Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Очередной российско-грузинский конфликт, начавшийся с задержания российских офицеров на территории Грузии, российские официальные лица и российские СМИ предлагают считать исчерпанным. Но можно ли считать данный конфликт исчерпанным из-за ясной и не двусмысленной позиции руководства Грузии? Данный конфликт оставил массу вопросов, причем на большинство вопросов никто и не планирует отвечать. Именно это и заставляет нас проанализировать действия участников конфликта для того, чтобы оценить вероятность повторения подобных событий.
На сегодняшний день существуют две взаимоисключающие точки зрения на российско-грузинский конфликт. Официальная российская позиция заключается в том, что Россия заняла взвешенную и последовательную позицию, и эта позиция не позволила втянуть Россию в вооруженный конфликт. А последствия военного конфликта непредсказуемы. Россия не поддалась на провокацию. Руководство России в очередной раз посрамило своих врагов.
Позицию Грузии четко и ясно выразил глава МВД Грузии Вано Мерабишвили: "Россия еще никогда не была такой незащищенной и слабой, как сегодня...Весь мир увидел, что Россия - обыкновенная беспомощная страна, и миф о всемогуществе ее спецслужб - всего лишь миф, и он предан истории" (Регнум. 29.09.2006). Данная позиция, безусловно, унижает Россию. Но данная позиция позволяет увидеть цели провокации.
Необходимо отметить, что престиж того или государства, и особенно государства российского, является важным фактором для Европы. Так Эрнест Лависс и Альфред Рамбо в "Истории ХIХ века" описывали итоги Польского восстания 1930 года следующими словами: "Сверх того, Европа обнаружила, что, даже ведя войну в своих собственных владениях, Николай не мог ни разу выставить более 114000 человек одновременно. С этой минуты престиж русского самодержавия — этот кошмар либеральной Европы — рассеялся".
Реконструкция событий обычно применяется для восстановления реального хода исторических событий, чаще всего военных, по прошествии значительного времени. При этом обычно используется множество открытых источников информации. Реконструкция событий текущего дня носит исключительно презентационный характер. Это своеобразная дань информационной эпохе и динамично изменяющейся реальности. Итак, какова последовательность событий в российско-грузинском конфликте?
На территории Грузии задержаны российские офицеры, которых грузинская сторона называет офицерами ГРУ, организации, получившей широкую известность на западе благодаря книгам Виктора Суворова. Руководство России обращается в Организацию Объединенных Наций с предложением принять резолюцию по Грузии. Даная резолюция не была принята из-за поправок, внесенных представителем США в ООН, которые меняли смысл резолюции. В Грузии состоялся суд над российскими офицерами, который признал их виновными, после чего грузинская сторона заявила о готовности выдать их России через международных посредников. Таким международным посредником стала ОБСЕ.
Необходимо отметить, что презентационные модели реконструкции событий с российской стороны представлен лишь МИД. Позиция министерства обороны, как и позиции большинства субъектов политики в России не может войти в реконструкцию событий по той простой причине, что отдельные заявления не имеют какого-либо отношения к реальным событиям. Часть публичных заявлений заключалась в установке на пассивное наблюдение за происходящим: "Не поддаваться на провокации". Другая часть публичных выступлений характеризуется производными от слова истерия.
Слово "истерия" применимо не только к политикам, традиционно "набирающим политические очки" на различных эпатажных заявлениях и протестных массовых мероприятиях, слово "истерит" является ключевым для понимания российско–грузинского конфликта. Но сторонний наблюдатель, в рамках реконструкции событий, должен отбросить эмоциональную составляющую для того, чтобы объективизировать реальные процессы.
Если сторонний наблюдатель станет на российскую позицию в аспекте принятия того, что действия грузинской стороны – это провокация, то необходимо ответить на следующие вопросы. В чем заключается открытый и скрытый смысл провокации, а также, какую именно информацию получает сторонний наблюдатель в рамках реализации спланированной провокации? Публичную цель провокации озвучил глава МВД Грузии Мерабишвили: это просто очередное унижение слабой и беспомощной России. Представляется, что скрытая цель провокации заключается в проверке готовности руководства России адекватно реагировать на внешние вызовы, а также готовность массового сознания граждан России на втягивание страны в вооруженный конфликт. Сторонний наблюдатель все ответы получил. А какие выгоды получила страна-провокатор?
Выгода Грузии от провокации с захватом российских военнослужащих на собственной территории более чем очевидна. Грузия, де-факто, получила от США на площадке ООН реальное подтверждение того, что ее позиция, связанная со скорейшим вхождением в НАТО, будет всемерно поддержана. Более того, Грузия получила поддержку и от Объединенной Европы в лице ОБСЕ. Международный статус Грузии, безусловно, вырос. А что кроме унижения получила в рамках российско-грузинского конфликта Россия?
В рамках российско-грузинского конфликта слова телевидение и агитпроп стали фактически словами синонимами. Наше время отличается от советского периода истории лишь наличием Интернета, в котором можно найти крупицы истины и по ним восстановить не только реально происходящие события, но и увидеть динамично изменяющиеся карты реальности в привязке к различным контекстам. А реальная картина предстает лишь после того, как отбрасывается агитпроп как некий фон, скрывающий реальность от наблюдателей. Так что от нас скрывает российский агитпроп?
При отбрасывании агитпропа и возвышенных слов о международной политике, интересах России на Кавказе, интересах США и маленькой, но гордой Грузии, перед нами предстает иная картина. В России, де-факто, сложилось наследуемое Президентство, и нет никаких сомнений в том, что данная технология передачи власти в России будет реализована в 2008 году. Провокация в Грузии направлена персонально против одного из потенциальных кандидатов в Президенты РФ - министра обороны С.Иванова. Министр обороны только что с большими потерями вышел из "дела Андрея Сычева", причем малый срок приговора трактуется, как следствие деструктивного влияния министерства обороны на принятие судебного решения. И вот, С.Иванов снова попал в фокус общественного внимания в рамках нового конфликта. Как министр обороны он отвечает за всех военнослужащих, и кому из граждан России понравилась та "каша", которую каждый день произносил с экранов телевизоров министр обороны РФ. Агитпроп он и в Африке агитпроп. Вот и получается, что провокация в Грузии носила многоуровневый характер. А заявления о том, что мы "потом, может быть, если не забудем, то обязательно" разберемся с зарвавшимися авантюристами, звучат как-то неубедительно.
Не отрицая очевидное, мы с вами должны констатировать, что провокация в Грузии имела в качестве одной из своих целей непосредственное воздействие на российское руководство для недопущения передачи власти от В.В.Путина силовику. Уменьшились ли шансы С.Иванова стать преемником В.В.Путина после российско-грузинского конфликта? С точки зрения электоральных перспектив, безусловно, шансы С.Иванова уменьшились. Но с точки зрения внутриэлитной логики эти шансы могут и увеличиться. Главным препятствием на пути С.Иванова в Президентское кресло является то, что министр обороны не вписывается в формат нарастающих в России персонально-ориентированных общественных ожиданий (
Российско-грузинский конфликт теряет какой-либо смысл, если не рассматривать его в формате грядущей III Мировой войны. Из истории известно, что и I Мировой войне, и II Мировой войне предшествовал рост числа локальных вооруженных и политических конфликтов. Данный конфликт не перерос в вооруженный конфликт, но в любом случае он легко вписывается в широкий спектр локальных конфликтов, разрастающихся по всему миру.
Анализ в формате III Мировой войны позволяет выделить еще одну цель провокации Грузии. Это проверить готовность России именно к III Мировой войне. И объективный наблюдатель получил информацию о том, что Россия не готова к войне в новых условиях. И доказательством этому служит широко рекламируемая российским телевидением "застава нового типа". Злые языки уже отметили, что эта "застава" находится не на границе России с Грузией, а на границе России с Абхазией. И именно этот факт позволяет грузинской стороне трансформировать российский агитпроп в готовность России сдать и Абхазию, и Южную Осетию.
"Застава нового типа" – это клинический случай подготовки к прошедшей II Мировой войне. Трагические события в Ираке демонстрируют всему миру, что III Мировая война будет вестись локальными очагами на территориях все возрастающего числа стран. Для того, чтобы понять бесперспективность российских "застав", достаточно вспомнить те оборонительные редуты, которые возводили французы после I Мировой войны. Именно это позволяет нам утверждать, что провокация в Грузии носила многоуровневый характер, и что креаторы провокации могут быть довольны той информацией, которую они сняли в рамках анализа рефлективных действий российского руководства.
В сети Интернет достаточно объективных статей и полемических заметок, из которых можно сложить список претензий к российскому руководству в формате российско-грузинского конфликта. А каждая претензия – это своеобразный "нож в спину российской суверенной демократии".
"Нож" №1: отсутствие эффективной защиты жизни и здоровья граждан России за пределами страны. У граждан России сохранился в памяти ливано-израильский конфликт, и та поддержка Израилю в ряде российских СМИ, в рамках которой жизнь капрала Шалита стала официальным поводом для агрессии Израиля на территорию суверенного государства Ливан. Многие российские СМИ не призывали Израиль занять взвешенную позицию и не поддаваться на провокации Насраллы. Они полностью оправдывали действия Израиля. Проведение параллелей между ливано-израильским конфликтом и российско-грузинским конфликтом позволяют выявить отсутствие государственной позиции в вопросе защиты жизни и здоровья граждан России вне территории страны. Представляется, что защите жизни и здоровья граждан России за ее пределами должен быть посвящен соответствующий раздел в Конституции России. Что именно должно быть в будущей Конституции России:
Статья 405. Россия защищает права и свободы своих граждан вне территории России в любой точке Земли с использованием всех средств государства. Россия заключает межгосударственные договора, в рамках которых формируется система защиты прав граждан России в каждой стране мира. Достоинство России определяется достоинством ее граждан.
Статья 406. Каждый гражданин России, находящийся вне территории страны, обладает правом на получение правовой и иной помощи от соответствующих структур государства. Права гражданина России вне территории страны регламентируются федеральным законом.
Статья 407. Активной формой защиты достоинства России является отказ в доступе на территорию России лиц, включая государственных деятелей отдельных стран, допустивших оскорбления России и ее граждан. Список лиц, являющихся персонами нон-грата, дополняется и изменяется Сенатом России ежеквартально.
Статья 408. Формами защиты достоинства России, достоинств и свобод граждан России являются: частичная приостановка договорных отношений, прекращение экономических взаимоотношений, высылка всех граждан страны, посягнувшей на достоинство России и ее граждан, с территории России, разрыв дипломатических отношений и иные формы защиты, регламентируемые федеральным законом. (Полный текст
Может быть кто-либо предложит юридически более корректные статьи в будущую Конституцию России, но понимание необходимости наличия именно таких норм в Основном законе страны позволяет уже сегодня осознанно протестовать против поправок в действующую Конституцию РФ о третьем сроке Президента страны.
"Нож" №2: Госдума как символ отсутствия государственной внешней политики. Безусловно, внешнюю политику определяет Президент России. И это доказывают его встречи на высшем уровне с руководителями различных государств. Представляется, что провокация в Грузии была направлена и против выстраивания тройственного союза "Россия–Германия–Франция". Но Государственная Дума – это именно тот орган государства, который может брать на себя часть ответственности за внешнюю политику страны. Ответьте на простой вопрос, что помешало депутатам Государственной Думы 2 сентября 2006 года начать процесс признания независимого государства Приднестровская Молдавская республика? Было бы это достойным ответом на провокацию грузинской стороны? Представляется, что любой сторонний наблюдатель нашел бы связь между признанием независимого государства ПМР и последующим признанием независимости Абхазии и Южной Осетии. Так, почему Государственная Дума не начала процесс признания независимости ПМР?
Россия станет мировой державой лишь в том случае, если она сможет реально влиять на внешнеполитические процессы. Нынешняя элита сфокусировалась на сохранении собственной власти и не помышляет о каком-либо реальном влиянии. Именно этим можно объяснить затянувшееся молчание по вопросу признания независимости Приднестровья. А можете ли вы представить, что глава МИД России С.Лавров завтра на заседании Госдумы заявит о том, что Россия поддержит референдум об объединении Ирландии? Поэтому не надо сегодня вещать о великой России, в то время когда ее может унизить практически любой.
"Нож" №3: финансовые потоки из России в Грузии. Не является большим секретом, что в Грузию с территории России переводится ежегодно финансовых средств на сумму более одного миллиарда долларов. По неофициальным данным финансовые средства, поступающие из России в Грузию, превышают 15% бюджета Грузии. Но изменит ли ситуацию решение о приостановлении на неопределенный срок финансовых переводов из России в Грузию? Скорее всего, что нет. И этому есть ряд объяснений.
Меры российской стороны не носят комплексного характера. Для понимания этого необходимо задать всего несколько вопросов. Предъявляют ли не резиденты при переводе финансовых средств в Грузию или любую иную страну декларацию об уплате налогов на территории России? Может быть, этот вопрос покажется странным, но именно этот вопрос позволяет предположить, что большинство доходов, перетекающих из России в Грузию, носят криминальный характер.
Может ли государство российское разорить те предприятия в России, которые находятся под контролем грузинского капитала? После "дела ЮКОСа" все знают, что от любого предприятия в России можно в предельно короткие сроки не оставить камня на камне. Так почему подобные действия не ведутся против предприятий, подконтрольных гражданам враждебного России государства? Неужели у Бендукидзе нет интересов в России? Почему не ставится задача по радикальной минимизации финансовых потоков из России в Грузию? Ответ, скорее всего, лежит в плоскости интересов одного из властных кланов, который использует грузинский канал для своих "отмывок". Другие объяснения найти крайне сложно, а может быть их просто и не существует.
"Нож" №4: криминальная власть "лавровых". Когда задаешь вопрос о том, почему Грузия так себя ведет по отношению к России, то неминуемо упираешься в криминальную тему. Даже с формальной точки зрения "вор в законе" – это некто стоящий над российскими законами. А как относиться к "ворам в законе", "коронованным в Грузии? Может их существование уже пора рассматривать как вмешательство во внутренние дела России?
Способны ли силовые органы России в течение суток задержать всех кавказских "воров в законе"? На этот наивный вопрос был получен неожиданный ответ: "Нурик на это никогда не решится". А этот ответ позволяет понять, где в России заканчивается государственная власть, и где начинается власть криминалитета, то есть Грузии.
"Нож" №5: пределы суверенной демократии. Одну из оригинальных трактовок "суверенной демократии" дал К.Крылов: "суверенная демократия значит – нас нельзя бомбить" (АПН). Но Грузия нас и не бомбила. Есть и иные способы продемонстрировать миру крайнюю ограниченность российской "суверенной демократии".
Еще одна из трактовок "суверенной демократии" в России – это способность решать вопросы власти без вмешательства внешних сил. Как некогда заявил Д.Медведев: "Сегодня у нас есть возможность создать традицию передачи власти законным путем на основе реальной демократии". При этом он акцентировал внимание на том, что "Теперь главное - соблюдать правила приличия, не пытаться влиять на ход принятия решения". Соблюдать созданные самой властью "правила приличия" можно заставить всех в России, но не за ее пределами. Провокация в Грузии – это, безусловно, попытка влияния на "ход принятия решения". Причем Грузия лишь один из инструментов этого влияния.
Суверенная демократия имеет свои пределы. И эти пределы не раздвигаются усилиями С.Лаврова в ООН. Возможности Лаврова влиять на ООН являются такими, как и возможности ООН влиять на мировые события.
"Нож" № 6: бессмысленность антикризисного пиара. Интеллектуальная "охранка" России в лице Г.Павловского вновь позабавила всех по полной программе. Сравнение Грузии с Хезболлой достойно внесения в соответствующие анналы. Между Хезболлой и Грузией ровно столько общего, сколько общего есть между национальными интересами России и личными интересами Г.Павловского. Но какая "охранка", такой и антикризисный пиар.
Главный вопрос заключается в том, к кому обращено послание Павловского? Можно предположить, что оно обращено к тем, кто искренне, а не по статусу считает и Хезболлу, и Аль-Каеду главными врагами России. А таких в России не наберется и 5%. Из чего можно сделать вывод, что высшее руководство страны до сих пор находится в плену внутриэлитного междусобойчика.
"Нож" № 7: в плену внутриэлитного междусобойчика. Очередной российско-грузинский конфликт оказал мощное воздействие на массовое сознание граждан России. Отрицать это просто бессмысленно. Каждый гражданин России вправе делать свои собственные выводы о данном российско-грузинском конфликте. И театрализованное представление с освобождением российских военнослужащих, в формате лучших традиций CNN, позволяет не только предположить наличие согласованных, синхронных действий международных участников конфликта, но и всю благоглупость российских властей.
Россию в очередной раз планово унизили. Чувство унижения испытало общество и каждый гражданин, не испытывает его только сама российская власть и подведомственные им СМИ. У них-то всё хорошо. Более того, весь инцидент можно считать исчерпанным. Как и в ноябре 2004, когда полпред по ДФО К.Пуликовский комментировал передачу четырех островов на Амуре Китаю: "Мы должны к этому привыкнуть и никогда не поднимать этого вопроса". С тех пор едва ли что в России изменилось.
Размышляя о суверенности России М.Колеров, ответственный работник АП, отметил: "Источником нашего суверенитета мы считаем свободное волеизъявление народа, а многие другие страны, в том числе наши соседи – международное признание, внешнюю легитимацию. Нашу Конституцию можно начать словами "мы, народ", а Конституцию соседей – "нам разрешили". Российско-грузинский конфликт оставил горький осадок в душах людей именно по той простой причине, что возникло ощущение - "нам не разрешили". Возникло понимание, что мы не в праве делать многое на своей собственной территории. И агитпроп не в состоянии убедить людей в обратном.
Можно ли всерьез сегодня говорить о влиянии России в ООН? Данный международный орган абсолютно не влиятелен и доживает свои последние годы, как и Лига Наций перед II Мировой Войной. И в это ничто Россия пошла жаловаться на Грузию, которая ее несправедливо обижает?
Российско-грузинский конфликт высветил не столько убогость "суверенной демократии" в России, сколько исчерпанность российской элиты, в первую очередь, исчерпанность ее интеллектуального потенциала. А это значит, что число провокаций против России будет нарастать. Интеллектуальная несостоятельность российской элиты позволит внешним силам реализовывать свои расписанные по ролям сценарии и спокойно наблюдать за невнятными реакциями российских властей. И нынешние события могут действительно показаться "утренником в детском саду" по сравнению с тем, с чем Россия может столкнуться завтра. А это значит, что граждане России должны готовиться к худшим временам. Надеяться они могут лишь на себя и своих ближних.
В России любят рассуждать о том, является ли суверенной Украина. И находят десятки аргументов в пользу того, что Украина не суверенна. А суверенна ли Россия с ее "суверенной демократией"?© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |