Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Обозрение

08.11.2008 России – креатор новой глобальной финансовой архитектуры (хроника текущего мирового кризиса - 6)

"На формирование нового облика мировой
финансовой системы уйдут годы, но делать
это нужно уже сегодня"
(Д.Медведев)

"Экономика и финансы могут быть
глобальными, но политика остается
локальной"
(Ф.Стивенс)

Становится ли Россия креатором новой глобальной финансовой архитектуры? Данный вопрос не является праздным. Более того, он является вполне естественным для тех граждан, кто постоянно смотрит ТВ и предпочитает черпать информацию не из сети Интернет.

Первый вице- премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявил 26 октября 2008 года, что Россия готова предложить свой план реструктуризации мировой финансовой системы. Его представит президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на предстоящем саммите, посвященном проблемам преодоления мирового финансового кризиса, который должен состояться 15 ноября в Вашингтоне. На саммите планируется обсудить причины кризиса и выработать основные принципы реформирования финансовых регулирующих органов и институтов. На встрече кроме лидеров G-20 примут участие и главы Всемирного банка, Международного валютного фонда, ООН и Форума по финансовой стабильности.

План реструктуризации

Из выступления Шувалова можно сделать следующие выводы. Российский план – это план реструктуризации действующей глобальной финансовой архитектуры. Пакет предложений, который планирует озвучить президент Медведев, по словам первого вице-премьера Шувалова, "содержит меры международной финансовой структуры, каким образом должны действовать международные финансовые организации, и это касается национального регулирования".

Шувалов также акцентировал внимание на том, что Россия не планирует изолировать себя от остального мира на время кризиса. "Россия - часть глобальной экономики, и если мы будем наблюдать отрицательные темпы роста в мире, то   России  вряд ли долго удастся показывать позитивные темпы роста. А у нас амбициозные планы развития страны до 2020 года, и нам необходимо   поддерживать высокие темпы роста. Поэтому мы заинтересованы в том,  чтобы    вместе с другими странами, которые входят в "клуб двадцати", - может быть,  дальше этот клуб будет расширяться - стабилизировать финансовую мировую систему и в целом выйти на позитивные темпы экономического роста. Россия является частью мировой экономики и если та продемонстрирует снижение, то экономика РФ не сможет долго демонстрировать положительную динамику",

Миссия Дмитрия Панкина и новая финансовая архитектура мира

Первые упоминания о новой финансовой архитектуре появились в российских СМИ летом 2008 года. 23 июля 2008 года президент Медведев поручил заместителю министра финансов России Дмитрию Панкину заниматься формированием новой финансовой архитектуры мира (РИА Новости).  Панкин сделал развернутое заявление,  из которого следовало, что настало время думать о новой системе, о том, как на наднациональном уровне регулировать финансовые проблемы, с которыми сталкивается мир, так как в рамках национальных финансовых институтов их уже не решить. По его мнению, отсутствие координирующего все эти силы органа тормозит глобальное развитие.

Панкин считает, что современная финансовая архитектура, в которую входят Международный валютный фонд, Мировой банк, ООН, была сформирована после Второй мировой войны на основе Бреттон-Вудских соглашений, и по сути, она работала в другом мире. В мире, где доминировали США, а в международных расчетах - американский доллар. Развивающиеся страны относились к разряду бедного региона, который не играл существенной роли в мировой экономике, а рассматривался как объект политической и экономической экспансии. Сейчас реальность совершенно другая. Сформировались сильнейшие международные финансовые рынки, которые фактически вышли из-под национального регулирования. Сложилась абсолютно другая расстановка сил на международной арене, когда нельзя говорить об абсолютном доминировании США.

Панкин подчеркнул, что сегодня нужно думать о новой системе, о том, как на наднациональном уровне регулировать финансовые проблемы, с которыми сталкивается мир, так как в рамках национальных финансовых институтов их уже не решить. Они давно вышли за рамки отдельно взятых стран. А координирующего, направляющего и согласующего органа нет. В реальности есть несколько центров силы. Есть быстро развивающиеся экономики - страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Есть нефтеэкспортеры, которые одновременно являются развивающимися странами, но, в то же время, накопили огромные финансовые резервы, и ими они подпитывают экономику той же Америки. Есть, наконец, страны Африки, которые как были в тяжелой ситуации, так в ней и остаются. Так что мир стал совершенно другим, равно как и другими стали проблемы. А старая система институтов с ними совершенно не справляется.

В работе "Саммит G-20 15 ноября 2008 года и "ситуационная комната" отмечалось, что конспирологи считают Панкина креатурой А.Чубайса со всеми соответствующими выводами.

Призыв Чубайса

А.Чубайс провел анализ изменений в мире после Второй мировой войны: "После этого были 40 лет "холодной войны" и поражение коммунистов". Главный российский реформатор сделал вывод, что США после победы в "холодной войне" извлекли "ошибочный вывод, заключающийся в том, что они победили своего главного противника и что теперь они самые мощные. Совершенно очевидно, что сегодня не может быть одной страны в мире, которая им руководит, нет ни одной мировой проблемы, которую могла бы решить одна страна. В конечном итоге, если США в середине 40-х годов прошлого века имели под 50% мирового ВВП, то сейчас на них приходится чуть больше 25%. Сегодня американцы не единственные, есть ряд других динамично развивающихся стран: Китай, Россия, Корея, Бразилия, Индия и т.д... Поэтому мировая финансовая и экономическая системы требуют пересмотра".

А.Чубайс отметил, что после Второй мировой войны "возникла Бреттон-вудская мировая финансовая система со своими институтами, которыми управляют США и Западная Европа. Такая система была адекватна тому времени". Именно данная публичная позиция Чубайса и позволила узкому кругу российских конспирологов сделать вывод, что Дмитрий Медведев будет озвучивать на саммите G-20 "план Чубайса", который будет "написан аналитиками Уолл-стрит". Данные утверждения противоречат заявлению президента Медведева.

Законодательная база новой мировой финансовой системы

Президент России Дмитрий Медведев предложил создать новую законодательную базу для функционирования мировой финансовой системы. Медведев выделил следующие направления работы:

·        "Повышение легитимности институтов, то есть законодательной базы, на которой работают мировые финансовые институты, а также повышение их эффективности". Это должно быть сделано на новой конвенциальной основе, то есть потребует выработки новых международных соглашений

·        Укрепление устойчивости мировой финансовой системы "на основе множественности мировых финансовых центров и мировых резервных валют"

·        Формирование системы управления рисками, "которая соответствует не тем принципам, которые используются сегодня, а уже с применением современных технологий управления, в том числе на основе гармонизированной системы международных и национальных стандартов в деятельности участников финансового рынка"

·        "Формирование системы стимулов к рациональному поведению самих участников финансового рынка" (31.10.2008).

Отметим, что предложения президента России не несут в себе ничего революционного, за исключением пункта о множественности "мировых резервных валют".

Причины мирового кризиса по А.Кобякову

Главной особенностью текущего исторического момента стала "разрастающаяся пропасть" между мировыми властными элитами и нарождающимся глобальным экспертным сообществом. Эта "пропасть" включает в себя несовпадающее видение причин текущего мирового кризиса,  способов борьбы с кризисом и сроков кризиса. В наиболее корректной форме позицию экспертного сообщества в России презентовал А.Кобяков.

Экономист А.Кобяков отметил: "Впервые за свою историю человечество оказалось в ситуации, когда финансовые активы (во всех их разновидностях) в сотни раз превосходят объем реальной экономики, то есть производимых благ – товаров и услуг. Экономика обрела совершенно ненормальные пропорции "перевернутой пирамиды", когда ее надстроечная, обслуживающая, виртуальная часть довлеет над базовой, производственной, реальной. И произошло это не само собой, а в результате сознательного "реформирования" мировой финансовой системы, причем в сторону непременного увеличения выгод "реформаторов", осуществляющих свой контроль над всей этой финансовой системой".

Кобяков считает: "Тот, кто контролирует "мировой печатный денежный станок", то есть эмиссию мировой валюты, а также механизмы ее рециклирования, может произвольно менять через инфляционные процессы стоимость денег, может по своему усмотрению открывать, а иногда и закрывать краник инвестиций, рулить финансовыми потоками, вызывать банкротства банков, корпораций, отраслей, а иногда и целых национальных экономик. С помощью этих механизмов можно перераспределять собственность. Но что такое в данном случае "умное" научное выражение "перераспределение собственности"? Что это означает на языке простых бытовых понятий, если снять шелуху "научности"? Это воровство, присвоение чужого. С другой стороны, контроль над "печатным станком", контроль над мировой "алхимической лабораторией", производящей ничем не обеспеченные "деньги из воздуха", позволяет целым странам жить не по средствам, расплачиваясь за свое сверхпотребление бумажными долговыми расписками (облигациями – государственными и не только), без всякой возможности когда-либо в будущем расплатиться по собственным долгам. А что такое брать в долг, зная, что не сможешь этот долг отдать? На нормальном человеческом языке это также означает: воровство. И эти избранные нации паразитируют на других странах, перераспределяя в свою пользу (иными словами, присваивая) результаты чужого труда".

Таким образом, признание причиной мирового кризиса гегемонии "мирового печатного денежного станка" – это иная позиция, позволяющая увидеть реальные перспективы трансформации глобальной финансовой архитектуры после саммита G-20 с не элитарных позиций. 

G-20 и его судьбоносные решения

В состав G-20 входят: Австралия, Аргентина, Бразилия, Британия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ФРГ, ЮАР, Япония и Евросоюз. Группа действует как форум крупнейших мировых экономик, посвященный проблемам международной финансовой стабильности. Аналитик Ф.Стивенс отметил: "Список приглашенных свидетельствует о том, что богатые нации наконец-то прозрели и увидели, что мир перестал быть их частным клубом. Финансовые кризисы раньше всегда случались с бедными народами. А этот обрушился на благополучный Запад. Поэтому, к завсегдатаям из Большой Семерки присоединится не только вечно всем не угодная Россия, но и еще десяток развивающихся стран. Большая Двадцатка может оказаться весьма разношерстным обществом, но, по крайней мере, она будет отражать реальный мир. Многие из приглашенных стран одалживали западу деньги, которые шли на финансирование бумов. Они заслужили право голоса в обсуждении последствий мощного финансового взрыва".

Интеллектуальная конкуренция

Предложения России на саммите G-20 встретят конкуренцию с аналогичными предложениями других держав. Ф.Стивенс отметил: "В понимании Буша новый финансовый порядок будет заключаться в том, что Штаты будут устанавливать правила, а все остальные им следовать.  Но, если вдуматься, то г-н Браун точно также видит роль Великобритании".

Группа развивающихся стран G-20 полагает, что ее самые крупные представители должны войти в состав G7, чтобы вместе с самыми развитыми экономиками более успешно реагировать на глобальный кризис. Это позиция министра финансов Бразилии Гвидо Мантега: "Почему большие развивающиеся страны не становятся  членами "большой семерки. Мы должны пересмотреть членство в G-7"  (12.10.2008). Президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил: "Мы видим свет в конце туннеля, но пока еще там не находимся. Как только мы поставим финансовые рынки на ноги, мы должны гарантировать, что они будут функционировать должным образом на пользу граждан и компаний, а не сами по себе" (14.10.2008). Баррозу считает, что Европа и весь мир должны заново продумать финансовое регулирование и правила по контролю за деятельностью хедж-фондов и частных инвестиционных фондов, когда спадет напряжение от глобального кредитного кризиса". Но, как отмечалось выше, широкий круг экспертов считает, что кризис не является следствием "плохой регулируемости".

Президент Всемирного банка Роберт Зеллик призвал к расширению "большой семерки" промышленно развитых стран и включению в нее крупных развивающихся стран, заявив, что нынешняя структура мирового лидерства не способна урегулировать глобальные кризисы (07.10.2008). Зеллик считает, что  "G-7 неэффективна. Нам нужно лучшее объединение для других времен". По мнению Зеллика, размер G-7 следует удвоить, включив в нее Китай, Россию, Саудовскую Аравию, Бразилию, Индию, Мексику и ЮАР. А выгодно ли это России?

Если к вышеизложенному добавить, что в ходе последней реорганизации МВФ "вес голоса" России был уменьшен, то чем вызван столь позитивный настрой российских властей в преддверие саммита G-20 понять сложно. Представляется, что у лидеров большинства стран G-20 будут свои предложения по изменению глобальной финансовой архитектуры. Именно поэтому, позиционирование российского плана, как единственного плана грядущих изменений и вызывает столько скептических комментариев в сети Интернет.

По теме "Глобальные надгосударственные институты":

Саммит G-20 15 ноября 2008 года и "ситуационная комната" (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/30/situationroomg20/)

Глобальные надгосударственных институты и их легитимность в преддверие Первой глобальной Великой депрессии  (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/20/globinstitutes/)

По теме "Хроника текущего мирового кризиса":

Финансовая зыбь и защита Кудрина (хроника текущего мирового кризиса - 3) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/12/finanszeeb3/)

Загадка укрепления доллара США и банкротство Lehman Brothers (хроника текущего мирового кризиса - 1) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/16/omdollque1/)

Мировой кризис, дефолт-1998 и реальность-2008 (хроника текущего мирового кризиса - 2) (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/29/jpmorchoobase2/)

Россия и мировой кризис: от "тихой гавани" к "вертикальному взлету" инфляции (хроника текущего мирового кризиса – 4) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/19/inflcrisvzlet4/)

Информационное пространство кризиса и трансформация банковская система России (хроника текущего мирового кризиса – 5) (http://www.polit.nnov.ru/2008/10/26/bankroot5/)

По теме "Мировой кризис":

Россия начала ХХI века в преддверие мирового валютно-финансового кризиса (http://www.polit.nnov.ru/2008/03/31/crisisworldross/)

Наука кризисология или от локальных кризисов к Первой глобальной Великой депрессии ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/12/crisisology/)

Все главы ФРС, Рубиконное время и смена Парадигмы (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/04/rubikontime/)

США перед Первой глобальной Великой депрессией ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/16/crisusamonitor/)

Страны победители и жертвы грядущего мирового кризиса или миттельшпиль глобализации (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/14/crisglobcount/)

Мировой кризис начала ХХI века в высказываниях современников (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/29/crisisalarm/)

Основные признаки и сценарии грядущего мирового кризиса  (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/01/priznscript/)

Кризис мировой (долларовой) валютно-финансовой системы, мультивалютный мир и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/16/dollcrismulti/)

Мир после Первой глобальной Великой депрессии ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/05/18/crisisafter/)

Долг США, слабый доллар, и легитимность доллара перед Первой глобальной Великой депрессией ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/08/dollarglobdolg/)

Деловые циклы, циклы "пузырей", Кондратьевские циклы и Первая глобальная Великая депрессия (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/07/bubblecycles/)

Банковский кризис и "мировая финансовая архитектура" (http://www.polit.nnov.ru/2008/03/26/crisbankglob/)

Глобальная инфляция, "единственное в мире месторождение долларов" и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/12/globinflation/)

Дата грядущего мирового кризиса и "продовольственная инфляция" (http://www.polit.nnov.ru/2008/03/12/crisisdate/)

Третья американо-китайская война и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/19/warusachina3/)

Третья мировая война или Первая глобальная Великая депрессия  (http://www.polit.nnov.ru/2007/11/06/crisiswar/)

"Динар залива", золото, энерговалюта и вектора в мультивалютное будущее после Первой глобальной Великой депрессии ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/15/multigcconsens/)

Мировой кризис в свете феноменов новой реальности и глобальные противоречия, требующие разрешения (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/21/newrealgate/)

Финансовое цунами и Первая глобальная Великая депрессия  (http://www.polit.nnov.ru/2007/11/20/fintsunamy/)

Спекулятивный капитал, деривативы, хедж-фонды и Первая глобальная Великая депрессия  (http://www.polit.nnov.ru/2007/11/26/greathedged/)

Эпоха высоких цен на нефть и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/22/crisisnaftahigh/)

Нефть как индикатор Первой глобальной Великой депрессии ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/09/naftaindicator/)

Новая Великая депрессия  ХХI века в высказываниях современников (http://www.polit.nnov.ru/2007/10/30/newcrisisworld/)

Символ "Великая депрессия" и неизбежность "кастового самоубийства" финансистов в ХХI веке (http://www.polit.nnov.ru/2007/10/23/symbolgreatdep/) (Символы и знаки ХХI века - часть 14)

Риск-менеджмент, управление рисками и риск наступления Первой глобальной Великой депрессии ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/04/27/globrisk/)

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна