Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Считаю,
что губернатор нашей области прежде всего должен заняться решением следующих
проблем. Первое – экономика деревни. Сегодня она находится
в плачевном состоянии, экономической политики на селе просто нет. Второе – уплата
налогов крупными предприятиями. Эти предприятия должны платить налоги
там, где они работают. Третье – подъем зарплаты в больших и
малых городах. Без этого большинство нижегородцев обречено на борьбу за выживание,
а наша экономика на движение через пень колоду. Четвертое – коммуналка,
проблемы ЖКХ. Цены на услуги все время растут, а услуги остаются на пещерном
уровне. Пятое – городской транспорт. Через год будет нельзя
передвигаться по Нижнему Новгороду. Количество транспорта уже в три раза превышает
возможности дорог. Поэтому нижегородским губернатором я бы назначил человека,
который в состоянии решить эти первоочередные проблемы. Даже в списке кандидатов,
которых мне предложили оценить авторы сайта, есть, по крайней мере, один такой
человек. Сможет ли это сделать тот, на кого укажет депутатам президент Путин?
Поживем – увидим...
Вопрос
о содержании первоочередных задач, стоящих перед вновь избранным губернатором,
сегодня некорректен.
Этот вопрос был актуален при прежней системе выборов губернатора. Тогда избранный всенародно был ответственен перед избирателями, а потому был вынужден решать те задачи, которые в наибольшей мере отражали чаяния народных масс. Одни губернаторы справлялись с этим лучше: к примеру, Ткачев – Краснодарский край, Ишаев – Хабаровский край, Лужков – Москва. Другие хуже. Однако, все, в той или иной мере, пытались решать насущные задачи своего региона.
Сегодня губернатора фактически "избирает" администрация Президента страны. Поэтому как сам Президент, так и чиновники его администрации будут ставить вновь "избранному" губернатору свои задачи. Какими эти задачи будут, мы сможем узнать лишь в случае их невыполнения. А за невыполнение, как известно, совершенно официально сегодня установлена кара – отстранение губернатора от занимаемой должности. Прописана даже формулировка: "за утрату доверия Президента РФ". Поэтому говорить о каких-то первоочередных задачах, стоящих перед вновь избранным губернатором, значит не понимать сути произошедших политических изменений.
Если же гадать на тему: "А какие три первоочередные задачи поставит перед вновь избранным губернатором Президент страны?", - то надо относить себя к прорицателям, но не к представителям научного сообщества. Я прорицателем не являюсь.
Представляется,
что на сегодняшний день нижегородским экспертным сообществом, если оно претендует
на то, что оно в реальности существует, не до конца осознаётся весь спектр проблем,
связанных с появлением в Нижегородской области суррогатного губернатора. Безусловно,
тема "кого назначат главным в области" - это излюбленная тема "пикейных
жилетов", но они то, как известно, никогда и не претендовали на то, чтобы
их относили к экспертному сообществу. И фамилия будущего губернатора их интересует
лишь в аспекте уяснения для себя того, кто же может быть их потенциальным заказчиком.
Не более того. Ещё эта тема интересует бизнесменов, чей бизнес в той или иной
степени завязан на власть.
Замена выборного губернатора на суррогатного уже несёт в себе скрытую угрозу в том плане, что назначенный Президентом чиновник и будет отчитываться перед Президентом, а не перед гражданами области. Но этот вопрос, как это ни покажется парадоксальным, не может интриговать нижегородцев. Через год после избрания Г.М. Ходырева губернатором впервые возник вопрос о выполнении первым лицом области своей предвыборной программы. И тогдашний вице-губернатор В.П. Кириенко абсолютно ответственно заявил, что программы своей во время выборов Геннадий Максимович своим избирателям не предъявлял, а значит отчитываться о её выполнении нет необходимости. А на нет - и суда нет. Вот и возникает вполне резонный вопрос, если выборный губернатор не отчитывался перед нижегородцами, то с какой стати будет отчитываться суррогатный губернатор?
Нет необходимости переводить тему в формат дихотомии "выборный губернатор – это плохо, назначенный Президентом губернатор – это хорошо". В большинстве регионов, где уже прошли назначения суррогатных губернаторов, большинство из действующих глав субъектов федерации сохранили свои кресла. Даже те, кого, казалось бы, уже "похоронили". Вот и Ходырев вполне может повторить финт Константина Титова, и что тогда делать "пикейным жилетам". Им придётся быстро перейти к "за здравию" от "за упокоя". И всё. На этом всё и закончится. Но ни одна из проблем при этом решена не будет.
Суррогатный губернатор – это не столько проблема наличия у него программы, сколько наличие у него способности адекватно оценивать стоящие перед гражданами области проблемы. А формулирование и презентация этих проблем – это и есть главная и важнейшая задача экспертного сообщества. Выход К. Титова из Социал-демократической партии показал вектор дальнейшей деполитизации глав субъектов федерации. Суррогатному губернатору просто не дадут заниматься политикой. И понимание этого приводит к тому, что нижегородское экспертное сообщество вынуждено будет абсолютно автономно от власти выстраивать систему мониторинга эффективности действий суррогатного губернатора. Необходимость этого вытекает из знания новейшей истории Нижегородской области. Напомню, что 2003 год был объявлен в Нижегородской области годом жилищно–коммунальной реформы. Если кто подзабыл об этом, то рекомендую порыться в подшивках старых газет. Вопрос: выполнено ли что-либо из той программы, что была представлена нижегородцам и на уровне области и на уровне Нижнего Новгорода? А если эта прекрасная программа была выполнена, то почему нижегородцы не догадываются о том, что чудо уже произошло. Да и проблем меньше не стало.
Презентации программ - это примитивные пиар акции. А тема обсуждения шансов той или иной персоны занять губернаторское кресло – это диагноз. Уважающие себя люди пытаются по возможности избегать этой темы. После реинкарнации Титова "пикейные жилеты" вдруг почти повсеместно перестали упоминать в числе реальных кандидатов на губернаторское кресло председателя ОЗС Люлина, да и кого-либо из команды полпреда. А к фамилиям Ходырев и Сентюрин стала неожиданно добавляться фамилия Митина. Может быть, министру по торговле экономикой Герману Грефу и удастся прикупить себе ещё и Нижегородскую область, тем более, что и полпреду Кириенко Митин не чужой человек. Вместе заседали в облсовете 20-го созыва. Но область, если не дай Бог, всё-таки жалко. Уж лучше пусть будет тот, кого никто не знает. А если Президенту будет не жалко нижегородцев, то и нижегородцам не будет жалко Президента, тем более, что они его и так не сильно любят. А неизвестный губернатор будет назначен, и у людей на какое то время появится надежда на то, что он хоть попытается что-нибудь изменить в лучшую сторону.
Замена выборного губернатора на суррогатного – это новая реальность. И общество должно адекватно реагировать на изменяющуюся реальность. Тем более что проблемы людей не решаются, а накапливаются, накапливаются, накапливаются...
Назначенному
губернатору придется начинать работу в условиях процесса трансформации нижегородской
политической системы. Переход С. Кириенко в центральные структуры, автоматически
приведет к распаду временного единства собранных вокруг полпредства различных
группировок, у них снова начнется процесс самоопределения и консолидации в новые
союзы. Участие в этом конструировании приемлемого для себя расклада сил будет
одной из главнейших задач губернатора.
Существующая система власти на местах неизбежно обрекает на противостояние глав областей и мэров региональных центров, в силу чего новый губернатор обязательно будет пытаться активно участвовать в выборной кампании мэра и городской Думы.
Губернатор предпримет энергичные усилия по перераспределению части полномочий и средств в пользу областных органов власти, за счет Н. Новгорода при реализации закона о местном самоуправлении.
Губернатор постарается взять на себя посреднические функции между областью и Н. Новгородом и московскими коммерческими структурами.
Одной из его важнейших задач будет перераспределение в пользу своих структур региональных медиаресурсов.
Расстановка
приоритетов в деятельности губернатора зависит прежде всего от того, чьи интересы
он выражает в управлении регионом, вверенном его руководству. При прежней системе
прямых выборов губернатор хотя бы в теории должен был заботиться о благосостоянии
жителей своего региона. С назначением его президентом, что для прикрытия называется
"наделением полномочиями", губернатор обязан думать в первую очередь
об исполнении указаний верховной власти. Ведь если раньше он мог, да и то лишь
раз в четыре года, остаться без работы за утрату доверия избирателей, то ныне
его в любой день можно снять с должности за утрату доверия президента. А за
что его лишать доходного места – за плохую подготовку области к зиме, или за
низкий процент "Единой России" в регионе – это решать не избирателям,
а президенту. Все назначения глав регионов этого года, за малым исключением,
обернулись утверждением в должности "новых старых" губернаторов. Это
лишь подтверждает, что "наделение полномочиями" проводится не ради
обновления кадров региональных лидеров, а с целью повышения их подчиненности
главе государства.
Исходя из сказанного, назначенному губернатору Нижегородской области придется тратить свои силы в основном на подготовку отчетов о выполнении спущенных сверху планов, профилактические мероприятия в отношении зреющих социальных бунтов и политических скандалов, а также на борьбу с призраком "оранжевой революции", который мучает "кремлевских мечтателей". А те проблемы, которые, действительно, важны для нашей области и нижегородцев, будут им решаться по остаточному принципу. К числу таких проблем я бы отнес: 1) использование научно-технического потенциала области для экономического прорыва в области высоких технологий; 2) обеспечение эффективной адресной социальной защиты жителей области; 3) преодоление раскола в региональной политической элите; 4) создание позитивного образа будущего Нижегородского края, который мог бы вернуть большинству его жителей утраченную веру в завтрашний день.
Мы предложили экспертам "Независимого аналитического обозрения" ответить на следующие вопросы, связанные с предстоящим вскоре назначением губернатора Нижегородской области. Во-первых, кто из кандидатов, перечисленных ниже, имеет наибольшие шансы на то, чтобы президент Путин внес его кандидатуру на согласование с ОЗС? Во-вторых, кто из указанных претендентов скорее всего будет утвержден депутатами ОЗС? В-третьих, какая кандидатура, на взгляд эксперта, наиболее соответствует уровню главных проблем Нижегородской области? Эксперты оценивали вероятность первых двух событий и степень адекватности кандидатов должности губернатора в интервале от 1 до 10 баллов, где 1 балл – это почти невозможное событие (самая низкая степень соответствия), а 10 баллов – практически предрешенное событие (наиболее высокая степень соответствия).
В качестве экспертов на этот раз выступали: Жмыриков Александр Николаевич – политический психолог, Климентьев Андрей Анатольевич - предприниматель, Кочеров Сергей Николаевич – философ, Маслов Олег Юрьевич – политический аналитик, Прудник Александр Васильевич – социолог, Распопов Николай Петрович – политолог, Румянцев Юрий Викторович – экономический аналитик, Петров Андрей Владимирович – финансовый аналитик, Шимоволос Сергей Михайлович – правозащитник. Приводим суммарные данные оценок экспертов.
(максимально возможная оценка – 10 баллов):
МЕСТО | ФИО | СТАТУС | БАЛЛ |
1 | ХОДЫРЕВ Г.М. | Губернатор Нижегородской области | 5,3 |
2 | СЕНТЮРИН Ю.П. | Депутат Государственной Думы РФ | 5,0 |
3 | БУШМИН Е.В. | Депутат Совета Федерации РФ | 4,8 |
4 | ЛЮЛИН Е.Б. | Председатель Законодательного собрания Нижегородской области | 4,7 |
5 | X-man | "ВАРЯГ" | 4,5 |
6 | МИТИН С.Г. | Зам министра сельского хозяйства РФ | 3,7 |
7 | СТАЛЬМАХОВ В.А. | Депутат Государственной Думы РФ | 2,9 |
8 | КИРИЕНКО С.В. | Полпред по ПФО | 2,8 |
9-12 | БЕДНЯКОВ Д.И. | Депутат Совета Федерации РФ | 2,7 |
9-12 | БУЛАВИНОВ В.Е | Глава администрации города Нижнего Новгорода | 2,7 |
9-12 | КОЗЕРАДСКИЙ А.А. | Депутат Государственной Думы РФ | 2,7 |
9-12 | ОБОЗОВ С.А. | Зам полпреда по ПФО | 2,7 |
13 | ЛИХАЧЕВ А.Е. | Депутат Государственной Думы РФ | 2,1 |
14 | НЕМЦОВ Б.Е. | Председатель Совета директоров концерна "Нефтяной", бывший губернатор Нижегородской области | 1,8 |
15-16 | ГЛЕБОВА Л.Н. | Зам полпреда по ПФО | 1,2 |
15-16 | ТЯН Л.И. | Депутат Государственной Думы РФ | 1,2 |
17 | СКЛЯРОВ И.П. | Зам генерального директора ОАО "Волгателеком", бывший губернатор Нижегородской области | 1,1 |
18 | ХИНШТЕЙН А.Е. | Депутат Государственной Думы РФ | 1,1 |
(максимально возможная оценка – 10 баллов):
МЕСТО | ФИО | СТАТУС | БАЛЛ |
1 | ЛЮЛИН Е.Б. | Председатель Законодательного собрания Нижегородской области | 8,5 |
2 | КИРИЕНКО С.В. | Полпред по ПФО | 8,4 |
3 | БЕДНЯКОВ Д.И. | Депутат Совета Федерации РФ | 7,3 |
4-5 | БУШМИН Е.В. | Депутат Совета Федерации РФ | 5,9 |
4-5 | КОЗЕРАДСКИЙ А.А. | Депутат Государственной Думы РФ | 5,9 |
6-7 | ОБОЗОВ С.А. | Зам полпреда по ПФО | 5,7 |
6-7 | СЕНТЮРИН Ю.П. | Депутат Государственной Думы РФ | 5,7 |
8 | ЛИХАЧЕВ А.Е. | Депутат Государственной Думы РФ | 5,3 |
9-10 | МИТИН С.Г. | Зам министра сельского хозяйства РФ | 5,2 |
9-10 | X-man | "ВАРЯГ" | 5,2 |
11 | ГЛЕБОВА Л.Н. | Зам полпреда по ПФО | 4,8 |
12 | СТАЛЬМАХОВ В.А. | Депутат Государственной Думы РФ | 4,4 |
13 | БУЛАВИНОВ В.Е | Глава администрации города Нижнего Новгорода | 3,8 |
14-15 | СКЛЯРОВ И.П. | Зам генерального директора ОАО "Волгателеком", бывший губернатор Нижегородской области | 3,7 |
14-15 | ТЯН Л.И. | Депутат Государственной Думы РФ | 3,7 |
16 | ХОДЫРЕВ Г.М. | Губернатор Нижегородской области | 3,2 |
17 | ХИНШТЕЙН А.Е. | Депутат Государственной Думы РФ | 2,8 |
18 | НЕМЦОВ Б.Е. | Председатель Совета директоров концерна "Нефтяной", бывший губернатор Нижегородской области | 2,7 |
(максимально возможная оценка – 10 баллов):
МЕСТО | ФИО | СТАТУС | БАЛЛ |
1-2 | КИРИЕНКО С.В. | Полпред по ПФО | 5,5 |
1-2 | СЕНТЮРИН Ю.П. | Депутат Государственной Думы РФ | 5,5 |
3 | ХОДЫРЕВ Г.М. | Губернатор Нижегородской области | 5,1 |
4 | БУШМИН Е.В. | Депутат Совета Федерации РФ | 4,4 |
5 | БЕДНЯКОВ Д.И. | Депутат Совета Федерации РФ | 4,3 |
6 | ЛЮЛИН Е.Б. | Председатель Законодательного собрания Нижегородской области | 4,2 |
7 | МИТИН С.Г. | Зам министра сельского хозяйства РФ | 4,1 |
8-9 | НЕМЦОВ Б.Е. | Председатель Совета директоров концерна "Нефтяной", бывший губернатор Нижегородской области | 4,0 |
8-9 | X-man | "ВАРЯГ" | 4,0 |
10 | ОБОЗОВ С.А. | Зам полпреда по ПФО | 3,4 |
11-13 | ЛИХАЧЕВ А.Е. | Депутат Государственной Думы РФ | 3,2 |
11-13 | СКЛЯРОВ И.П. | Зам генерального директора ОАО "Волгателеком", бывший губернатор Нижегородской области | 3,2 |
11-13 | СТАЛЬМАХОВ В.А. | Депутат Государственной Думы РФ | 3,2 |
14-15 | БУЛАВИНОВ В.Е | Глава администрации города Нижнего Новгорода | 2,8 |
14-15 | КОЗЕРАДСКИЙ А.А. | Депутат Государственной Думы РФ | 2,8 |
16 | ХИНШТЕЙН А.Е. | Депутат Государственной Думы РФ | 2,0 |
17 | ТЯН Л.И. | Депутат Государственной Думы РФ | 1,8 |
18 | ГЛЕБОВА Л.Н. | Зам полпреда по ПФО | 1,7 |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |