Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Аналитика

04.05.2006 Кто займет место Владимира Путина? (часть вторая)

Автор: Александр Жмыриков

В первой части статьи излагались результаты проективного социологического исследования, отражающие характеристики имиджевых ниш кандидатов в Президенты РФ 2008 года. В настоящей статье мы изложим свое мнение по поводу вероятных вариантов ведения избирательной кампании лидерами каждой из имиджевых ниш.

Отдавая дань уважения действующей власти, начнем наше повествование с описания вариантов кампании лидера бюрократической имиджевой ниши.


Бег на месте и прыжки в сторону

За годы путинского периода реформ партия власти приучила нас к тому, что выборные кампании всех уровней она строит по единому силовому сценарию.

За полтора-два года до официального старта избирательной кампании "зачищается" информационное пространство. На телеэкранах, каналах радио и полосах наиболее тиражных газет, словно по мановению волшебной палочки перестают появляться материалы о кандидатах, близких по имиджу кандидату власти. Попытки таких кандидатов посредством денег пробиться в знаковые СМИ жестко пресекаются. Выдержав "режим замалчивания" в течение 2-3 месяцев, партия власти начинает переговоры с "опущенными" политиками. Цель переговоров – убедить имиджево родственных соперников "расслабиться и получить удовольствие". Как правило, это удается без дополнительного политического насилия. В случае сопротивления, партия власти раздвигает "политические колени" непокорных посредством легализации имеющегося компромата. Здесь дело уже не ограничивается "политической эротикой". Массам, жаждущим зрелищ, демонстрируется крутое "политическое порно".

После завершения "зачистки" (примерно за полтора года до выборов) начинается "раскрутка" позитивного образа кандидата от власти в СМИ. Делается это незатейливо. Кандидату предоставляется возможность освещать все и всякие информационно ёмкие события. И вот он уже утром разрезает ленточку при открытии хладокомбината, готового производить сто сортов мороженого; в обед рассказывает "совершенно случайно" собранным учителям о повышении заработной платы; вечером "знакомится" с молодежной программой на дискотеке с "благотворительным" концертным участием известной рок-группы и т.п. Все эти события, конечно же, занимают передовые полосы газет, становятся новостями номер один в телесюжетах, дают темы блиц-интервью для радиостанций.

Примерно за год до начала выборов партия власти перестраивает информационное воздействие на анализ и переосмысление негативного имиджа своего кандидата. "Прививка" негативного имиджа общественному сознанию делается, как и медицинские прививки, – в резко ослабленной форме. Например, осуществляется утечка информации о том, что имярек несколько лет назад работал топ-менеджером компании, осуществившей сомнительную сделку с иностранной фирмой. Далее, в течение 1-2 недель, следуют многочисленные интервью "специалистов", размышляющих над описанным фактом. Для непосвященного зрителя и читателя создается впечатление об объективной оценке деятельности имярека. На самом деле, тональность всех интервью строго выверена. В самых первых интервью поведение имярека резко критикуется, но при этом, ему навешивается ярлык без предъявления каких-либо аргументов. Затем следуют интервью, в которых как бы делается попытка разобраться в существе вопроса. Здесь уже приводятся некоторые аргументы, которые могут быть истолкованы как против имярека, так и в его пользу. Однако подчеркивается лишь негативная сторона. Затем следуют интервью, в которых эти же аргументы объясняются уже с позитивной стороны, т.е. ставится под сомнение вина имярека. Наконец, появляются интервью, в которых приводятся материалы, полностью опровергающие причастность имярека к негативным сделкам компании.

Примерно за полгода до официального старта выборов партия власти вступает в переговоры с сильными кандидатами-соперниками, представляющими другие имиджевые ниши. Иногда эти переговоры завершаются успешно, и соперники выставляют вместо себя явно ущербные замены, не представляющие угрозы властному кандидату. Однако, более чем в половине случаев, переговоры завершаются неудачей для партии власти. Тогда после объявления официального старта кампании начинается "зачистка" избирательного поля от сильных кандидатов-соперников, представляющих иные имиджевые ниши. "Зачистка" осуществляется уже не средствами СМИ, а институтами власти. Самая распространенная практика – отказ кандидату в регистрации. Там, где для регистрации предусмотрен исключительно сбор подписей, признать более 10% подписей недостоверными проще простого. Особенно, когда на твоей стороне правоохранительные органы. Там, где регистрация возможна с помощью денежного залога, снять нежелательного кандидата труднее. Но и здесь партия власти находит выход из положения. Известен случай, когда кандидат был снят за сутки до дня голосования, поскольку на его избирательный счет поступили средства от сотрудницы правоохранительных органов, которая якобы потеряла паспорт, а потому не могла эти деньги перечислять. Там, где регистрация возможна через партию, представленную фракцией Государственной Думы, снять кандидата, казалось бы нельзя. Но и здесь находят повод. Например, "внезапно" обнаруживают отсутствие кворума на партийной конференции (съезде), утверждавшей кандидатуру имярека.

Если снять сильного соперника не удается, его начинают "прессовать". Здесь могут быть использованы разные приемы: от давления на фирмы-спонсоры до шельмования близких кандидату людей.

Доступ кандидату-сопернику в СМИ, естественно, замораживают. Ему достаются крохи медийного пространства, связанные с нормативами бесплатного эфира (бесплатных полос в газетах) и заблаговременно выкупленных редакций газет, готовых к закрытию после выборов. Тиражи рекламной продукции кандидата-соперника часто подвергаются аресту по надуманному поводу. Спустя некоторое время эти тиражи возвращаются кандидату, однако само время вернуть уже никто не в силах.

В период открытой агитации выявляются сетевые структуры, работающие на кандидата-соперника. В них перекупаются ключевые фигуры (начальники полевых штабов, а иногда даже бригадиры). В итоге срывается кампания "из двери в дверь", тиражи рекламной продукции оказываются в пунктах приема макулатуры, пикеты выставляются в наименее оживленных местах, а на встречах кандидата с избирателями залы заполняются агитаторами самого кандидата.

Одновременно образ кандидата от партии власти заполняет все информационное пространство. Говоря словами песни Владимира Высоцкого, посвященной "агенту 007", кандидат от власти, "то ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит, а то на абажуре кого-то соблазнит".

Завершающим аккордом является подсчет голосов. Чего здесь только не увидишь. Были и примеры 100% голосования пациентов психбольницы за властного кандидата, были и отключения компьютеров при введении в них информации о выборах с "нежелательных" участков голосования. Был даже арест бюллетеней в момент подсчета голосов, после чего сами бюллетени так сильно "напугались", что ранее лидирующий кандидат-соперник вдруг стал стремительно терять в весе, и в итоге проиграл полпроцента кандидату партии власти.

Может ли описанная выше тактика быть эффективной при выборе Президента РФ 2008 года?

Да, может, но лишь при наличии пяти условий.

Во-первых, правящая элита должна быть сплоченной вокруг единого кандидата не на словах, а на деле. То есть личностным смыслом каждого представителя правящей элиты должно стать избрание имярека.

Во-вторых, в общественном сознании имярек должен проявить лидерские качества. Пусть в одних электоральных группах он предстаёт позитивным, а в других негативным, но Лидером! Аморфного "Винни Пуха" провести в Президенты страны посредством силовой тактики нельзя.

В-третьих, явка на выборы должна жестко удерживаться в коридоре от 49 до 58% списочного состава избирателей. При этом города-миллионники должны дать не менее 30% активных избирателей. Столь жесткие ограничения по явке обусловлены спаренностью главных федеральных выборов. Выборы Президента страны последуют спустя всего два с половиной месяца после выборов депутатов Государственной Думы. Партия власти не способна принести выборы депутатов Государственной Думы в жертву выборам Президента страны. Ведь на выборах депутатов подтверждается лидерство самой партии. Но дважды мобилизовать избирателя в короткий срок обычными приемами невозможно! Поэтому следует выбирать "коридор" явки, в котором электорат основного соперника был бы менее мобилен. Результаты проективных социологических исследований указывают на коридор 49-58%.

В-четвертых, соперником кандидата партии власти во втором туре выбором должен быть только кандидат от КПРФ и никто иной! Лишь в этом случае, кандидат от власти может воспользоваться электоральным ресурсом кандидатов, не прошедших в финал.

В-пятых, социально-экономическая ситуация в стране должна реально улучшиться для граждан, представляющих потенциал расширения электоральной группы властного кандидата. Такими гражданами являются: военные пенсионеры, работники сферы образования и здравоохранения. Эти три категории составляют треть всего подвижного электората. Но их влияние на результат голосования, как правило, гораздо выше 30%, поскольку представители указанных категорий являются лидерами общественного мнения локальной социальной среды. Реальное улучшение означает позитивный градиент доходов названных социальных групп, позволяющий ощущать себя социально защищенным. Данные включенного наблюдения за гражданами на протяжении 10 лет показывают, что ощущение социальной защищённости возникает в том случае, если новая сумма доходов превышает в 2,5 раза предыдущую сумму доходов. Учитывая сказанное, размер пенсий военных пенсионеров должен составлять не менее половины суммы оклада по должности и званию действующих военнослужащих, а размер начинающего учителя и начинающего врача - не менее троекратной суммы прожиточного минимума в данном регионе.

Как же обстоят дела у кандидата, представляющего бюрократическую имиджевую нишу сегодня?

Судя по активному предъявлению в СМИ образа Дмитрия Медведева, при одновременном резком сужении информационного пространства для других представителей партии власти, можно предполагать, что именно первого вице-премьера Медведева партия власти продвигает в Президенты РФ - 2008.

Действия партии власти по продвижению позитивного имиджа Дмитрия Медведева напоминают сегодня "сборища гвардейцев кардинала", а отнюдь не "сообщества мушкетёров короля". Тем, кто забыл героев книг папочки Дюма, напомню, что мушкетеры короля являли собой пример сплоченности ("Один за всех и все за одного"), тогда как гвардейцы кардинала – пример сообщества ярких одиночек, где всяк сражался за себя.

Для московского клана партии власти кандидатура Медведева на пост Президента страны мало приемлема, ибо закрепляет господство "питерских".

Для питерского клана партии власти кандидатура Медведева также не является лучшей, ибо, во-первых, слишком сильно зависит от лоббистских устремлений Газпрома, а, во-вторых, не стремится выражать интересы силового блока.

Лидеры регионов российской провинции готовы поддерживать Медведева в той мере, в которой они получают преференции от московского Кремля. При этом возрастные региональные лидеры объективно больше заинтересованы в победе кандидата московского клана. Это связано с тем, что "московские", во-первых, никогда не были склонны к омоложению элиты, а, во-вторых, не допекали региональных баронов мелочной опекой. Известно также, что московский клан был не в восторге от административных реформ, согласно которым у губернаторов вначале отняли право представительства в верхней палате парламента, а затем всенародные выборы самих губернаторов заменили президентскими назначениями. Укоренившиеся во власти региональные бароны испытывают точно такое же отношение к административным реформам.

Дмитрий Медведев до сих пор не проявлял ярких лидерских качеств. Напротив, чаще он демонстрировал образ пассивно внимательного и задумчивого чиновника. Этот образ как нельзя лучше оттенял образ деятельного Владимира Путина. Возможно, именно поэтому в свое время Дмитрий Медведев занял пост главы президентской администрации. Попытки партии власти придать Дмитрию Медведеву больше публичности, сделав его "главным дежурным по национальным проектам страны", с каждым днем всё сильнее высвечивают дефицит лидерских качеств кандидата. На фоне вялого первого вице-премьера страны даже лёгкое шевеление бывшего премьер-министра Михаила Касьянова воспринимается как проявление политического лидерства. Что уж говорить о лидерском имидже Владимира Жириновского. Он растёт не по дням, а по часам. Чем больше показывают такого Медведева, тем больше обывателю хочется увидеть Жириновского. И если полгода назад число опрошенных, считающих В.В. Жириновского наилучшим кандидатом на пост Президента страны составляло менее 5%, то сегодня это число уже достигло 13%.

Если не случится чего-то чрезвычайного, то явка на выборы Президента страны будет меньше явки на выборы депутатов Государственной Думы РФ и едва достигнет 40-45%. Конечно, существуют высокие технологии селективной мобилизации избирателей. Однако наш 15 летний опыт работы на выборах показывает, что партия власти с этими технологиями не только не знакома, но даже активно избегает знакомства с ними. Сегодня наступает момент истины: либо власть обратит внимание на технологии символьного маркирования электорального сознания, либо явка на выборы Президента РФ года не уложится в рекомендуемый коридор.

Кандидату от КПРФ очень сложно будет обойти соперников по пути во второй тур выборов, поскольку скажется разочарование сторонников КПРФ результатами выборов в Государственную Думу РФ. Естественный сдвиг общественного сознания "влево" позволяет коммунистам мобилизовать своих избирателей на выборах депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2007 года. Проективные социологические исследования, проведенные в типичных регионах России, позволяют предположить 30-35 процентную поддержку списка КПРФ избирателями, пришедшими на участки, тогда как партия власти может получить 28-30 процентов голосов. Позволит ли власть обойти себя на выборах депутатов Госдумы? Если бы она думала о перспективах, то позволила бы. Тем более что в таком случае совокупная конфигурация влияния в новом составе парламента осталась бы за партией власти. Ведь помимо КПРФ и "Единой России" в парламент пройдут, как показывают исследования, лишь ЛДПР и Российская партия Пенсионеров. Однако сегодняшняя партия власти не способна поступиться местами в парламенте, поскольку переполнена "генералами", жаждущими своего депутатского кресла. Это означает, что на места вновь буде спущена жёсткая разнарядка, выполнение которой возможно посредством обнуления успеха КПРФ. Разочарование итогами выборов в Государственную Думу демобилизует коммунистический электорат. Если бы между выборами депутатов Госдумы и выборами Президента страны был промежуток величиной в 1 год, психологическая травма электорального сознания могла бы "зарубцеваться". В нашем случае промежутка между выборами нет вообще. Сразу же после объявления результатов голосования по выборам депутатов Государственной Думы начинается активный период кампании по выборам Президента страны. Несколько снизить тяжесть психологической травмы можно было бы за счет использования специализированных информационных интервенций. Но КПРФ не располагает для этого ни финансовыми, ни медийными ресурсами. Следовательно, на выход во второй тур выборов Президента страны помимо кандидата от партии власти реально смогут претендовать В.В. Жириновский и лидер объединенной "правой" оппозиции. Конечно, теоретически можно предположить, что партия власти попытается "выбрать" соперника по финалу, сфальсифицировав результаты первого тура голосования. Но практически это осуществить вряд ли удастся в силу жёсткого контроля со стороны международной общественности.

Не лучше дела обстоят у партии власти и при рассмотрении пятого условия победы. Судя по направлению заявленных экономических реформ, трудно представить возможность реального улучшения доходов военных пенсионеров и работников образования в период 2006-2007 года.

Иными словами, сегодня партия власти демонстрирует в отношении своего кандидата не что иное, как бег на месте. Внешних действий много, а результата нет.

Для получения результата надо поменять бег на месте прыжками в сторону.

Так, например, сплотить властную элиту можно только резким ее обновлением. Сегодня, например, можно "похоронить" влияние столичного элитного клана, перенеся столицу в Санкт-Петербург. В свое время это сделали Пётр Первый, руководители Германии и Казахстана. Эффект, что называется налицо.

Не поздно подумать и о выразителе интересов партии власти с более рельефными качествами лидера. Ведь у власти достаточно длинная "скамейка запасных". Например, убедительно смотрится в роли лидера нынешний министр железнодорожного транспорта В. Якунин; яркой лидерской харизмой отмечен губернатор Краснодарского края А. Ткачев. Необычно притягательна в роли лидера была бы и жена нынешнего Президента страны. Не выходя из тени мужа на протяжении всех лет его президентства, госпожа Путина, тем не менее, сумела зафиксировать в общественном сознании образ "железной леди", сила которого держится на высокой эрудиции, коммуникативной компетентности и интересе к развитию нации.

При рассмотрении средств для удержания нужного коридора явки избирателей на выборы Президента РФ можно также увидеть вероятность "прыжков в сторону". Речь идет о досрочном прекращении полномочий либо депутатами Государственной Думы РФ, либо действующим Президентом РФ. Досрочное прекращение полномочий действующего состава Государственной Думы летом этого года позволило бы провести выборы нового состава Думы в феврале-марте 2007 года. До выборов Президента страны оставался бы год. Это позволило бы нивелировать психологические издержки электората, внести коррективы в расстановку сил и средств по регионам России, наконец, использовать ресурс уходящего Президента исключительно для обеспечения преемственности власти.

Вариант досрочного прекращения полномочий В.В. Путина через месяц после проведения саммита большой восьмёрки обнулил бы внешнее влияние на партию власти при выборе, как нового Президента РФ, так и нового состава парламента страны. На внеочередных выборах Президента РФ электорат можно было сплотить мифом нарастания "внешней" угрозы суверенитету России. Благо повод для такого мифа Запад наверняка даст уже на встрече большой восьмёрки в Санкт-Петербурге. А досрочный уход В.В. Путина, "не согласного" с позицией Запада, придал бы ему ещё больший вес в электоральных группах. Путин приобретал бы харизму "Совести нации". Его слово становилось бы словом "пророка", которому трудно противиться. Поэтому любая кандидатура на пост Президента РФ, прямо поддержанная В.В. Путиным, становилась бы автоматически проходной уже в первом туре голосования. Более того, новый Президент получал бы в наследство инерционное общественное сознание. А это позволило бы ему в течение года формировать правящую элиту, не ища компромиссов со старыми кланами. Конечно, такой вариант, делал бы нового Президента России полностью независимым от нынешних партийных "генералов". Поэтому партия власти на такой вариант может пойти лишь при исключительном волевом давлении В.В. Путина. Но нужно ли это действующему Президенту страны? Сегодня далеко не секрет, что Запад желает, как минимум, вернуть себе ельцинский период управляемой России. Поэтому Запад вряд ли будет обрадован непредсказуемым волевым решением В.В. Путина. Действия Владимира Владимировича могут быть признаны Западом "недемократическими" со всеми вытекающими для него, его капиталов и его семьи последствиями. Вряд ли действующий Президент страны мечтает нести по жизни терновый венок мученика, пусть и воспринятый в России как лавровый венок "героя".

Какие "прыжки" должна совершить партия власти, чтобы обеспечить себе в качестве соперника по финалу кандидата от КПРФ? Можно договориться с руководством ряда электорально крупных регионов (Краснодарский край, Республика Башкортостан, Ленинградская и Новосибирская области и т.п.) о режиме наибольшего благоприятствования для кандидата от КПРФ в первом туре президентских выборов. Поскольку разница между кандидатами, занявшими по итогам голосования в первом туре второе и третье места, будет невелика, дополнительно полученные 100-150 тысяч голосов могут решить вопрос о втором финалисте. Можно использовать корпоративный электоральный ресурс доверенных лиц партии власти (например, ресурс нескольких крупных промышленных объединений с численностью работающих не менее 50 тысяч человек). Сюда же можно отнести управляемое голосование военнослужащих. Наконец, можно организовать региональные протестные выступления населения накануне первого тура голосования. Правда, в последнем случае, необходимо заранее рассчитать электоральные потери второго тура, ибо переформировать эмоционально фиксированные установки за две недели межтурового периода не удастся.


Мастерский заплыв в сухом бассейне

Либеральная ниша кандидатов в Президенты страны сегодня наполовину свободна. Говоря "наполовину", мы подразумеваем, что одна половина давно и прочно занята образом Г.А. Явлинского. Эта половина будет голосовать за него даже в загробной жизни, поскольку политические действия и поступки Григория Алексеевича отражают последовательность курса борьбы за русифицированный вариант либеральной идеологии. Этот вариант являет собой причудливую смесь либеральных и социально-патриотических ценностей. Например, свобода передвижения капиталов и трудовых ресурсов приветствуется в полном объеме. А вот использование капитала на удовлетворение личных потребностей ограничивается рамками социальной приемлемости. Так покупка коттеджа на Рублевке не вызывает отторжения, тогда как покупка аналогичной по стоимости виллы в Австрийских Альпах резко осуждается. Или вложение капитала в развитие футбольных клубов России приветствуется, а аналогичное вложение капитала в зарубежный футбол резко осуждается. Доля избирателей, голосующих за Г.А. Явлинского, ничтожно мала (2-4%). К сожалению, либералами за десятилетие реформ так и не выработана продуктивная платформа для переговоров. Поэтому ожидать объединения избирателей Явлинского с избирателями, готовыми голосовать за другого лидера либеральной имиджевой ниши может либо наивный человек, либо человек, радующийся поражению либералов.

Вторая половина сторонников либеральной имиджевой ниши ожидает выдвижения лидера, олицетворяющего "классический" (западный) вариант либерализма. Здесь "много званых, но мало избранных". Разумеется, есть среди сторонников "классического" либерализма те, кто хотел бы видеть на политическом Олимпе электроэнергичного Анатолия Чубайса. Есть и те, кто верит в талант Ирины Хакамады. Однако результаты социологических исследований показывают, что большим доверием этой части избирателей либерального спектра пользуется Михаил Михайлович Касьянов. Если заметить, что он сам ничего ещё не делал для продвижения своего образа в позицию конкурентноспособного имиджа, то становится понятным: его шансы на лидерство в этой имиджевой номинации явно предпочтительнее.

Следует также подчеркнуть, и мы об этом говорили в первой части статьи, что Михаил Касьянов уже является лидером демократической имиджевой ниши. Поскольку соотнесение либеральной и демократической имиджевых ниш в настоящей российской действительности не только достижимо, но и совпадает с вектором общественного развития, постольку поговорим о вариантах, при которых возможна победа М.М. Касьянова на выборах Президента страны.

Сегодня продвижение М.М. Касьянова в Президенты страны сродни заплыву мастера в сухом бассейне. Вроде бы и руки движутся в правильном направлении, и ритм дыхания синхронизирован с напряжениями мышц, а расстояние до финиша не сокращается. Что необходимо сделать для победы? Ответ очевиден: наполнить бассейн водой.

Многие эксперты считают задачу невыполнимой. Они указывают на то, что "краны" электорального сознания перекрыты воспоминаниями мерзостей российского либерализма (ваучерная приватизация, залоговые аукционы, унижение национального достоинства, дефолт). Это действительно так. Однако кто сказал, что проржавевшие "краны" нельзя открыть с помощью специально подобранной "смазки"? Это, во-первых. А, во-вторых, наполнить российский политический "бассейн" можно не только через внутренние стационарные "трубы", но и через "край". Как нам видятся эти варианты?

Внутренний вариант связан с переструктурированием электоральных установок в группах поддержки региональных элит. При наличии необходимых финансовых средств (расходы на: финансирование региональных политических аналитиков, содержание "сливных бачков" региональных СМИ, проведение рефрейминговых акций типа "двойного целеориентированного диалога") миссия вполне осуществима. Ведь надо учитывать существование реальных противоречий в партии власти между правящим Центром и управляемой Периферией.

Так, например, Центр навязал региональным властям реформы, согласно которым у регионов максимально отобраны ресурсы, а бывшие федеральные обязательства перед населением спущены вниз, на плечи региональных властей. Разумеется, перед выборами Центр сделает попытку смягчения ситуации, осуществив разовые финансовые вливания в региональные бюджеты. Однако при желании можно достаточно легко убедить региональных баронов, что "финансовый дождь" прекратится с победой кандидата от партии власти, а кабальные экономические условия жизнедеятельности регионов сохранятся ещё, как минимум, до следующих выборов. Поэтому предложение отмены действующих ныне правил формирования региональных бюджетов с возвратом к заключению двусторонних договоров о разграничении полномочий между федеральным Центром и региональной властью будет встречено региональными элитами с пониманием. Вторым "лакомым куском" для укоренившихся во власти региональных элит может служить обещание отмены действующего сегодня механизма назначения губернаторов. С благодарностью может быть воспринято предложение о том, что порядок выбора губернаторов (президентов республик) будет определяться региональным Законом, учитывающим местную специфику. Кстати, все эти предложения, полностью соответствуют либеральной идеологии, согласно которой приветствуется федерализация власти и отвергается унитарная модель управления.

Алгоритм реализации сценарного плана данного варианта кампании следующий. Первым шагом является формирование региональных сил и средств внешнего влияния на электоральные элиты. Для этого некая общественная организация (спонсор) заключает соглашения с независимыми центрами политического анализа или отдельными политическими аналитиками в регионах. Заметим, что региональные организации политических партий не могут выступать в роли центров политического анализа. Во-первых, из-за их узко программной идеологизированной направленности, а значит и настороженного к ним отношения, прежде всего со стороны власти. Во-вторых, из-за управляемости политических партий московским Кремлём. Первый шаг должен быть осуществлён в течение мая-сентября 2006 года.

Вторым шагом является реализация информационных интервенций в сознание региональных политических элит посредством пассивного вовлечения последних в целенаправленное обсуждение политических проблем. Этот шаг осуществляется в период с октября по декабрь 2006 года. Информационные интервенции фиксируются публикациями результатов фокус-групп и социологических опросов.

Третьим шагом являются прямые переговоры доверенных лиц будущего кандидата в Президенты России с представителями правящих региональных элит. Срок проведения – январь-март 2007 года.

Четвёртым шагом должны стать действия по организации массовых акций протеста населения. Остриё протестных акций должно быть направлено против политики федерального Центра в поддержку местной власти. Здесь прослеживается связь с давним лозунгом РСДРП: "Вся власть Советам! " (если под "Советами" понимать правящие региональные элиты). Срок проведения – апрель-май 2007 года. К этому периоду правящий Центр сумеет совершить массу вынужденных глупостей, ухудшающих уровень жизни значительного количества граждан. Поэтому будет создан экономический повод для протестных выступлений. Уверенность в том, что Центр такие глупости совершит, базируется на сегодняшней его политике (Центр тратит средства стабилизационного фонда на развитие производства стран Запада и поддержание финансовой системы США, что обескровило отечественное производство, привело к росту инфляции на фоне снижения темпов экономического роста, а, значит, имеет следствием прогрессирующее обнищание населения), которая имеет 2-3 летний инерционный след.

Пятым шагом является канализация протестных настроений электората в русле протекционистского политического поведения. Содержание этого поведения связано с требованиями предоставления средств для развития региона, а не с требованиями демонтажа политического режима. Если этого шага не осуществить, то появится реальная угроза глобализации протестных настроений, что на руку кандидату в Президенты от КПРФ. Срок проведения пятого шага – август-сентябрь 2007 года.

Шестым шагом является компрометация парламентского пути реформ. С этой целью М.М. Касьянов публично отказывается от участия в выборах депутатов Государственной Думы. В своих выступлениях он называет участие конструктивной оппозиции в подобных выборах ошибочным, поскольку правила "игры" навязаны партией власти, а играть с "напёрсточниками" значит заведомо поддаваться на обман. Не прохождение "правых" партий в состав Государственной Думы подтвердит в декабре 2007 года справедливость сентябрьско-ноябрьских высказываний Касьянова, подняв его авторитет не только в группах либерально ориентированного, но и в группе политически пассивного электората. Кроме того, активно противясь участию в выборах депутатов Государственной Думы, М.М. Касьянов не будет нести негативный след поражения на имидже кандидата в Президенты РФ, тогда как все участники думских выборов от оппозиционных партий будут отягощены грузом поражения. Срок проведения шестого шага – сентябрь-ноябрь 2007 года.

Седьмым шагом является идентификация имиджа идеального кандидата в Президенты страны с образом М.М. Касьянова.

Технологически идентификация имиджей может быть осуществлена центральным и периферическим путем.

Центральный путь предполагает активное воздействие СМИ на общественное сознание. Однако этот путь сопряжен с целым рядом неудобств. Во-первых, для своей реализации он требует, как минимум, паритета в электронных СМИ с основным соперничающим образом. В отсутствие мощного независимого телеканала достижение такого паритета вряд ли возможно. Во-вторых, прямая и косвенная политическая реклама столкнется с проблемой преодоления порога восприятия. Этот порог будет резко повышен, поскольку общественное сознание будет находиться в состоянии рефрактерности (невосприимчивости) после раздражения информацией от прошедших выборов депутатов Государственной Думы. В-третьих, основным объектом являются деполитизированные группы пассивных избирателей, на которых прямое агитационное воздействие действует раздражающе. Учитывая вышеизложенное, можно с уверенностью предполагать, что предпочитаемым путём идентификации имиджей должен стать периферический путь.

Периферический путь предполагает опосредованное воздействие на электоральное сознание через актуализацию доминирующих стереотипов бессознательного. Реализация периферического пути осуществляется в два этапа.

На первом этапе проводятся проективные социологические исследования стереотипов бессознательного, доминирующих в региональных менталитетах. На базе полученных результатов разрабатываются видеоклипы, рекламирующие какой-либо товар или услугу без какого-либо упоминания образа политика и даже без упоминания самой политики. Цель видеоклипа - зафиксировать специальными маркерами региональную иерархию стереотипов пассивных избирателей в общественном сознании. Вся работа от начала региональных исследований до проката видеоклипов на региональных каналах телевидения должна осуществиться в период с мая 2006 по апрель 2007 года. Учитывая то обстоятельство, что число профессионалов, способных выполнить эту работу невелико (менее двух десятков человек), а на проведение всего цикла работ в одном регионе требуется месяц, можно легко высчитать, что для проведения работы в 40 субъектах РФ необходимо затратить полтора года.

На втором этапе осуществляется актуализация ранее зафиксированных стереотипов посредством "символьных ключей" маркирующих имидж кандидата. Итогом этапа является формирование электоральной группы сторонников кандидата. Срок второго этапа – январь-март 2007 года.

Восьмой шаг связан с мобилизацией сторонников М.М. Касьянова и контролем их явки на выборы. Этот шаг осуществляется традиционными методами. Срок с 1 марта 2007 года до дня голосования.

Внешний вариант "наполнения электорального бассейна" связан с вовлечением в процесс международных сил. С их помощью оказывается давление на федеральный Центр (прежде всего на Правительство России). Средств реализации такого давления, учитывая личные интересы российских чиновников, у Запада более чем достаточно. Результатом такого давления является паралич действий Центра по стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Например, вместо крайне необходимых вложений в развитие социальной инфраструктуры (дорог, водопроводов и канализации, сети учреждений образования и здравоохранения и т.п.), государственные средства вкладываются в покупку акций иностранных предприятий. Вместо повышения внутреннего покупательского спроса населения посредством повышения пенсий и заработных плат, поддерживается финансовая система США и т.п. Правительственные чиновники, персонально ответственные за проведение кризисного экономического курса удерживаются на своих постах, что приводит к быстрой компрометации партии власти в целом, и дискредитации имиджа любого кандидата в Президенты из числа чиновников действующего неэффективного Правительства. Создаётся неуверенность властной элиты в удержании ситуации под контролем. Начинается поиск кандидата, способного вывести ситуацию из тупика и удержать у власти элиту при незначительном изменении ее состава. Правящая элита вынуждена проводить внутренние консультации, при которых наибольшую силу обретает голос крупного капитала. В условиях ослабления государственной власти крупный капитал становится доступным для манипуляции со стороны международного капитала. Поэтому задача продвижения имиджа М.М. Касьянова трансформируется в задачу обретения экс-премьером Правительства России статуса "предпочитаемого Западом кандидата". В дальнейшем предстоит лишь реализовать шаги 7-8 описанного выше алгоритма внутреннего варианта ведения кампании.

Учитывая вышеизложенное, можно предположить победу М.М. Касьянова на выборах Президента России 2008 года как 55 процентную вероятность.


Спринтерский рывок стайера

Владимир Вольфович Жириновский совсем недавно отметил своё 60-летие. Зрелый политический возраст лидер ЛДПР встретил на фоне прогрессирующего роста политического признания. Массы, встревоженные угрозой нового дефолта и агрессивным давлением США, осуществляют стихийный поиск лидера, способного избавить их от страха национального унижения. Принять альтернативный вариант: утрату национальной идентичности в обмен на мнимое западное благополучие, - большинство россиян, выросших в СССР, не готово. Рейтинг кандидатуры В.В. Жириновского на пост Президента РФ вырос за полгода более чем в два раза и составляет уже более 13%.

Правящая элита, прежде отвергавшая претензии лидера ЛДПР на следование имперскому курсу, в условиях нынешней нестабильности властных институтов начала выказывать все более существенные знаки внимания Владимиру Жириновскому. Открытие московского Кремля для широкого празднования юбилея Владимира Вольфовича весьма знаковое событие. Ведь с 1949 года – празднования юбилея И.В. Сталина, ни один политический деятель нашей страны не удостаивался такой чести. Перед Владимиром Вольфовичем распахнуты двери ведущих телестудий страны. Он становится героем рейтинговых передач. Его приглашают в свои программы спортивные звезды и звезды эстрады. Наконец, на прошедших в марте этого года выборах в региональные парламенты, представители ЛДПР впервые за последние 10 лет добились значимых успехов.

Владимир Вольфович является по опыту политической борьбы стайером. Его политический забег продолжается более 15 лет. Однако сегодня он готов к совершению спринтерского финишного рывка. За счет чего Владимир Вольфович может стать Президентом России?

Во-первых, за счет продолжения "бега на месте" кандидатов от партии власти. Чем дальше будет продолжаться невнятная избирательная кампания властного кандидата, в которой "Единая Россия" раздувает мыльный пузырь явно несостоятельных реформ, тем больше шансов у харизматичного кандидата с патриотической риторикой.

Во-вторых, Владимир Вольфович Жириновский является на сегодня единственным кандидатом, сумевшим "оседлать" рейтинговый след доверия к В.В. Путину. Для этого Владимир Жириновский везде и всюду заявляет, что действующий Президент России обязательно останется таковым на третий и четвёртый срок, потому, дескать, мой удел - победа на выборах 2016 года. В таком послании заложен глубочайший формирующий смысл. Владимир Вольфович прекрасно знает, что В.В. Путин не сможет игнорировать статьи действующей Конституции страны, ибо в современных условиях это означало неминуемое прямое столкновение с Западом, к которому ни Россия, ни лично Путин сегодня не готовы. Но подавляющее большинство наших избирателей не разбирается в нюансах международных отношений, считая изменение судьбоносных статей Конституции делом не более сложным, чем принятие "ельцинских загогулин". В итоге это самое большинство не только признаёт право В.В. Путина избираться на третий срок, но и ожидает этого. Высказывания Жириновского ложатся в русло электоральных ожиданий. А поскольку все другие политики с упорством достойным лучшего применения пытаются доказать обратное, Владимир Вольфович автоматически становится выразителем воли народа. Естественно предположить, что когда дело дойдёт до официальной регистрации кандидатов в Президенты страны, массы будут шокированы неучастием В.В. Путина в выборах. Кого в этой ситуации они сочтут прямым наследником? Того на кого укажет Путин в час "Х", или того, кто на протяжении всего периода утверждал, что Путин кандидат номер один? Конечно же, на второго. Потому что, если принять первый вариант, то избиратель должен признать свою ошибку. Снизить свою самооценку всегда трудно. Конечно, найдется несколько процентов тех, кто это сделает. Но такие люди будут разочарованы собой и на выборы просто не придут.

В-третьих, Владимир Жириновский сегодня единственный кандидат, публично заявляющий о том, что покажет алчной Америке ее место в мире. Для реабилитации униженного национального сознания даже одно такое заявление значит многое. А Владимир Жириновский клеймит внешнего врага на протяжении 15 лет. Причём, с ним в унисон работает сегодня команда американского Президента, демонстрирующая открытую угрозу суверенитету развивающихся стран, включая Россию.

Парадокс российской политической ситуации заключается в том, что партия власти ещё не может обойтись без В.В. Жириновского, канализирующего протестные настроения в управляемое русло. Одновременно, партия власти уже не может ограничить влияние Владимира Вольфовича на массы рамками отвлекающего маневра. Нейтрализовать Жириновского может только резкое усиление Геннадия Зюганова, но на этот шаг действующая власть пойти вряд ли решится. Другой вариант нейтрализации Владимира Вольфовича – полная капитуляция перед Западом. На это власть могла бы пойти, но боится реакции военного крыла своей партии. Прошёл и срок возможного физического устранения кандидата Жириновского (имеется в виду, конечно не убийство, а насильственное устранение из политики посредством осуждения по надуманным статьям Уголовного Кодекса). Реализация подобного сценария была бы возможной, если бы ЛДПР не была парламентской партией, а Владимир Вольфович не имел бы депутатской неприкосновенности. В декабре 2003 года это можно было бы сделать на счёт раз. Но кто же из партии власти думает так далеко?

Рост рейтинга В.В. Жириновского теоретически может привести к тому, что окружение В.В. Путина примет решение о поддержке Владимира Вольфовича на выборах Президента страны. Такое решение, скорее всего, может быть одобрено силовиками, все больше утрачивающими надежду на выдвижение собственного кандидата. Этому будут способствовать и прогрессирующие капитулянтские настроения экономического блока правящей элиты. Безусловно, решение о поддержке В.В. Жириновского, сопряжено с принесением в жертву партии "Единая Россия". Но в такой жертве кроется и большой позитивный смысл. Все грехи за просчёты власти будут возложены на партию, а правящая элита подвергнется одновременному обновлению, что даст стремительный толчок развитию общества.


Победа нокаутом или поражение по очкам?

Кандидат от КПРФ может одержать победу на выборах Президента России, лишь проведя нокаутирующий удар. Победы по очкам одержать не удастся в силу ангажированности судей.

Какие действия предполагает нокаутирующая победа?

Во-первых, объединение сил "левой" оппозиции, обязательно включающих как социал-демократический, так и национал-патриотический электорат. Для такого объединения необходимо уже сейчас договориться о партийном списке на выборы в Государственную Думу 2007 года. Если лидеры КПРФ не обменяют выдвижение единого кандидата в Президенты России на места в списках для дружественных партий, успеха на выборах Президента РФ можно не ждать.

Во-вторых, необходимо заострить политическую риторику в отношении внешнего врага. Нельзя ограничиваться только тем, что обвинять Запад в хищнических устремлениях. Необходимо заявить, что США обязательно получит действенный отпор в своих агрессивных устремлениях. В качестве мер могут быть названы и организация единого фронта противодействия, включающего Китай, Индию, Иран; и выведение своих активов из долларовой зоны; и блокирование инициатив США в Совете Безопасности ООН.

В-третьих, необходимо заявить о прямой поддержке непризнанных ныне Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Молдавской Республики, вплоть до их признания в качестве суверенных государств, а при желании с их стороны – о включении их в состав союзного государства России и Белоруссии.

В-четвертых, заявить о годичном сроке политического объединения России и Белоруссии с выборами союзного Президента и союзного парламента.

В-пятых, декларировать резкое (в разы) увеличение расходов на оборону страны за счет Стабилизационного фонда. При этом объяснить, что увеличение расходов на оборону позволит модернизировать производственные мощности, стимулировать развитие передовых научных направлений, возродить социальную инфраструктуру предприятий оборонного комплекса (больницы, детские сады, спортивные сооружения, жилой фонд сотрудников, обеспечивающие предприятия сельскохозяйственного комплекса). Доходы от продажи вооружений будут пополнять бюджет, и использоваться на повышение уровня жизни граждан.

В-шестых, необходимо пригласить к сотрудничеству на выборах учёных патриотической ориентации. Последние могли бы быть включены в списки КПРФ на выборах депутатов Государственной Думы, предложив взамен современные технологии маркирования электорального сознания, как на выборах депутатов Государственной Думы, так и на выборах Президента РФ.

Отказ от вышеперечисленных действий обрекает КПРФ на изоляцию в рамках собственно коммунистического электората. При удачном стечении обстоятельств его может хватить для проведения кандидата во второй тур выборов Президента России, однако не может хватить для победы в финале. Ведь собственно коммунистического электората даже при 45% явке на выборы Президента РФ насчитывается не более 28% от участвующих.

Подводя итог сказанному, можно предположить, что наиболее вероятными кандидатами на победу в Президентской гонке сегодня являются Михаил Касьянов и Владимир Жириновский. Победу кандидата от действующей партии власти могут обеспечить только нетривиальные действия власти ("прыжки в сторону"), а победу представителя КПРФ – энергичные действия единой "левой" оппозиции в сочетании с традиционным для партии власти "бегом на месте".

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна