Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Эксклюзив

26.12.2008 Символы "химера" и "антисистема" в сфере политики (Символы и знаки ХХI века – часть 16)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Химера - это нечто, внешне существующее,
но не имеющее никаких реальных оснований
для своего существования; это плод
рационалистических построений, не имеющий
онтологической (т. е. бытийной) основы"
(Е.Хохлов)

"Химера" в начале ХХI века – это, в значительной степени, интеллектуальный символ. Данный интеллектуальный символ уже давно оторвался от своих визуальных и скульптурных изображений и занял свое место в сфере интеллекта. Символ "химера" представляет особый интерес по той простой причине, что описание динамично изменяющейся реальности требует все новых и новых методов и технологий познания.  

Из словарей мы можем узнать несколько определений слова "химера". Химе?ра (греч ???????, "коза") — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны. В переносном смысле - необоснованная, несбыточная мечта. Со временем Химера превращается в понятие "химерического". Слово "химера" используется для обозначения невозможного, несочетаемого. "Ложная идея, пустой вымысел" — такое определение химеры дают многие словари. Е.Хохлов отметил: "Если исключить исконное (древнегреческое), а также европейское средневековое понимание слова, под химерой все современные энциклопедические и толковые словари трактуют неосуществимую, несбыточную и странную мечту, фантазию".

В биологии "химера" – это организм неоднородный генетически. В этнологии – способ взаимодействия этносов. Символ "химера" использовал Лев Гумилев. Гумилев выделил четыре различных варианта этнических контактов. Химера – это контакт несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при котором исчезает их своеобразие (примером является Хазария). Творческое развитие идей Льва Гумилева в конце ХХ века позволило последователям Гумилева позиционировать глобализацию, в процессе развития которой исчезает этническое своеобразие народов, как химеру. 

Ареалы распространения интеллектуального символа

Интеллектуальные символы довольно часто возникают в процессе переноса знаний из одной сферы науки в другую. Символ "химера" является подтверждением выявленной закономерности. Многие ученые, в частности Ю.Бородай, отмечали, что строя свою схему развития мировой истории, описывая подъемы и падения цивилизаций, Гумилев широко использует такие биологические термины, как "этнос", "мутация", "химера", "симбиоз", "геобиценоз", "экосистема", "экзогамия", "раковая опухоль". Отметим существенное. В конце ХХ - начале ХХI века знаковые прорывы в сфере гуманитарной науки проходили в формате переноса вновь открытых узкоспециальных знаний в сферу осмысления сложных глобальных, динамично изменяющихся процессов. Достаточно обратиться к теории автопоэзиса чилийских биологов У.Матураны и Ф.Варелы.

Е.Хохлов расширил применение интеллектуального символа "химера". Хохлов отметил: "В настоящее время тенденция к созданию юридических химер (или, иначе говоря, юридического псевдоморфоза) проявила себя с такой очевидностью, что, кажется, настала пора говорить о ней, как о реальной проблеме современной российской правовой науки...О.Шпенглер ввел в социологию (в широком смысле) естественнонаучное понятие псевдоморфоза. По его словам, псевдоморфозы - это "поддельные формы, кристаллы, чья внутренняя структура противоречит внешнему строению, род каменной породы, являющийся в чужом обличье". Указанный образ весьма убедительно используется О.Шпенглером в его философии истории. В свою очередь, если исключить исконное (древнегреческое), а также европейское средневековое понимание слова, под химерой все современные энциклопедические и толковые словари трактуют неосуществимую, несбыточную и странную мечту, фантазию. Наш соотечественник и современник Л.Н.Гумилев рационализировал это понятие, не менее удачно, чем О.Шпенглер, включив его в свою теорию этногенеза. По Л.Н.Гумилеву, неотъемлемым свойством химеры является то, что она существует вне зависимости от времени и пространства (у химеры нет ни возраста, ни отечества), вместе с тем, этнические химеры крайне агрессивны и резистентны, отнимая энергию у других этносов, не будучи при этом связаны традиционными стереотипами поведения".

Е.Хохлов размышляет о философской химере: "В данном случае для авторов содержание, по-видимому, не имеет никакого значения, исключительной же их целью выступает создание более или менее изощренной словесной конструкции, которая являет собой самостоятельную ценность - что и позволяет в данном случае констатировать возникновение явления, которое мы выше определили как философскую химеру". В.Махнач вводит понятие "химера" в сферу культуры: "Введенная в обиход Л. Н. Гумилевым категория "химера" относится, конечно, к этнологии, но проявляется, может быть, в наибольшей степени в истории культур. "Химерой" называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез. Это может быть вторжение культуры, а может быть и вторжение грубой политики. Однако политику мы вправе рассматривать как составную часть культуры, а политическую историю — как составную часть истории культур".

Для нас сегодня наибольший интерес представляют политические химеры. Для того, чтобы формализовать и объективизировать политические химеры, необходимо выявить основные признаки химер.

Химеры в сфере политики

"Химеры" в сфере политики напрямую связаны со сложным национальным вопросом. И.Шишкин выделил следующее: "Говоря о проблемах межнациональных отношений, нельзя обойти еще одну проблему. Стало уже традицией, что как только заходит речь об этнических взаимоотношениях, сразу всплывает так называемый "еврейский вопрос". В соответствии с теорией Л.Н.Гумилева главная особенность контакта евреев с другими этносами заключается в том, что он всегда и везде шел по линии химеры. Дело здесь опять-таки не в дурных качествах этого народа, а в характере их суперэтноса".

Отметим, что споры вокруг позиционирования евреев, в формате "химеры", ведутся в Сети на протяжении многих лет. Казалось бы, политкорректное сравнение китайского символа "хуацяо" с приписываемой евреям "химеричностью" вызвало незатихающие споры. Один Web Doe на одном из форумов, несколько по иному поводу заметил: "Здесь много говорилось об отношении Гумилёва к евреям, а именно, что он якобы рассматривал еврейский этнос как химеру. Хочу сразу сказать, что я не являюсь сторонником идей Л.Н.Гумилёва. Но мне не нравится, когда ему начинают приписывать вещи, полностью противоречащие основным позициям его теории... Что качается евреев, то, согласно Гумилёву, - это "блуждающий" суперэтнос, а отнюдь не химера. Опять же, согласно Гумилёву, еврейскому суперэтносу присуще позитивное мироощущение, а отнюдь не негативное, как в антисистемах. Таков еврейский суперэтнос с точки зрения методологического аппарата Гумилёва. Что касается его отдельных высказываний о том, что хазарские евреи сыграли отрицательную роль в истории Древней Руси - то это просто одна из личных точек зрения историка Гумилёва о влиянии одних народов на другие народы в те или иные периоды истории. С ней можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя приписывать на её основании Гумилёву какие-то идеи, ему совершенно не свойственные как философу истории".

Л.Гумилев по данному вопросу написал следующее: "В 965 "одоле Святослав козаромъ и градъ (Итиль) ихъ взя". Эта победа решила судьбу Хазарии и Руси. Химера распалась. "Все партии, опиравшиеся на поддержку агрессивного иудаизма, утратили опору, крайне для них ценную... Эта победа предотвратила закрепление химеры на Руси. Варяги, сотрудничавшие с "химерой", растворились в русском этносе. От них осталось только название династии князей воинов - Рюриковичи. Русь вернулась на традиции контакта с Византией - своим единственным стратегическим союзником...Концом процесса этнического выздоровления следует считать. .крещение Руси Владимиром Святославичем."  

В.Махнач, анализируя историю нашей страны, отметил следующее: "Нам химеризация реально грозила, но не в 70-ые гг., когда стареющий генеральный секретарь с трибуны съезда промямлил, что сложилась новая историческая общность "советский народ", а в 20-ые - 30-ые, когда нам ее навязывали деятельно. В то время у режима энергии было очень много, у власти находились очень энергичные люди, и пассионариев хватало. Тем не менее химера у нас все-таки не сложилась, ее только попытались создать. А сложись она, позабудь все сплошь, что они - киргизы, армяне, русские, евреи, татары, и уверуй, что все они - советские, это могло бы привести к куда более тяжелым последствиям. Какой вред нам нанесла незавершенная химеризация? В какой степени химеризация облегчила расчленение территории СССР, т.е. территории исторической России (потому что на территории России существовал СССР, а вовсе не Российская Федерация)? В какой степени жертвами химеризации являются те несчастные люди, которые до сих пор время от времени начинают топать ногами и скандировать: "Со-вет-ский Со-юз!"? На все эти вопросы историкам еще предстоит ответить. Это научная проблема для ученых будущих поколений, но в любом случае это и политическая проблема". Ю.Курьянов, анализируя книгу историка Сергея Родина "Отрекаясь от русского имени", сделал следующий вывод: "Украинцы это "этнические предатели". А "украинство" - "этническая химера" (термин Льва Гумилева). По Гумилеву "этнические химеры" возникают в зоне активного противостояния двух несовместимых суперэтносов (в данном случае - европейского и русско-православного) и представляют собой общность денационализированных, выпавших из родственных этносов индивидуумов. "Этнические химеры" обречены на гибель. Правда, сам Гумилев украинцев к "этническим химерам" не относил". В.Махнач предположил: "Если США - действительно уже химера, ничего хорошего это им не предрекает. Их способен доконать любой скачок жизненного уровня".

Приведем типичное политизированное алармистское высказывание. М.Ковалькова задает вопрос, и сама дает ответ: "Что же оставят потомкам "неразумные россиянцы", отмстить которым рано или поздно придет какой-нибудь новый Вещий Олег? Руины однотипных особняков? Остовы сгоревших мерседесов? Химера обречена историей, а потому рано или поздно она закончит свое существование, вопрос состоит лишь в том, что станет ее могильщиком - иные, более сильные и свободно развивающиеся этносы или же коренной этнос страны, нашедший в себе силы избавиться от духовного угнетения. Сегодня абсолютно ясно только одно, что время Россиянии войдет в историю как один из наиболее мрачных периодов для России и русского народа". Вышеизложенное позволяет нам увидеть распространение символа "химера" в политической сфере.

Основные признаки химеры

И.Шишкин отметил следующее: "В работах Л. Н. Гумилев выделяет три основные формы такого контакта: симбиоз, ксения и химера. Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов. Симбиоз - источник силы и могущества многонациональных государств, дающий им огромные преимущества перед мононациональными странами. Ксения - сочетание, при котором один этнос - "гость", вкрапление в теле другого, - живет изолированно, не нарушая этнической системы "хозяина". Например, в Российской империи - колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса. Но когда "гость" начинает утрачивать свою изолированность, он может превратиться в химеру. Химера - соединение несоединимого. Она возникает, если два этноса, принадлежащих к суперэтносам с отрицательной взаимной комплиментарностью, живут перемешавшись, пронизывая друг друга. В этих случаях неизбежны кровь и разрушения, гибель одного или обоих этносов. Процесс распада порой бывает длителен - один, два века".

В.Махнач выявил взаимосвязанность "химеры" и "антисистемы": "Л.Н. Гумилевым было открыто, что антисистемы появляются на границах суперэтнических систем и являются экстерриториальными. Особое положение в генезисе антисистем занимают химеры. Химера - это форма контакта несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие. Химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных людей. В отличие от этноса химера не может развиваться, а способна лишь некоторое время существовать, впоследствии распадаясь. Как правило, химеры складываются за счет вторжения представителей одного суперэтноса в области проживания другого, после чего агрессор пытается жить не за счет использования ландшафта, а за счет побежденных. Результатом в конечном итоге всегда бывает распад и гибель химеры, так как победители деградируют не в меньшей степени, чем их жертвы".

Е.Хохлов дает наиболее корректное определение химеры в сфере интеллекта: "Химера - это нечто, внешне существующее, но не имеющее никаких реальных оснований для своего существования; это плод рационалистических построений, не имеющий онтологической (т. е. бытийной) основы".

Концепты Хохлова позволяют по-иному взглянуть на основные признаки химеры:

·        Химера – это несочетаемое соединение двух и более самодостаточных явлений, воззрений, теорий или концепций

·        Ложь и обман – одна из доминант поведенческого стереотипа в химере

·        Химера, в отличие от естественноисторического явления, бесследно исчезает

Как это ни покажется парадоксальным, но именно бесследное исчезновение химеры является ключевым признаком химеры в сфере интеллекта. 

Бесследное исчезновение

Лев Гумилев сам поставил вопрос о бесследном исчезновении хазар: "В самом деле, почему ничего не осталось от хазар, тогда как хуннские курганы полны шедевров, тюркские и половецкие "каменные бабы" обнаружены в огромном числе, уйгурские фрески украшают галереи Эрмитажа и Берлинского музея и даже от древних угров сохранились барельефы с изображениями воинов и пленников? Хазарские сосуды лишены орнамента, обнаруженные крепости хазарского времени построены небрежно, а изображений людей вообще нет. Закономерно это или просто археологические поиски были неудачны?"
Ответ Гумилева прост: "Предметов изобразительного искусства из стойких материалов в Хазарии IХ-Х вв. не было, да и быть не могло, хотя хазары по способностям отнюдь не уступали своим степным и горным соседям. Ведь производить памятники культуры можно лишь тогда, когда есть заказчик, способный оплатить работу художника. В Хазарии могло платить правительство, а оно состояло из людей, принципиально отрицавших изобразительное искусство".

Противоестественное соединение

И.Шишкин констатирует следующее: "Говоря о химере, следует отдавать себе отчет в том, что ее разрушительное воздействие обусловлено природными закономерностями, а вовсе не тем, что одни люди хорошие, а другие плохие. Они разные, разные настолько, что их нельзя совместить".

Е.Хохлов фокусирует внимание на итогах традиционного метода исследования какого-либо явления, известного как "бритва Оккама": "Чрезвычайно характерной особенностью юридической (как и любой другой подобного рода) химеры является то, что в отношении ее совершенно невозможно применить знаменитую бритву Оккама: после применения этой "бритвы" не остается вовсе никаких сущностей либо обнажаются сущности, весьма хорошо известные ранее, порой известные до степени банальности (в последнем случае можно говорить о псевдоморфозе как варианте юридической химеры)".

Ложь – источник существования

В.Махнач выделил существенное: "Как писал Л. Н. Гумилев, химеры - питательная среда для возникновения антисистем, ибо принцип антисистемы - ложь - всегда присутствующий в химерах, допускает обман как поведенческий стереотип. Так что в потоке нормального этногенеза антисистема не может возникнуть. Однако при совмещении двух суперэтносов, когда в зоне контакта возникает этническая химера, антисистемы развиваются со страшной силой. И ведь нельзя сказать, что к принятию негативного взгляда на мир побуждает ухудшение бытовых условий или экономические затруднения".

Отметим, что выявленные признаки химеры должны в полной мере характеризовать то явление, которое может быть названо политической химерой. Принципиально важным является также то, что понятие "антисистемы", являющееся комплиментарным по отношению к "химере", не введено в число признаков химеры, так как "антисистема" – это самодостаточное явление.  

Антисистема

Интеллектуальный символ "антисистема" связан с символом "химера". В.Махнач отметил следующее: "Другая введенная Гумилевым категория - категория "антисистема" - в истории встречается чаще, живет долго, заметна меньше, нежели "химера", хотя, по-видимому, вызывает куда бОльшие негативные последствия. Относится она к области истории культур. Строгого определения антисистемы Гумилев не дал. Антисистемы настолько разнообразны и у них настолько смазанные черты, что пока дефиниции никому не удаются, хотя антисистема - не такое фундаментальное понятие, как культура. Тем не менее, описать антисистему можно, у нее есть характерные черты". По Махначу "антисистемы - это системы, которые способствуют сокращению жизни этноса, а не ее сохранению. Гумилев в конце жизни считал, что вообще все антисистемы образуются в зонах контакта, т.е. они в некотором смысле бродят рядом с химерами".

Последователь Л.Гумилева С.Поколодин отмечает следующее: "Химеры бывают пассивными и антисистемными. Пассивная химера не несёт в себе определённого мироощущения. Антисистемная химера — это химера, порождающая новую целостность людей с особым восприятием мира, так называемую антисистему. Антисистема — это системная целостность людей с негативным мироощущением. Характерные черты негативного мироощущения — не противопоставление, а приравнивание друг другу истины и лжи; восприятие окружающего мира не как блага, а как зла и средоточения страданий; понимание миссии человека в этом мире не как задачи сохранения благого мира, а как отрицания мира и его разрушения с целью вырвать человеческие души из пучины страданий, связанных с этим миром. Причина возникновения антисистемы — наложение друг на друга двух разных ритмов этнических полей, возникающее при контакте двух и более суперэтносов. "Когда два разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное, что в общем-то и правильно. Но тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно". Примеры антисистем — гностицизм, манихейство, дуалистические ереси европейского средневековья (богумильство, альбигойство и др.). Антисистемным являлось мировоззрение западноевропейских инквизиторов, русских опричников. Как полагает Л.Н. Гумилёв, антисистемы оказывают губительное воздействие на биосферу, так как их представители не заинтересованы в сохранении природных ландшафтов, рассматривая их как часть враждебного мира".

Отметим, что интеллектуальный символ "антисистема" более часто используется в политической сфере, чем символ "химера".

"Национал-оранжизм" Белковского-Малера – политическая химера

Признаем, что в начале ХХI века мы стали свидетелями рождения, а в ряде случаев и бесследного исчезновения, ряда политических химер. Политические химеры рождаются при контакте двух несовместимых политических сил. В случае "национал-оранжизма" – националистов и либералов, зацикленных на практической реализации "оранжевой" революции по примеру Украины. Контакт несовместимых сил и породил политическую химеру. "Национал-оранжизм" как химера, являлся "плодом рационалистических построений" (по Е.Хохлову), считался реально существующим и был основам на лжи о перспективности союза либералов с националистами.  

Напомним, что "национал-оранжизм" презентовал до событий 4 ноября 2006 года Станислав Белковский в статье "Национал–оранжизм как стратегия русского возрождения". Из спектра публикаций в сети Рунет, посвященных данной теме, можно сделать вывод, что идея "национал-оранжизма" является детищем не только Станислава Белковского, но и Аркадия Малера. Это породило несколько постмодернистских шуток. Например, в либеральных кругах Белковский и Малер позиционировались как Карл Маркс и Фридрих Энгельс "национал-оранжизма". В патриотических кругах иронизировали, что один из креаторов "национал", а второй – "оранжист". Если к вышеизложенному добавить, что Белковский наполнил этот термин соответствующим содержанием, копируя В.И.Ленина: "Источник и три составные части оранжизма", "русский национализм как ядро национал-оранжизма", то процесс сотворения политической химеры станет целостным. Исторически "национал-оранжизм" был призван концептуально оформить  императив: "Одна Россия. Один народ. Одна оппозиция. Один оппозиционный кандидат в Президенты". Но данная политическая химера просуществовала недолго.

Признаем, что национал-оранжизм" – это не концепция, а концептуальный формат. Политические химеры в начале ХХI века не появляются в виде целостных научных концепций. А концептуальный формат позволяет наполнять его различными смыслами, что полностью соответствует духу постмодерна. 

Кто сегодня помнит о "национал-оранжизме". Как и положено политической химере, она исчезла, не оставив ни малейших признаков своего существования. 

По теме: Символы и знаки ХХI века:

Концепция интеллектуальных символов и символьно-знаковых полей. (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/08/symbolconcept/) (Демо-версия)

В плену "погасших" символов. Архаичные символы. Стабильность – хаос.  (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/19/symbolone/) (Символы и знаки ХХI века - часть 1)

 Символы постмодерна. Тупик - лабиринт. (http://www.polit.nnov.ru/2006/10/25/symboltwo/) (Символы и знаки ХХI века - часть 2)

Революция и кровь. (http://www.polit.nnov.ru/2006/11/20/symbolrev/) (Символы и знаки ХХI века - часть 3)

Война как символ. (http://www.polit.nnov.ru/2007/02/21/symbolwar/) (Символы и знаки ХХI века - часть 4)

"Партии" как символ ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/15/symbolpartiotism/) (Символы и знаки ХХI века - часть 5)

"Вашингтонский обком" – ключевой символ в России начала ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/03/19/symbolwashobkom/) Символы и знаки ХХI века - часть 6)

Интеллектуальные гиперсимволы. (http://www.polit.nnov.ru/2007/04/10/symbolhyper/) (Символы и знаки ХХI века - часть 7)

Символ "трибунал" и будущее России. (http://www.polit.nnov.ru/2007/06/20/symboltribunal/) (Символы и знаки ХХI века - часть 8)

Особенности контент-анализа символьно-знаковых полей. (http://www.polit.nnov.ru/2007/06/26/symbolkontent/) (Символы и знаки ХХI века - часть 9)

Концепт-символы ХХI века и тайм-символы ХХ века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/07/03/symcontime/) (Символы и знаки ХХI века - часть 10)

Символ "гламур". (http://www.polit.nnov.ru/2007/07/11/symbolglamour/) (Символы и знаки ХХI века - часть 11)

Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль. (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/28/softholokaust/)

Четыре всадника Апокалипсиса начала ХХI века. (http://www.polit.nnov.ru/2007/07/16/apocalypses/) (Символы и знаки ХХI века - часть 12)

Символ "застой". (http://www.polit.nnov.ru/2007/09/25/symbolzastoy/) (Символы и знаки ХХI века - часть 13)

Символ "Великая депрессия" и неизбежность "кастового самоубийства" финансистов в ХХI веке (Символы и знаки ХХI века – часть 14) (http://www.polit.nnov.ru/2007/10/23/symbolgreatdep/)

Графические символы в ХХI веке (Символы и знаки ХХI века – часть 15) (http://www.polit.nnov.ru/2008/07/04/symbolgraf/)

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна