Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Маслов Олег Юрьевич
Роберт Райх в фундаментальной работе "Труд наций. Готовясь к капитализму ХХI века" сделал прогноз, который начинает сбываться: "В новых условиях преуспеют прежде всего те, кто занят анализом и работает с символами, те кто выявляет и решает новые проблемы и осуществляет посредническую деятельность". На наших глазах рождается глобальная символическая политика, отвергающая политическую архаику ХХ века. Для того, чтобы осознать реальность символической политики, необходимо научиться анализировать интеллектуальные символы и символьно-знаковые поля. Понять динамично изменяющуюся реальность можно и с помощью традиционных методов анализа, сложившихся в эпоху модерна. Но реальность такова, что большинство терминов ХХ века не в состоянии отразить новой объективной реальности. Поливариантность восприятия любого символа, знака, понятия и явления, свойственные эпохе постмодерна, обесценивают традиционный анализ.
Сегодня в политике преуспевают те, кто анализирует интеллектуальные символы и создает новые символы. Кто в 90-е годы прошлого века мог предположить, что одним из доминирующих символов начала ХХI века станет гибридный символ "международный терроризм"? Кто мог представить, что Эли Визель – прародитель символа "холокост" откажется от употребления этого символа по отношению к евреям?
Представляется, что в начале ХХI века концепт-символы дают наиболее полное представление о динамично изменяющейся реальности. Они позволяют увидеть и зафиксировать то, что не в состоянии зафиксировать научные концепции и теории, выработанные в эпоху модерна. Но концепт-символы в большинстве случаев являются и тайм-символами.
Наиболее ярко связь концепт-символов и тайм-символов проявилась в ХХ веке в сфере жизнедеятельности бизнес-структур. "Семидесятые годы в Японии прошли под знаком трех "C": "copy, control, chase" (копируй, контролируй, преследуй). Японцы пытались копировать и перенимать чужие технологии, или, проще говоря, исповедовали концепцию "и мы так же"...Восьмидесятые годы в Японии стали эпохой трех "I": "identity, imagination, innovation" (индивидуальность, воображение, новаторство). Многие японские компании стремились добиться индивидуальности своих корпораций, нередко – путем строительства исследовательских институтов, в которых занимались разработкой уникальных изделий" (Дж.Надлер, Ш.Хибино).
Необходимо отметить, что концепцию "и мы так же" составляют концепт-символы "копируй", "контролируй" и "преследуй". В данном формате наиболее четко и выпукло проявилось видение концепт-символа как простейшего представления об одном из аспектов какого-либо инновационного явления. Важным является и то, что данные концепт-символы одновременно являются и тайм-символами своего времени, семидесятых и восьмидесятых годов прошлого ХХ века.
Тайм-символы – это символы своего времени, точнее, символы конкретного исторического времени. Тайм-символы многообразны. Тайм-символами определенного промежутка времени можно считать и политических деятелей, и культовых артистов, и произведения искусства, и многое другое, что дает нам наиболее полное и емкое представление о конкретном времени. История ХХI века – это история мультипрезентаций. И каждая мультипрезентация несет в себе видение одного или нескольких аспектов уходящей реальности. А системным интегратором истории является мозг отдельного индивидуума.
Издательство HELICON выпустило в свет спектр энциклопедических книг. В частности, "Полную Хронологию ХХ века". Отличительной чертой данного проекта является то, что кроме набора дат и событий составители постарались зафиксировать то, что принято называть "дыханием времени". Это не только отдельные явления в общественно-политической жизни, которые невозможно "привязать" к какой-либо дате, но также и знаковые достижения в области гуманитарных наук, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе, спорте и СМИ. Например, в 1952 году в США впервые с 1881 года не зарегистрировано ни одного случая линчевания. Сборная Индии впервые победила сборную Англии в международном матче по крикету. В свет вышли "Старик и море" Эрнеста Хемингуэя, "К востоку от рая" Джона Стейнбека и "На войне" Ивлина Во.
Давайте поставим простой вопрос: кто из лидеров советского периода истории нашей страны в наибольшей степени связан в массовом сознании граждан России с символом СССР? Методика выявления крайне проста. Из семи фамилий Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачев мы последовательно удаляем тех, кто в наименьшей степени связан с символом СССР. Фамилии Черненко и Андропов мы удаляем из-за малости срока правления. Ленин практически не связан с символом СССР, так как данный символ возник в 1924 году. Фамилия Горбачева связана с крушением СССР, и поэтому связана с данным символом лишь в формате негативного маркирования первого и последнего президента СССР. Хрущев значительно уступает и Сталину, и Брежневу по времени правления. Таким образом, мы с вами можем утверждать, что в массовом сознании граждан России с символом СССР в наибольшей степени связаны Брежнев и Сталин.
СССР – это один из знаковых тайм-символов ХХ века. Но и вышеперечисленных лидеров страны мы можем назвать персональными тайм-символами. В России существует устная традиция связывать вполне определенное историческое время с именем правителя. В разговорной речи часто приходится слышать: "Это было при Хрущеве", "Это случилось при Брежневе", "Это произошло уже при Горбачеве".
Важно осознать, что символы формируют вполне определенные символьно-знаковые поля или "матрицы". Какие интеллектуальные символы в первую очередь вспоминает человек при упоминании фамилии "Брежнев"? Это "застой", "целина", "разрядка", "Афганистан" и "пятилетка пышных похорон". Символ "Брежнев" также неразрывно связан и с рядом других персональных символов.
Человека, безусловно, невозможно представить в виде символа. Это недопустимое упрощение человека. Но определенный тип знаковых деятелей можно назвать тайм-символами или символами своего времени. Причем это относится не только к политическим лидерам. Политические лидеры лишь персонально обозначают некую "эпоху".
Выделение концепт-символов и тайм-символов в отдельные типы интеллектуальных символов позволяет нам выделять в информационных потоках символы различных исторических периодов и классифицировать интеллектуалов, как носителей определенных знаковых ценностей. Системы ценностей большинства интеллектуалов эклектичны и представляют собой смесь интеллектуальных символов различных идейных течений прошлого и инновационных интеллектуальных символов.
Тайм-символы – это почти всегда символы прошлого. Концепт-символы – это символы текущей реальности.
Концепт-символ – это интеллектуальный символ, отображающий простейшую мысль или представление в виде особого презентационного формата. Главная особенность концепт-символа заключается в том, что на первом этапе данный символ становится объективной реальностью в сознании небольшого числа интеллектуалов, затем данный символ становится достоянием экспертного сообщества, и лишь затем данный символ приходит в массовое сознание.
Выделение концепт-символов ХХI века невозможно без представления о тайм-символах. Тайм-символы – это интеллектуальные символы, фиксирующие "дыхание времени". Известный американский интеллектуал Томас Фридман, анализируя процессы в сфере бизнеса, отметил: "В ХХ веке большие пожирали маленьких, в ХХI веке – быстрые неминуемо сожрут медленных". "Скорость – вот основа превосходства в условиях гиперконкуренции ХХI век. Лучше быть правым на 80%, но вовремя, чем на 100%, но шестью месяцами позже" (М.Кирнэн). Таким образом, мы можем выделить понятие "быстрый", как концепт-символ ХХI века (К слову, в данной статье многое представлено тезисно и даже пунктирно. Статья не доведена до совершенства именно из соображений важности быстроты и скорости).
Приведенный пример демонстрирует, что интеллектуальные концепт-символы отличаются от традиционных интеллектуальных символов. Концепт-символы – это определенные характеристики, позволяющие выделить инновационное в критической массе традиционного. Например, анализ крушения СССР заключен в формуле "открытое побеждает закрытое". Это позволяет нам признать "открытое" за концепт-символ.
Необходимо признать, что выявление концепт-символов не вписывается в традиционные форматы дихотомии или слов-антонимов. Процесс выявления концепт-символов более сложен. Компания Microsoft Билла Гейтса дала миру два концепт-символа: "мелкий" и "мягкий". Для многих интеллектуалов является естественным видение того, что "софт" побеждает "хард", так как компьютерный вирус в состоянии вывести из строя тысячи компьютеров. Но утверждение, что "мелкое" в ХХI веке победит "большое" является явным преувеличением.
К концепт-символам можно отнести следующие символы: "гибкое", "простое", "уникальное", "живое" и "континуальное". Концепт-символами начала ХХI века мы также должны признать и "сеть", и "креатив".
Представленные выше концепт-символы являются тайм-символами начала ХХI века, несмотря на то, что некоторые из символов рождены в прошлом ХХ веке.
Продвижение символа "открытое" в ХХ веке шло в формате популяризации гуманитарных глобальных организаций, типа "врачи без границ". Концептуальный формат "без границ" – это один из форматов глобализации. Другим концептуальным форматом стало "открытое общество". Джордж Сорос так описывает преимущества "открытого общества": "Открытое общество вовсе не исключает преследования личных интересов. Как раз наоборот: в ситуациях неопределенности лучше всего предоставить индивиду право самостоятельно определять свои интересы, а рыночному механизму — эти интересы регулировать".
Концепт-символ "открытое" – это один из интеллектуальных символов символьно-знакововго поля гиперсимвола "глобализация". И это говорит о многом.
Принципиальное отличие между тайм-символами ХХ века и тайм-символами ХХI века является видение мира. В ХХ веке доминировало механистическое видение мира, в начале ХХI века все в большей степени начинает проявляться видение мира в формате "живое". В ХХ веке интеллектуалы говорили об экономических и правовых механизмах разрешения тех или иных конфликтов. В начале ХХI века наибольшую жизнеспособность демонстрируют корпорации, менеджеры которых воспринимают собственную бизнес структуру, как живой организм. Если для ХХ века в аспекте символа "власть" тотально доминировало отчуждение, то в ХХI веке в иерархии ценностей важнейшее значение приобретают взаимосвязанность и взаимозависимость, а также континуальность (неразрывность) всех без исключения элементов живого организма.
Киноэпопея "Терминатор" создала формат видения будущего, в рамках которого человечество воюет с роботами. Реальность наглядно демонстрирует нам, что в фильме "Терминатор" прошлое и будущее поменялись местами. "Механизм" – это прошлое. Механистическое видение мира тормозит развитие человечества в желаемое будущее. Потребность в живом становится всеохватывающей: "Чтобы на поверхность пробилось новое, живое, органичное, для начала нужно уничтожить мир симулякров" (Ю.Романенко).
Концепт-символ "живое" комплиментарен символу "континуальное". В нашем мире все взаимосвязано и любые формы отчуждения будут изживаться по мере развития цивилизации. Именно об этом сказал Мартин Лютер Кинг младший: "Воистину, все живое связано между собой. Все люди охвачены паутиной тесных взаимных связей, откуда никто не может сбежать, это судьба. Все, что прямо затрагивает одного, другого затронет косвенно. Я никогда не стану тем, кем мне следует быть, пока ты не станешь тем, кем должно, и наоборот. Такова взаимосвязанная, взаимозависимая природа нашего мира".
Символьно-знаковое осмысление реальности лежит в основе понимания символической политики. Цепляться за архаичные, отжившие свой век символы, такие как демократия, партии, электорат, - это значит находиться в плену механистического видения мира. В плену символов отчуждения и расчленения живого на некие, практически не связанные между собой части. Это значит не иметь никаких шансов на лучшую долю в будущем.
По теме: Символы и знаки ХХI века:
Концепция интеллектуальных символов и символьно-знаковых полей. (
Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль. (
В плену "погасших" символов. Архаичные символы. Стабильность – хаос. (
Символы постмодерна. Тупик - лабиринт. (
Революция и кровь. (
Война как символ. (
"Партии" как символ ХХI века. (
"Вашингтонский обком" – ключевой символ в России начала ХХI века. (
Интеллектуальные гиперсимволы. (
Символ "трибунал" и будущее России. (
Особенности контент-анализа символьно-знаковых полей. (
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |