Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Аналитика

05.09.2008 Пять взглядов на падение добычи нефти в России (Нефть в начале ХХI века – часть 1)

Автор: Маслов Олег Юрьевич

"Если бы Буш заглянул в душу сегодняшнего Путина
- "Путина Второго", "Путина - 60 долларов за баррель"
- он увидел бы, насколько черна его душа, черна как нефть"
(Томас Фридман)

"Высокие цены на нефть создают иллюзию благополучия,
дают правительству возможность почивать на лаврах,
сохраняя status quo..."
(Дм.Дудко)

 

Заявление министра финансов Алексея Кудрина  (21.08.2008) о том, что "по нашему прогнозу, 2008 год - это пик нефтегазовых доходов в нашей стране за все предыдущие периоды и, по-видимому, за будущий период. Россия исторически вышла на пик доходов от нефти и газа", - осталось практически незамеченным. Лишь безвестный Web Doe напомнил ссылкой на одном из форумов, что аналогичное заявление Кудрин делал еще в 2004 году: "Пик доходов (от высоких цен на нефть) мы в этом году все-таки пройдем. В следующем году доходов будет меньше, чем в этом году" (23.08.2004). Web Doe иронизировал: "Россия уже в который раз проходит пик Кудрина".

Безусловно, иронизировать можно по любому поводу. Но сегодня необходимо признать, что проблемы России с добычей нефти находятся в фокусе внимания глобального экспертного сообщества.

Главный геоэкономический итог 2008 года?

Проблемы России в области добычи нефти, без какого-либо преувеличения, находятся в фокусе внимания экспертов многих и многих стран мира. Станет ли главным геоэкономическим событием 2008 года зафиксированный спад добычи нефти в России, по сравнению с 2007 годом?

Reuters со ссылкой на заявление заместителя министра экономического развития  Андрея Клепача сообщило, что Минэкономразвития понизило прогноз  добычи нефти на 2008 год с 495-500 до 492 млн т.  В 2007 году в России было добыто 491,5 млн т нефти. Данная новость - из разряда ожидаемых. В апреле 2008 года Виктор Христенко, возглавлявший Минпромэнерго, после трех месяцев падения добычи нефти по сравнению с 2007 годом, сказал, что прогноз роста добычи нефти снижен до 1% процента с 2,3%. Новый министр энергетики Сергей Шматко ограничился обещанием, что в 2008-2009 годах сокращения добычи нефти в России не  будет (28.07.2008). С начала года добыча нефти в России снизилась по итогам  первого полугодия на 0,3% до 242,4 млн т по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

В 2007 году Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало обзор, в котором утверждается, что уже через три года объем добычи нефти в Российской Федерации перестанет расти, и стагнация продолжится минимум до 2015 года (11.07.2007). К данному прогнозу в России отнеслись с большим недоверием. И это, несмотря на то, что в прогнозе МЭА отмечалось, что добыча нефти в России в 2010 году вырастет до 10.6 млн баррелей в сутки, и лишь в 2012 году добыча несколько снизится и составит 10.5 млн б/с. 

Хроника падения

Добыча нефти в России в 1-м квартале 2008 года сократилась на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 121 млн т. При этом добыча в марте составила 41,1 млн т, что на 6,7% больше по сравнению с февралем 2008 г, однако меньше на 1,7% по сравнению с мартом 2007 г. Добыча нефти в России упала в апреле 2008 года до 9,72 млн баррелей в сутки (39,8 тонн в месяц), что на 0,4% меньше, чем в марте 2008, на 0,8% ниже уровня апреля 2007, и едва превышает показатель октября 2006 (ФГУП "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса").

В апреле 2008 года в интервью британской деловой газете Financial Times вице-президент крупнейшей в России нефтяной компании ЛУКОЙЛ Леонид Федун заявил, что добыча нефти в России прошла свой пик, и может больше никогда не вернуться на прежний уровень. По его словам, объемы добычи нефти в России в прошлом году на уровне 10 млн. баррелей в сутки были максимальными на его памяти, но они больше не растут, и вряд ли будут расти впредь: "Период интенсивного увеличения добычи нефти в Западной Сибири прошел”, - отметил Федун, сравнив Россию с нефтеносными районами Северного Моря и Мексики, где добыча нефти в последнее время заметно сокращается. Правда, при этом он признал, что снижение добычи нефти в России происходит не так быстро, как в этих регионах (K2Kapital – 15.04.2008). 

Негативные аспекты на российском рынке традиционно подаются в формате иронии. Аналитик С.Егишянц: "Российским властям очень хочется поиграться на финансовых рынках мира: видать, скука заела – но, надо думать, четвёртый подряд месяц снижения добычи нефти развеет эту скуку". Объемы добычи нефти в мае 2008 года составили 9,74 млн баррелей в день. В мае 2007 года этот показатель был равен 9,82 млн баррелей нефти в день. По сравнению с апрелем 2008 года объемы добычи нефти в России в мае выросли на 0,2%. Экспорт нефти из России упал на 4,6% по сравнению с маем 2007 годы до 5,52 млн баррелей в день. Кроме того, это на 1,6% ниже апрельского показателя (Bloomberg).

Проблемы с экспортом нефти

Россия представляет особый интерес как страна – экспортер нефти. По оперативным данным Минпромэнерго, за январь-февраль 2008 года экспортировано 38,59 миллиона тонн российской нефти (снижение на 5,4% к январю-февралю 2007 года). При этом, в страны дальнего зарубежья и Балтии поставлено (с учетом вывоза с терминалов НПЗ) 32,86 миллиона тонн нефти (снижение на 7,8%), в страны СНГ - 5,73 миллиона тонн (рост на 10,9%), из них 3,8 миллиона тонн поставлено в Белоруссию. Экспорт нефти за 1-й квартал 2008 года снизился на 3,3% до 61,1 млн т. В марте экспортировано 20,4 млн т нефти, что на 8,5% меньше, чем в том же месяце годом ранее, однако на 5,2% больше по сравнению с февралем текущего года. Экономист М.Хазин предупреждает: "Поскольку наша экономика уже практически наполовину состоит из перераспределения нефтяных денег, то их сокращение вызовет уже не просто спад, а жуткий обвал".

Необходимо отметить, что Россия представляет особый интерес как экспортер нефти. Многолетний неуклонный рост добычи нефти в России привел к тому, что многие эксперты стали сравнивать нашу страну с Саудовской Аравией. Представляется, что данное сравнение было более чем не корректным.

Впереди Саудовской Аравии

В конце 2005 года Росстат сообщил, что по объемам добычи нефти в октябре 2005 года Россия опередила Саудовскую Аравию, увеличив ежесуточную добычу до 9,469 млн баррелей нефти с 9,135 млн баррелей в сентябре 2005 года.. Ведущий экспортер нефти в мире - Саудовская Аравия - в октябре добывала 9,451 млн баррелей в сутки, что на 62 тыс. баррелей меньше, чем сентябре. Возникновение и широкое распространение концепции "энергетическая сверхдержава" – это, в известной степени, следствие и данного нефтяного рекорда.  

С этого времени в России стал безраздельно властвовать не иссякающий оптимизм. РИА Новости в декабре 2006 года распространили слова главы Минэкономразвития Германа Грефа: "По долгосрочным прогнозам за пределами 2020 года существенный прирост поставок нефтяных ресурсов из России на мировые рынки невозможен. Если, конечно, не будут открыты новые месторождения". По его словам, до 2020-2025 годов Россия может наращивать поставки нефти за рубеж. "Но после этого постепенно поставки будут снижаться - незначительно, по расчетам специалистов, на 1% в год". Греф выразил уверенность, что до 2050 года Россия останется крупнейшим поставщиком нефти на мировой рынок.

Пик добычи нефти в СССР пришелся на 1989 год, когда она добывала около 13 млн баррелей в сутки. После этого началось падение добычи нефти в нашей стране. В 1990 году было добыто 516 миллионов тонн нефти, в 1991 – 462 миллиона тонн, в 1992 году – 399, в 1993 году – 354, в 1994 году – 318, в 1995 году – 307 миллионов тонн нефти. Далее, в течение нескольких лет был минимум добычи. В 1996 году было добыто 301 миллион тонн нефти, в 1997 – 306 миллионов тонн, в 1997 году – 306, в 1998 году – 303, в 1999 году – 305 миллионов тонн нефти. После чего начался подъем добычи. В 2000 году было добыто 323 миллиона тонн нефти, в 2001 – 348 миллионов тонн, в 2002 году – 379, в 2003 году – 421 миллион тонн нефти. В 2004 году в России добыли 443 миллиона тонн, в 2005 – 470, в 2006 – 480, а в 2007 – 491.5 миллионов тонн нефти.

От "впереди планеты всей" до...

В начале 2006 года российские эксперты в области энергетики отмечали, что высокие мировые цены на нефть являются основным движущим фактором для роста экономики стран-производителей нефти, в том числе и для нашей страны. А главное, что по объему экспорта нефти Россия обогнала Саудовскую Аравию, бывшего лидера по данному показателю. Известный аналитик Уильям Ф.Энгдаль опубликовал в 2006 году работу "Растущий российский гигант играет стратегически". Ариэль Коэн в 2006 году акцентировал внимание на следующем: "Россия упускает шанс стратегически интегрировать свой ТЭК в мировую энергетическую экономику, установив прочное взаимодействие с США, Европейским союзом и Японией на основании критериев цивилизованного бизнеса. Таковыми являются прозрачность, предсказуемость, надежность партнерских отношений, уважение законов и прав собственников при современном уровне развития законодательства о недрах и независимого суда, в том числе и арбитражного. Если бы Россия вела себя как надежный партнер, она была бы более привлекательна, чем Ближний Восток с его низкими издержками добычи, но высоким политическим риском".

Коэн убежден, что "если же Москва не изменит свою политику в области допуска иностранцев к энергоресурсам, она будет обречена плестись в хвосте ОПЕК. Ведь сложные географические условия новых месторождений (северное или морское расположение), а также неблагоприятный инвестиционный климат, будут отпугивать западные компании. Саудовская Аравия сохранит свою позицию как market maker, страна, устанавливающая и регулирующая цены на "черное золото" путем загрузки или консервирования добавочных мощностей. Таким образом, Саудовская Аравия – а не Россия – была и останется энергетической "сверхдержавой". Аналитик Эд Крукс отметил: "Везде - от Вашингтона до Пекина - внешняя политика строится во многом в зависимости от того, как складывается борьба за доступ к энергоресурсам. Самые серьезные вопросы относительно энергобезопасности возникали в последнее время к России, решительно использовавшей поставки нефти и газа в качестве инструментов давления на Украину, Грузию и Беларусь" (26.01.2007).

Согласно данным British Petroleum, доказанные запасы нефти в РФ в 2005 году составляли 74,4 млрд. баррелей. Это 6,2% общемировых запасов и седьмое место среди стран мира. В мае 2008 года появилась информация, что данная цифра будет в ближайшей перспективе скорректирована до 5%. Более того, стали высказываться предположения, что в 2012-2015 году Россия прекратит экспорт нефти и сосредоточится на экспорте газа.  

"Энергетическая сверхдержава" и "нефтегордыня"

Фиона Хилл, эксперт по России вашингтонского исследовательского центра Института Брукингса, поставила России в 2005 году своеобразный диагноз: "Ожидается, что в 2005 году экспорт нефти принесет России около 110 млрд. долл., что на 22% больше, чем в 2004 году. Эти новые поступления ослабляют рычаги давления США и Европы. Россия преисполняется 'нефтегордыней', поскольку ей больше не нужно занимать деньги у Запада" (11.10.2005). А в начале 2006 года в нашей стране начала свое победное шествие концепция "энергетической сверхдержавы".

Концепция энергетической сверхдержавы возникла и получила широкую известность в 2006 году. Известный тележурналист М.Леонтьев охарактеризовал ее следующим образом: "Концепция энергетической сверхдержавы - это концепция тактическая, а не стратегическая. Ее возможности и пределы очень четко очерчены. Энергетическая составляющая не означает национального позора, убытка или уязвимости, если она дополнена другими составляющими...Как сверхидея "энергетическая сверхдержава", конечно, убожество. Этот концепт потому и существует, что он является грубой реальностью. Но реальностью недоструктурированной, в виде контурной карты".

Многие эксперты убеждены в том, что данную концепцию породил "газовый конфликт" между Россией и Украиной в конце 2005 - начале 2006 годов. Но длительная технологическая пиар-акция о "победе над Саудовской Аравией" в аспекте добычи нефти также внесла свою лепту в распространение данной концепции. К концу 2006 года противники концепции "энергетической сверхдержавы" практически доказали ее несостоятельность, но очередной "газовый", а затем и "нефтяной" конфликты, на этот раз с Белоруссией, дали новый импульс этой спонтанной концепции.

Обоснование концепции "энергетической сверхдержавы" крайне прагматично: "Надо использовать свои конкурентные преимущества и развивать их. Потому что если у вас сильные ноги, вам лучше прыгать в длину, а не в шахматы играть. А если у вас большая голова, то, может, лучше и в шахматы играть. И когда мы говорим о высоких технологиях и так далее, мы как-то забываем сказать, откуда они возьмутся. Мне кажется, надо брать то, что у нас и так получается, и просто делать это лучше. Концепция России как энергетической сверхдержавы, мне кажется, вполне соответствует этому подходу. Все-таки топливно-энергетический комплекс – это главный наш экономический комплекс, который дает львиную долю нашего национального продукта. Естественно, речь ни в коей мере не идет о том, что надо быть и оставаться так называемым сырьевым придатком" (В.Сурков).

Противники  концепции "энергетической сверхдержавы" обычно выделяют следующее. Так, Г.Явлинский считал, что концепция "энергетической сверхдержавы" возникла вследствие восстановления в стране советских (имперских) подходов во внешней политике: "...в стране не было никакого обсуждения места России в мире, ее роли, долгосрочной стратегии международных отношений, связи всего этого комплекса проблем с направлением внутреннего развития нашей страны и коренными интересами граждан. Концепция обороняющейся "по всем азимутам", крепящей свою ядерную мощь "энергетической сверхдержавы", представленная в последнем президентском послании, других выступлениях Владимира Путина и представителей его администрации ответ на эти вопросы не содержит. Основа этой концепции и внешнеполитического мышления российской элиты вообще бесхитростна и прямолинейна. Это образ СССР как сильного государства, которое пыталось диктовать свою волю всему миру. Восстанавливая советские схемы (вплоть до введения однопартийности и приравнивания правозащитников к шпионам) внутри страны, "элита" стремится и к подобию имперского величия и во внешней политике".

Экономист М.Хазин иронизировал, предвидя грядущие проблемы с добычей нефти и газа: "Сегодня "великая энергетическая держава" покупает электроэнергию, потому что не в состоянии обеспечить ею сама себя. Завтра придет очередь газа и нефти? Потом — зерна и сахара? Никаких ассоциаций это не навевает?". А Л.Шевцова акцентировала внимание на отсутствии перспектив: "До недавнего времени российская элита считала зависимость от экспорта сырья слабостью. А сегодня режим пытается превратить несчастье в добро и сделать страну энергетической сверхдержавой. Уже это свидетельствует о неспособности правительства развивать новые конкурентоспособные технологии".

Зарубежные эксперты отнеслись к концепции "энергетической сверхдержавы" крайне негативно. Аналитик Константин Симонов именно поэтому отметил следующее: "В ноябре прошлого года в одном из западных изданий с удивлением прочитал слова премьер-министра Канады господина Харпера о том, что он-де "видит в своей стране новую, только рождающуюся "энергетическую сверхдержаву". То есть оказывается, что то, чего Россия должна "стыдиться", для Канады - предмет гордости и восхищения собой" (Аналитический журнал "Нефть России", № 1 2007 года).

Пять взглядов на падение добычи нефти в России

Анализ открытых источников позволяет выявить следующие взгляды на падение добычи нефти в России. Причина падения:

·        Неэффективный менеджмент нефтяных (государственных) компаний. Данной позиции придерживаются российские либералы, обвиняющие российскую власть в негативном влиянии на деятельность нефтяных компаний.

·        Временные трудности. Этой позиции придерживаются представители официальной российской власти.

·        Последствия варварской эксплуатации нефтяных месторождений. Так считают российские патриоты, убежденные в том, что менеджеры нефтяных компаний ведут себя как временщики, пытаясь по максимуму извлечь выгоду из незаконно отнятого у народа достояния.

·        Реальный пик Хубберта в России. Предположения о достижении Россией пика добычи нефти высказывают ряд российских и зарубежных аналитиков и экспертов в области энергетики. 

·        Нефтегазовый сговор с ОПЕК и Ираном. Подобное предположение высказывают интеллектуалы с конспирологическим мышлением.

Представляется, что первые четыре взгляда на падение добычи нефти в России в той или иной степени могут соответствовать действительности. Российские власти вынуждены будут искать реальные причины падения добычи нефти, по той простой причине, что экспорт нефти вносит существенный вклад в бюджет нашей страны. Не менее важным является и то, как российские власти будут позиционировать "временные трудности в области добычи нефти" по итогам 2008 года.

Для того чтобы объективизировать тот выбор, перед которым стоит российское руководство, необходим экскурс в российскую новейшую историю.    

Концепция "американо-китайского коромысла" М.Ходорковского

8 сентября 2001 года ЮКОС, Транснефть и China National Petroleum Company (CNPC) подписали генеральное соглашение о строительстве нефтепровода по маршруту Ангарск — Дацин пропускной способностью 30 миллионов тонн в год. На первом этапе работы (2005–2010 годы) соглашение предусматривало ежегодные поставки в Китай нефти из Сибири в объеме 20 миллионов тонн.

27 ноября 2002 года руководители "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа", ТНК и "Сибнефти" подписали меморандум о намерениях построить частный нефтепровод из Западной Сибири до Мурманска, а оттуда перевозить нефть в США. Согласно планам нефтяников, к 2007 году в строительство новой трубы будет инвестировано от 3, 4 до 4, 5 млрд долларов. Окончательная стоимость будет зависеть от протяженности магистрали. Рассматривались два варианта: исключительно сухопутный (3, 6 тыс. километров) и сухопутно-морской (2, 5 тыс. километров), часть которого пройдет по дну Белого моря. Предполагаемая мощность нефтепровода составит на первом этапе 50 млн тонн в год.  
Главным инициатором проекта выступил "ЛУКОЙЛ", который давно вынашивал планы использовать транспортные возможности Северо-Западного региона России. "ЛУКОЙЛ" вместе с "ЮКОСом" обещают ежегодно поставлять в трубу от 35 до 40 млн тонн, а ТНК с "Сибнефтью" - по 8, 3-10 млн тонн нефти.

Два проекта "Ангарск – Дацин" и "западная Сибирь – Мурманск" лежат в основе концепции "американо-китайского коромысла" М.Ходорковского. В рамках "нефтяного" геополитического видения поставки нефти в США уравновешивались поставками нефти в Китай. Таким образом, Россия занимала, в рамках концепции М.Ходорковского, сбалансированное положение, одновременно обслуживая энергетические интересы двух сверхдержав.

Проект строительства трубопровода "Западная Сибирь – Мурманск" уже на первом этапе стал сталкиваться с различными проблемами. В январе 2003 года премьер-министр РФ М.Касьянов заявил, что частных нефте- и газопроводов в России не будет - все они (включая и будущий трубопровод "Западная Сибирь – Мурманск") останутся в собственности государства. Частный трубопровод, безусловно, подрывал монополию государственной "Транснефти". Мощность трубопровода "Западная Сибирь – Мурманск" 50 млн тонн нефти в год, с перспективой роста данной цифры - это соизмеримо с объемом экспорта по нефтепроводу "Дружба" (135 млн тонн в год).

ИА Росбалт опубликовало интервью с главой "Транснефти" С.Вайнштоком под заголовком "Частный трубопровод в России — то же самое, что аренда госграницы". В ней Вайншток отметил, что "магистральные трубопроводы — это дело государства. Мы же не сдаем в аренду государственную границу, правильно? Так почему же мы должны отдавать трубопроводы?" Но это было только начало проблем ЮКОСа и М.Ходорковского.

Проблемы ЮКОСа

Аналитик Матейн Халид так изложил собственное видение событий в России, в рамках "дела ЮКОСа": "В России поползновения олигарха Михаила Ходорковского продать Exxon долю 'ЮКОСа' и его попытки пригласить Генри Киссинджера и банковский клан Ротшильдов в опасное, но прибыльное зазеркалье газового рынка Западной Сибири, вызвали гнев Владимира Путина. Путин, в конце концов, выступил против Ходорковского, бывшего в 2003 году богатейшим нефтяным олигархом и банкиром России. Кремль стал сильнейшим игроком на международном рынке нефти и газа, возможно, за вычетом верхушки Саудовского королевского дома. Российские нефть и газ - это самое увлекательная и сложная область из всего, что я видел за свою карьеру распорядителя фондов, когда искал возможности для заключения выгодных нефтяных сделок в самых темных углах планеты". Известный аналитик У.Ф.Энгдаль считает, что "Арест Ходорковского последовал после не освещённой публично встречи между Ходорковским и Вице-президентом Диком Чейни 14 июля 2003 года. После встречи с Чейни, Ходорковский начал переговоры с Эксон Мобайл (ExxonMobil) и Шеврон Тексако (ChevronTexaco), старой фирмой Конди Райс, о занятии ими лидирующего положения в Юкосе, как утверждают на уровне между 25 % и 40 % акций. Это предпринималось с целью предоставления Ходорковскому фактического иммунитета против возможного вмешательства правительства Путина, за счёт привязки Юкоса к американским нефтяным гигантам и, следовательно, к Вашингтону. Это также дало бы Вашингтону, через американские нефтяные гиганты, фактическое право вето по будущим российским нефти - и газопроводам и нефтяным сделкам. За несколько дней до ареста, в октябре 2003 года, по обвинению в налоговом мошенничестве, Ходорковский развлекал Джорджа Х.У. Буша - представителя мощной и засекреченной Вашингтонской Карлильской Группы в Москве. Они обсуждали окончательные детали покупки акций компании Юкоса американской нефтяной компанией... Вой протестов из Вашингтона при аресте Ходорковского в октябре 2003 года был не искренним, если не напрямую лицемерным. Как замечено в Кремле, Вашингтон был схвачен, когда он запустил свою жирную руку в российскую "банку с печеньем". Представляется, что данные позиции не в полной мере отражают особенности данной "точки бифуркации" в новейшей истории России. В 2003-2004 годах в России произошел исторический и концептуальный выбор России своей энергетической геополитики. Причем, выбор стратегии был осуществлен между двумя конкурирующими концепциями. 

Рефлексия - 2004

Аналитик Кристофер Уифер опубликовал в 2004 году статью с громким заголовком "Крах Саудовской Аравии заставляет США заменить ее Россией" (08.06.2004). Известный американский аналитик А.Коэн предложил развернутую программу выхода России из кризиса: "Россия могла бы изменить ситуацию, дав соответствующие сигналы: начать строительство нефтяной трубы на Мурманск, закончить конфликты вокруг ЮКОСа, оставить в покое западных инвесторов, участвующих в сахалинских проектах, отказаться от драконовских критериев определения "стратегических" месторождений, ратифицировать Энергетическую хартию. Без этого многомиллиардный поток нефтедолларов, устремившийся на Ближний Восток, будет работать против России. Он не только разовьет там нефтеперерабатывающую промышленность, которая будет напрямую конкурировать с российской, но и окажется источником финансирования радикального ислама как в Центральной Азии и на Северном Кавказе, так и в Татарстане, Башкортостане и даже в мегаполисах Российской Федерации. Экспансия мечетей, медресе и книгоиздательств радикального толка, как и рост экономического и геополитического влияния ближневосточной нефти в мире, вряд ли в интересах российской политической элиты любых убеждений – православных, западнических или атеистических".

В сентябре 2004 года состоялся российско-американский семинар по вопросам экспорта российских углеводородов. Посол США в России Александр Вершбоу, участвовавший в семинаре, заявил, что американский рынок готов принимать до 50 млн тонн российской нефти в год, если наша страна построит экспортный трубопровод в направлении Мурманска. Россия сможет получить дополнительный доллар с каждого барреля нефти, которую она продаст не в Европу, а в США. По его словам, упущенная Россией выгода составляет миллионы долларов. Вершбоу убеждал российскую сторону в том, что Россия должна сделать проект строительства Северного трубопровода приоритетным для себя: "Понятно, что России интересен и европейский, и азиатский рынок. Но это не мешает России обращать свой взор на США, потому что подготовка работы с азиатскими рынками займет больше времени, чем подготовка к работе с США".

На данном семинаре глава Минэконоразвития Герман Греф заявил: "Мы рассматриваем работу над этим проектом как одну из приоритетных. Надеюсь, что в 2004 году будет создано технико-экономическое обоснование по маршруту и экономической составляющей проекта". Греф подчеркнул, что технико-экономического обоснование проекта трубопровода на Мурманск будет готово в 2004 году. После этого, по его словам, проект будет рассмотрен на правительстве и только затем будет принято решение о форме его реализации. Глава Минэконоразвития был оптимистичен: "Надеюсь, что с 2005 года начнется реализация проекта".

Но российско-американский семинар явно запоздал. Исторический выбор был уже сделан. Концепция "американо-китайского коромысла" Михаила Ходорковского была отвергнута. Победила концепция "не связанных рук" Владимира Путина. И в конце декабря 2004 года председатель правительства России Михаил Фрадков подписал постановление о строительстве нового трубопровода: Восточная Сибирь - Тихий океан. Нефтепроводная система будет построена по маршруту: Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край). Общая мощность нефтепровода должна составить до 80 млн т нефти в год. Первый этап - строительство участка нефтепровода от Тайшета до Сковородино. Параллельно начнет строиться нефтяной терминал в Находке, куда нефть из Сковородино будет поступать по железной дороге. Второй этап - строительство участка Сковородино - Перевозная. Оно начнется тогда, когда нефтяники приступят к промышленной разработке месторождений Восточной Сибири и Якутии.

Суммарные инвестиционные затраты по проекту в 2004 году оценивались порядка 11 млрд долларов. Источники финансирования для основного маршрута уже найдены: нефтепровод будет строиться за счет тарифа на прокачку сырья по системе "Транснефти". Первоначально он составит 47 долларов за тонну, затем, после погашения кредитов, которые будут браться под строительство нефтепровода, он может снизиться вдвое. Были также озвучено и то, что находится в разной стадии проработки несколько других проектов транспортировки нефти и природного газа Восточной Сибири в страны АТР.

Концепция "не связанных рук" В.Путина

Необходимо отметить, что возможность строительства Восточного нефтепровода обсуждалась около четырех лет. Аналитик Мария Белова так описывала в 2004 году ситуацию, связанную с выбором маршрута трубопроводов президентом Путиным: "В том, что сроки начала реализации проекта Ангарск - Дацин отодвинуты на неопределенный срок, Китай должен поблагодарить Японию. Ведь это именно Страна восходящего солнца, на протяжении десятилетия безучастно наблюдавшая за развитием российско-китайского энергодиалога, взяла и в одночасье спутала Пекину все карты, устроив, так сказать, "трубный аукцион", изо дня в день поднимая ставки и, тем самым, подогревая интерес представителей российской власти и бизнес-сообщества к, казалось бы, канувшему в Лету проекту трубопровода к тихоокеанскому побережью России".

Белова отмечает, что "уже год назад правительство Японии обратилось к России с гарантиями готовности принимать до 50 млн т нефти в год в случае строительства нефтепровода до Находки. При положительном решении о реализации этого проекта оно было готово рассмотреть возможность предоставления кредитной линии до 6 млрд доллров. Затем, в апреле прошлого года, на встрече губернатора Приморского края с членами японской делегации было заявлено, что объем средств, которые планирует вложить японская сторона в строительство нового нефтеналивного порта и нефтепровода, составит более 1 млрд долларов за четыре года. В частности, 500 млн будут направлены на строительство самого порта и 600 млн - нефтепровода. Кроме того, в рамках этого проекта в Приморском крае будет построен нефтеперерабатывающий завод. Вряд ли можно назвать совпадением то, что, спустя месяц после этих заявлений, вопрос о судьбе дацинского нефтепровода, который планировалось решить в мае 2003 г., даже не был внесен в повестку дня майских заседаний правительства России".

По Беловой вокруг стратегического трубопровода разыгрались нешуточные страсти: "Спустя неделю после того, как Россия и Китай договорились о расширении сотрудничества в энергетической отрасли и об активизации усилий по строительству нефтепровода в Китай (а случилось это в середине июня), Япония, в свою очередь, предложила инвестировать до 7,54 млрд долларов на освоение Верхнечонского месторождения в Иркутской области. Дальше - больше. В конце лета японские инвесторы уже были готовы вложить 14 млрд долларов в реализацию нефтегазовых проектов на российском Дальнем Востоке. В частности, 5 млрд - на финансирование строительства нефтепровода Ангарск - Находка, 7 млрд - в глубокую разведку нефтяных запасов в Восточной Сибири и 2 млрд - на осуществление социальных проектов в регионе. И в декабре 2003 г. решение о направлении трубопровода вновь не было принято, хотя этот срок считался крайним" (05.05.2004).

Н.Симония в одной из своих публичных лекций отметил следующее: "Мы вынуждены были хоть что-то пообещать Китаю. Конечно, на фоне бесконечных разговоров о стратегическом партнерстве, о том, что мы должны сотрудничать, они-то требуют одного — вы дайте нам трубу на Дацин. Все время поднимают этот вопрос. И посмотрите, как Владимир Владимирович умудряется, я удивляюсь, искусно вообще этот вопрос замять, перевести в другую плоскость. Они говорят, дайте трубу, а он говорит, вот мы сейчас вам увеличим поставки по железной дороге. Т.е. он никак не хочет идти на вариант трубы. Хотя там всего-навсего до границы 60 километров или около этого. Не хочет, потому что он убежден, что нам выгоднее провести эту трубу до бухты Привозной и оттуда, пожалуйста, хоть Китай, хоть Америка, хоть Япония, хоть Южная Корея, покупайте, но по мировым ценам". К вышеизложенному необходимо добавить, что издержки доставки российской нефти по маршруту Ангарск - Находка до Иокогамы, по словам президента компании "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, составят не менее 30 долларов за тонну, в то время как по маршруту Ангарск - Дацин - 10-15 долларов.

Принципиальные различия

Вышеизложенное позволяет объективно оценить концепцию "не связанных рук" Владимира Путина, а также выявить принципиальные различия между концепцией Михаила Ходорковского и концепцией Владимира Путина.

Концепция "американо-китайского коромысла" Михаила Ходорковского – это на 100% концепция закрепления России в качестве сырьевого придатка двух глобальных центров могущества, США и Китая. Проекты транспортировки нефти в Мурманск и Дацин практически не затратны для российского бюджета. Нефтепровод "Западная Сибирь – Мурманск" планировался строить на деньги нефтяных компаний, а строительство нефтепровода в Дацин менее затратно, чем аналогичный проект до Находки. Но на этом выгоды Государства Российского заканчиваются.

Практическая реализация концепции Михаила Ходорковского привела бы не только к потере контроля государства над экспортом нефти, но и к потере правительством РФ реальной власти в стране, которая переместилась бы к ведущим нефтяным компаниям. Не исключено, что российские экспортеры нефти встали бы в один ряд с "семью сестрами", но это уже другая история.

Концепция "не связанных рук" Владимира Путина – это своеобразное "зеркальное отражение" концепции Михаила Ходорковского. Отказ от строительства нефтепровода "Западная Сибирь – Мурманск" – это, де-факто, отказ поставлять нефть в США. Диверсификация экспорта нефти – это одно из ключевых положений энергобезопасности любой страны. Таким образом, США лишились возможности усилить свою энергобезопасность.

Информация о закрытии проекта строительства нефтепровода "Западная Сибирь – Мурманск" была воспринята в США как не дружественный шаг России. В сложившихся обстоятельствах российские власти не могли начать строительство нефтепровода в Дацин. У России просто не было иного выхода. Начало строительства трубопровода в Дацин означало бы, что Россия выбрала в качестве стратегического партнера в ХХI веке Китай. Необходимо отметить, что руководство Китая понимает ситуацию, сложившуюся вокруг российских трубопроводов, чего нельзя сказать о широком круге российских экспертов.

Концепция "не связанных рук" Владимира Путина – это плод стремления России к максимально независимой энергетической и внешней политике. Мировой кризис 1997-1998 года в полной мере затронул нашу страну. Соответствующие выводы были сделаны. Высокие цены на нефть позволяют России осуществлять высокозатратные проекты, которые в условиях грядущего мирового кризиса позволят России избежать максимальных потерь.

Россия и кризис

Представляется, что сегодня необходимо анализировать готовность России к двум кризисам. Первый тип кризиса – это эволюционный кризис падения экспорта нефти из России. Валентин Пономаренко предсказывает: "В настоящем существует Россия, сидящая у корыта с большими трещинами. Запасы нефти подходят к концу; ее экспорт к 2010-му году практически прекратится". "Пересыхание потока нефтедолларов в Россию", по мнению широко круга экспертов, - это путь к кризису. Известный американский интеллектуал Томас Фридман, как и многие аналитики, придерживается следующей позиции: "При всем моем уважении к Рональду Рейгану я не верю в то, что он уничтожил Советский Союз. Для распада Советского Союза существовало, очевидно, много причин, однако, несомненно то, что ключевую роль сыграло падение мировых цен на нефть в конце 80-х и начале 90-х годов. (Когда в дни Рождества 1991 года Советский Союз официально прекратил свое существование, цена барреля нефти находилась на уровне 17 долларов)".

В экспертной среде достаточно алармизма. Иван Нестеров, в прошлом директор Западно-Сибирского геолого-разведочного нефтяного института, отметил в 2005 году следующее: "В стране нефти нет. В этом году началось падение ее добычи даже в Западной Сибири. "Сургутнефтегаз" - самая процветающая компания. И тем не менее падение на 3% по сравнению с прошлым годом. "Славнефть" в Мегионе — падение на 30%. Мелкие фирмы (их уже под две сотни) — падение на 30%. "Роснефть" вроде бы увеличила добычу на 30%. Но это липовый рост. Они забрали ЮКОС и его добычу выдают за свою". Нестеров считает, что "беда не только в объемах геолого-разведочных работ, а в том, что всю территорию поделили на лоскуты — лицензии. У нас на месторождениях сидят порядка 200 фирм. Большим фирмам, которые могут выделить деньги на геологоразведку, негде бурить. Это самая дикая сторона частной собственности. Она превратилась в тормоз развития нефтяной промышленности". Можно согласиться с вышеизложенными позициями. Но можно согласиться и с мнениями экспертов, которые убеждены, что Россия преодолеет период стагнации, и с 2015 года добыча нефти в нашей стране вновь будет расти.

Да здравствует война?

Второй тип кризиса – это crush-кризис или кризис, начавшийся в результате каких-либо военных действий. Можно ли объективно оценить готовность России к гипотетически возможному энергетическому кризису после удара по Ирану, который может состояться в ближайшую знаковую дату - 11 сентября 2008 года? Виктор Сараев и Ирина Подоляк жестко, но справедливо отметили в конце 2004 года, что "война в Ираке, показавшая полную несостоятельность России в области стратегического анализа. Ведь не подтвердились выводы почти всех аналитиков и о ее кровопролитности, и о длительности, а главное, о последствиях, коснувшихся, в том числе, и отечественной нефтяной промышленности...". А как обстоят дела сегодня?

"Война с Ираном принесет России десятки миллиардов". Под таким заголовком появилась статья М.Сергеева в марте 2007 года в "Независимой газете". Сергеев настроен крайне оптимистично: "Вчерашний день показал, насколько экономически выгодным для России может быть начало военных действий в Персидском заливе. Своеобразным тестом стала реакция товарных бирж на всего лишь слухи об обстреле Ираном военного корабля США в Персидском заливе. Они спровоцировали выгодное для российских нефтяников резкое подорожание нефти. За несколько часов баррель нефти марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже подорожал на вторничных торгах более чем на 5 долл. – до 68,9 долл. Вполне возможно, что нефтяные цены взлетели бы еще выше, если бы командование ВМФ США не поспешило опровергнуть эти слухи. В результате опровержения цена барреля понизилась до 64,4 долл., что, впрочем, почти на полтора доллара выше цены предыдущего дня. Если бы цены продержались на столь высоком уровне в течение года, это принесло бы России как минимум 10 млрд. долл. только от нефтяного экспорта". Эксперт убежден: "Еще больше российский ТЭК заработал бы, если бы в Персидском заливе разгорелась настоящая война, так как тогда бы цены на нефть взлетели еще выше. Сегодня Иран ежедневно поставляет на мировой рынок около 2,3 млн. баррелей нефти, обеспечивая 5,7% мирового экспорта. В случае нападения США Тегеран грозит заблокировать Ормузский пролив, через который проходит более 20% мирового экспорта нефти. Не исключено также, что Иран будет бомбить нефтяные разработки соседей. Сейчас можно только гадать, к какому скачку цен на нефть может привести такое развитие событий. В качестве ориентира могут служить события 1991 года, когда из-за вторжения Ирака в Кувейт нефть подорожала в полтора раза, а также вторжение США в Ирак в 2003 году, повлекшее одномоментный взлет нефтяных цен с примерно 20 до 34 долл. за баррель" (29.03.2007). Необходимо отметить, что crush-кризисы приводят к краткосрочному росту цен на нефть, но затем цены на нефть обычно падают.

Упущенные возможности

Экономист Е.Гильбо напомнил об упущенной возможности: "Есть лишь один способ вывести Россию за рамки общей закономерности – тот, который я упорно предлагал с 1991 года и вплоть до 2002, когда упорствовать мне надоело. Этот рецепт – формирование собственной резервной валюты. Если бы начать её введение до 2003 года, то как раз к развёртыванию кризиса этот процесс вошёл бы в стадию стабильного роста и позволил бы снять сливки со сложившейся на внешних рынках ситуации. Те, кто и в 1991-1992 и в 2000-2002 выбрал путь функционирования России как периферийного домена ФРС, путь превращения национальных ресурсов в доллары, ценность которых определяют извне, не просто профукали заработанные за первые годы XXI века страной деньги, но и лишили Россию прибыли в десятки триллионов долларов в следующем десятилетии". По его мнению, "слова о необходимости превращения рубля в резервную валюту повторяют сегодня все представители власти, даже Кудрин. Но это дежурное заклинание в устах людей, даже близко не представляющих себе технологию становления резервной валюты, остаётся всего лишь пиарным ходом, сотрясением воздуха".

Вызов для России по Энгдалю

Аналитик У.Энгдаль считает, что "новая Россия наращивает влияние посредством ряда стратегических шагов, связанных с ее геополитическими запасами энергии - в первую очередь нефти и природного газа. Она делает это, умело используя стратегические ошибки и главные политические промахи Вашингтона. Новая Россия также осознает, что если она будет действовать нерешительно, ее скоро окружит и растопчет ее военный соперник, США, против которого осталось немного средств защиты. Битва, про которую мало говорят, - это битва с максимальными ставками в сегодняшней мировой политике" (16.10.2006). Энгдаль считает, что "геополитическим "Эндшпилем" Вашингтона было полное разрушение России, то государство в Евразии, которое было бы способно организовать эффективную комбинацию альянсов на основе огромных запасов нефти и газа".

Оптимизм Энгдаля связан с тем, что "Россия имеет более 130 000 нефтяных скважин и около 2000 нефтяных и газовых разведанных месторождений, из которых по крайней мере 900 пока не используются. Нефтяные резервы оцениваются в 150 млрд. баррелей, вероятно, столько же в Ираке. Они могут быть гораздо значительнее, но еще не эксплуатировались из-за сложности бурения в отдаленных арктических районах".

Выбор российских властей

Из истории известно, что Великобритания заявила о падении добычи лишь после двух лет непрерывного падения. Когда скрывать это стало уже бессмысленно. Будет ли российское руководство вести себя аналогичным образом?

Еще раз подчеркнем, что Россия представляет особый интерес как страна нетто-экспортер нефти. Э.Айзенштейн представил следующую структуру распределения добытой нефти в России. 25-30% добытой нефти идет на внутреннее потребление, около 50% сырой нефти идет на экспорт, и 20-25% составляет экспорт нефтепродуктов. Экспорт нефти легко поддается внешнему учету. В условиях, когда экспорт нефти за 2008 год упадет по сравнению с 2007 годом, отпадет какая-либо необходимость использовать опыт советского периода и приписывать лишние миллионы баррелей добычи нефти. Для глобального экспертного сообщества падение экспорта нефти из той или иной страны – это главный критерий оценки, в аспекте перспектив мирового рынка нефти. Поэтому, лукавая цифирь отсутствия падения добычи в России – это всего лишь традиционный способ подрыва имиджа России собственными же руками. Не более того.

"Временные трудности" и новая энергетическая политика России

Известный аналитик, академик Н.Симония отметил: "Мы сейчас в добыче и в экспорте занимаем приличное место, но я считаю, что это стратегическая ошибка.  Потому что у нас не так много нефти пока, чтобы так ею разбрасываться и добывать любой ценой, добывать, я бы сказал, хищнически. 1990-е годы и начало этого тысячелетия были отмечены тем, что абсолютно все нефтяные компании, к сожалению, выбирали, можно сказать, «сливки» нефти, 30% и потом старались забрасывать, закупоривать, ставить заглушки и поскорее продать. Т.е. как можно дешевле добыть, а продать подороже. До сих пор это им удавалось. Я не нефтяник, не принадлежу ни к какой компании, но мне кажется, что нам не надо бешено развивать экспорт нефти и ускорять его. Нам нужно ровно, спокойно поддерживать существующий уровень". Трудно не согласиться с данной позицией.

Признание факта падения добычи нефти в России в формате "временные трудности" позволит лидерам нашей страны начать процесс выстраивания новой энергетической политики. В чем будет она заключаться? В первую очередь, в последовательном и планомерном снижении экспорта нефти в те страны, лидеры которых активно используют антироссийскую риторику.

Если сегодня лидеры Литвы могут апеллировать к мировому общественному мнению, позиционируя Россию в формате страны, активно использующей "нефтяное оружие", то после признания российскими властями "временных трудностей", в аспекте добычи нефти, литовская позиция "повиснет в воздухе". Литва, Латвия и Эстония, также как и большинство стран мира, могут экспортировать нефть из Персидского залива, или из Африки. В России нет лишней нефти. Для Белоруссии есть, а для стран Прибалтики нет. Это новая реальность, которая едва ли изменится в ближайшей исторической перспективе. 

Признание "временных трудностей" позволит России выстроить эффективные взаимоотношения с большинством стран нетто-экспортеров нефти. В первую очередь, с Саудовской Аравией. Необходимо отметить, что сейчас инициатива по сближению исходит от Саудовской Аравии. Это традиционная политика данной страны. Так, можно отметить потепление отношений в начале ХХI века между Саудовской Аравией и Индонезией, после того как стало ясно, что Индонезия уже не может наращивать экспорт нефти. Падение добычи нефти в России – это сигнал для лидеров Саудовской Аравии, что Россию можно исключить из числа стран, способных оказать негативное воздействие на политику ОПЕК, и экономику Саудовской Аравии.  

Станет ли главным глобальным геоэкономическим событием 2008 года начало падения добычи нефти в России? Ответ на данный вопрос мы узнаем в начале 2009 года.

По теме "Нефть в начале ХХI века":

Нефть как индикатор Первой глобальной Великой депрессии ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/01/09/naftaindicator/)

Эпоха высоких цен на нефть и Первая глобальная Великая депрессия ХХI века (http://www.polit.nnov.ru/2008/02/22/crisisnaftahigh/)

Третья Мировая война, новая "Холодная" война, и энергетические войны (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/03/coldoilwar/)

Сценарии удара по Ирану и "11 сентября" (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/03/crushiranscripts/)

Crush-кризисы в новейшей глобальной истории и мировой рынок нефти (http://www.polit.nnov.ru/2008/09/04/crushcrisis/)

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна