Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

06.06.2007 Нурсултан Назарбаев – первый и последний президент Казахстана

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

ХХI век – это век динамично изменяющейся реальности. Скорость изменений постоянно нарастает. Изменениям подвержена вся сфера глобальных общественно-политических отношений. Новая реальность в международных отношениях возникает стремительно, а сознание экспертов продолжает цепляться за отжившие представления и стереотипы. Например, Казахстан большинство граждан России оценивают как главного внешнеполитического союзника России. Необходимо признать, что данные представления не соответствуют новой реальности.

Изменения Конституции Казахстана в контексте

Первые публикации о трансформации внешнеполитической доктрины Казахстана и преобладании в ней антироссийского вектора были приняты в России "в штыки", в первую очередь теми российскими интеллектуалами, которые длительное время создавали в российском информационном пространстве образ успешного, процветающего, дружески относящегося к России Казахстана. Но события первой половины 2007 года не оставляют сомнений в том, что антироссийская внешняя политика Казахстана – это реальность. Именно это, в сочетании с контекстом изменений в Конституции республики Казахстан, и позволяет нам предположить, что Нурсултан Назарбаев – это первый и последний президент Казахстана.

В Казахстане произошло критическое число событий, которые позволяют безошибочно выявить новый внешнеполитический курс государства Казахстан. Кроме судьбоносных изменений в Конституции Казахстана необходимо выделить и последнее послание президента Казахстана Н.Назарбаева, а также активизацию внешнеполитических усилий Казахстана по созданию Центрально Азиатского Союза и объявление в международный розыск Р.Алиева, бывшего посла Казахстана в ОБСЕ и Австрии. Необходимо отметить, что изменения в Конституции Казахстана, безусловно, не трансформируют президентскую республику в президентско-парламентскую.

Изменения в Конституции всего лишь закрепляют право Нурсултана Назарбаева оставаться президентом Казахстана пожизненно. Закон республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию республики Казахстан" от 21 мая 2007 года гласит: "Пункт 5 статьи 42 (Конституции) дополнить частью второй следующего содержания: "Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента Республики Казахстан". А внесенные в Конституцию изменения касаются сроков полномочий президента Казахстана. Президент Казахстана Н.Назарбаев также акцентирует внимание на статусе президента:  "...в условиях Казахстана должны развиваться две — четыре крупные партии. В рамках политической системы у Парламента должно быть больше полномочий, должна быть развитая система местного самоуправления, но, как сказано в Конституции, координирующая роль должна оставаться у Президента". К этому добавить можно лишь немногое.

Достаточно ознакомиться с рассуждениями российского интеллектуала Ю.Солозобова о возрастании роли парламента в Казахстане, для того чтобы убедиться в том, что данные рассуждения во многом напоминают аналогичные дифирамбы 2005 года в адрес высших субфедеральных представительных органов власти в России, что звучали в рамках процесса замены выборных глав субъектов федерации на назначаемых президентом страны. Метафорическое пророчество экономиста М.Делягина - "место региональных элит у параши" - полностью соответствует реальному влиянию региональных элит  в России сегодня. Нет сомнений в том, что место Сената и Мажилиса Казахстана в недалеком будущем будет приблизительно там же, где и место российских региональных элит. На Украине совсем недавно многие недальновидные политологи уже зачисляли президента В.Ющенко по уровню влияния в "английские королевы". И где теперь этот полновластный парламент?

Рахат Алиев и "Европа goodbye"

В контексте объявления в международный розыск Рахата Алиева необходимо вспомнить, что Алиев является автором статьи "Республикостан или Казахский Султанат. Какой выбор мы сделаем?" Данная статья была опубликована в газете "Караван" за 1 сентября 2006 года. Подвергнув критике действующую в Казахстане модель республиканского правления за то, что она "не защищает нас от коррупции", "никак не отражает реальной структуры нашего общества", Алиев призвал установить в стране монархию.

А.Чеботарев так описывает политическую карьеру Рахата Алиева: "Будучи выпускником Алматинского мединститута и врачом-хирургом по образованию, Рахат Алиев, безусловно, всей своей политической карьерой обязан своему тестю - первому президенту РК Нурсултану Назарбаеву. Как известно, его карьерный рост начался в декабре 1996 г., когда он был назначен первым замначальника главного Управления налоговой полиции – начальником Управления по борьбе с коррупцией и контрабандой Государственного налогового комитета. Затем Алиев сам возглавил налоговую полицию и даже побывал в должности первого вице-министра государственных доходов. При этом он успел получить вторую профессию – юриста, закончив в 1997 г. Высшую школу права "Адилет". С сентября 1999 г. по ноябрь 2001 г. старший зять главы государства работает в органах национальной безопасности, пройдя путь от начальника Департамента КНБ по Алматы и Алматинской области до первого заместителя председателя комитета и получив звание генерал-майора. Параллельно с карьерой Алиева при его прямом или косвенном участии активно развивался и его бизнес, включающий коммерческие и медийные структуры "Сахарный центр", "Нурбанк", КТК, "Караван" и т.д. При этом связанные с Рахатом Алиевым СМИ в то время активно создавали ему имидж борца с коррупцией и наркобизнесом. Наконец, он взял на себя еще и общественную работу, возглавив Футбольный союза Казахстана и Национальный олимпийский комитет республики. Однако осенью 2001 г. политическая карьера Алиева дала первый "сбой". Как известно, против его действий, связанных с использованием силовых методов и информационного компромата в отношении неугодных ему персон, выступила группа бизнесменов, чиновников, парламентариев, представителей интеллигенции и масс-медиа. В результате Алиев первоначально был переведен из КНБ в Службу охраны Президента, а чуть позже вообще удален с государственной службы. Судя по всему, на это повлияли не только публичные протесты инициаторов создания движения "Демократический выбор Казахстана", но и скрытые действия некоторых влиятельных персон из окружения главы государства, считающих Алиева своим соперником за влияние в госаппарате и сфере бизнеса. Президент же поступил в тот раз по принципу "ни нашим, ни вашим", поскольку удалил с госслужбы не только своего зятя, но и ряд его ведущих оппонентов. С другой стороны, он как бы вывел Алиева из-под дальнейшего "огня" критики. В июне 2002 г. Р. Алиев неожиданно был назначен послом Казахстана в Австрии и одновременно представителем РК в ОБСЕ. В июле 2005 г. распоряжением Президента Рахат Алиев был назначен первым заместителем министра иностранных дел  ".

После начала уголовного преследования со стороны официальных властей Казахстана Рахат Алиев заявил: "...несколько месяцев назад я сказал Нурсултану Абишевичу, что принял решение баллотироваться на пост президента на следующих выборах в 2012 году. Это естественное развитие моей политической карьеры".   К данным словам можно отнестись скептически, и даже позиционировать популярность Алиева в Казахстане, сравнивая его с российским Чубайсом, но "слов из песни не выкинешь". Григорий Грабовой в 2005 году также заявил о своем желании стать президентом России, и до сих пор томится в неволе по рассыпающемуся на глазах уголовному делу. Причем, практически все российские СМИ, как это принято в демократических и просвещенных государствах, признали его виновным задолго до вынесения приговора суда.

В российском экспертном сообществе достаточно интенсивно обсуждается тема объявления в международный розыск зятя Нурсултана Назарбаева Алиева. В комментариях российских экспертов можно выделить следующие аспекты. Многие эксперты считают, что Нурсултан Назарбаев уже сегодня ведет себя как типичный восточный деспот. И для укрепления собственной абсолютной власти готов устроить публичную казнь мужу своей собственной дочери, аналогично тому, как казнил мужей своих собственных дочерей Саддам Хусейн. Ряд экспертов убежден в том, что данный шаг Назарбаева означает явный сигнал Европейскому Союзу и России о переходе Казахстана к изоляционистской политике. Другие же  эксперты, не зараженные политкорректностью, придерживаются явно некомплиментарной позиции по отношению к президенту Казахстана. Они считают, что Казахстан просто стал заложником естественных возрастных склеротическо-маразматических изменений у первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, что является оскорбительным преувеличением по отношению к политику 1940 года рождения. В России Президент Путин утверждает на ответственные посты лиц значительно старше по возрасту по сравнению с Назарбаевым.

Представляется, что объявление в международный розыск собственного зятя непосредственно связано с внутриполитической борьбой в рамках гипотетически возможного ухода Назарбаева со своего поста в 2011 году. Алиев, как представитель молодого поколения казахских лидеров, воспринимал уход своего тестя с высшего поста, как естественный и логический шаг человека в преклонном возрасте. Но "пирамида власти", выстроенная Нурсултаном Назарбаевым, почти полностью ориентирована на пожизненное президентство Назарбаева. Именно это и предопределило судьбу Алиева. Как это ни покажется парадоксальным, но Рахат Алиев, де-факто, способствовал реализации своей мечты о будущем Казахстана в формате монархического Султаната, но прикрытого пиар-завесой "президентско-парламентского государства".

Необходимо отметить, что семейно-личностный аспект, сопровождающий трансформацию политической системы Казахстана, позволяет предположить, что Нурсултан Назарбаев с достаточно высокой вероятностью может повторить судьбу Саддама Хусейна, после естественно-исторического крушения государства Казахстан.

Новая внешнеполитическая доктрина Нурсултана Назарбаев

В новой внешнеполитической доктрине Казахстана есть и элементы изоляционизма, и элементы экспансии. Изоляционистские тенденции являются следствием осознания национальной элитой Казахстана собственной продовольственной и энергетической самодостаточности. Именно это отметил в интервью журналистам от 9 апреля 2007 года президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. Комментируя идею создания Центрально Азиатского Союза и изменения во внешней политике следующими словами: "Нам сам Бог велел объединяться: 55 миллионов населения, нет языковых барьеров, взаимодополняемая экономика, находимся на одном пространстве, есть транспортные связи, энергетические. Этот регион может обеспечить себя продовольствием, не выходя на внешние рынки, может полностью обеспечить себя энергетикой и так далее. Что еще надо? Мы уважаем друг друга. Население от этого только выиграет. Почему нам не удается построить такой союз, до сих пор понять не могу". Это позволяет предположить, что изменения во внешней политике Казахстана носят осознанно-прагматический характер. Более того, эмоциональная позиция Назарбаева по Центрально Азиатскому Союзу, продемонстрированная им в рамках интервью журналистам, является подтверждением основного направления усилий действующего президента Казахстана: "И нашим гражданам, и нашим соседям. СМИ должны говорить о близости наших культур, общей истории, языка, будущего наших детей. Эта интеграция экономически была бы выгодна и работала бы на нашу безопасность в целом. Поэтому я продолжаю над этим работать".

Центрально Азиатский Союз, как рефлективная утопия Нурсултана Назарбаева

Создание Центрально Азиатского Союза, в который войдут кроме Казахстана Узбекистан, Киргизия, Туркмения и Таджикистан,  начинает обретать черты ярко выраженной политической доктрины. На телеканале "Хабар" можно было увидеть контуры будущего объединенного государства. А в комментариях постоянно подчеркивается, что казахи не станут "старшим братом" для всех народов, населяющих 55-миллионный Союз. Основная мысль Назарбаева – это самодостаточность нового государственного образования. Вместе с тем Назарбаев не скрывает, каким образом он будет усиливать позиции Казахстана в новом союзе: "В 1970 году в Иране жили 30 миллионов человек, сегодня – 70 миллионов. Население Таиланда за 20 лет возросло от 16 миллионов до 60 миллионов человек". Безусловно, это старый архаичный метод. В комментариях ряда российских  экспертов подчеркивается, что  принятая в Казахстане стратегия решения демографических задач в значительной степени отличается от методов решения тех же задач в России и в большей степени напоминает демографическую программу, реализуемую в 30-е годы прошлого века в Германии.

Необходимо отметить, что реакция лидеров государств, которые обнаружили себя вписанными в Центрально Азиатский Союз, не является позитивной. Безусловно, экономические предпосылки, созданные экспансией казахского капитала в экономику соседних стран, есть, но данная экспансия не рассматривается, как благо. Именно это позволяет нам оценивать изменения внешней политики Казахстана, как личностное рефлектирование президента Назарбаева и синхронное рефлектирование жестко связанных с ним национальных  элит.

Маленькие тайны большого Казахстана

Известный казахский интеллектуал Нурлан Амрекулов отмечает: "Tема жузов была долгое время закрытой для обсуждения. В официальной казахстанской прессе она непопулярна до сих пор. Лишь эпизодически в оппозиционных русскоязычных и — редко — казахских изданиях появляются материалы по этой проблеме. Но, даже затрагивая ее, абсолютное большинство казахских авторов не вскрывает корней явной жузовщины и трайбализма, коварно опутавших своими сетями государствообразующий этнос". С этим высказыванием необходимо согласится. Жузы – главная "маленькая" тайна Казахстана. 

Нурлан Амрекулов в своей фундаментальной работе "Жузы в общественно-политической жизни Казахстана" выделяет следующее: "В казахстанской историографии жузами принято называть союзы племен, которые осознают себя частью единой казахской народности и населяют фиксированную традицией часть казахской территории. Всего жузов три: Улы жуз (“Старший”), Орта (“Средний”) и Киши (“Младший”) жуз. Географически они располагались с юга-востока (Семиречье как ареал расселения Старшего жуза) на северо-запад (место обитания Младшего жуза). Средний жуз занимал самую обширную срединную территорию. Старший жуз получил такое название не из-за многочисленности, а по старшинству входивших в его состав родов — до революции самым большим был Младший, затем Средний жузы. Причем самый последний в этой иерархии род Старшего жуза имел преимущества перед самым старшим родом Среднего жуза и т.д. Однако неверно сводить жузы лишь к узким кровнородственным образованиям. Большинство исследователей видят в них геополитические, этнотерриториальные образования1, таксономические единицы устройства кочевой государственности казахов. Очевидно, что кочевая политическая общность представляла собой соединение начала иерархически субординированного (кровнородственного, асинхронно-исторического, развертывающегося во времени) и начала пространственно-геополитического, синхронно сосуществующего". Он также отмечает, что "резко выделяется элита сословных аристократов — “белая кость” (или “ак-суйек”) и простолюдины — “черная кость” (“кара суйек”). Потомков Чингисхана, торе или чингизидов называли “белой костью”. Лишь они имели право на государственную власть на общенациональном и жузовском уровне и были ее легитимными носителями на всем евразийском пространстве, где господствовала идеология чингизизма и ясса Чингисхана. В этом смысле они были надэтническим (внутри казахов — субэтническим) имперским началом, правящей династией, закрытой кастой, стоящей на вершине сословной пирамиды казахского и других кочевых социумов. Подобно английским лордам, любой родившийся чингизид уже становился султаном и имел все права быть избранным старшим, или ага-султаном — общенациональным ханом. И наоборот, хана избирали лишь из числа султанов-чингизидов как государствообразующей касты". 

Нет необходимости подробно цитировать труд Нурлана Амрекулова. Нам сегодня важно понять, влияют ли жузы на общественно-политические отношения в Казахстане в начале ХХI века? Ответ очевиден – безусловно, влияют. И на кадровые назначения, и на распределение государственных заказов, и на контроль над определенными секторами внутреннего казахского рынка, и на многое другое.

Для граждан Казахстана не является большим секретом, к какому жузу принадлежит Нурсултан Назарбаев и к какому жузу принадлежит жена Назарбаева, и как это влияет на взаимоотношения внутри "единого казахского народа".  Но тема влияния жузов на реальность обсуждается не публично. Казахстан начала ХХI века подвержен постоянным эпидемиям слухов, которые в условиях отсутствия свободной прессы создают непривлекательный образ жузовой коррупции и спектр других негативных явлений. Во многих интеллектуальных кругах Казахстана убеждены в том, что назначение премьер-министром уйгура Карима Масимова является следствием непримиримой борьбы жузов. Лидеры жузов не смогли договориться между собой о кандидатуре премьер-министра, и взаимное недоверие подтолкнуло к вершине власти чужака.

 Безусловно, можно и дальше опровергать влияние жузов на общественно-политическую жизнь Казахстана, но знание реальности массовым сознанием является благом, а не трагедией. Данную тему необходимо завершить словами Нурлана Амрекулова: "В итоге — все тот же трагичный раскол, как главный символ сегодняшнего Казахстана, отчужденного и расколотого на десятки и сотни народов, классовых, клановых, культурно-исторических групп, испытывающих трудности самоидентификации, не видящих общенациональных консолидирующих приоритетов и ясных оптимистичных перспектив. Живи кое-как, одним днем, подобно лебедю, раку и щуке, тянущих каждый в свою сторону воз страны, — вот направляемое сверху характерное мироощущение рядового казахстанца".   

Новейшая история Казахстана и Нурсултан Назарбаев

Несколько лет назад Таир Фараби писал: "Отношения зятьев "первого президента Казахстана" обостряются по мере того, как глава "Семьи" и государства теряет контроль над своим окружением. Перспектива скорой борьбы за верховную власть в стране заставляет потенциальных претендентов и их "группы поддержки" заранее идти на обострение и захват стратегических позиций". А что собственно есть новейшая история Казахстана, как нескончаемая борьба за власть вокруг президента Назарбаева?

Новейшая история Казахстана – это нечто уникальное, состоящее из периодически возникающих "схваток зятьев" за деньги и влияние. С одной стороны Рахат Алиев и Дарига Назарбаева, с другой стороны средний зять Тимур Кулибаев. Безусловно, можно возразить и сказать, что "схватки зятьев" не имеют никакого отношения к новейшей истории Казахстана.  Но тогда мы должны признать, что новейшая история республики Казахстан – это череда шагов Нурсултана Назарбаева, причем последние его шаги – это шаги к краху государственности.

Минусы пожизненного президентства

В рамках известной дихотомии "институт президента – личность президента" личностный фактор в Казахстане во все  большей степени вытесняет институциональный фактор. Для авторитарно-клановых политических систем наибольшая опасность заключена в аспекте преемственности высшей власти. Именно поэтому, для политики Востока пожизненное президентство – это наиболее приемлемая форма самозащиты властных национальных элит.

Аспект самозащиты начинает доминировать над всеми остальными аспектами реальности, что естественным образом приводит к политике изоляционизма, консерватизма и стагнации. Природные ресурсы в виде нефти и газа придают авторитарно-клановым политическим системам определенную устойчивость. Но данная устойчивость не в состоянии блокировать процессы экономической глобализации и являются самоубийственными даже в аспекте краткосрочной исторической перспективы.

Необходимо отметить, что рефлективные действия характерны для многих геополитических пространств. В Латинской Америке очевиден вектор рефлективного возврата к социалистическим ценностям, в Европе – к националистическим ценностям. Поэтому, рефлективная политика национальной элиты Казахстана не является исключением. Но она лишь в очередной раз подчеркивает бесперспективность политического рефлектирования.

На персональном характере власти в Казахстане акцентирует внимание и  сам Назарбаев: "Если вы проанализируете нашу жизнь за прошедшие 15 лет, то увидите, что обычно, когда я что-то в первый раз предлагаю, никто ничего не понимает и не предлагает. Когда говорю второй раз — начинают шевелиться. А в третий раз я уже говорю, что Правительство не справляется с задачей, и тогда уже появляются результаты". Из данного высказывания следует, что с уходом Назарбаева развитие Казахстана прекратится, так как страна лишится единственного источника развития -  персонального двигателя прогресса.

Казахстан как региональная сверхдержава

Новая внешнеполитическая доктрина Казахстана призвана трансформировать республику Казахстан в региональную сверхдержаву. А самодостаточность ЦАС – это идея, призванная скрыть гегемонистские устремления национальной элиты Казахстана. Необходимо признать, что политической экспансии Казахстана предшествовала стратегия эффективной экономической экспансии. Влияние казахского капитала на экономику Киргизии, как и всех государств ЦАС, более чем ощутимо. Излишки нефтедолларов в экономике Казахстана уже заложили фундамент для будущей политической экспансии. Но данная экспансия - это вызов не только России, но и Ирану, который тоже ориентирован на позиционирование себя в качестве региональной сверхдержавы.

Самодостаточность продовольственная плюс энергетическая – это реальная основа к тотальному вытеснению России из Центральной Азии. Казахстан в "своем" регионе всего лишь хочет занять место России, не более того. Но устроит ли это будущих лидеров России?

В этой связи возникает еще целый ряд вопросов. Например, каким будет официальный язык общения в ЦАС? Н.Назарбаев постоянно отмечает, что "в Конституции написано, что государственный язык – казахский. Русский язык – официальный язык, язык межнационального общения, который применяется в государственных органах наравне с казахским". Неужели языком межнационального общения в ЦАС станет казахский?

Между Россией, Китаем и исламским миром

Н.Назарбаев позиционирует Казахстан следующим образом: "С востока у нас — Китайская Народная Республика, с севера — Россия, с юга – ближние соседи и исламский мир. Никто из них особо не продвигается в демократическом развитии". Внешние вызовы Казахстана очевидны: "Россия говорит: почему мы идем в Баку—Джейхан, американцы говорят: почему мы в Китай трубу строим? Объясняю: не по политическим пристрастиям мы это делаем, а потому, что здесь есть коммерческая выгода. Если будет выгодно весь казахстанский газ и нефть проводить через Россию, мы пойдем туда. Если на 15 долларов будет ниже транспортировка через Баку—Джейхан – мы пойдем туда. А если и там, и там нам будет невыгодно, мы пойдем в Китай. А как иначе?" Но является ли проект ЦАС адекватным ответом на данные вызовы?  Из  спектра откликов на инициативу Назарбаева в аспекте активизации усилий по созданию Центрально Азиатского Союза выделим реакцию  Киргизии и Таджикистана.

21 мая 2007 года по инициативе посольства Республики Казахстан в Таджикистане состоялась научно-практическая конференция "Достижения и возможности нового Казахстана как фактор укрепления межэтнического согласия и развития региональной интеграции". Эксперты также обсуждали и недавнее предложение президента Казахстана о создании единого Центрально-азиатского государства. По информации ИА РЕГНУМ председатель национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов отметил, что предложение Назарбаева не отвечает интересам таджикского народа. Он считает, что страны региона должны активизировать свои усилия в направлении большей интеграции. "И к этому процессу должны присоединиться Афганистан и Иран. Но вместе с тем, мы не можем согласиться с тем, что на территории Центральной Азии может быть создано единое государство. В этом случае мы рискуем потерять свою независимость, свой язык, свою самобытность. Поэтому, будет лучше, если страны Центральной Азии объединятся в рамках региональной организации".

Аналогичной точки зрения придерживается и политолог Ходи Абдуджаббор:  "Представьте, в Центральной Азии проживает более 55 миллионов человек, и какую нишу в этом государстве может занять Таджикистан с 7 миллионами своих жителей? Когда будут прозрачные границы и когда станут создавать единые транснациональные структуры, кто займет эти места? И в процентном соотношении таджики на что могут рассчитывать в этом государстве? Ответ однозначен - все структуры займут представители того народа, экономическое положение которого намного лучше, или того народа, который превосходит своей численностью. Поэтому настоящее государственное устройство нашей, пусть и маленькой, страны обеспечивает нашу этническую безопасность и наше национальное самосознание".

Определенный интерес представляет реакция на казахские инициативы одного из лидеров киргизской оппозиции Феликса Кулова, которая носит ярко выраженный пророссийский характер. Оппозиционный Объединенный фронт "За достойное будущее Киргизии", возглавляемый экс-премьером Куловым, намерен инициировать сбор подписей за проведение референдума по вопросу о создании конфедерации с Россией. В соответствии с киргизским законодательством необходимо собрать 300 тысяч подписей. Сбор подписей начнется в июле и продлится до сентября 2007 года. По мнению Кулова "союз с Россией не угрожает государственности Кыргызстана, потому что надо будет определиться только в вопросах единой валюты, таможенного пространства и совместной охраны границ". Кулов убежден, что объединение с Россией "поможет сохранить единство народа Кыргызстана, который неумными действиями властей раскололся на север и юг".

 Именно в Киргизии влияние Казахстана и Китая проявляется в наибольшей степени. Казахстан также как и Киргизия – это наиболее вероятная жертва потенциальной экспансии Китая в рамках предстоящего глобального кризиса и передела мира. Именно это заставляет нас выделить пророссийскую позицию части киргизских национальных элит в отдельный аспект перспективных исследований. Антироссийская внешняя политика Казахстана – это новый реальный вызов России и, соответственно, пункт в повестке будущего Президента России. На вызовы необходимо отвечать. И нет сомнений в том, что соответствующий ответ Россией будет найден в ближайшие 2–3 года.

Реальный исторический вызов и Нурсултан Назарбаев

Осознать будущее Казахстана можно по нарастанию уровня внешнеполитического воздействия на Россию. Глобальный "маятник" качнулся в новом направлении, и уже сегодня невозможно представить, что мировые центры влияния оставят и Россию, и Казахстан в покое. Экономической глобализации требуются ресурсы всего мира. И от этого процесса не закрыться пустопорожним пиаром "суверенной демократии" или "раковиной" нового 55-миллионного государства, да и просто собственными государственными границами.

У преемника Путина не осталось внутренних ресурсов для торга с влиятельными глобальными игроками, которые будут доминировать в мире в новом тысячелетии.  Россия сможет замириться в будущем с Европой, уступив ей часть Западной Украины, и замириться с Китаем, согласившись на раздел Казахстана. Линейное развитие человечества – это утопия. Такой же утопией является и стремление Казахстана "войти в первые 50 развитых стран мира". Через 15-20 лет число стран в мире может оказаться намного меньше числа 50.    

Казахстан начала ХХI века демонстрирует архаичные подходы в аспекте адаптации к динамично изменяющейся реальности. Из чего следует, что Нурсултан Назарбаев наивно убежден в том, что создал собственное государство на века.  Сегодня глобальным игрокам есть дело и до России, и до Казахстана. Именно поэтому, крайне высока вероятность того, что в памяти казахов Нурсултан Назарбаев останется первым и последним президентом республики Казахстан.

По теме:

Казахстан начала ХХI века как Польша перед 1939 годом (http://www.polit.nnov.ru/2007/01/30/kazahstan/)

Генезис символа "холокост" и будущее государства Израиль (http://www.polit.nnov.ru/2007/05/28/softholokaust/)

Жузы в социально-политической жизни Казахстана (http://www.ca-.org/journal/)

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна