Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Маслов Олег Юрьевич
Назначение Виктора Зубкова новым премьер-министром не стало эпохальным событием в новейшей истории России. Но данное назначение позволяет определить вектор движения нашей страны в будущее. Россия сделала решительный шаг к застою. И "новое – старое" правительство Зубкова является наглядным тому подтверждением.
Виктору Зубкову 66 лет. Технологически мыслящие эксперты склонны видеть в Зубкове реального преемника Владимира Путина. Эксперты мыслящие исторически привычно укладывают реальность в очевидные параллели. Но и они, принимая формат политтехнологов "четыре года президентства Зубкова, затем восемь лет правления Путина", все чаще произносят слово "застой". А "застой" – это один из ключевых символов советской эпохи.
О переходе России в начале ХХI века в привычный для себя формат застоя стали говорить уже достаточно давно. Так, М.Афанасьев презентовал историческую развилку после начала электоральной реформы 2005 года: "Государство, на котором традиционно сфокусированы позитивные социальные ожидания россиян, сегодня является не ускорителем, а главным тормозом национального развития. Историческая развилка выглядит так: либо мы всерьез беремся за реформу государства, либо погружаемся со всей нашей вертикалью в очередной застой, признаки которого уже вполне отчетливы".
В начале ХХI века креатором термина "застой" принято считать М.С.Горбачева. В выступлении на ХХVII съезде КПСС Горбачев заявил: "В жизни общества начали проступать застойные явления". Позднее "застойные явления" трансформировались в обыденном сознании в символ "застой". Данный символ, безусловно, является тайм-символом. А любой тайм-символ характеризует вполне определенную историческую эпоху или период времени.
Существует несколько взглядов на эпоху "застоя". Иногда данным символом обозначается весь период правления Л.И.Брежнева и даже первые годы правления М.С.Горбачева. Это ошибочный взгляд на "застой". Исторический "застой" – это период времени с момента сворачивания реформ, осуществляемых во время правления Л.И.Брежнева председателем Совета министров СССР Н.А.Косыгиным, до завершения "пятилетки пышных похорон", начавшейся со смерти Л.И.Брежнева. "Пятилетка пышных похорон" – это ритуальный, глубоко символический этап завершения застоя.
Началом застоя необходимо признать 1968 год. "Пражская весна" дала мощный импульс и к началу процесса "сохранения завоеваний социализма", и к сворачиванию экономических реформ, осуществляемых Косыгиным. Безусловно, первые годы правления Л.И.Брежнева нельзя признать годами "застоя", также как и первые годы правления М.С.Горбачева. Завершение застоя – приход к власти М.С.Горбачева. Сам факт назначения "юного по меркам Политбюро" Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС завершил "эпоху застоя" в СССР. Иные любые утверждения не верны.
Со времени презентации М.С.Горбачевым термина "застой" прошло более 20 лет, и отношение к данному явлению постоянно менялось. Тягостная и удушливая атмосфера застоя служила веским обоснованием необходимости проведения реформ. Негативные последствия для большинства граждан страны реформ Горбачева, а затем и реформ Ельцина, привели к тому, что граждане старшего поколения стали вспоминать застойные годы, как одни из лучших периодов в жизни страны. Чем была вызвана данная метаморфоза?
Необходимо признать, что брежневский "застой" обладал рядом позитивных характеристик. Застой зафиксирован в массовом сознании как эпоха без каких-либо серьёзных потрясений в общественно-политической жизни страны. Стабильность – одна из ключевых характеристик "застоя". Необходимо признать и возрастание уровня жизни граждан. Это сегодня можно утверждать, что "Советский Союз погубили не нефтяной кризис и не сверхвысокие военные расходы, а застой в элите и как следствие застоя - вырождение элиты" (Г.Гудков). Но фиксирует ли сегодня очевидные признаки застоя федеральная власть?
Владимир Путин лишь дважды упомянул "застой" в Посланиях Федеральному собранию. В послании 2001 года: "Наши главные проблемы слишком глубоки и они требуют не политики наскока, а квалифицированного, ежедневного труда. Но стабильность - это вовсе не аппаратный застой". И в послании 2002 года: "Мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. В том числе - из-за непрозрачности в работе госаппарата". Удвоение ВВП и застой несовместимы. Поэтому тема "застоя" и находится вне зоны внимания российской федеральной власти.
Лидер партии "Яблоко" Г.Явлинский фиксирует застой: "Политическое сознание, которое сегодня внедряет пропаганда, построено на мифах и целиком обращено в прошлое. В сегодняшнем дне не удается даже при желании отыскать какие-либо достижения, которые могли бы стать общенациональным символом, ориентиром для развития страны. Такой застой может продолжаться долго, но не бесконечно. Если не одуматься и не заняться с полной ответственностью сегодняшней реальностью, то через 10-15 лет Россия, без сомнения, станет отсталой страной". Но данный формат видения можно отнести лишь к риторике, обращенной к федеральной власти. Но Путин и знаковые фигуры в его окружении признаков застоя не фиксируют
Уже сегодня десятки интеллектуалов характеризуют общественно-политическую жизнь в России привычным символом "застой": "На место балагана пришёл подчёркнутый, даже — "нарочитый", но при этом какой-то очень нервный и расплывчатый застой" (В..Нифонтов). А.Широпаев и В.Штепа в своем очередном Манифесте также фиксируют формат застоя: "Авторы манифеста готовы сотрудничать с политическими силами, которые возьмут эти идеи за основу. Если таковых сил сегодня не найдется – значит, еще не пришло время, и мы опять его опередили... Что ж, подобно русским интеллектуалам всех застойных эпох – мы будем реализовывать себя в сверхполитическом творчестве..." П.Курков в статье "Политологи в законе" крайне оригинально стратифицирует российское общество: "Кроме названных трёх основных общественных "страт", на зоне есть ещё "опущенные" и "придурки". Эти категории тоже имеют очевидный аналог в России будущего. "Опущенные" – бомжи, пенсионеры, строительно-рыночные рабы из Средней Азии – очень полезный общественный слой. "Мужик" ежедневно видит, что ему ещё есть, куда падать, если он начнёт ерепениться и качать права. "Придурки" – в оригинале полезные люди при блатных должностях (кухня, хлеборезка, библиотека, больничка). За хорошее поведение "придурком" могут сделать даже "мужика" – это, в противовес "опусканию", типичный пример положительной мотивации. Вот здесь наше новозастойное общество до сих пор отличалось от зоны в худшую сторону. Не было предусмотрено пряника, один только кнут, страх опуститься. Что же – добрые паханы наконец-то довели аналогию до ума". Новозастойное общество – это наиболее точная характеристика российской общественно-политической жизни в преддверие федеральных выборов 2007-2008 годов.
Из многочисленных высказываний о грядущем застое выделим знаковые. Д.Орешкин убежден, что "застой времен КПСС повторить вряд ли возможно без предварительных массовых репрессий и чисток. Будет так себе застойчик. И ненадолго. Слишком сложным стало общество и экономика, слишком много конкурирующих интересов, слишком велика информационная прозрачность, слишком богат и разнообразен социальный опыт людей". Но более распространена иная позиция. Ее наиболее емко выразил В.Иноземцев статье "Распад России не грозит": "Сегодня российская элита связана с миром тысячами нитей, в том числе и размещенными за границей средствами и приобретенной там собственностью; народ живет в открытой стране, знаком с ситуацией за ее пределами и практически беспрепятственно получает информацию оттуда; окружающий же мир, пусть и не всегда довольный ситуацией в России, не намерен влиять на внутриполитическую борьбу. В таких условиях сложившийся режим на порядок прочнее брежневского – тем более что он опирается на значительную массу работников силовых структур и бюрократию, не способных делать ничего, кроме как кормиться от государственной казны. Режиму и его сторонникам есть что терять – в то время как в более «нормальном» обществе у них нет никаких перспектив. У большей части населения также есть что терять. Поэтому "застой" начала XXI века будет гораздо более продолжительным, чем застой последней четверти ХХ-го – по крайней мере, он почти наверняка не закончится к 2020 году". Так сколько времени продлится первый "застой" в России начала ХХI века?
Известный в прошлом тележурналист Е.Киселев настроен оптимистично: "Россия, которую основательно "подморозили", будет оттаивать, и процесс медленной оттепели займет лет 6-8 после ухода Путина с поста президента". Это заставляет нас проанализировать концептуальный формат "подмороженная Россия"
Известный российский интеллектуал Л.Радзиховский крайне позитивно характеризует состояние России при Путине. "Лучше такая подмороженная Россия, чем то, что может вырваться наружу". М.Юрьев также считает: "У нас вообще сейчас снижение социальной энергии, подмораживание, одним из компонентов которого является такая вещь: многие элементы политической общественной жизни, которые существовали на протяжении веков и тысячелетий, объявляются якобы неактуальными". Анатолий Уткин отмечает вред "подмораживания": "Все мы знаем и про Стеньку Разина и про Емельку Пугачеву. Ситуация очень сложная. Половина населения России живет в крайне неблагополучных условиях. Мало кто знает, но у многих нет даже возможности пользоваться чистой водой. Что такое консерватизм? Это замораживание существующих порядков. Как говорил Победоносцев: "Я хочу подморозить Россию". Зачем же подмораживать ситуацию, которая не устраивает абсолютное большинство населения?"
Еще более эмоционален С.Кургинян: "Идеология же нынешняя (она же – превращённая риторика) заключается в том, чтобы ничего не менять. Чтобы энергии не было. Для этой идеологии с её претензией на консервативизм (ввожу парадоксальное понятие “консервация катастрофы”) нет ничего более отвратительного, чем энергия, сиречь большая социальная страсть. Для носителей этой идеологии энергия есть синоним разрушения. Если вы зовёте энергию, то вы для них уже разрушитель. Ибо энергия для них – это и есть разрушение. А что же тогда для них созидание? Созидание для них – это застой, подмораживание. Подмораживание – чего? И потом, подмораживание – это Победоносцев, это целостная система, где есть соответствующая семантика, символы... Там это было, и то всё рухнуло... А тут у нас что, в нынешней России? Говорим о подмораживании, а стране показываем Чубайса? Говорим сразу и о либерализме (хоть бы и в экономике только, хотя ясно, что так не бывает), и о подмораживании? Это же политическая шиза! Говорил, говорю и буду говорить: идея подмораживания, идея застоя для сегодняшней России губительна. Как, впрочем, она оказалась губительна для России Александра III и СССР Брежнева. Дефицит социальной энергии для сегодняшней России – это проблема № 1". С.Бирюков убежден, что "когда же ставка на бюрократическую централизацию без обратной связи окажется тупиковой, власти не останется ничего иного как "разморозить политику". Рухнут и надежды на "безграничный конформизм" российского населения, которому российская власть в конце концов будет вынуждена предложить хоть сколько-нибудь внятную и ответственную социальную политику". Так что же ждет Россию в ближайшие 10-15 лет?
Давайте вспомним, кто персонально "подмораживал" Россию за последние 150 лет. Это Александр III Благословенный, Сталин, Андропов и Путин. И кто пришел им на смену: Николай II, Хрущев и Черненко, который "не приходя в сознание" передал власть Горбачеву. Данные закономерности подробно анализируются в статье "Владимир Путин как символ в истории России-СССР со времен Александра II Освободителя". Историческая "развилка" крайне проста: либо - "оттепель" и застой, либо – застой, рефлективные реформы и распад.
Виктору Зубкову 66 лет. Сложно, практически невозможно стать в 66 лет реформатором. А реформы проводить придется ему, в том случае, если Владимир Путин сочтет Виктора Зубкова наиболее оптимальным преемником курса. Без реформ не обойтись. А вдруг преемник Путина будет таким же реформатором как Хрущев или Горбачев? Напомним, что Хрущев получил высшую власть в стране в 60 лет, а Горбачев – в 54.
Сегодня в России многие рассуждают о возвращении "совка". Тележурналист В.Соловьев отметил: "Молодое поколение, может, не понимает, а вот люди моего поколения и постарше не могут не заметить, с какой скоростью маятник пошел в сторону "совка". С дикой! И что самое страшное — все в восторге. Причем больше всего радуются не те, кто "вкусил" той жизни, а те, кто тогда только родился. Сейчас в Москве самая популярная радиостанция — та, по которой старые советские песни крутят. Ребята в возрасте от 20 до 35 лет ностальгируют по великому прошлому, а по сути — по тому замечательному фасаду, который выстроила советская пропаганда". Не исключено, что ностальгия по советскому прошлому и позволит Зубкову выиграть невидимый миру кастинг и стать преемником Владимира Путина.
Виктор Зубков был в советские времена первым секретарем райкома КПСС, в отличие от Бориса Ельцина, который занимал пост первого секретаря обкома КПСС. Избрание Виктора Зубкова президентом России может привести к коллизии в массовом сознании граждан России, в рамках которой все реформы в нашей стране с 1985 года трансформируются в единый целостный антинародный план действий. А каковы будут последствия данного нового видения сложно и представить.
Так что же ждет России впереди? "Оттепель" и переход в длительный "застой" по В.Иноземцеву или неудачные реформы, очередная революция и распад? Многое прояснится уже в ближайшие полгода.
По теме:
Владимир Путин как символ в истории России-СССР со времен Александра II Освободителя (
Особенности "схватки" преемников Владимира Путина "под ковром" (
Русский народ и президент России Владимир Путин (
"Наследуемое" президентство в России (
Владимир Путин и будущее (в формате концепции "единственный избиратель") (
Антирейтинг Сергея Иванова – шанс для российской оппозиции (
По теме: Символы и знаки ХХI века:
Концепция интеллектуальных символов и символьно-знаковых полей. (
Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль. (
В плену "погасших" символов. Архаичные символы. Стабильность – хаос. (
Символы постмодерна. Тупик - лабиринт. (
Революция и кровь. (
Война как символ. (
"Партии" как символ ХХI века. (
"Вашингтонский обком" – ключевой символ в России начала ХХI века. (
Интеллектуальные гиперсимволы. (
Символ "трибунал" и будущее России. (
Особенности контент-анализа символьно-знаковых полей. (
Концепт-символы ХХI века и тайм-символы ХХ века. (
Символ "гламур". (
Четыре всадника Апокалипсиса начала ХХI века. (
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |