Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
До даты выборов нового президента России осталось менее полугода, но ясности по главному вопросу – кто будет преемником Владимира Путина – нет. Безусловно, определенная ясность может наступить в случае, если Владимир Путин отправит правительство Михаила Фрадкова в отставку. Новый премьер-министр России и будет будущим президентом России. Владимир Путин стал президентом России в формате перехода "премьер-министр – "мочить в сортире" - президент".
Для большинства российских интеллектуалов вышеизложенная схема преемственности власти является безальтернативной. Назначение нового премьер-министра – это знак для российского общества. Данный знак должен наглядно демонстрировать то, что Владимир Путин определился с преемником. Это приведет, по мнению большинства российских экспертов, к лавинообразному росту рейтинга нового премьер-министра до уровня 55-60% и к триумфальному избранию президентом России в первом же туре президентских выборов в марте 2008 года. Доминирование в российском экспертном сообществе подобного видения развития событий в России и заставляет нас обратиться к новейшей истории страны и вспомнить "премьерскую чехарду" при Борисе Ельцине.
Уинстон Черчилль назвал внутриполитическую борьбу в СССР - "схватка бульдогов под ковром". Со времени данного высказывания прошло более полувека, но оно не утратило своей актуальности в России и сегодня. Из-под "ковра" нет практически никаких утечек. А главное, не наблюдается вынос "трупов". В элитных кругах усиленно продвигается мысль о том, что именно Сергей Иванов является преемником Владимира Путина, но активность Дмитрия Медведева каждодневно опровергает, казалось бы, очевидное.
Вспомним "премьерскую чехарду", устроенную Борисом Ельциным. Напомним основные даты данного периода в новейшей истории нашей страны:
· 17 марта 1997 года – в состав правительства В.С.Черномырдина вошли "молодые реформаторы" А.Б.Чубайс и Б.Е.Немцов
· 23 марта 1998 года – С.В.Кириенко назначен премьер-министром РФ
· 17 августа 1998 года – отказ ведущих банков страны от выплат по ГКО (дефолт)
· 11 сентября 1998 года - Е.М.Примаков - новый премьер–министр РФ
· 12 мая 1999 года – С.В.Степашин назначен премьер–министром РФ
· 8 августа 1999 года – В.В.Путин назначен премьер–министром РФ
Раздражающая общество "премьерская чехарда" фактически была своеобразными "смотринами" кандидатов в президентское кресло. Можно назвать данный период "публичным кастингом" на должность преемника действующего президента. Кириенко, Примаков, Степашин сменяли друг друга до тех пор, пока Борис Ельцин не определился с реальным преемником. Назначение Владимира Путина премьер-министром России в августе 1999 года иногда иронично называют "последним или задним назначением". Владимир Путин не заинтересован в "премьерской чехарде", поэтому он может отложить вопрос о преемнике до окончания парламентских выборов. Но от этого борьба за кресло премьер-министра не станет менее ожесточенной.
Давайте вспомним о том, какие коллизии предшествовали "заднему назначению" Бориса Ельцина. Какую активность проявлял "любимец Ельцина" Николай Аксененко? Для многих российских экспертов Аксененко был в то время "кандидат №1". Точно таким же "кандидатом №1" считается сегодня Сергей Иванов. Но выбор тогда пал на Путина. Данный выбор во многом соответствовал персонально-ориентированным общественным ожиданиям граждан России в последний год правления Бориса Ельцина. А что стало с Николаем Аксененко?
Аксененко сохранил свой пост до февраля 2002 года. Его уходу предшествовало уголовное дело, открытое генпрокуратурой и поддержанное Д.Козаком. В 2001 году многие аналитики оценивали "наезд" на Аксененко, как "наезд" силовиков на "семью". А затем несостоявшийся премьер-министр и несостоявшийся преемник Бориса Ельцина, отличающийся могучим здоровьем, тихо умер. А сын Николая Аксененко, Рустам, вложивший с 1998 года через свою транзитную фирму DBT в экономику Эстонии около 150 миллионов крон, пытался получить эстонское гражданство. Эстония в 2006 году сыну Аксененко в гражданстве отказала.
О Николае Аксененко вспомнили в связи с "делом Литвиненко": "На ровном месте умер и бывший министр транспорта Аксененко: здоровый был абсолютно человек - и вдруг в один день получил лейкоз. А может и не лейкоз - кто проверял? Симптомы же были очень похожи на то, что произошло с Литвиненко" (В.Уверов). И именно поэтому нынешнюю "схватку под ковром" нельзя рассматривать только в аспекте грядущего выноса "политических трупов". Реальность в России более жестока, чем может показаться на первый взгляд.
В знаковой публикации в журнале "Эксперт" в апреле 2005 года Дмитрий Медведев призывал российскую элиту сохранить единство своих рядов и избежать раскола: "Основной риск - дестабилизация общественной жизни, возникшая вследствие актов террора и грубых экономических ошибок и проходящая на основе масштабной драки элит...Если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединяющей идеи и вступили в смертельную схватку". Он убеждал элиту в том, что созданы все условия для сохранения стабильности при переходе власти от Владимира Путина к его преемнику: "Сегодня у нас есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии". Он заклинал: "Распад Союза может показаться утренником в детском саду по сравнению с государственным коллапсом в современной России. И тогда уж плохо будет всем, в том числе нашим ближним и дальним соседям".
Можно предположить, что в то время Дмитрий Медведев видел в качестве единственного преемника Владимира Путина только себя. Сегодня ситуация иная. Большинство российских экспертов не рассматривают Дмитрия Медведева в качестве "кандидата №1". И в то же время нет никаких сомнений в том, что Дмитрий Медведев отстранился от борьбы за кресло премьер-министра. А это означает, что линия раскола элит становится все более очевидной.
Представим себе на минуту, что назначение премьер-министром России Сергея Иванова и сохранение Дмитрия Медведева в качестве первого вице-премьера не приведет к консенсусу российской элиты по персоне преемника Владимира Путина. Для большинства граждан России Иванов – это "силовик", а Медведев – "либерал", при всей условности данных статусов. В ситуации, когда у российских либералов нет выбора, а Дмитрий Медведев остается единственным реальным кандидатом в президенты, которого могут поддержать либералы, то не исключено, что Дмитрий Медведев будет выдвинут в качестве кандидата в президенты РФ. И конструкция преемственности власти в формате "Иванов – президент, Медведев – премьер-министр" будет разрушена.
Представленный выше сценарий раскола российской элиты является очевидным при взгляде на Россию в формате "открытая страна". Сложно представить, что все будет решаться внутри России в узком круге лиц, приближенных к президенту Путину.
Покойный генерал Лебедь любил выражаться метафорически, упаковывая свои мысли в яркие, запоминающиеся форматы. Так, высказываясь об экономических проблемах, он некогда заявил, что "они такие древние, как фекалий мамонта. О проблемах не надо говорить, их надо решать". Сегодня можно вспомнить о данном выражении, так как многие российские интеллектуалы, особенно те, кого можно условно назвать "путиноведы", вдруг перешли на "птичий язык" и стали вещать исключительно на второстепенные и третьестепенные темы, а также вводить в фокус внимания то, что точно является "фекалием мамонта".
Наглядным подтверждением этого является публицистика С.Белковского – одного из главных "путиноведов" в России. Недавно, на сайте АПН были презентованы "Тезисы на закуску", из которых можно было узнать, что "проекту "Преемник" нет разумной альтернативы". Можно было бы отнестись к данным тезисам иронически, если бы не одно "Но". "Фекалий мамонта" уж больно смердит.
Евгений Ясин абсолютно правильно констатировал, что "государственный переворот, если он делается один раз, второй, он превращается в институт. Есть такая русская поговорка: поступок рождает привычку, привычка рождает характер. С моей точки зрения, это формула формирования общественных институтов, которые закостеневают и приобретают такую силу, что избавиться от них очень трудно". В России сложился институт "наследуемого" президентства. В 2000 году он обрел реальные очертания, а в 2008 году данный институт лишь подтвердит факт своего существования. Поэтому, обсуждать в 2007 году очевидное и при этом получать от этого удовольствие, более чем странное занятие. Лучше прислушаться к известному одностишию С.Маршака: "Я устал разбираться в оттенках дерьма". Но уход в политическую археологию позволяет высветить некую особенность российской интеллектуальной элиты.
Одной из особенностей российской интеллектуальной элиты является ее подчеркнутое равнодушие к продуктам, произведенным интеллектом, и тупая зацикленность на "инсайдерских источниках". И в те промежутки времени, когда слив через "инсайдерские источники" закрыт, что мы и наблюдаем сегодня, в преддверии "судьбоносного решения" Владимира Путина, и появляется нечто из разряда "фекалий мамонта". И как после этого уважать российскую интеллектуальную элиту?
Гипотетически возможный раскол элит в России в состоянии оказать значительное воздействие на парламентские выборы. В чем это может проявиться? В первую очередь, в отсечении всех внесистемных игроков.
Официальный старт парламентской кампании в России высветил жесткую взаимосвязанность выборов в Госдуму и президентской избирательной кампании. Представим на минуту, что раскол не преодолен, и на президентские выборы идет и Медведев, и Иванов. Как это отразится на выборах в Госдуму? Первый ответ прост – лишние игроки будут жестко отсечены. Поэтому, сегодня аналитики отслеживают крайне специфическую информацию. Например, кто станет главным финансистом избирательной кампании ЛДПР. Причем многие предрекают ему судьбу Гуцериева. Действительно, уж лучше вложиться в лондонский "Арсенал", чем вляпаться в "прокаженный" политический проект. Приговор - "скрипач не нужен" - будет произнесен не только "Великой России". Игра только начинается. А главный вопрос текущего исторического момента - удастся ли российской элите избежать раскола?
По теме "Президент – 2008":
"Наследуемое" президентство в России (
Владимир Путин и будущее (в формате концепции "единственный избиратель") (
Антирейтинг Сергея Иванова – шанс для российской оппозиции (
Сергей Иванов – будущий президент России? (
Дмитрий Медведев – будущий президент России (
Владимир Жириновский и его фрик-партия. (
Сергей Гуляев. (
Русский народ и президент России Владимир Путин (
Состоится ли в России путистский переворот (
По теме "Персонально-ориентированные общественные ожидания":
Президент – 2008 и невидимая власть персонально-ориентированных ожиданий в России (
Президент России – 2008 и новые персонально – ориентированные ожидания (
Новейшая история России (циклы персонально-ориентированных ожиданий) (
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |