Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Эксклюзив

08.12.2008 Объединенная Корея и постдемократия (цивилизационный прорыв из мирового кризиса)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"За десять лет даже горы и реки меняются"
(Корейская поговорка)

Необходимо отбросить иллюзии о возможности преодолении текущего мирового кризиса. Можно предположить, что в течение определенного исторического времени мировая финансовая система еще будет подавать признаки жизни, которые будут неустанно истолковываться как "явные признаки преодоления кризиса", но крушение отжившего свой век мира неизбежно. Каким будет Новый мир?

Мировой кризис и цивилизационный прорыв

Представляется, что контуры Нового мира уже в достаточной степени проявились. В работе "Постдемократия и демократия" были приведены отдельные аспекты цивилизационного прорыва. Признаки цивилизационного прорыва можно обнаружить в большинстве стран мира. Цивилизационный прорыв возможен там, где уже многие десятилетия торжествуют неразрешимые противоречия.

Можно ли представить, что в ближайшей исторической перспективе произойдет объединение Кореи? Реальность уже разбила множество планов по объединению корейского народа в единое государство. Что именно необходимо сделать, чтобы объединение Кореи стало реальностью?   

Необходимо признать, что реальные шаги к объединенному процветающему государству возможны лишь в рамках взаимного отказа от отживших свой век архаичных подходов. Требуются коллективная политическая воля и осознанное терпение для преодоления несметного числа противоречий.

Корейский полуостров не должен стать ареной для будущей ядерной войны. Демократическая Корея не должна стать заложницей международных сил, способных спровоцировать спектр локальных ядерных конфликтов, грозящих перерасти в Третью мировую войну. А Народно-Демократическая Корея не должна превратиться в ритуальную жертву, которую принесут на алтарь экономической глобализации. Корейский народ должен сам решить свои проблемы, используя свою политическую волю.

Объединение Кореи в единое государство возможно в рамках движения корейского народа к постдемократии.

Республика Корея – заложник возможного конфликта

Сегодня аналитики из многих стран мира анализируют перспективы "реанимации" военного конфликта между Индией и Пакистаном и вероятность его трансформации в региональную ядерную войну. Но это не означает, что "доктрина Буша" и "ось зла" ушли в небытие, после смены власти в США. Напомним следующее. Д.Буш 30 января 2002 в речи в Конгрессе "О положении страны" заявил: "Северная Корея, Иран, Ирак и их союзники-террористы представляют ось мирового зла, вооружающиеся для того, чтобы угрожать миру на планете".    

Д.Верхотуров отметил: "Правительство Республики Корея сразу после появления "доктрины Буша", предусматривающей нанесение "превентивных" ударов, в том числе и по КНДР, попыталось добиться от США гарантий, что военная операция не начнется без согласия официального Сеула. По сообщениям профессора истории Чикагского университета Брюса Камингса, осведомленного об этой стороне отношений двух стран, подобные переговоры велись неоднократно, но заканчивались тем, что США отказывались давать такие гарантии своему союзнику. Корейцы не смогли добиться успеха даже прямой угрозой разрыва южнокорейско-американского военного союза". Может быть, сложность положения корейских лидеров и преувеличена, но Корейский полуостров не перестал быть "горячей точкой" нашей планеты.

Дм.Минин выделил в конце ХХ века существенное: "В ближайшие годы между Вашингтоном и Пекином будет вброшено новое грозное яблоко раздора — проблема объединения Кореи. Опять в этом же месте может пройти и Третья американо-китайская война, дай Бог, чтобы она не походила на Первую. Три Пунические войны между Римом и Карфагеном длились, как известно, 120 лет, сколько ли продлятся корейские? Совершенно очевидно, что Белый дом и в страшном сне не может себе представить объединенную Корею, союзную с КНР, а Чжуннаньхай именно этого будет добиваться. Его шансы на успех, независимо от исхода последних финансовых битв, по всей видимости, все равно являются более предпочтительными". Минин предположил, что "решающей, видимо, будет позиция обеих частей самой Кореи. Пхеньяну без Китая просто не выжить ни в каком качестве, а его вождям не получить гарантий личной безопасности. Сеул, при всей его зависимости от Вашингтона, также понимает, что любая недоброжелательность Пекина в процессе объединения повергнет полуостров в пучину хаоса. Большая Корея, конечно, благодаря своему потенциалу и трудолюбивому народу не будет сателлитом КНР, но дружественной ему и нейтральной в военном отношении — определенно. Как бы ни упирался Белый дом, но, судя по всему, третьего поражения в Корее ему не избежать. Предопределен и уход оттуда американской армии. Согласно теории домино, далее на очереди может оказаться и Окинава, а за нею и вся Япония — сколько же можно оставаться стране восходящего солнца, оккупированной при значительно ослабевшей России и явно ей не угрожающем в военном смысле Китае".

К приведенным выше словам необходимо сделать всего одну ремарку. Ослабление влияния США в Азии в целом становится все более высоковероятным в свете текущего мирового кризиса.

Мнение молодежи

Агентство Associated Press сообщило в феврале 2006 года, что половина южнокорейской молодежи считает, что в случае нападения США на КНДР Южная Корея должна поддержать своего северного соседа. Таково мнение примерно 50 процентов опрошенных молодых людей от 17 до 23 лет. Опрос был проведен несколькими крупнейшими газетами Южной Кореи. При этом, за то, чтобы выступить на стороне американцев, высказалось только 11,6 процента респондентов. Почти 41 процент опрошенных предпочли бы, чтобы Южная Корея сохранила нейтралитет в этом гипотетическом военном конфликте.

Опрошенным был задан также вопрос о возможном воссоединении Северной и Южной Кореи. Чуть более 51 процента ответили, что наиболее предпочтительным считают мирное объединение. Однако 35,5 процента респондентов полагают, что в случае, если Север и Юг могут мирно сосуществовать, нынешнее положение на Корейском полуострове должно быть сохранено.

Данным цифрам есть простое объяснение. Кроме "зова крови" Анат.Уткин выделил существенное: "Несмотря на всю пропаганду и жертвы войны двух Корей, южные корейцы гордятся мужественным народом севера". Отметим, что идеи объединения двух Корей остаются крайне популярными в Южной Корее и по сей день.

Предпосылки к объединению

Северная Корея привлекла к себе внимание всего мира испытаниями ядерного оружия в октябре 2006 году. В феврале 2007 года КНДР согласилась остановить ядерную программу в обмен на получение энергетической помощи и восстановление дипломатических отношений со странами антагонистами, США и Японией. Сегодня эксперты отмечают "охлаждение в отношениях двух Корей". По этому поводу высказываются различные предположения, в том числе, субъективного характера.

Из реальности, заключающейся в том, что валюта Южной Кореи упала в ноябре 2008 года до самого низкого уровня со времени азиатского финансового кризиса 1998 года, делается вывод, что Южной Корее сейчас не до объединения. Эксперты подсчитали, что воссоединение Южной Кореи и КНДР может обойтись Сеулу минимум в 1 трлн долларов, которые потребуются для модернизации устаревшей инфраструктуры КНДР. Также отмечается, что действующий президент Южной Кореи Ли Мун Бак по сравнению с Ро Му Хеном не уделяет особого внимания КНДР. Но все чаще озвучиваются иные позиции.

Как это ни покажется парадоксальным, но именно текущий мировой кризис и ряд рефлективных шагов руководства Северной Кореи, в аспекте ядерного разоружения, создали новые предпосылки для объединения Кореи в единое государства. Экономические проблемы Южной Кореи затрудняют предоставление жизненно важной помощи северному соседу. Поэтому, перед лидерами КНДР, может быть, впервые встает задача по принятию реальных шагов по экономической и политической интеграции. 

Отметим еще ряд благоприятных обстоятельств. Сегодня лидеры двух стран могут не сомневаться в том, что они получат поддержку не только Организации Объединенных Наций в лице ее генерального секретаря Пан Ги Муна, но также поддержку и Китая, и России, и Японии. России необходима объединенная Корея для того, чтобы продолжить свое продвижение к динамично развивающемуся азиатско-тихоокеанскому рынку, в том числе, и за счет строительства "газотранспортной артерии". Китай нуждается в очередной демократической победе, после успеха в Непале. Япония, также как и Китай, крайне не заинтересована в таком "беспокойном соседе", как Северная Корея. Но если Япония постарается вписать свои пункты в повестку объединения Кореи, то данный процесс гарантированно пойдет без этой страны.

Особо необходимо отметить и то, что на первом этапе объединения Кореи китайский опыт в концептуальном формате "Одна страна – две системы" является незаменимым. Именно это позволяет сегодня говорить о том, что принятие 20-летнего или 25-летнего плана по объединению Кореи не является фантастикой. Главное – определиться с направлением прорыва и начать последовательное движение по реализации плана объединения Кореи.

Этапы объединения Кореи

Необходимо согласиться с экспертом-международником Анат.Уткиным: "Объединение, если оно будет происходить, должно осуществляться медленно. Военное могущество КНДР нужно постепенно заменять на повышение уровня жизни". Представляется, что объединение Кореи будет осуществляться в течение 20-25 лет и проходить в три этапа. В рамках первого этапа необходимо будет "разрушить лед недоверия", как между лидерами Северной и Южной Кореи, так и между гражданами обеих стран. Первый этап будет завершен созданием выборного Совета по объединению Кореи, в который войдут наиболее мудрые и терпеливые представители двух стран.

Второй этап будет заключаться в выработке всестороннего плана по объединению Кореи, устраивающего лидеров двух стран. Данный этап будет завершен проведением референдума, как в Северной, так и в Южной Корее, в рамках которого план объединения Кореи получит доверительную легитимность народа.

Третий этап будет заключаться в практических шагах по реализации плана объединения Кореи, поддержанного народом. Третий этап завершится принятием Конституции страны, в которой будут закреплены все основополагающие принципы объединения и прописаны эксклюзивные права граждан Северной Кореи на сохранение своей историко-политической самобытности, если подобные требования будут поддержаны гражданами Северной Кореи.

Этапы объединения Кореи – это не более, чем условная формализация того сложного пути, который необходимо пройти к объединению народа, к объединению страны. Необходимо признать, что ключевая роль в объединении страны ложится на лидеров Южной Кореи.

На первом этапе руководству Южной кореи необходимо заручиться поддержкой международного сообщества, а также лидеров всех заинтересованных стран, и запустить публичный процесс объединения. Наиболее сложной частью первого этапа объединения Кореи является выработка интеллектуальной элитой Южной Кореи предложений по началу процесса объединения, обращенного как к лидерам, так и к гражданам КНДР. Ключевые предложения обращены к массовому сознанию. Концептуально, это должно быть "предложение, от которого нельзя отказаться".

Что же должно быть в предложении, которое нельзя отвергнуть? В этом предложении будет сформулировано осознание того, что объединение Кореи – это событие в истории человечества. Это прорыв в желаемое будущее, в котором не будет крови, ненависти и вражды. Это потрясающий опыт, который будут использовать граждане многих стран мира, в первую очередь, Африки для того, чтобы остановить непрекращающееся кровопролитие. А это возможно лишь при переходе от демократии к постдемократии.

Необходимо отметить, что переход от народной демократии КНДР к постдемократии представляется более легким, чем переход от демократии к постдемократии для Южной Кореи. В народной демократии заложены технологически элементы постдемократии, которые размыты в условиях либеральной демократии. Успех постдемократии в деле объединения Кореи будет основываться на эгалитарных традициях, что также позволяет с оптимизмом смотреть в желаемое будущее.

Элементы постдемократии – краеугольные камни объединения Кореи

Важнейшим элементом постдемократии является идея о неотчуждаемом властном политическом ресурсе гражданина.  В формате демократии в день голосования происходит отчуждение властного ресурса от гражданина, и депутат в представительном органе власти принимает властные решения, используя свой собственный голос. При переходе к постдемократии депутаты всех представительных органов власти будут использовать в качестве властного ресурса голоса своих избирателей. Таким образом, каждый гражданин, принявший участие в делегировании своей власти, будет связан невидимыми нитями со своим избранником. Что это будут означать на практике, в рамках процесса объединения Кореи?

Представьте себе на минуту, что и в КНДР, и в Южной Корее  )одновременно проходят выборы представителей в Совет по объединению Кореи. В рамках предварительной договоренности обе страны избирают по 7 представителей. Причем, каждый представитель будет принимать решения на Совете неотчуждаемыми голосами проголосовавших за него граждан. За представителя Южной Кореи отдали голоса во время двухтуровых выборов, например 1 112 356 граждан, и он будет голосовать за то или иное решение именно этими голосами. Аналогично, неотчуждаемыми голосами граждан будут голосовать и представители Северной Кореи в Совете по Объединению Кореи.

Всем известно, что в Северной Корее проживает в 2,5 раза меньше граждан, чем в Южной Корее. Но данная проблема легко разрешается, если в Уставе Совета будет записана норма, что решение не считается принятым, если против него высказался любой представитель, которому доверили свои голоса более 1 миллиона избирателей. Более того, можно предусмотреть последующую ратификацию ключевых решений Совета по объединению парламентами двух стран. Таким образом, лидеры двух стран не потеряют контроль над сложными переговорными процессами в Совете по объединению Кореи, а граждане будут знать о позициях своих представителей по всем важнейшим вопросам, ощущая неразрывную связь с процессом принятия решений по той простой причине, что решения будут приниматься голосами простых граждан.

Движение к постдемократии является сложным процессом, и лидеры двух стран должны идти на взаимные уступки. Так, лидеры Южной Кореи должны согласиться на блокирующий пакет для Совета по объединению Кореи  в 1 миллион голосов. Лидеры Северной Кореи должны согласиться на проведение двухтуровых выборов с выдвижением нескольких альтернативных кандидатов в каждом округе.

Ключевыми понятиями постдемократии являются суверенитет гражданина и суверенитет государства, опирающийся на суверенитет гражданина. Суверенитет гражданина закреплен в его неотчуждаемом властном политическом ресурсе. Суверенитет единого государства при постдемократии – это сумма суверенитетов граждан, это закон, который исходит от самих граждан. Постдемократия – это высшая ступень развития демократии, но это также и высшая ступень развития народной демократии, при которой народ становится реальным субъектом политики и власти. Путь к постдемократии сложен, но мировая история может распорядиться таким образом, что народу Кореи представляется возможность сделать важнейшие, наиболее трудные шаги к постдемократии первым.

Корея в истории человечества

Представляется, что невероятно сложным будет процесс написания единой истории объединенной Кореи. Требуется и историческая правда, но не менее важно не допустить взаимных претензий. Это является дополнительным аргументом в пользу постепенного объединения "двух Корей".  

Любые, даже незначительные шаги Кореи к объединению будут гарантированно находиться в фокусе внимания мировых средств массовой информации. Давайте представим, что парламент Южной Кореи, в рамках предложения к лидерам КНДР, принимает закон о сохранении историко-культурного наследия Северной Кореи после объединения страны. В данном законе будет говориться, что все памятники Ким Ир Сену, как и все исторические памятники на территории Северной Кореи, являются и будут являться достоянием всего корейского народа. Будут сохранены, а также получат государственную поддержку все мемориалы, в том числе, и подземные бункеры, в которых граждане Северной Кореи планировали отражать внешнюю агрессию. Данные исторические объекты также будут поддерживаться и финансироваться государством, так как они являются неотъемлемой частью истории корейского народа.

Предложение, от которого нельзя отказаться, будет состоять из двух частей: предложение к гражданам и к лидерам Северной Кореи. Лидеры Северной Кореи должны быть уверены в том, что к ним не будут применены ни люстрация, ни угроза создания международного трибунала. Ключевое условие – это согласие на объединение Кореи на принципах постдемократии. Цивилизационный прорыв – это единственный путь к объединению. Другого пути нет.

Статьи по теме "Постдемократия":

Постдемократия и демократия (сравнительный анализ) (www.polit.nnov.ru/2008/12/04/postdemocracy1/)

Исчерпанность демократии в России начала ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2007/02/28/democracypast/)

Новая Конституция России   (www.polit.nnov.ru/2006/03/24/constitution/)

Русская идея и постдемократия (www.polit.nnov.ru/2005/08/22/idea/)

Постдемократия – это желаемое и выстраданное будущее России (www.polit.nnov.ru/2004/07/08/demokracy/)

Актуальные ссылки:

Третья американо-китайская война и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/19/warusachina3/)

Северная Корея, как символ крушения "старого мира" (www.polit.nnov.ru/2006/10/12/korhorror/)

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна