросы. Когда будут презентованы основные концептуальные положения мировой экономической хартии? Когда будет презентована глобальная энергетическая Хартия? Представляется, что страны нетто-экспортеры энергоресурсов могут и подождать, пока не выложат свои "козыри на стол" лидеры стран G-7.
Ссылки по теме "Глобальная энергетическая Хартия":
Мировой кризис и новая энергетическая доктрина России (www.polit.nnov.ru/2009/01/03/rosenergdoctr/)
Глобальная энергетическая Хартия и новая российская энергетическая доктрина (www.polit.nnov.ru/2009/01/19/energodochart2/)
По теме "Новейшая глобальная история":
Модераторы глобальных дискурсов: Давосский форум, G-7, G-8, G-20 (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 4) (http://www.polit.nnov.ru/2009/02/01/gistdavosgmoder4/)
Новейшая глобальная история в формате direct: ФРС и ОПЕК (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/18/gistoryonline1/)
Конкуренция глобальных Проектов: "Вашингтонский консенсус" vs "Пекинский консенсус" (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 2) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/06/gistpewashproj2/)
Доллар США в истории человечества (http://www.polit.nnov.ru/2008/12/15/usadollgistory/)
Особенности войн начала ХХI века – год 2009-й: "газовая" война и агрессия Израиля против сектора Газа (Новейшая глобальная история в формате direct – часть 3) (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/14/gistwargazaukr3/)
G-2 или американо–китайский двухполярный мир: вызов для Китая (http://www.polit.nnov.ru/2009/01/26/usachina2wchi/)
По теме "Глобальные надгосударственные институты":
Саммит G-20 15 ноября 2008 года и "ситуационная комната" (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/30/situationroomg20/)
Глобальные надгосударственных институты и их легитимность в преддверие Первой глобальной Великой депрессии (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/20/globinstitutes/)
России – креатор новой глобальной финансовой архитектуры (хроника текущего мирового кризиса - 6) (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/08/rosfinarkhitec6/)
Саммит G-20 15 ноября 2008 года глазами экспертов (http://www.polit.nnov.ru/2008/11/15/expersumm20/)
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |