Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
“Alles Vergangliche
Ist nur ein Gleichnis ...“
(Goethe. „Faust“, II Teile)
«Все преходящее
Есть только Символ ...»
(Гете. "Фауст", II часть)
Позволим себе высказать парадоксальную мысль: осознать реальность, в наибольшем приближении к истине, можно только анализируя символьно-знаковые поля. У большинства интеллектуалов данное предположение вызовет естественное возражение, заключающееся в том, что анализ символов и знаков - это не только возвращение к архаичным формам сознания, но и намеренная попытка отказаться от рационального анализа реальности. Представляется, что данные противоречия могут быть разрешены в формате технологического анализа наиболее знаковых событий современности.
Какой символ является ключевым символом начала ХХI века, позволяющим осознать данный период исторического времени? Может быть это символ "война"? Но данный символ известен с древнейших времен. Так почему же с ростом знаний, накопленных человечеством, с прорывом в сфере технологий символ "война остается одним из ключевых символов начала ХХI века?
Александр Генис отмечает: "В Древнем Риме стоял храм Марса. Он закрывался только на время мира. За всю античность такое случалось дважды. С тех пор ничего не изменилось - на нашей планете всегда кто-нибудь воюет. И это значит, что война - непременное и, похоже, неизбежное условие человеческого существования. Даже не думая об этом, мы живем с той или иной концепцией войны, которая отпечаталась в нашем сознании и культуре. Концепцию эту постоянно меняет социальный и технический прогресс. Дисциплина греческой фаланги покорила варваров. Стремена норманнских всадников, как учит история, позволили им завоевать Англию. Порох уничтожил рыцарей. Пулемет и газы похоронили поэзию единоборства. Атомная бомба, как считают оптимисты, сделала невозможной мировую войну". И с данной позицией необходимо согласится.
22 февраля 2006 истекает очередной ультиматум США Ирану, после чего может начаться экономическая блокада этой страны. А блокада, как известно из истории, довольно часто предшествует началу войны. В экспертном сообществе все настойчивее обсуждается тема предстоящей Третьей мировой войны. Причем, Третья мировая война может стать воистину ницшианской: "Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что благо войны освящает всякую цель" (Ф.Ницше "Так говорил Заратустра").
Безусловно, можно попытаться со строго научной точки зрения связать воедино крушение башен ВТО в Нью-Йорке и вторжение в Афганистан, взрыв в мечети Аль-Аскарийя в Самарре и казнь Саддама Хусейна. Однако любые, может быть и строго логичные построения рушатся при осознании простейшего факта, что большинство виновных в гибели четырех тысяч граждан 11 сентября 2001 года являлись выходцами из Саудовской Аравии, а не из Афганистана. Так почему США и их союзники осуществили вооруженную интервенцию в Афганистан?
В начале необходимо определить ареалы существования символа "война".
Символ "война" все шире и шире входит в нашу повседневную жизнь. Страшное слово "война" постепенно становится обыденным. Этому способствует и война в Ираке, и частое применение понятия война к различным, безусловно, не военным конфликтам. Нас не удивляет словосочетание "информационная война", а также частое использование военной терминологии в рамках политического анализа. Например, таких слов, как блицкриг или трибунал.
Можно выделить четыре ареала существования символа "война". Первый ареал – историко-футурологический. В формате данного ареала интеллектуальный символ "война" используется при описании исторических событий Первой и Второй мировых войн, а также для гипотетических предположений и версий о грядущей Третьей и даже Четвертой мировых войнах: "После Первой мировой войны возникла одна карта мира, а после Второй мировой – другая. В результате окончания того, что мы решаемся назвать Третьей мировой войной, а другие называют холодной войной, тоже состоялось завоевание и последующая реорганизация территорий" (Субкоманданте Маркос). Второй ареал – это ареал представлений, связанных с гражданской войной. Третий ареал – это пространство освещения текущих трагических событий. На сегодняшний день – это события в Ираке. Четвертый ареал – это формат использования символа "война" в виде метафоры, например, "газовая война".
Войны ХХI века - это войны против символов. "Башни" Всемирного торгового центра – это символы экономической мощи США, и в известной степени, и символы глобализации. Вне зависимости от точки зрения на трагические события 11 сентября 2001 года большинство экспертов склонны считать не случайным выбор объектов атаки. Здания Всемирного торгового центра – это в первую очередь символы, а лишь затем просто офисные здания в центре Манхеттена. Размышляя о терроре, А.Генис отмечает: "Атака на Америку проявила эту черту со всей трагической наглядностью. Удары нанесены по самым гордым эмблемам западной цивилизации. Как бы ни разворачивались грозные события, уже ясно, что нападение на Нью-Йорк открыло новую страницу в истории войны...Террор ни о чем не спрашивает. Он не ищет виноватых. Для него все равны и равно бесправны. Снимая вопрос вины, террор заражает своих жертв безразличием к личности: мы для него все на одно лицо, террору все равно, кого убивать, ибо его мишень не люди, а символы".
Не является случайным и то, что талибы в Афганистане демонстративно, на глазах всего мира уничтожили один из древнейших памятников культуры – огромную статую Будды. Именно эти события в купе с фигурой Бен Ладана входили в набор объяснений, почему необходимо осуществить военную экспансию в Афганистан, причем, эти объяснения, при всей их абсурдности с точки зрения логики и здравого смысла, были приняты правящей элитой Западной Европы и США.
Можно ли анализировать события в Ираке, не анализируя символьно-знаковые поля? Безусловно, можно. Но тогда за чередой кровавых событий не вырисовывается ясной картины происходящего. Любой объективный аналитик неминуемо столкнется с тем, что необходимо анализировать символы и знаки, иначе все происходящее обессмысливается.
Какое событие в Ираке необходимо признать знаковым в прошедшем 2006 году? Безусловно, могут называться события с максимальным числом человеческих жертв, но важнейшим знаковым событием для Ирака, которое не повлекло за собой гибели людей, является взрыв "Золотой мечети" в городе Самарра. И это событие жестко связано с Символом Веры.
Почему разрушения в феврале 2006 года в мечети Аль-Аскарийя необходимо отнести к войне в символьно-знаковых полях? Во-первых, взрыв бомбы не привел к человеческим жертвам, и соответственно, удар наносился сознательно по Символу, по одной из самых главных святынь иракских шиитов. Во-вторых, после данного теракта столкновения между шиитами и суннитами захлестнули весь Ирак. Ситуация вышла из-под контроля. Именно после этого события большинство экспертов по международной политике сделали выводы о том, что примирение между шиитами и суннитами невозможно, что Америке удалось разорвать антиамериканский фронт на Ближнем Востоке, из чего делались дальнейшие выводы о перспективах распада Ирака на три новых государства.
Любой объективный аналитик будет вынужден признать, что многочисленные кровавые жертвы до взрыва "Золотой мечети", как со стороны шиитов, так и со стороны суннитов не приводили к таким комплексным последствиям, и лишь удар по Символу Веры, по мечети, в значительной степени повлиял на массовое сознание шиитов. И символическая казнь Саддама Хусейна в первый день мусульманского праздника была отмечена спектром символов, знаков и элементов карнавальной культуры.
Российский интеллектуал В.Карпец отмечает, что постановочность казни Саддама Хусейна преследовала цель связать смерть бывшего иракского лидера с казнью военачальников Третьего Рейха: "Заметим одну интересную деталь. Как отметил один из многочисленных комментаторов смерти Саддама Хусейна, Президент Ирака был повешен в точности таким же способом, каким были повешены руководители Третьего Рейха в Нюрнберге – на короткой веревке, так, чтобы асфиксия длилась от 15 до 20 минут
Карпец выделяет из спектра событий наиболее важные смысловые элементы. Он подчеркивает то, что "одно из обвинений Саддаму Хусейну было предъявлено в связи с проведением после 1991 работ по строительству дамб, каналов и плотин на юге Ирака, что привело к пересыханию Месопотамских болот, где, согласно толкованиям западных богословов, находился Эдемский сад (православная традиция в целом не локализует "рай на востоце", акцентируя его вневременное, эоническое пребывание). В свою очередь, американцы уничтожили при бомбардировках дворцы Старого Вавилона, восстановленные при Хусейне. Это совершенно очевидная ритуально-магическая война". Мы же отметим символический аспект зафиксированных событий.
Карпец убежден, что воздействие тех или иных событий на массовое сознание граждан осуществляется с целью изменения их исторического сознания. С этим необходимо согласиться. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.Кеворкова: "...казнь Саддама Хусейна в праздник жертвоприношения — в день, когда полтора миллиарда мусульман, подобно Аврааму, которого они называют Ибрагимом, должен был принести в жертву Богу первенца (по исламской версии им был Измаил). Но Господь, как известно, заменил первенца жертвенным агнцем. Казнить в этот день — все равно что казнить на Пасху". Именно это позволяет нам сделать вывод о том, что главной особенностью войн в начале ХХI века является война против Символов. "Погибшие люди для террора не в счет, ибо они - ничего не стоящая начинка символа" (А.Генис). И соответственно главные войны – это войны в символьно-знаковых полях.
Широкий спектр применения символа "война" вызван, в том числе, и тем, что символ "война" подвержен мутагенезу. Так, А.Генис выделяет как существенное: "Первую мировую войну американцы зовут Великой, то Вторую – "Хорошей", "Good war". Представление о войне в формате "Good" является наглядным примером мутагенеза символа. Определение для Второй мировой войны - 'хорошая война' ('the good war') ввел американский писатель и историк-обществовед Стадс Теркел (Studs Terkel). Через много лет после окончания войны Стадс Теркел проинтервьюировал сотни солдат-ветеранов и членов их семей. Из рассказов ветеранов следовало, что участие во Второй мировой войне возвысило их над повседневностью. Они искренне считали, что сражаются не за себя, а за нечто большее.
Из данного примера можно сделать вывод о том, что мутагенез символа осуществляется по прошествии некоторого исторического времени после события, являющегося знаковым для массового сознания. Мутагенез символа возможен лишь в формате массового сознания. Мутагенез любого символа – это и следствие процесса переосмысления символа: "Чтобы понять и принять новую войну, обществу необходимо выработать нравственное отношение к ситуации, когда НЕ воевать - аморально. Возможно, для этого понадобится переосмыслить само понятие "война" (А.Генис).
Необходимо различать две формы мутагенеза интеллектуальных символов: естественный и искусственный. Естественный мутагенез интеллектуальных символов заключается в изменении представления о том или ином интеллектуальном символе, вызванном изменением массового сознания. Искусственный мутагенез интеллектуального символа заключается в целенаправленных попытках изменить представления о том или ином символе. Важно отметить, что в процессе мутагенеза представление о символе может изменить свой знак с минуса на плюс. Безусловно, для США Вторая мировая война – это "хорошая война". Но данную точку зрения на войну едва ли в состоянии принять большинство граждан Европы и России.
Гибридные символы появляются также в рамках мутагенеза символа. Так, например, символ "холодная гражданская война" появился в рамках слияния двух символов: "гражданская война" и "холодная война".
В кругах левой оппозиции в России обыденным является словосочетание "холодная гражданская война". Наиболее корректное представление об этом дает С.Кара-Мурза: "Демократия есть ничто иное как холодная гражданская война, ведущаяся государством". Он отмечает, что "если считать народ человеческой ипостасью страны, то она уже сейчас расчленена – большинство ведет иной образ жизни, нежели 20-30% "зажиточных", живет в иной цивилизации. Когда осознание аналогичного состояния произошло в начале ХХ века, началась революция. Для большинства населения помещики (1%) и буржуазия (еще 1%) стали "внутренними немцами". И империя рассыпалась, ее пришлось собирать на новых основаниях. Теперь правящие круги умеют революции кастрировать, а значит, будем жить в условиях холодной гражданской войны – психологической и экономической".
Понятие "гражданская война" используют многие российские интеллектуалы. Так, В.Третьяков считает, что сегодня мы наблюдаем "продолжение холодной гражданской войны между квазибелыми и квазикрасными". А М.Леонтьев выделяет формат "богатые – бедные": "Проблему общественного примирения Россия так и не решила. Ни в историческом плане - между красными и белыми, ни в нынешнем социальном - между бедными и богатыми. Гражданская война, по сути, продолжается".
Многие интеллектуалы в России считают, что Гражданская война в России давно завершена, и перезахоронение останков философа Ильина или генерала Деникина не является символом "окончательного завершения Гражданской войны". Так Анатолий Уткин считает, что "гражданская война в России окончилась в 1953 году, и тремя годами позже – на ХХ съезде КПСС – был подписан общий мир. Сознательное забвение опустилось над той исторической полосой, где брат убивал брата за мировоззрение, где уничтожали классы и прослойки в слепой ярости, в ожидании чуда нового мира, в покорности вождю".
Для нас представляет особый интерес взгляд на предстоящие выборы в Государственную Думу сквозь символ "холодная гражданская война". Это может позволить нам выяснить, является ли эта война реальностью, или "холодная гражданская война" является метафорой политизированного сознания. А также, кто именно стал новыми противоборствующими сторонами этой войны? Безусловно, для того, чтобы анализ был корректным, необходимо рассмотреть и другие концептуальные форматы восприятия политической реальности.
В концепции С.Кара-Мурзы "холодная гражданская война" ведется между властью и народом, причем, под народом необходимо понимать большинство граждан России. Но как формализовать это большинство, против которого власть ведет "необъявленную войну"? Для этого нам необходимо обратиться к истории нашей страны и вспомнить события Гражданской войны.
По мнению историков, исход Гражданской войны между "красными" и "белыми" предопределило малоземельное крестьянство, составляющее в то время большинство граждан России. Победа "белых" означала возврат, пусть даже символический, помещиков, что было неприемлемо для малоземельных крестьян, которые видели в лозунге "землю крестьянам" выход из беспросветного существования. А кто в России начала ХХI века является аналогом малоземельных крестьян? Представляется, что историческим аналогом малоземельным крестьянам в России начала ХХI века являются те граждане нашей страны, которые не получили долей собственности (акции) в ходе приватизации 90-х годов прошлого века, не работают в органах власти и силовых структурах и не являются сотрудниками предприятий нефтегазового комплекса. А это также большинство граждан нашей страны.
Взгляд сквозь символ на какие-либо события или процессы является методом анализа символьно-знаковых полей. Можно очень многое понять в России, вглядываясь в динамично изменяющуюся реальность, например, сквозь символ "холодная гражданская война".
В каком формате ведется война против большинства граждан нашей страны? Это формат последовательного отчуждения граждан от собственности и от власти путем последовательного и планомерного уменьшения политических, социальных и иных прав граждан. Одной из эффективнейших форм отчуждения стали партии, а новая редакция закона о выборах депутатов Государственной Думы де-факто и де-юре лишило 98% граждан России права быть избранными в высший представительный орган страны. Именно поэтому взгляд на предстоящие выборы сквозь символ "холодная гражданская война" представляется крайне интересным.
По теме Символы и знаки ХХI века:
Символы и знаки ХХI века (часть 1: в плену "погасших" символов) (
Символы и знаки ХХI века (часть 2: тупик и лабиринт) (
Символы и знаки ХХI века (часть 3: революция и кровь) (
По теме Мировые войны:
Кому выгодна концепция "проигранной Третьей Мировой" или Россия в преддверии новой мировой войны (
Казахстан начала ХХI века как Польша перед 1939 годом (
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |