Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Экспертам сайта "Независимое аналитическое обозрение" было предложено оценить наиболее значимые тенденции в общественно-политической жизни России за 2005 год. Каждая из тенденций оценивалась по 10-балльной системе, где 1 балл означал практическое отсутствие данного тренда, а 10 баллов – его полное проявление. В качестве экспертов на этот раз выступали: Жмыриков Александр Николаевич – политический психолог, Кочеров Сергей Николаевич – философ, Маслов Олег Юрьевич – политический аналитик, Петров Андрей Владимирович – экономический аналитик, Прудник Александр Васильевич – социолог, Филатов Степан Игоревич – историк, Шимоволос Сергей Михайлович – правозащитник.
Максимально возможная оценка – 10 баллов:
№ | НАИБОЛЕЕ ЯРКИЕ ТЕНДЕНЦИИ (ТРЕНДЫ) В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ЗА 2005 г. | БАЛЛЫ |
1 | Народ в России перестает быть субъектом политики | 8,4 |
2-4 | Преобладание в российской политике (как во власти, так и в оппозиции) имитационных процессов над реальными | 8,3 |
2-4 | Минимизация очагов общественно – политической жизни в стране. Попытки установления полного контроля над общественно-политической жизнью (последний пример – Закон о некоммерческих организациях) | 8,3 |
2-4 | Превращение России в "обыкновенную страну" (региональную державу) | 8,3 |
5 | Открытая травля в российских СМИ лиц, чье участие в президентской избирательной кампании-2008 крайне нежелательно (М. Касьянов, Г. Грабовой) | 7,7 |
6 | Преобразование "вертикали власти" в своеобразную "матрицу", жестко регламентирующую общественно-политическую жизнь страны и навязывающую определенные условия и стандарты жизни гражданам РФ | 7,4 |
7 | Тема тотальной коррупции, пронизывающей все ветви власти, становится одной из главных "кухонных" тем, обсуждаемых в России. Возвращение контроля государства над корпорациями – недропользователями, за счет выплаты временным владельцам этих компаний астрономических сумм выкупа | 7,3 |
8-9 | Полный переход власти на пенитенциарные технологии достижения требуемых результатов выборов (выборы в МГД: допущено к выборам лишь 9 партий + снятие по суду партии "Родина") | 7,0 |
8-9 | Имитация развития гражданского общества в России ("Общественная палата") | 7,0 |
10 | "Свертывание" рынка политических услуг в РФ. Профессия политтехнолога исчезает в темпах, соизмеримых с исчезновением пейджеров | 6,9 |
11 | Признаки слияния трех ветвей власти в Единую власть | 6,7 |
12-15 | Признаки преобразования крупнейших российских компаний в ТНК, контролируемые извне России | 6,6 |
12-15 | Новый формат роста проблемных полей в России: нарастание числа локальных (местных) неразрешимых конфликтов и кризисных зон, лишь изредка попадающих в фокус внимания российских СМИ | 6,6 |
12-15 | Признаки становление партийной "вертикали власти" | 6,6 |
12-15 | Становление в России агрессивно-послушного развлекательного телевидения | 6,6 |
16 | Начало "хунвейбинизации" общественно-политической жизни в стране. Стремительный рост молодежных организаций – "Наши", "Молодая гвардия", "Мы", "Местные", "Аланы"... | 6,4 |
17-19 | Признаки того, что политическая оппозиция институционально перестает быть реальной оппозицией правящему режиму | 6,3 |
17-19 | Постоянные локальные конфликты с рядом соседних государств (Грузия, Украина, Литва, Молдавия, Норвегия, Эстония) как признаки снижения международного авторитета России | 6,3 |
17-19 | Искусственно навязанные российскому экспертному сообществу форматы обсуждения тем "национальное государство" и "государство – нация" трансформировались в долгосрочную политическую технологию формирования мифа о "русском фашизме" | 6,3 |
20-23 | Кадровые признаки начала практической реализации проекта "преемник Президента" (последние изменения в правительстве) | 6,1 |
20-23 | Начало искусственного селекционного отбора партий перед выборами в новую, чисто партийную Государственную Думу (Запрет НБП, недопущение Партии пенсионеров и "Родины" на выборы в МГД...) | 6,1 |
20-23 | Попытки преодолеть очевидные противоречия в социально-экономическом развитии страны с помощью широко рекламируемых технологических паллиативов ("Национальные проекты") | 6,1 |
20-23 | Неизменная поддержка населением реформ, проводимых российскими властями, в виде высокого рейтинга Президента и голосования за партию "Единая Россия" на региональных выборах. Своеобразное согласие на дальнейшее развитие "социального дарвинизма" в России как подтверждение тезиса: "Каждый народ заслуживает своего правительства" | 6,1 |
24 | Поощрение обывательского интереса и дилетантских рассуждений о "Национальной идее" (вроде удвоения ВВП или победы на чемпионате мира по футболу) наряду с "сигналами" из ВАКа научному сообществу России отказаться от защиты диссертаций на тему Русской идеи | 6,0 |
25 | "Монетизация" льгот и ее последствия, в форме осознания пенсионерами своих собственных специфических интересов (успех Партии пенсионеров на выборах во многих крупных городах России) | 5,9 |
26 | Частичный передел сфер влияния на субфедеральном уровне. Назначение главами субъектов федерации лиц, близких мэру Москвы Юрию Лужкову | 5,6 |
27-28 | Последовательная трансформация политической системы страны под влиянием политической технологии "наследуемого" президентства в "монархическую республику" или в "республиканскую монархию" | 5,4 |
27-28 | Активные действия российских властей, направленные на защиту от будущей "оранжевой революции" (политическая зачистка Москвы) | 5,4 |
29 | Очевидные признаки полного отказа Конституционного суда РФ от своего институционального предназначения | 5,3 |
30 | "Смена вех" у российских либералов. Вхождение в их риторику понятий патриотизма и справедливости | 5,0 |
31 | Окончательное размежевание по темам, способам воздействия на свои целевые группы и отношениям (подаче исходных материалов и получение откликов) с целевыми группами пользователей между российским телевидением, печатными СМИ и Рунетом | 4,7 |
32-33 | Продолжение тенденции смены смыслов в символьно-знаковых полях массового сознания граждан России (первое празднование "4 ноября", очередная попытка захоронения тела Ленина) | 4,6 |
32-33 | Смена тактики действий террористических групп на Кавказе: война с силовиками, а не с населением | 4,6 |
34 | Начало формирования контрэлиты в России на принципах не вхождения во властную "матрицу" и будущей люстрации нынешней властной элиты | 4,4 |
35 | Следование принципу "равноудаленности олигархов" от власти: Ходорковского – в Читинскую область, Абрамовича – на Чукотку | 4,3 |
36 | Всплеск активности российской интеллектуальной элиты в рамках социального проектирования (проекты новых Конституций, программы возрождения России после распада...) | 3,7 |
Маслов Олег Юрьевич, политический аналитик:
Подведение итогов каждого уходящего года традиционно сопровождается перечислением основных событий произошедших за год, причем выборка этих событий производится субъективно. Формат издания или симпатии к тем или иным политическим группировкам являются решающими факторами, и в зависимости от этого те или иные события признаются знаковыми. Таким образом, степень ангажированности аналитика во многом и определяет, в каком свете предстанут события 2005 года.
Если будут позиционироваться такие события, как создание и начало работы "Общественной палаты", презентации "национальных проектов", то прошедший год будет выглядеть годом торжества гуманизма, справедливости и бурного роста гражданского общества в России. Если знаковыми событиями будут названы трагические события в Нальчике, скандальные итоги выборов во многих регионах России, завершение процесса над М. Ходорковским, процесс принятия закона о некоммерческих организациях, то перед глазами встанет трагическая картина российской реальности. Поэтому для того, чтобы не впадать в грех субъективизма, необходимо анализировать события прошедшего года по трендам.
Безусловно, анализ событий 2005 года не позволяет подняться до уровня обобщений Джона Нейсбита, в его классических "Мегатрендах", но определенные закономерности и тенденции выявить удастся. Классификация выявленных тенденций может быть произвольной. Некоторые из тенденций можно назвать инновационными, некоторые технологическими, ряд тенденций необходимо будет отнести в разряд "high end", то есть близких к логическому завершению.
Выявление главных тенденций обычно связано с отбрасыванием заметных, но второстепенных явлений в общественно-политической жизни. Выявление главных тенденций связано с ответом на вопрос, "что именно интегрально связывает множество, казалось бы, не взаимосвязанных между собой событий?". Из всего спектра представленных ниже наиболее ярких тенденций в общественно-политической жизни России, необходимо выделить четыре главных тенденции. Последовательная и планомерная минимизация очагов общественно-политической жизни России, являющаяся технологической тенденцией, позволила выявить главный смысл происходящего: народ перестает быть субъектом политики в России. Необходимо признать данную тенденцию главной. Так как именно в ней заключены десятки менее значимых трендов, таких как, становление партийной вертикали власти и множество других.
Второй главной тенденцией 2005 года необходимо признать полное преобладание имитационных процессов над реальными. Имитация роста гражданского общества в России, имитация роста заботы властей о народе, имитация оппозицией своей оппозиционности. Причем то, что оппозиция в России перестает институционально выполнять роль оппозиции, также необходимо отнести к главным тенденциям года. Это беспокоит и федеральную власть, что проявляется в ее стремлении взять под полный контроль Партию пенсионеров и искусственно накачать "политические мускулы" партии "Родина".
Четвертой главной тенденцией прошедшего года необходимо признать окончательный переход власти к пенитенциарным технологиям достижения требуемых итогов выборов. Выборы в Московскую городскую Думу, находящиеся, в отличие от других региональных выборов, в фокусе внимания российских СМИ, подтвердили, что любая из действующих партий может не попасть в избирательный бюллетень, так же как любая из партий может по решению судебных инстанций выпасть из бюллетеня. Данную тенденцию также необходимо отнести к главным тенденциям года по той простой причине, что выборы являются единственной формой легитимизации власти, и последовательная ликвидация института выборов, безусловно, является тенденцией делегитимизации самой власти в России.
К условно инновационным тенденциям можно отнести "хунвейбинизацию" общественно-политической жизни в стране. Наблюдается стремительный рост молодежных организаций под "крылом" власти: "Наши", "Молодая гвардия" и другие, такие же. Данный тренд можно назвать условно инновационным, так как использование молодежных организаций в политических целях ранее применялось в КНР, и завершилось это, как известно, "ударом по штабам". Причем именно это и заложено в манифесте антифашистского молодежного движения "Наши".
Второй условно инновационной тенденцией можно назвать трансформацию тем "национальное государство" и "государство – нация" в долгосрочную политическую технологию формирования мифа о "русском фашизме". Данную трансформацию нельзя признать новой, даже в рамках новейшей истории России. Позиционирование националистических движений в стране в формате "русских фашистов" полностью повторяет те же технологические методы, которые применялись к коммунистам в нашей стране в начале 90 годов 20 века. Брэнд "красно-коричневые", безусловно, является предтечей брэнда "русский фашизм". В раскрутке брэнда "русского фашизма" заинтересованы многие силы, поэтому 2005 год нужно признать годом рождения нового искусственного мифа о "русском фашизме".
Первые признаки формализации технологической панацеи для федеральной власти под названием "национальные проекты" также можно отнести к инновационным тенденциям. Данная тенденция неразрывно связана с технологией "наследуемого" президентства, причем именно технология "наследуемого" президентства является своеобразным "локомотивом" трансформации политической системы страны. Кадровые признаки начала практической реализации проекта "преемник Президента" являются признаками вышеназванной политической технологии.
К условно инновационным тенденциям необходимо отнести и частичный передел сфер влияния на субфедеральном уровне. Назначение главами субъектов федерации лиц, близких к мэру Москвы Юрию Лужкову, является одновременно действиями властей, направленными на защиту от будущей "оранжевой революции". А также шагами по преобразованию "вертикали власти" в своеобразную "матрицу", жестко регламентирующую общественно-политическую жизнь в стране, и навязывающую вполне определенные условия жизни гражданам России. К условно инновационным тенденциям необходимо отнести и первые признаки формирования контр-элиты России на принципах не вхождения во властную "матрицу" и будущей люстрации нынешней властной элиты.
Некоторые из выявленных в общественно-политической жизни России тенденции имеют признаки определенной завершенности. Можно считать, что в России состоялось становление агрессивно – развлекательного телевидения. Налицо все признаки слияния трех ветвей власти в Единую власть. Не случайно все чаще звучат "оговорки по Фрейду": "Единая партия России". Очевидны признаки полного отказа Конституционного суда РФ от своего институционального предназначения.
Произошло окончательное размежевание по темам, системам воздействия на собственные целевые группы и системам взаимодействия (подача исходных материалов и получение откликов) с собственными целевыми группами пользователей между российским телевидением, печатными СМИ и Рунетом. Российское телевидение всё больше превращается в своеобразный рупор по сливу спама, а открытая травля в российских СМИ лиц, чье участие в Президентской избирательной кампании 2008 года крайне нежелательно (М. Касьянов, Г. Грабовой), подчеркивает определенную завершенность вышеназванных тенденций.
Ряд тенденций, скорее всего, будут иметь решающее значение для общественно-политической жизни страны по прошествии нескольких лет. К данному типу тенденций необходимо отнести и преобразование крупнейших российских компаний в ТНК. Заявление главы "Газпрома" А. Миллера о преобразовании газового монополиста в транснациональную корпорацию породило ряд рефлективных откликов. И нет сомнений в том, что данная тема будет еще длительное время находиться в фокусе внимания российского экспертного сообщества.
Нарастание числа локальных неразрешимых конфликтов, находящихся вне фокуса внимания российских СМИ, является также одной из важнейших тенденций года. Большинство локальных конфликтов необходимо отнести в разряд "тлеющих" конфликтов, и не исключено, что будущая "оранжевая революция" в России пойдет в формате агрегирования локальных неразрешимых конфликтов.
Еще одной из важнейших тенденций уходящего политического года необходимо признать "схлапывание" рынка политических услуг в России. Профессия политтехнолога исчезает в темпах, соизмеримых с недавним исчезновением пейджеров. Рефлективное осмысление данной тенденции обычно происходит в формате "заговора политтехнологов", что в известной степени не соответствует умонастроениям данной категории граждан. Именно с этим связан всплеск активности российской интеллектуальной элиты в рамках социального проектирования. В будущем году можно ожидать появление спектра программ "спасения России", возрождения России после грядущего распада, а также ряда проектов новой Конституции страны.
"Монетизация" льгот привела к тому, что пенсионеры начали осознавать свои собственные специфические проблемы. Именно это привело к тому, что "Партия пенсионеров" достигла известных локальных успехов на региональных выборах. Следовательно, можно ожидать, что данную партию в ближайшее время возглавит одна из политических фигур, близких Президенту В.В. Путину.
Во внешней политики необходимо выделить постоянные конфликты между Россией и соседними странами, что обозначает тенденцию снижения международного авторитета России. А это позволяет говорить о трансформации РФ в "обыкновенную страну", в региональную державу. Об этом свидетельствует и тенденция к отказу властей от пиар – имперскости.
Многие эксперты иронично заявляют о том, что Президент продолжает придерживаться принципа равноудаленности олигархов. Именно этим они объясняют сохранение Р. Абрамовича во главе Чукотки и направление М. Ходорковского в Забайкалье. В этой же плоскости находится тенденция вхождения в риторику российских либералов символов патриотизма и справедливости. Выдавливание с телевидения и печатных СМИ темы коррупции во власти привело к тому, что данная тема стала темой №1 в "кухонных" дискуссиях. Но самой печальной тенденцией является неизменная поддержка населением реформ, проводимых властями. Данная поддержка проявляется в форме голосования за партию "Единая Россия", и именно это голосование следует оценивать как своеобразное согласие российских граждан на дальнейшее развитие "социального дарвинизма" в России.
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |