Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2023, Martovsky
Главная > Перспективы

20.07.2005 Битва за наследие Владимира Путина: Нижегородский пролог

Автор: Александр Жмыриков

Многие нижегородские политологи, да и большинство столичных знатоков российской политической моды, никак не могут найти ответ на вопрос: "Отчего Президент страны столкнулся с необходимостью грубейшим образом нарушить федеральный закон о выборах глав администраций субъектов РФ?".

Согласно данному закону, инициированному в свое время, как известно, самим Владимиром Путиным и первоначально изложенному в Указе Президента РФ, всенародные выборы глав администраций субъектов РФ отменяются. Взамен вводится процедура избрания последних депутатами региональных парламентов из кандидатур представленных Президентом страны. Для того, чтобы "избрание" глав администраций не превратилось в формальное "штампование" воли Президента, в Указе, а затем и в федеральном законе предусмотрена специальная процедура. Системообразующим элементом последней является положение о сроке внесения Президентом РФ кандидатуры претендента на должность главы субъекта РФ в региональный парламент. В законе этот срок обозначен предельно четко: "не позднее чем за 35 дней до истечения полномочий действующего главы субъекта РФ". Между тем в проекте закона значился менее жесткий срок: "за три недели до истечения полномочий действующего главы администрации субъекта РФ".

В случае с избранием губернатора Нижегородской области Владимир Путин явным образом нарушил вышеназванное положение федерального закона. Срок окончания полномочий действующего губернатора Нижегородской области истекает 8 августа 2005 года. Простой расчет показывает, что Президент страны был обязан внести кандидатуру на пост губернатора не позднее 4 июля 2005 года. Сегодня уже 20 июля, а кандидатура на рассмотрение областного Законодательного собрания не внесена. Почему?

Первая версия политологов, озвученная в начале июля, сводилась к тому, что Владимир Владимирович Путин в суете повседневных дел перепутал даты, указанные в проекте федерального закона и в утвержденном тексте этого же закона. Поэтому он, дескать, ориентировался не на 4 июля, а на 18 июля. Версия с самого начала весьма уязвимая. Во-первых, Владимир Владимирович приучил всех нас к тому, что он всегда предельно пунктуален в исполнении федеральных законов. Я бы сказал, даже педантичен. Во-вторых, у него в администрации есть конкретные чиновники, должностными обязанностями которых является подготовка документов на подпись Президенту России в четко обозначенные сроки. Не думаю, чтобы кто-то из них осмелился "проспать" срок подготовки представления кандидата в губернаторы Законодательному собранию Нижегородской области.

Вторая версия политологов отражала ссылки на занятость Президента страны. Дескать, на протяжении первых июльских дней у Президента был предельно насыщенный график работы, включающий и встречи на высшем уровне с главами стран "восьмерки", и саммит глав "шанхайской пятерки", и инспекторская поездка Президента на южные рубежи страны. По сути, вторая версия является ухудшенной модификацией первой. Ведь если смысл первой версии сводился к тому, что Президент перепутал даты (простая человеческая оплошность), то смысл второй в том, что Президент знал о дате представления кандидата на пост губернатора Нижегородской области, но посчитал это дело второстепенным по сравнению с другими текущими делами. Не думаю, чтобы Президент страны осознанно нарушал федеральный закон, руководствуясь ссылкой на усталость от более важных дел. Тем паче, что он уже не раз демонстрировал приоритетность проблемы укрепления вертикали власти в ряду остальных сегодняшних проблем.

Тогда в чем же причина промедления Владимира Путина?

Я полагаю, что ответ на этот вопрос можно найти, если рассматривать  ситуацию с выборами нижегородского губернатора не в рамках парадигмы "бездействия" Владимира Путина и его администрации, а, напротив, в рамках просчитанных и тонко выверенных действий уже начавшейся борьбы за пост будущего Президента РФ.

Моя гипотеза строится на следующих положениях.

1. В выборах Президента РФ в 2008 году, согласно действующей Конституции РФ, Владимир Владимирович Путин не может участвовать в качестве кандидата. Сам действующий Президент страны неоднократно заявлял о своей решимости отстаивать незыблемость положения Конституции РФ о двух сроках президентства. Следствием этого является вопрос о кандидатуре преемника Путина. Сегодня мы уже наблюдаем медийный кастинг претендентов на роль преемника.

2. Совершенно очевидным представляется обстоятельство, согласно которому любой из "раскрученных" на сегодня политиков, способных нести "знамя Путина", не имеет харизмы, сравнимой с харизмой действующего Президента страны. Следствием этого является значимая вероятность победы на выборах Президента страны 2008 года кандидата, альтернативного открытому преемнику Путина, но явно не отвергаемого Путиным. Совершенно понятно, что такой кандидат уже сегодня абсолютно неприемлем для руководящей политической элиты. Ведь он в случае победы будет лоялен по отношению к экс-президенту, но не может быть лоялен по отношению к старой правящей элите в целом. Значимые места в новой элите займут лично ему преданные люди.

3. Угроза утраты "места под солнцем" заставляет правящую элиту, с одной стороны,  интенсифицировать поиск  преемника Путина, а, с другой, – всячески препятствовать усилению стартовых позиций любого альтернативного кандидата.

4. Плацдармом для выдвижения альтернативного кандидата в Президенты страны может быть сегодня только пост главы администрации одного из крупных субъектов РФ. Почему?

Потому что, кандидат-бизнесмен изначально уязвим в двух направлениях: собственном бизнесе и электоральном ресурсе. О том как прикрыть бизнес даже очень влиятельного лица нам всем поведало дело ЮКОСА. Отношение же российских избирателей к представителям бизнес сообщества обратно пропорционально богатству этих самых представителей. Ежедневные публикации о причудах богатых поддерживают негативный фон этого отношения.

Вы спросите: "А почему альтернативным кандидатом на пост Президента страны не может стать профессиональный политик?". Отвечаю: заявить о своем участии такой политик, конечно же, может. Однако стать реальной альтернативой преемнику Путина ему не дано. Причины:  а) инертность рейтинга влияния такого политика (из публикуемых социологических исследований явствует, что рейтинг влияния даже самых известных российских политиков не превышает 5-7%); б) сложившийся стереотип восприятия политических идей, провозглашаемых этим политиком; в) отсутствие собственных материальных средств для первоначального этапа борьбы (значимая финансовая поддержка со стороны может быть получена не ранее его прохождения во второй тур выборов); г) отсутствие реальных достижений на посту управления хотя бы одним из значимых субъектов РФ.

5. Из числа действующих ныне глав администраций субъектов РФ на роль альтернативного кандидата с известной долей допуска могли бы претендовать губернатор Краснодарского края Ткачев, губернатор Красноярского края Хлопонин, мэр Москвы Лужков.

Юрию Михайловичу Лужкову участвовать в выборах Президента страны вряд ли позволят возраст и занимаемое высокое положение в партии "Единая Россия". Возраст накладывает известные ограничения по здоровью, а лидерство в пропрезидентской партии обязывает поддерживать кандидатуру преемника Путина.

Александр Николаевич Ткачев в большей мере подходит на роль преемника  Путина. Он очень схож с действующим Президентом РФ по манере поведения, так же как и Владимир Владимирович выражает интересы "патриотов-государственников", очень точно реализует инициативы действующего Президента страны. Единственное что может помешать ему занять нишу преемника Путина – отсутствие "питерской прописки". Последнее обстоятельство существенно для референтной группы Путина, но может быть несущественным для самого Владимира Владимировича.

Александр Геннадьевич Хлопонин недостаточно силен для того, чтобы выдержать бремя борьбы с преемником Путина. Он еще может вступить в борьбу за право стать преемником, хотя его шансы в сравнении с питерским кланом и вышеназванным губернатором Краснодарского края невелики. Занять же позицию открытого противника "партии власти" Хлопонину явно не по плечу.

6. Ввиду отсутствия среди действующих глав администраций субъектов РФ реальной фигуры, способной стать альтернативным кандидатом на пост Президента РФ, с одной стороны, и объективной потребности в таком кандидате, с другой стороны, реальной представляется возможность появления такого кандидата среди тех, кто займет пост главы одного из крупных субъектов РФ в ближайший год.

7. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что, просчитав реалии борьбы за пост Президента страны в 2008 году, на должность губернатора Нижегородской области стал претендовать полпред Президента РФ в ПФО Сергей Владиленович Кириенко.

Аргументы для такого предположения следующие.

Во-первых, Сергей Владиленович в весьма раннем возрасте сумел впервые взойти на политический Олимп, став самым молодым в истории России Премьер-министром. Такое не забывается и порождает в психике установку на более высокую самореализацию. Иными словами, Сергей Владиленович в его теперешнем, оптимальном для политика возрасте не может быть напрочь лишен президентских амбиций.

Во-вторых, по складу ума Сергей Владиленович представляет собой надежно действующий компьютер. В свое время, сравнивая двух известных нижегородских политиков (Немцова и Кириенко), я приводил метафору из истории мировых шахмат. Если Немцов своей порывистостью, непредсказуемостью решений, развитой интуицией напоминал чемпиона мира Алехина, то Кириенко своим холодным стремлением просчитывать возможные варианты на много ходов вперед напоминал Хосе Рауля Капабланку.

Примеров расчетливых действий Сергея Владиленовича как в бизнесе, так и в политике можно привести много, но это лежит за рамками данной статьи. Мои коллеги по научному цеху давно пытаются поставить под сомнение мыслительные способности Сергея Кириенко из-за якобы явно ошибочных его действий в период дефолта 1998 года. Однако, стоит лишь воспроизвести реальную картину происходящего в момент принятия судьбоносных решений лета 1998 года, и сомнения снимаются. Не вдаваясь в подробности аргументации (об этом уже было сказано немало, в том числе и мной), замечу, что действия Сергея Кириенко по принятию тех исторических решений были не только просчитаны, но и полностью оправданы объективными обстоятельствами. Отдаленный планируемый успех (избавление государственного бюджета от непомерного груза долговых обязательств и создание позитивных предпосылок для оживления отечественного производства) был достигнут.

Плоды этого успеха были приписаны Евгению Максимовичу Примакову лишь потому, что между действием по созданию условий и объективным результатом (промышленный рост) должно пройти время, соответствующее производственному циклу. Реален и факт того, что кабинет Примакова не отменил ни одного из принятых кабинетом Кириенко мероприятий по оздоровлению экономики страны. Другими словами, стратегически Кириенко одержал победу, даже потерпев тяжелое тактическое поражение. Характерно также и то, что, несмотря на серьезные экономические и моральные тяготы, перенесенные простыми гражданами страны в период дефолта, они через год проголосовали за блок СПС, возглавляемый Сергеем Кириенко. Значение лидера блока в этом успехе стало очевидным после громкого поражения "правых" на выборах 2003 года. По сравнению с 1999 годом, выборы депутатов Государственной Думы РФ для СПС проходили в гораздо более благоприятной обстановке. Но на этот раз во главе СПС стоял не Кириенко, а Немцов. Итоги известны.

В-третьих, команда Сергея Владиленовича сделала все возможное для того, чтобы не только нейтрализовать действующего губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева, но и "сжечь" второго наиболее вероятного претендента на пост губернатора – председателя ОЗС и лидера нижегородских "единороссов" Евгения Люлина.

Нейтрализовать действующего губернатора было делом нетрудным. Геннадий Ходырев, продукт горбачевской партийной номенклатуры, застыл в образе партийного функционера конца восьмидесятых годов. После победы на губернаторских выборах 2001 года (успех губернаторской кампании ему обеспечили не позитивная личная известность, а самоотверженные действия рядовых нижегородских коммунистов вкупе с яркими агитационными поездками по области Геннадия Зюганова и членов фракции КПРФ в Госдуме РФ) губернатор Ходырев предал КПРФ, публично открестившись и от партии, и от Зюганова. Что ж, бывает.

Дальше больше. Губернатор своим действием, или бездействием создал условия для зарождения оппозиции среди депутатов областного законодательного собрания. Напомню, что при избрании председателя ОЗС за лидера нижегородских "единороссов" проголосовало лишь на одного человека больше, да и то, со второй попытки. Первая окончилась равенством противостояния кандидата от губернатора и кандидата от "Единой России". Другими словами, еще в 2002 году на стороне губернатора было 22 депутата ОЗС. Однако в дальнейшем, архаичный стиль руководства Ходырева стал притчей во языцех. Особенно это было заметно на фоне грамотных и современных действий членов областного правительства: вице-губернатора Сентюрина, министра финансов Соболева, министра строительства и ЖКХ Лимаренко. Итогом стало не подтягивание губернатора до уровня своих министров, а вытеснение последних из состава правительства области. Всего за период правления Ходырева сменилось до трех десятков должностных лиц областной администрации разного ранга. Не было выстроено сколько-нибудь внятной модели экономической политики области. Попытки конструктивного диалога депутатов с правительством прерывались демаршами губернатора, месяцами не посещавшего заседания ОЗС. Итог очевиден. Из 22 депутатов, бывших в 2002 году на стороне губернатора, сегодня его действия публично не поддерживает никто, а 36 депутатов из 42 настроены на борьбу за безусловную капитуляцию Ходырева.

Так что предпринимать какие-либо сверхусилия по дискредитации губернатора Ходырева, как это пытаются показать губернаторские СМИ, не было необходимости. Ходырев сам дискредитировал себя. "Прокириенковские" СМИ  лишь предали гласности те реальные факты, которые отражали многочисленные просчеты  губернатора.

Ситуация клонилась к тому, что пожилого экс-коммуниста на посту губернатора заменит деятельный председатель ОЗС и лидер нижегородского регионального отделения партии "Единая Россия" Евгений Люлин. И вдруг мы все стали свидетелями картин из серии "очевидное - невероятное".

Евгений Люлин стал появляться на экранах нижегородского телевидения  едва ли не чаще штатных тележурналистов. Любые события в стране и области, невзирая на уровень их значимости, а самое главное, не взирая на уровень компетентности самого Евгения Борисовича, стали комментироваться последним. Картинка лидера нижегородских "единороссов", объясняющего с улыбкой детской непосредственности очередной факт действительности, будь то заявление Президента страны или протезирование зубов деревенской бабушке, не сходила с экранов. В общем все как в известной песне Высоцкого об агенте 007: "То ходит в чьей-то шкуре, то в пепельнице спит, а то на абажуре кого-то соблазнит".

То, что в подобном, явно избыточном и ущербном для имиджа Люлина показе были заинтересованы структуры Кириенко не вызывает сомнений, хотя бы по трем известным мне фактам.

Факт первый. Начальником управления по связям с общественностью областного законодательного собрания, т.е. человеком, напрямую связанным с формированием имиджа ОЗС и его председателя Евгения Люлина является Роман Скудняков. Его опыт работы со СМИ и общественными организациями существенно уступает опыту его жены Ольги Рыхловой, занимающей ответственный пост в полпредстве ПФО. Влияние супруги на профессиональное становление Романа трудно переоценить. Не думаю, что Ольга Рыхлова не замечала явных переборов с представлением Евгения Люлина нижегородским СМИ. Но если замечала, то почему вовремя  не подсказала мужу верную модель поведения его визави?

Факт второй. На нижегородском телевидении, подчиненном влиянию полпредства, длительное время Евгения Люлина показывали в невыгодном ракурсе. Камера постоянно брала крупный план, отражая очерченные вертикальные морщины лица и нависающие надбровные дуги. Иными словами, зрителю предъявлялась картинка монстра, в то время как в обыденной жизни Евгений Борисович - простой, душевный человек, доступный любому гражданину, невзирая на достаток и занимаемую социальную позицию.

Я лично говорил об этом и самому Евгению Борисовичу в январе-феврале 2004 года, и Роману Скуднякову. Но никаких изменений в показе Люлина сделано не было. Практически весь классический срок внедрения образа политика в общественное сознание (6-9 месяцев) продолжалось "монстрирование" Люлина. Вы скажете, что это могла быть обычная ошибка телевизионщиков. Не могу с этим согласиться. С Люлиным работали ведущие специалисты, признанные не только нижегородским телевизионным сообществом.

Факт третий. Люлин постоянно оказывался в эпицентре конфликта с областной администрацией. Явные оплошности администрации области сомнению не подлежат. Но все ли эти оплошности пристало опровергать первому лицу депутатского корпуса? Почему с критикой конкретных просчетов чиновников не может выступить один из трех замов председателя ОЗС? Или председатель профильного комитета областного законодательного собрания? Зная не понаслышке добродушный характер Евгения Люлина, я не могу поверить в то, что он сам инициативно порывался каждый раз, что называется "пришпилить" очередного чиновника к доске позора.

Более того, в прокириенковских СМИ каждое критическое выступление Евгения Люлина подавалось в контексте персонализированного конфликта депутатского корпуса с чиновным корпусом исполнительной власти области. Специалисты в области PR знают, что при  такой подаче обязательно страдает имидж как объекта критики, так и самого критика. Если бы Сергей Владиленович Кириенко и его подчиненные были действительно заинтересованы в продвижении Евгения Люлина на пост губернатора области, имидж Люлина следовало бы всячески оберегать. И уж во всяком случае, не использовать Люлина в качестве антиходыревской "торпеды". На эту роль должны были быть назначены другие люди, которых не жалко было бы "спалить" в огне борьбы с действующим губернатором.

В русло третьего факта укладывается и картина презентации Евгения Люлина московскому политическому сообществу. Обычно такие презентации тщательнейшим образом готовятся. Какой-либо экспромт здесь просто недопустим. Тогда почему же полпредовские структуры допустили вступление Люлина в диссонанс с тональностью президентских высказываний? Прямого противоречия Президенту в этих выступлениях, конечно же, не было, но и точного следования, а тем более развития президентской мысли в желаемом для президентского окружения направлении сделано также не было. Мог ли быть здесь заранее просчитанный вариант дискредитации образа вероятного кандидата на пост нижегородского губернатора в глазах московского истеблишмента? Я не могу исключить такой вариант.

Таким образом, вполне реальной представляется гипотеза, согласно которой Сергей Кириенко хотел "разменять" на политическом игровом поле губернатора Ходырева на председателя ОЗС Люлина. Поскольку единственным арбитром на этом поле является Президент страны, Сергей Владиленович, предав огласке "непримиримый" конфликт действующего губернатора с выразителем интересов депутатского корпуса области Евгением Люлиным, побуждает Владимира Путина показать "красные" карточки обоим претендентам на пост губернатора области.

Очень существенно также и то, что Евгений Люлин наряду с должностью председателя областного законодательного собрания занимает пост председателя нижегородского отделения партии "Единая Россия". Разменяв Ходырева на Люлина, Сергей Кириенко одновременно получает не двойной, а тройной выигрыш, освобождаясь и от вероятного кандидата на пост губернатора из числа "единороссов". Ведь если Высший Совет партии "Единая Россия" пожелает предложить на пост губернатора иную, чем Евгений Люлин кандидатуру, то неминуемо столкнется с вероятностью конфликта с нижегородской партийной организацией, вплоть до выхода из рядов последней ведущих членов партии, отстаивающих кандидатуру своего лидера. Иными словами, Высший Совет не может лоббировать кандидатуру Люлина, если она будет отвергаться администрацией Президента РФ, но и не может предложить замену из числа партийцев без конфликта с региональной парторганизацией. Единственным выходом из создавшегося положения останется та кандидатура, за которую будет агитировать сам Евгений Борисович, и которую примут как нижегородские "единороссы", так и депутатский корпус.

Такой кандидатурой остается лишь кандидатура Сергея Кириенко. Во-первых, он всегда сможет объяснить Люлину, что будет "наименьшим злом" перед лицом реальной угрозы продавливания кандидатуры Ходырева. Во-вторых, на Сергея Кириенко равняются лидеры нижегородских партийных ячеек "Единой России", являющие собой в своей массе выходцев из комсомола времен Кириенко, которые пришли по его зову сначала в СПС, а затем перешли под знамена "Единой России". В-третьих, потому что реальную силу в областном законодательном собрании представляет отнюдь не Евгений Люлин, а депутаты, личностно замкнутые на Сергея Владиленовича: Вадим Воробьев и Алексей Санников. В настоящее время оба работают в Москве, но от этого их вес в депутатской среде только возрос.

Вы спросите: "А почему Сергей Кириенко напрямую не воспользовался своим правом докладывать Президенту страны о делах в федеральном округе, для того чтобы предложить собственную кандидату? Зачем столь затейливая игра?". Отвечаю: "Потому что тогда президентские амбиции стали бы очевидны для администрации Президента страны, и чиновники последней сделали бы все возможное для того, чтобы воспрепятствовать идее Кириенко".

В пользу этого свидетельствует и сегодняшнее упорное, казалось бы в ущерб себе, желание чиновников Администрации Президента страны добиться внесения кандидатуры Геннадия Ходырева на рассмотрение областного законодательного собрания. Исход такого рассмотрения для чиновников очевиден: Ходырев будет провален с позором. Но в этом случае частичная доля за провал "президентского ставленника" должна лечь на полпреда Кириенко. Т.е. чиновники Администрации Президента страны уже сегодня делают все, чтобы отдалить Кириенко от борьбы за президентский трон. А то обстоятельство, что публичное отвержение Ходырева нанесет ущерб имиджу действующего Президента их мало волнует. Ведь не волновало же их поражение Януковича в Украине, публичную поддержку которому с подачи чиновников Администрации оказывал Владимир Путин? Все советники, участвовавшие в "украинском проекте" остались на своих местах.

Зная отношение своих московских коллег по чиновному корпусу, а также просчитывая возможные варианты их решений, Сергей Кириенко не мог напрямую предлагать себя в качестве кандидата на нижегородский престол.

Иное дело ситуация, якобы случайно сложившаяся сегодня.

После того, как "неуступчивые" депутаты прокатят Ходырева на вороных, Президенту страны просто необходимо будет рекомендовать на пост губернатора Сергея Кириенко. Для массового сознания это будет выглядеть как "наказание полпреда, не сумевшего воплотить волю Президента РФ в отдельно взятой области". Рейтинг Президента не пострадает.

Для представителей московского экспертного сообщества, плохо знающих ситуацию за пределами Садового кольца, такое назначение также будет выглядеть поражением Кириенко, притом "окончательным и бесповоротным".

И лишь сам Сергей Владиленович, да отдельные посвященные люди будут радоваться успешному осуществлению далеко идущего плана по завоеванию власти в стране.

В этом раскладе по-человечески жаль только Евгения Люлина, по наивности  вляпавшегося в этот политический "блудняк".

© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна