Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года необходимо рассматривать как программный документ, задающий контуры внешней политики России для преемника Владимира Путина. Институт преемственности высшей власти в РФ предполагает наличие некоего негласного договора между действующим Президентом и преемником. Не является большим секретом, что широчайший круг экспертов убеждены в том, что многие внутриполитические, а также внешнеполитические шаги Владимира Путина продиктованы данным негласным договором.
Необходимо отметить, что грядущие изменения во внешней политике России являются ответом на внутренние и внешние вызовы. Представляется, что в наибольшей степени данные изменения коснутся Эстонии, Латвии и Литвы, Чехии, Польши, Украины, Грузии, Азербайджана и Казахстана.
В послании Президента Путина Федеральному Собранию 2007 года выделены следующие внешние вызовы: "Мы существенно сократили количество войск. На Северо-Западе у нас не осталось ни одного управления армейского и корпусного масштаба. Из европейской части страны выведены практически все виды тяжелых вооружений. Фактически - мы единственная страна, которая имеет так называемые "фланговые ограничения" на юге и на севере. И даже в условиях обострения ситуации в Чеченской Республике, Россия продолжала выполнять условия этого договора, согласовывала свои действия с партнерами. А что же они? Что же наши партнеры? Они даже не ратифицировали адаптированный Договор. Ссылаясь при этом на Стамбульские договоренности, предусматривающие вывод российских подразделений из Грузии и Приднестровья".
Вектор изменений во внешней политике России проявляется в фразе Путина, в которой говорится, что "...такие новые страны НАТО как Словакия и государства Прибалтики, например, несмотря на предварительные договоренности с альянсом, вообще не присоединились к ДОВСЕ. Что создает для нас реальные опасности с непредсказуемыми сюрпризами". Фактически определяется ареал недружественных по отношению к России стран.
Необходимо отметить, что в тексте послания есть и явные признаки грядущих перемен. В частности, жесткая реплика Путина по вопросу о морских портах не оставляет сомнения в перспективах конкретных изменений во внешней политике России: "Я уже несколько лет говорю о необходимости развития морских портов. В то же время, ситуация практически не улучшается. Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. Ну, просто недопустимо!" В данных словах и заключаются контуры новой внешней политики России после Путина. Новая внешняя политика России – это активное противостояние антироссийской "оси зла".
В марте 2007 года подвластная молодежная «антифашистская» организация "Наши" провела беспрецедентную антизападную манифестацию. Данная манифестация представляет вполне определенный индикативный интерес, так как по организациям типа "Наши" можно определить новые тенденции в российских коридорах власти. Напомним, что с публикации в газете "Известия" от 13 марта 2005 года Манифеста молодежного движения "Наши" в России началась долгосрочная технологическая кампания по борьбе с "русским фашизмом". Трагические события в городе Кондопога стали своеобразным Рубиконом, после которого российская власть начала осознавать, что борьба с "русским фашизмом" стала одной из эффективных форм делегитимизации власти в России. Эпатажная формула подвластного политолога Г.Павловского "власть всегда оккупант" стала наполняться реальным смыслом для большинства граждан России.
В попытке преодолеть запущенный процесс своей делегитимизации российская власть предприняла ряд рефлективных шагов в рамках конфликта с Грузией и изгнания с 1 апреля 2007 года гастарбайтеров с российских рынков. Эти действия власти получили поддержку у граждан России, что подтверждают различные социологические опросы. Таким образом, "пробный камень", связанный с временным разрывом дипломатических отношений с Грузией, а также экономической блокадой этой страны, позволил российским властям выявить отношение граждан России к достаточно радикальным внешнеполитическим акциям российских властей.
Вышеизложенное позволяет предположить, что внутренний враг в формате "русский фашизм" в ближайшем будущем будет оперативно заменён на внешнего врага в формате ряда стран на постсоветском пространстве.
События 27 апреля 2007 года позволяют предположить, что Эстония оптимально соответствует статусу "Враг №1" для России по ряду показателей:
· Разрыв дипломатических и экономических отношений с Эстонией абсолютно не отразится ни на имидже России, ни на показателях внешнеторгового баланса;
· Наличие в Эстонии не граждан позволяет России начать агрессивную кампанию в ОБСЕ и других европейских институтах о признании Эстонии нацистским, фашистским государством, попирающим права человека;
· Демонтаж памятника Победы в Таллинне позволяет МИДу России постоянно позиционировать Эстонию, как идеологов возрождения фашизма в Европе и идеологов пересмотра итогов Второй Мировой войны;
· Постоянное упоминание Эстонии в формате "фашистское государство" в российских СМИ позволяет дезавуировать отдельные остаточные проявления борьбы с "русским фашизмом" в России и заблокировать использовать эту мифологему либеральной оппозицией. В этом контексте удастся найти новое применение и уже созданному "антифашисткому" движению "Наши";
· Позиционирование внешнего врага в отличие от врага внутреннего в форматах "пятая колонна", "олигархи", "бюрократы-казнокрады", "русский фашизм", "иммигранты" корректно канализирует протестные настроения граждан России на объект, находящийся вне зоны досягаемости с гарантированной поддержкой властей России.
Таким образом, технологическое позиционирование Эстонии в модусе "Враг №1" для России является для федеральных властей выгодным проектом, способным принести власти значительные политические дивиденды при минимуме риска. Тем более, что призывы российской творческой элиты, в лице Е.Чудиновой, автора книги "Собор Парижской Богоматери": "Мы можем и должны превратить Латвию и Эстонию в две страны-изгоя",- находят все больший отклик у граждан России. Причем, нет смысла говорить об эффективности воздействия на Россию со стороны "просвещенной Европы", в рамках разрешения данного внешнеполитического конфликта, в частности, из-за известной неспособности руководства ЕС решить вопрос о возобновлении экспорта в Россию польского мяса.
Безусловно, с точки зрения международного права, и Литва, и Латвия, и Эстония – это независимые государства. Но существует политическая независимость и ресурсная независимость. Причем ресурсная зависимость – это не только финансово-экономическая зависимость. Это, безусловно, понимают европейские аналитики. Небольшая справка: "России принадлежит 26,6 % мировых запасов природного газа, от 6,2 % до 13 % (по разным оценкам) разведанных запасов нефти, около 20 % разведанных запасов каменного угля. Наша страна занимает первое место в мире по трубопроводной торговле природным газом и как экспортер нефти делит пальму первенства с Саудовской Аравией. Сегодня более 90 % экспортируемых российских энергоносителей поставляется в государства Европы" (А.Гончаренко).
Марк Марделл (BBC): "Континентальная Европа в чрезвычайной степени зависима от российского газа, и Великобритания вскоре может оказаться в таком же положении. А российский газовый монополист "Газпром" владеет 40% акций Wingas. Это заставляет предположить, что Россия сможет использовать газовую зависимость Европы для того, чтобы выкручивать ей руки, и что европейским потребителям в буквальном смысле придется за все это платить". Континентальная Европа осознает свою зависимость от России, но есть ли подобная зависимость у Эстонии, Латвии и Литвы? Судя по антироссийской риторике элит прибалтийских стран, может создаться впечатление, что в отличие от остальной Европы у этих независимых стран никакой зависимости от России нет.
Ф.Уильям Энгдаль ("Global Research", Канада), так описывает шаги России по минимизации влияния "прибалтийского кордона": "В 2001 году, как только в Москве стало ясно, что Вашингтон найдет путь включить балтийские государства в НАТО, Путин поддержал проект основного нового нефтяного порта на российском побережье Балтийского моря в Приморске стоимостью в 2,2 млрд. долларов. Этот проект, известный как Балтийская трубопроводная система (Baltic Pipeline System, BPS), значительно сократил экспортную зависимость от Латвии, Литвы и Польши. Балтика - основная российская дорога для нефтяного экспорта, перекачивающая сырую нефть из западносибирских и печорских нефтяных областей на запад к порту Приморска в российском Финском заливе. BPS была достроена в марте 2006 года с пропускной способностью свыше 1,3 млн. баррелей в день на европейские рынке и далее. В тот же месяц, март 2006, бывший канцлер Германии Герхард Шредер стал председателем российско-германского консорциума для строительства газопровода длиной около 1200 км по дну Балтийского моря. Основной держатель акций в СЕГ (Североевропейский газопровод), - российский контролируемый государством 'Газпром' с 51% акций, крупнейшая в мире газовая компания. Германским компаниям BASF и E.On принадлежит по 24,5% каждой. Проект, стоимость которого около 4,7 млрд. евро, стартовал в конце 2005 года и соединит газовый терминал в городе Выборг под Санкт-Петербургом с балтийским городом Грейфсвальд (Greifswald) в Восточной Германии. Южно-Русское газовое месторождение в Западной Сибири будет разрабатываться совместно Газпромом и BASF, чтобы заполнить этот газопровод. Этот проект был последним деянием Шредера на посту канцлера и спровоцировал крики протеста со стороны провашингтонского польского правительства наравне с украинским. Обе страны не желают терять контроль над трубопроводами, идущими по их территории из России. Несмотря на свои тесные связи с администрацией Буша, канцлер Ангела Меркель была вынуждена смириться и принять проект. Немецкая промышленность просто зависима от российского энергетического импорта. Россия однозначно является крупнейшим поставщиком газа в Германию".
Нет необходимости приводить конкретные цифры зависимости Эстонии, Латвии и Литвы от российского газа. И не специалист в области энергетики не ошибётся, если скажет, что данная зависимость почти 100%-ая. Неужели элиты прибалтийских стран верят, что "вегетарианская" политика России по отношению к их странам сохранится и после ухода Президента Путина со своего поста?
Сегодня можно смеяться над убогой российской концепцией "энергетической сверхдержавы" и заявлениями крикливой, но бесполезной российской Государственной Думы. Можно продолжать и дальше политику мелких и крупных антироссийских провокаций. Но трансформация внешнеполитического курса России уже началась, и смена руководства России данную трансформацию не остановит.
Было бы большой ошибкой считать, что конфликт между Россией и Эстонией нужен руководству России только лишь в преддверие федеральных выборов 2007-2008 годов. Конечным этапом трансформации внешнеполитического курса по отношению к странам Прибалтики станет возведение первой в мире "Энергетической Стены", Данная "стена" сделает границу с Россией непроницаемой для энергоресурсов.
Необходимо отметить, что возведение "Энергетической Стены" между Россией и странами Прибалтики является следствием вполне естественного хода событий. Эксперты рынка энергоресурсов, безусловно, знают, что прекращение поставок газа из России в Азербайджан, – это следствие жестких требований к России со стороны европейских потребителей, а также факт того, что Газпром уже сегодня с трудом справляется, с собственными договорными обязательствами.
Не является большим секретом, что в российском газе, поступающем в Европу, есть доля туркменского газа. Гипотетически можно предположить, что когда-нибудь туркменский газ пойдет в обход России. Специалистам известен проект "Набукко". Отметим, что именно об этом заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана А. Азимов. Он предложил Евросоюзу, в целях усиления энергетической безопасности, покупать газ напрямую у Туркмении, без участия России. И за счет каких ресурсов Газпром будет в этом случае осуществлять гарантированные поставки в Европу? Оптимальный вариант – это отказ от поставок газа в недружественные по отношению к России страны. И если Украина застрахована от подобного шага руководства России, то для стран Прибалтики...
В экспертном сообществе достаточно активно обсуждалась тема о коррупционной природе мягкотелости руководства Газпрома в вопросе взаимоотношений со странами Прибалтики. Постоянные намеки на то, что многие топ-менеджеры Газпрома хранят свои "сбережения" в прибалтийских странах уже привели к тому, что после ухода Путина с поста Президента будет осуществлено гарантированное выдавливание всех высших должностных лиц Газпрома, замеченных в бизнес-интересе к какой-либо из прибалтийских стран. А если будущее Президента Путина будет связано с Газпромом, то это произойдет в кратчайшие сроки. Именно покровители прибалтийских "фашистских" государств будут назначены "пятой колонной", со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
Особенность России в начале ХХI века заключается в том, что в ней, после "дела ЮКОСа", отработаны эффективные методы воздействия на бизнес. И, например, массированные проверки налоговых органов какой-либо компании будут явным знаком того, что совместный бизнес с фирмами из стран Прибалтики надо закрывать. У торговых предприятий, продающих автомобили, произведенные в Чехии, будут возникать постоянные проблемы, но никаких проблем не будет у торговцев автомобилями, произведенными в Словакии.
Представляется, что интеллектуалам стран Прибалтики уже сегодня необходимо приступить к поиску альтернативных источников стабильных поставок газа и нефти, Для России ближайшего будущего лозунг "ни капли нефти и газа в Прибалтику" может стать самым естественным лозунгом. Но какими выглядят этапы трансформации внешнеполитического курса России по отношению к странам Прибалтики?
Трансформация будет осуществляться в три этапа.
· Первый этап (внутри российский): формирование нового образа врага, "истинных фашистов" в массовом сознании граждан России. Слова "Прибалтика" и "фашизм" жестко связываются друг с другом;
· Второй этап: Доработка проекта "Энергетическая Стена" в аспекте минимизации экономических и политических рисков и подготовка европейских лидеров к последующим шагам российского руководства по отношению к странам Прибалтики;
· Третий этап: преднамеренное обвальное обострение глобального кризиса и запуск проект "Энергетическая стена" по полной программе.
Термин "политические аварии" стало употреблять литовское правительство при следующих обстоятельствах: "Весной (2006 года) оно (литовское руководство) объявило о планах продажи единственного в трех балтийских странах нефтеперерабатывающего завода (Mazeikiu Nafta) польской компании вопреки желанию российских властей, чтобы завод достался российской компании. В конце лета поставки сырья на завод прекратились из-за аварии трубопровода. Литовское правительство назвало это "политической аварией" (Марк Марделл - BBC). О "политических авариях" неоднократно заявлял и Президент Грузии М.Саакашвили.
Безусловно, любые аварии при желании можно отнести к политическим. Но сложно представить, что Mazeikiu Nafta в состоянии в ближайшей перспективе сменить поставщика и перейти на переработку африканской или латиноамериканской нефти. Но именно такие перспективы существуют в реальности.
Элиты прибалтийских стран убедили российскую элиту в необходимости долгосрочной и жесткой конфронтации, вплоть до "энергетического отделения". Данная конфронтация уже в ближайшей перспективе в состоянии легитимизировать для международного сообщества создание "газового ОПЕК". Для большинства авторитетных экспертов в России проблема создания "газового ОПЕК" – это в большей степени проблема отстранения либералов Чубайса - Медведева – Христенко – Кириенко от контроля над энергетическим сектором России, чем что-либо иное.
Представляется, что проект "Энергетическая Стена" – это один из проектов, способных сократить потери России в рамках неизбежной Первой Глобальной Великой Депрессии. Безусловно, проект "Энергетическая Стена" – это один из десятка проектов, необходимых России в преддверие Первой Глобальной Великой Депрессии, тем более что "Стена" приобрела статус особого символа, зримо олицетворяющего рубеж необратимого перехода к Глобальной Депрессии. Не случайно, стена между США и Мексикой, стена между евреями и арабами в Израиле, стена между суннитскими и шиитскими кварталами в Багдаде оказались так жестко синхронизированы во времени. К стратегическому проекту "Стена" прибегает сторона, которая утратила возможность проводить привычную для себя политику внешней экспансии, но сохранила достаточно ресурсов и мотивации для перехода в модус глобальной обороны и, как следствие, резкого усиления давления на политические субъекты по всему периметру охраняемых границ.
Марк Марделл иронизирует о "газовой" зависимости Европы от России: "Знаете, что происходит, когда они оказываются в одной комнате с Путиным? Они снимают штаны и говорят: "Я люблю тебя, Владимир!". Это исполненное мрачного цинизма замечание, касавшееся лидеров 25 стран Евросоюза, я услышал от высокопоставленного лица, близкого к руководству ЕС". В каждой шутке, как известно, есть доля шутки. Лидеры стран "Старой Европы" крайне корректно ведут себя по отношению к России, и лишь лидеры стран - новоделов, плюс Польша, элита которой травмирована самой многовековой историей взаимоотношений с Россией, ведут себя "отморожено". Получат ли граждане этих стран какую-либо экономическую выгоду от конфронтации с Россией? Скорее всего, что никакой экономической выгоды от конфликта не будет. Достаточно вспомнить, что перл "Запад нам поможет" принадлежит Остапу Бендеру, а знаменитая фраза Э.Тоффлера: "Воевать – это слишком дорого", - известна сегодня даже людям далеким от бизнеса.
Представляется, что на наших глазах происходит не формирование "санитарного кордона" вокруг России, о чем часто любят порассуждать отдельные интеллектуалы в России, а формирование ареала стран, которых не жалко ни Европе, ни тем более России.
Наметившаяся конфронтация между США и Россией трансформирует страны Прибалтики, Украину, Грузию, Азербайджан, и возможно, Казахстан, в своеобразные "площадки", на которых и будут разворачиваться грядущие войны. Гипотетически можно предположить, что США будут экономически стимулировать элиты стран Прибалтики на долгосрочную конфронтацию с Россией. Лидеры ЕС будут и в дальнейшем имитировать защиту интересов своих союзников. А Россия будет последовательно и планомерно выстраивать "Энергетическую Стену" на север от российско–белорусской границы.
Европа – заложник обострения отношений между Россией и США. В условиях грядущего глобального кризиса проще всего пожертвовать слабыми. Тем более, что элиты Эстонии, Латвии и Литвы абсолютно добровольно, без какого-либо принуждения согласились на роль новых стран-изгоев. Увы, такова историческая судьба.
Необходимо обратить внимание и на то, что выстраивание "стен" в новейшей истории – это ноу-хау ведущих стран мира. Заканчивает строительство разделительной стены Израиль. Возводится стена между США и Мексикой. Отличие российско–прибалтийской стены от двух вышеназванных заключается в том, что данная стена будет невидимой. Но от этого она не станет менее реальной.
По теме:
Кому выгодна концепция "проигранной Третьей Мировой" или Россия в преддверии новой мировой войны (
Казахстан начала ХХI века как Польша перед 1939 годом (
Распадется ли Украина до 2015 гола? (
О неизбежности и этапах распада Грузии (
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |