Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

28.07.2005 Как победить на выборах безальтернативного главу города? (часть четвертая)

Авторы: Маслов Олег Юрьевич , Александр Васильевич Прудник

Направления слома формата безальтернативности

Важнейшим условием для победы над безальтернативным главой города является слом формата восприятия, сложившегося у граждан города до начала активной фазы избирательной кампании. Сам феномен безальтернативности поддерживается явным или тайным согласием доминирующих в городе элитных групп на сохранение власти в сложившемся формате. В реальности безальтернативность, довольно часто, базируется на тотальном превосходстве управляющей властной группы над другими центрами влияния. "Стержнем" безальтернативности является стремление инертной консервативной массы граждан сохранить всё "так, как есть". Поговорка "от добра добра не ищут" отражает бессознательную установку значительной части электората.

Время в ходе избирательных кампаний значительно отличается по интенсивности информационного воздействия на граждан от времени между избирательными кампаниями. Именно это обстоятельство не позволяет принять высокий рейтинг действующего главы города за гарантию его избрания. Известен эффект "ловушки высокого рейтинга" (http://www.polit.nnov.ru/2005/06/08/mear/). Слом формата безальтернативности (http://www.polit.nnov.ru/2005/07/07/mear/), несмотря на многообразие методов влияния на массовое сознание, проходит по трем основным направлениям воздействия:

  • За счет последовательных презентаций реальных успехов известных и мало известных хозяйственно-политических деятелей на аналогичном посту. Презентациями достигается позиционирование в массовое сознание избирателей убогости достигнутых успехов действующего главы города.
  • За счет технологических презентаций скандальных историй, связанных с действующим главой города и его ближайшим окружением. Данное направление информационного воздействия на массовое сознание принято называть "черным пиаром".
  • За счет поливариантного воздействия на различные целевые группы избирателей с ярко выраженными доминантными интересами.

Слом формата безальтернативности является многоуровневой задачей и на современном этапе развития политических технологий осуществляется разветвленной сетью практически не связанных между собой структур исполнителей.


Этапы слома формата безальтернативности

Необходимо выделить три этапа слома безальтернативности:

  • Подготовительный этап, в рамках которого проводится профессиональное проективное или зондажно – проективное социологическое исследование (http://www.polit.nnov.ru/2005/06/21/mear/ ). В рамках данного исследования выявляются проблемные поля и территориальные анклавы, в которых избиратели ни при каких обстоятельствах не будут голосовать за действующего главу города.
  • Информационно – подготовительный этап, в рамках которого подготавливаются программы по воздействию на негативно настроенные по отношению к действующему главе города целевые группы ради формирования у них мотивации голосования за реальную альтернативу.
  • Практический этап. Запуск критической массы разноуровневых проектов, направленных как на подрыв рейтинга действующего главы города, так и на мобилизацию потенциального электората реальной альтернативы действующему мэру.

Необходимость использования сетевых структур вытекает из невозможности слома формата безальтернативности в рамках однонаправленного, централизованного воздействия на избирателей без учета специфики различных целевых групп избирателей. Унифицированные материалы, предназначенные для всех избирателей без исключения, играют важную роль на первом этапе выборов, в рамках повышения уровня узнаваемости (известности) реальной альтернативы. Централизованное воздействие в условиях безальтернативности является оружием действующей власти. Централизованное воздействие на массовое сознание с трудом справляется с задачей формирования мотивации к голосованию за реальную альтернативу.

Практические форматы слома безальтернативности реализуются за счет нестандартных "ходов", ломающих формат восприятия избирателей.


Рудольф Джулиани и Вадим Булавинов

На днях глава города Нижнего Новгорода Вадим Булавинов уверенно заявил, что он не занимается избирательной кампанией. В интервью телекомпании "Сети НН" он проинформировал граждан города: "Я занимаюсь ремонтной кампанией в Нижнем Новгороде". Нет особой надобности напоминать нижегородцам, что точно такой же "ремонтной кампанией" занимался в 2002 году Юрий Лебедев, а в 1997 году – Владимир Горин. Действующий глава города не планирует отчитываться в своих успехах, а постоянно позиционирует начало работы над "пятилеткой" развития Нижнего Новгорода. И этим он разительно отличается от бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани.

Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани утверждал, что для эффективного руководства городом необходимо создать "свою идеологию", причем одной из важнейших составляющих этой идеологии он считал систему отчетности. В 1994 году, когда Джулиани стал мэром города, бюджет составлял 31,7 млрд. долларов, а в 2001 году он уже составлял 40 640 000 000 долларов и это говорит о многом. Безусловно, можно возразить и сказать, что Нью-Йорк - это не Нижний Новгород, что у Нижнего Новгорода все деньги забирает область, и в этом есть доля правды. Но проблема действующей власти в нашем городе заключается в том, что единственной программой, которую вспоминают нижегородцы при упоминании фамилии Булавинова, является программа "Чистый город", удивительно напоминающая программу последнего председателя Горисполкома Омари Шарадзе. Никаких других программ "навскидку" нижегородцы вспомнить не могут. А "ямочный ремонт" - это нечто из серии о "дураках и дорогах", и поэтому нет необходимости обсуждать эту пиар – асфальтовую тему.

Рудольф Джулиани применил за время своего правления уникальные методы решения проблем. Он говорил, что "система муниципальных средних школ Нью-Йорка находилась в крайне плачевном состоянии до тех пор, пока не стала ясна ее важнейшая функция. Названная система существует для того, чтобы давать миллионам детей, которые обучаются в ее стенах, возможно более качественное образование. Вместо этого данная структура на протяжении достаточно протяженного времени существовала, прежде всего, для того, чтобы обеспечить работой людей, занятых в ней". Не является большим секретом, что система муниципального образования в большинстве городов США выстроена таким образом, что ребенок, проживающий в одном районе, будет учиться в школе именно этого района, если только он не ходит в частную школу. Дело в том, что часть налогов с физических лиц поступают непосредственно на соответствующие образовательные статьи бюджета, а далее непосредственно в ту школу, в которую ходят дети родителей, живущих в данном районе. Данная дифференциация может показаться жестокой, но в ней есть своя справедливость. Возможность города контролировать качество образования, например, по количеству учащихся, получивших высшее образование по истечении 15 лет после окончания школы, позволяет стимулировать соответствующие школьные коллективы. Трудно представить, что на нечто подобное способна команда Вадима Булавинова.

Особой гордостью Рудольфа Джулиани является система отчетности "Компстар" по системе правонарушений в городе. При Джулиани Нью-Йорк превратился из одного из самых криминальных городов США в город, в котором уровень преступности стал ниже по сравнению с другими американскими городами – "миллионниками". Представить подобное в Нижнем Новгороде невозможно и не только потому, что граждане Нижнего Новгорода не избирают шерифа (начальника городской милиции), но и потому, что в Нижнем Новгороде нет городского УВД. Поэтому ни мэру Нижнего Новгорода, ни руководству областного УВД нет какой-либо необходимости отчитываться перед нижегородцами о состоянии дел в данной сфере. Безусловно, для интеллектуальной элиты Нижнего Новгорода является очевидным, что система власти в городе абсолютно не приспособлена к управлению полуторамиллионным городом в условиях рынка. Главная вина действующей власти, и персонально мэра Булавинова, заключается в том, что городская администрация не в состоянии поставить перспективные задачи, понятные гражданам города, и последовательно их решать.

Что привлекает в системе отчётности Рудольфа Джулиани, так это то, что она реализуется в формате человеческого измерения. Каких успехов удалось достичь Нью-Йорку с 1994 по 2001 год при Рудольфе Джулиани? За этот период количество убийств снизилось на две трети, показатели преступности в целом упали на 57%. Количество ограблений упало с 85 883 до 32 213. Количество краж со взломом снизилось с 100 933 до 38 155. А краж автомобилей – с 111 611 до 35 673. Время между вызовом полиции и ее приездом сократилось с 8 минут 36 секунд до 7 минут 30 секунд, то есть на целую минуту, которая, возможно, спасла не одну человеческую жизнь. В 1999 году муниципальные службы Нью-Йорка провели в 2 раза больше анализов ДНК чем ФБР. Правила, нацеленные против пьянства за рулем, привели к лишению прав 4 000 водителей. Знают ли нижегородцы хотя бы об одной цифре по вышеизложенным показателям в сравнении с предыдущими годами? Нет, не знают. Им эти цифры, скорее всего, просто не интересны.

В 2000 году журнал "Форчун" назвал Нью-Йорк местом №1 для бизнеса в Америке. С 1994 по 2000 год в городе было создано 456 000 новых рабочих мест в частном секторе. К концу 2000 году безработица упала в городе до уровня ниже 6%. Заработная плата учителя, работающего на полную ставку, в 1993 году была 66 530 долларов, а в 2000 – 79 924 доллара. Причем число учащихся на одного учителя за этот период сократилось с 15,3 до 13,8. С 1993 по 1999 год введено в строй 62 000 новых единиц жилья. 22 937 единиц частного низкодоходного жилья было отремонтировано на городские низкопроцентные займы. С 1994 по 2000 год количество собственников жилья увеличилось более чем на 10%.

Можно возразить, что некорректно сравнивать "финансовую столицу мира" и "столицу Поволжья", но сравнивать деятельность мэров двух городов можно. И это сравнение вполне корректно, но позиционирует Вадима Булавинова отнюдь не в позитивном формате.


Иные методы слома формата безальтернативности

Публичная система слома формата безальтернативности включает в себя критическую массу примеров позитивных действий властей в других городах страны и мира, не реализуемых в большинстве городов России. Данный формат информационного воздействия будет положительно воспринят не только интеллектуальной элитой, но и значительным числом целевых групп избирателей, сталкивающихся с не разрешаемыми проблемами, и не видящих в городской власти защитника своих интересов. Но наиболее эффективной системой слома безальтернативности является воздействие на узко ориентированные целевые группы, связанные общими проблемами и интересами. Данные целевые группы выявляются в рамках профессиональных социологических исследований, а также целенаправленной работы команды альтернативного кандидата в аспекте изучения проблемных полей.

Системным форматом слома безальтернативности является избирательная кампания альтернативного кандидата, проведенная в формате блицкриг. Нечто подобное блицкригу реализовал Александр Стальмахов в ходе выборов в Государственную Думу по Дзержинскому избирательному округу в 2003 году. Формату блицкрига и будет посвящена следующая публикация.

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна