Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Обозрение

24.11.2005 О "новом" Уставе Нижнего Новгорода

Автор: Маслов Олег Юрьевич

Лично я с большим скепсисом отношусь к тем аналитикам, которые рефлектируют в рамках мейнстрима, задаваемого властями. Существует даже иронический термин "акын" - политологи. Их основная задача - обсуждать и разъяснять действия властей. Но нынешнее обсуждение "нового" Устава Нижнего Новгорода является исключением. Презентация "нового" Устава нашего города как некого важного шага в будущее заслуживает, как минимум, объективной оценки самого Устава.


Элитный Устав для главы города и депутатов городской Думы

В начале необходимо отметить, что "новый" Устав Нижнего Новгорода - это своеобразная "калька" с федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". И "новый" Устав нашего города принимается в соответствии с федеральным планом – графиком, регламентирующим внесение соответствующих изменений органами местного самоуправления. Причем, необходимо отметить, что нижегородские инновации заключались лишь в том, что некоторые пункты Устава не в полной мере копируют соответствующие пункты федерального Закона. Причем, все упущения сделаны в сторону ослабления влияния нижегородцев на собственную власть.

Если сравнивать действующий Устав Нижнего Новгорода и новую редакцию Устава Нижнего Новгорода, то необходимо отметить и расширение возможностей депутатского корпуса для толкования "нового" Устава. Устав, как был, так и остался элитарным, и 90% текста Устава – это положения об органах власти. Безусловно, в Уставе города есть упоминание нижегородцев, когда говорится о населении, но нет ничего такого, что бы дало дополнительные права гражданам города по сравнению с федеральным Законом. Многие скажут, что право на законодательную инициативу, права граждан на сход, на публичные обсуждения – это шаг вперед по сравнению с действующим нынешним Уставом. Но необходимо честно сказать, что те изменения, которые вносятся в Устав Нижнего Новгорода – это "шаг в строю", аналогичные изменения будут внесены в Уставы сотен тысяч аналогичных муниципальных образований.

Безусловно, найдутся в Нижнем Новгороде журналисты, которые смогут сказать, что "впервые в России" в Уставе города закреплено то-то и то-то, но это будет означать только одно, что данный журналист не имеет представления о существовании Интернета. Не более того. А главный вывод, который можно сделать по ходу обсуждения "нового" Устава Нижнего Новгорода – это то, что Устав нашего города – это формула внутриэлитного договора, и данный Устав практически не касается жизни нижегородцев. Но мы должны быть благодарны депутатам, что они оставили-таки нижегородцам право самим выбирать главу города. Тем паче на фоне того, что новый губернатор области Шанцев - "москвич", новый полпред ПФО Коновалов – из Питера, прокурор области Демидов – "человек из Кемерово", да и новый председатель областного Суда Каневский - тоже не местный. У известного политтехнолога Г. Павловского есть выражение: "Любая власть – оккупант". Утверждение более, чем спорное, но у многих нижегородцев именно такое видение реальности начинает возникать, в рамках последних кадровых назначений.


Устав Нижнего Новгорода и новейшая история Нижнего Новгорода

В июле 1991 года был принят российский закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации". В 1992 году нижегородский городской совет народных депутатов принял положение о местном самоуправлении на территории Нижнего Новгорода, которое основывалось на российском законе. На этом началась постсоциалистическая история "Устава города", с самого своего начала принявшая драматические оттенки.

Небольшая цитата из "Устава местного самоуправления города Нижнего Новгорода", отпечатанного в марте 1994 года Д.И. Бедняковым тиражом 350 тыс. экземпляров: "после упразднения городского и районного Советов народных депутатов работники администрации города в ноябре 1993 года приступили к разработке проекта Устава местного самоуправления в городе Нижнем Новгороде. В середине января 1994 года проект Устава был опубликован в трех газетах города с предложением к нижегородцам обсудить его и внести свои предложения. Проект вызвал живой отклик среди жителей города"...

Историческая действительность такова, что в конце января 1994 года губернатор Нижегородской области Б. Е. Немцов назначил на 27 марта, одновременно с выборами в Законодательное собрание нижегородской области и нижегородскую городскую Думу, и выборы главы города Нижнего Новгорода. Причем он очень хотел видеть во главе города не Д. И. Беднякова, а своего соратника, председателя областного совета народных депутатов Е. В. Крестьянинова. Поэтому всё то, что произошло после этого необходимо рассматривать лишь в одном аспекте: борьбы за власть.

Двадцать четвертого февраля 1994 года исполняющий обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода Д.И. Бедняков принимает постановление №12 "О проведении референдума в городе по принятию Устава местного самоуправления". 22 марта Нижегородский областной Совет народных депутатов, предусмотрительно не распущенный Б. Е. Немцовым (областные Советы были распущены в большинстве субъектов Федерации России) принял решение, в котором указывалось на нарушения российского законодательства в постановлении Д. И. Беднякова. А 23 марта губернатор Б. Е. Немцов своим распоряжением №373-р отменяет "постановление исполняющего обязанности главы администрации г. Нижнего Новгорода от 24.02. 94 года №12".

К этому времени, благодаря стараниям окружной избирательной комиссии в бюллетени для голосования на должность главы местного самоуправления осталось всего две фамилии: Бедняков и Крестьянинов. Ощущение реальности предстоящей победы Беднякова на выборах, дошло и до губернатора Немцова. Последующие шаги нижегородской областной власти когда-нибудь войдут в учебники по управляемой демократии. Евгений Крестьянинов снимает свою кандидатуру, и окружная избирательная комиссия 26 марта 1994 года принимает постановление "О заявлении кандидата на должность главы местного самоуправления г. Нижнего Новгорода Е. В. Крестьянинова о снятии своей кандидатуры". Пункт №1 этого постановления гласил: "Выборы главы местного самоуправления города Нижнего Новгорода, назначенные на 27 марта 1994 года, отложить".

29 марта 1994 года Указом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Д. И. Бедняков был отстранен от исполнения обязанностей главы администрации г. Нижнего Новгорода "за одноразовое нарушение законодательства".

Назначение главой города Нижнего Новгорода Ивана Петровича Склярова подвело черту под предысторией Устава города Нижнего Новгорода, так как все последующие попытки городской Думы и еще одного и.о. В. Н. Горина видоизменять действующий Устав нельзя рассматривать как некое историческое действо. Это было нечто из разряда самоудовлетворения собственных амбиций и к реальной жизни нижегородцев никакого отношения не имело.

Устав Нижнего Новгорода 1992 года, принятый депутатами нижегородского городского Совета народных депутатов радикальных изменений в последующие годы практически не имел. Все изменения касались лишь органов власти и системы отношений между органами власти. Председатель НГД Иван Карнилин может вспомнить и изменения, вносимые при Иване Склярове, а также изменения, вносимые при и.о. главы города Владимире Горине: эти изменения подавались как исторические. Карнилин может припомнить и как изменения в Устав родились "за чашкой чая", когда вновь избранный глава города Юрий Лебедев убедил депутатов городской Думы в том, что два заместителя председателя НГД лучше, чем один. Именно это сформировало отношение к действующему Уставу города, как к туалетной бумаге, как к практически ничтожному документу. Если кто-то считает по-другому, то этот человек должен представить доказательства противоположного. Например, в виде решения областного Суда, в котором Суд ссылается на Устав Нижнего Новгорода, как на правовой документ.

Безвременье - это такое время, когда нет исторических событий. Можно ли считать принятие новой редакции Устава Нижнего Новгорода историческим событием? Безусловно, нет. Исторические события – это те события, которые в той или иной степени затрагивают жизнь определенных человеческих общностей. А обсуждение новой редакции Устава не затрагивает нижегородцев.

В истории Нижнего Новгорода останется лишь одна веха, связанная с Уставом нашего города – это попытка Дмитрия Беднякова в 1994 году вынести Устав Нижнего Новгорода на общегородской референдум. С того времени Дмитрия Беднякова отучили апеллировать к народу, и он сделал правильный выбор и подтверждением этому является его нынешний высокий статус депутата СФ. Все остальные изменения в Уставе Нижнего Новгорода, включая нынешние, это, пользуясь терминологией Сергея Кургиняна, "рябь на воде". А последний местный референдум в нашем городе был организован коммунистической властью по вопросу "возвращения городу его исторического названия Нижний Новгород. Этот референдум состоялся 18 марта 1990 года. Новейшая история демонстрирует, что советская власть была более демократичной, чем нынешняя как бы демократическая. Нынешняя власть лишь имитирует заботу об учете мнения нижегородцев.


Ещё один исторический экскурс

Как это ни покажется парадоксальным, но формат нижегородской власти, сформированный после 1993 года уступает по своей эффективности организации вольных городов 15 века Новгорода Великого и Пскова.

Р. Пайпс в своей книге "Россия при старом режиме" так характеризовал Новгородское вече: "Решающая власть на вече находилась в руках новгородских бояр, патрициата, ведущего свое происхождение от старой дружины и состоящего из сорока (!) виднейших фамилий... Эти фамилии монополизировали все высокие должности и в немалой степени определяли характер принимаемых на вече решений". Новгород, по словам историка Н.И. Костомарова "был купеческой республикой с дисперсно-организованной политической элитой, представляющей собой партии – фамилии – торговые дома, в основе консолидации которых лежали экономические интересы. В этих условиях вече было послушным орудием совета господ как органа согласования интересов различных партий, стоящих за решением вече".

Ключевский дал определение сущности политической организации Новгорода как "поддельной, фиктивной демократии", но на Новгородском вече согласовывались интересы 40 партий, а интересы скольких групп представляют 42 депутата нижегородской городской думы и как мы с вами можем охарактеризовать нижегородскую демократию в начале 21 века?

Ключевский уподобил этот тип организации акционерному обществу; эту же метафору использовал Солоневич: "Новгород был построен... по ганзейскому принципу: государство как торговый дом. Правительство как правление акционерного общества. И самые богатые люди страны как акционеры, избирающее свое правление для защиты своих интересов". Р. Пайпс отметил: "Сложившийся в Новгороде порядок правления во всех своих главных чертах напоминал форму, известную из истории средневековых городов-государств Западной Европы". В условиях государства – акционерного общества – в качестве правящей элиты выступает торгово-промышленная олигархия. А какой тип олигархии управляет Нижним Новгородом в начале 21 века?

Опыт вольных городских общин Новгорода Великого и Пскова представляет большой интерес в той части, что в них присутствовали реальные элементы самоуправления, чего нет в Нижнем Новгороде в начале 21 века.


Что должно быть в Уставе Нижнего Новгорода!

Для того, чтобы Устав Нижнего Новгорода стал реальным юридическим документом его необходимо принимать на референдуме. И закрепить в Уставе, что все изменения в Устав могут тоже осуществляться только через референдум. Только этот шаг в состоянии преобразовать Устав Нижнего Новгорода из практически ничтожного документа в реальную силу. Так что же должно быть в Уставе Нижнего Новгорода?

В первую очередь в Уставе нашего города должен быть раздел, посвященный правам нижегородцев. В Конституции РФ есть соответствующие разделы. Но большинство прав граждан России не закреплено в местных нормативных актах и, в первую очередь, в Уставах муниципальных образований. С высоты прожитых лет можно сказать, что советская норма, когда любой чиновник, которому письменно обращался гражданин, был обязан в течение 30 дней дать ответ по существу, сегодня выглядит как вершина демократии. Добиться ответа от чиновников практически невозможно. А публичное общение мэра города с нижегородцами, в рамках которого берутся на заметку отдельные проблемы граждан, – это политтехнология, не имеющая ничего общего с реальными правами нижегородцев.

Лишь только тогда, когда в Уставе Нижнего Новгорода все конституционные права будут преобразованы в конкретные пункты Устава города, с закреплением меры ответственности властных чиновников за их неисполнение, – начиная со служебного несоответствия, заканчивая увольнением, – только тогда можно будет говорить о том, что Устав Нижнего Новгорода станет неотъемлемой частью общественно-политической жизни нашего города.

Я абсолютно уверен в том, что нынешняя структура управления Нижним Новгородом не соответствует динамично изменяющейся реальности. Предстоящая реформа ЖКХ сделает это очевидным для всех. Покажет это несоответствие всем. Реформа ЖКХ коснется всех и каждого, даже тех, кто осознанно сторонится политики и властей. Но это вопросы завтрашнего дня, а сегодня в рамках обсуждений Устава необходимо добиться того, чтобы были внесены поправки о том, что глава города - это наёмный работник, нанятый нижегородцами с целью обеспечения им неуклонного роста благосостояния всех жителей нашего города. Необходим и раздел в Уставе об отчетности главы города Нижнего Новгорода перед нижегородцами. Каким должен быть ежегодный отчет главы города Нижнего Новгорода перед нижегородцами?

Представляется, что он должен отчитываться по широкому спектру вопросов, так как его отчет в ходе выборов продемонстрировал, что это чистой воды агитпроп, а не отчет должностного лица. В новом Уставе города необходимо юридически закрепить положение "О ежегодном отчете главы города Нижнего Новгорода". В рамках ежегодного отчёта глава города будет отчитываться о проделанной за год работе, об исполнении бюджета города, а также по главным показателям жизнеобеспечения граждан Нижнего Новгорода. Причём, обязательно по следующим позициям:

  • количество рожденных и умерших граждан;
  • уровень безработицы в городе;
  • бюджетообеспеченность граждан города (в сравнении с другими региональными центрами)
  • соотношение числа работающих и пенсионеров;
  • уровень цен на рынках и магазинах по основным продуктам питания: хлеб, молоко, масло, картофель, яйца, крупы, овощи (в сравнении с другими городами – миллионниками);
  • соотношение доходов граждан города Нижнего Новгорода с ценами на газ, электроэнергию и коммунальные услуги;
  • состояние здравоохранение в городе (количество больничных коек на 1 тысячу жителей, "карет" скорой помощи, больных СПИДом и туберкулезом, % граждан города, имеющих полисы обязательного медицинского страхования);
  • состояние транспорта (цены на основные виды городского транспорта, количество единиц автотранспорта на 1 тысячу жителей);
  • криминогенная обстановка (по количеству преступлений на 1 тысячу жителей, количеству зарегистрированных наркоманов и проституток в городе, % раскрываемости преступлений);
  • количество вновь созданных за год рабочих мест;
  • уровень средней зарплаты по отраслям;
  • уровень обеспеченности граждан города (количество телефонов, автомобилей на 1000 жителей, количество квадратных метров жилья на 1 человека, количество вновь введенного за год жилья, количество мест в ВУЗах и т.п.).

Это далеко не полный список позиций, по которым должен отчитываться ответственный глава города Нижнего Новгорода, если конечно граждане города этого захотят. Юридическое закрепление в Уставе города положения "о ежегодном отчете главы города поможет и нижегородцам быстрее определяться с компетентностью своего главы, да и главе города понять, чего от него ждут граждане нашего любимого города. Глава города, как ответственный наемный работник, нужен только гражданам города. Нынешняя власть похоже не собирается наниматься у народа.

Если бы в Уставе Нижнего Новгорода был целый раздел, посвященный тому, по каким именно пунктам глава города Нижнего Новгорода отчитывается перед нижегородцами, то уже сегодня в него необходимо было бы внести следующее дополнение: "сколько граждан Нижнего Новгорода переселены в менее благоустроенное жилье из-за неуплаты услуг предприятиям ЖКХ". Можно представить, как в феврале 2006 года Вадим Булавинов отчитывается перед гражданами нашего города и говорит, что за 2005 год выселено в менее благоустроенное жилье столько-то семей и столько-то граждан Нижнего Новгорода ухудшили условия своей жизни. По этому индикатору можно было бы со временем определить, какими темпами в нашем городе идет формирование андеркласса, и какое число "новых обездоленных" со временем будет готово участвовать в новой революции, или просто в противоправных действиях.

Не является большим секретом, что ведущие страны мира вкладывают значительные средства в проекты под названием "Электронное правительство". К необходимости вкладывать деньги в данный проект привело не только широкое распространение Интернета, но и требование к открытости власти перед своими собственными избирателями. В рекламных роликах, призванных продемонстрировать налогоплательщикам реальные шаги к "электронному правительству", можно увидеть, что рядовой гражданин, отправивший обращение во властную структуру, в состоянии через сеть Интернет отследить прохождение своего послания по кабинетам и даже получить информацию о визах, поставленных на обращении. В изданной в России книге Дугласа Холмса "Стратегия электронного бизнеса для государства" достаточно примеров прорыва городов в желаемое будущее, но видно это абсолютно не приемлемо для такого продвинутого города как Нижний Новгород. И Устав нашего "столичного" города будет практически не отличим от Устава какого-нибудь Мухосранска.

Но пока о желаемых изменениях в Уставе можно только мечтать. Элитная нижегородская тусовка, являющаяся, по сути дела, классической олигархической властью в Нижнем Новгороде, скоро примет все необходимые изменения в Устав Нижнего Новгорода и забудет о нем. До следующих изменений.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна