Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Подведение итогов понтификата Иоанна Павла II, осмысление духовной борьбы и пути, который вместе с ним прошла церковь последнюю четверть двадцатого века и вступила в новый век, позволяет зафиксировать явственно обозначившиеся духовные тенденции новой эпохи, которые определят образ уже наступившего будущего.
2004 и начало 2005 года богаты на события, которые со временем назовут переломными и историческими в масштабах не только Европы, но и всего мира. Включение в состав Европейского Союза десяти новых государств, расширение ЕС до 25 стран является, безусловно, исторической вехой не только в истории Европы, но и во всемирной истории. Однако не менее значимым событием, несомненно, является принятие Конституции Европейского Союза и процесс ее утверждения странами-членами ЕС.
История создания Конституции объединенной Европы, а также проблемы, связанные со сложными процедурами согласования различных статей новой Конституции, были достаточно подробно освещены в mass media, однако поток последовавших явлений уже вытеснил из памяти многие события, на фоне которых происходило внедрение в европейское сообщество данного документа. Выделим наиболее знаковые моменты, произошедшие в 2004 году в рамках принятия Конституции ЕС.
На завершающем этапе согласования итогового текста важнейшего общеевропейского Закона Конституционная комиссия во главе с Жискаром Д' Эстеном столкнулась с позицией Польши и Италии. Требование лидеров этих стран по внесению в Конституцию упоминания христианства, как важнейшего фактора, определяющего жизнь Европы на протяжении веков, в значительной степени тормозила выход итогового текста Конституции. Но данная позиция Италии и Польши не нашла поддержки в других странах Европы. Победу одержала плюралистическая позиция, и упоминание о христианстве было исключено из проекта Конституции Европейского Союза.
Представляется, что борьба вокруг символа "христианства" высветила крайне важные аспекты, необходимые для понимания сложных интеграционных процессов, протекающих в Европе. Эти аспекты более значимы, например, чем порядок принятия решений на заседаниях Европарламента. Определение того, сколько именно парламентариев и из каких стран ЕС должны проголосовать для того, чтобы решение стало легитимным, происходило в рамках демократических процедур согласования, в которых не было каких-либо элементов новизны, хотя как раз на это было переориентировано основное внимание общества. Однако, именно вопрос включения или не включения в европейскую конституцию символа "христианства" являлся важнейшим в аспекте определения вектора развития Европы в XXI веке. Необходимо отметить, что озабоченность верующих людей во многих странах Европейского Союза связана именно с тем, что не включение символа "христианства" в общеевропейскую Конституцию может означать демонстративную констатацию антихристианского вектора развития Европы в новом тысячелетии. Согласование окончательного текста проекта Конституции объединённой Европы прошло в рамках "антихристианского" консенсуса. Это уже исторический факт, и данная фундаментальная мировоззренческая установка уже начала проявляться в реальной политической практике.
Выделение аспекта, связанного с христианством, в рамках общей борьбы за принятие новой Европейской Конституции, позволяет объективно оценить кризис, связанный с формированием Европейской Комиссии под руководством Дуррана Баррозо. Общеевропейский скандал, связанный с нежеланием социалистов и партии "зеленых" в Европарламенте утвердить состав комиссии Баррозо из-за высказываний итальянского католика Рокко Буттильоне, позволяет предположить, что исключение символа "христианства" из Конституции ЕС не было случайным.
Как это ни покажется парадоксальным, но именно итальянский католик-мирянин, правовед Рокко Буттильоне стал знаковой фигурой европейской политики в 2004 году для понимания реального исторического процесса и трансформации политической жизни Европы в начале XXI века. Рокко Буттильоне является, несомненно, более знаковой исторической фигурой, и по сравнению с главой Европарламента Жозе Баррелем, и по сравнению с главой Европейской Комиссии Дуррано Баррозо. Политическая фигура Рокко Буттильоне - это и "точка разрыва" со старой Европой. Уход Рокко Буттильоне с европейской политической арены означает достижение точки невозврата Европы к истокам христианской цивилизации.
В чем состоит "преступление" Рокко Буттильоне и чем именно вызвана та непримиримая позиция социалистов и "зеленых" по недопущению итальянского католика в состав Европейской Комиссии? Всё "преступление" Рокко Буттильоне заключается в том, что на вопрос одного из парламентариев во время процедуры согласования членов Европейской Комиссии в Европарламенте о том, как он относится к гомосексуалистам, Буттильоне ответил, что он католик, поэтому считает гомосексуализм грехом. Этого оказалось вполне достаточно не только для того, чтобы подвергнуть сомнению его профессионализм, но и для того, чтобы подвергнуть остракизму весь состав Европейской Комиссии, усомнившись в их профессионализме, а также в способности сотрудничать с Европарламентом. Заявления социалистов и "зеленых" о том, что они будут голосовать против состава Европейской Комиссии, если из нее не будет выведен Рокко Буттильоне, привлекли к себе всеобщее внимание. И даже на некоторое время затмили выборы Президента США и трагические события в Ираке.
С точки зрения формальной логики Рокко Буттильоне сказал лишь то, что он обязан был сказать, как католик, как верующий человек. Но та кампания, которая развернулась в стенах Европарламента, заставляет вспомнить, как это ни парадоксально, "эпоху маккартизма" в США. Между практически забытыми событиями, связанными с деятельностью американского сенатора Маккарти, и событиями в объединенной Европе, происходящими в 2004 году, есть много общего. Каким образом можно классифицировать заявления о том, что такие деятели, как Рокко Буттильоне, не могут занимать руководящие посты ни в одной из 25 стран Европейского Союза, как не запрет на профессию? Как иначе можно оценить агрессивную реакцию на слова Рокко Буттильоне о том, что он сожалеет о своих словах, но не о своих убеждениях? В неприятии этой позиции заметно стремление закрепить в массовом сознании ситуацию, в рамках которой ни один христианин не сможет занять никаких руководящих постов по определению, что он христианин. Поскольку именно это вменялось социалистами и "зелеными" в вину итальянскому католику, то пониманием парадоксальности складывающейся ситуации и вызваны тревоги всех христиан, и все эти тревоги связаны с будущим Европы.
27 октября 2004 года Дурран Баррозо снял с повестки дня Европарламента вопрос об утверждении состава Европейской Комиссии. Это решение было вызвано тем, что председатель Еврокомиссии не был уверен в том, что предложенный им состав будет утвержден на заседании Европарламента. Лидеры Европарламента и большинство аналитиков дружно призывали не видеть в этом событии кризисных явлений. Однако один аспект, связанный со слабостью позиции Дуррана Баррозо, необходимо рассмотреть отдельно.
Для понимания политических истоков кризиса Европейской Комиссии политическая фигура Рокко Буттильоне становится еще более весомой и еще более значимой в рамках ретроспективного взгляда на исторические события 2004 года. Преследование итальянского католика за публичные высказывания могут означать в перспективе для христиан и запрет на публичную деятельность. А это право было одним из неотъемлемых прав в Старой Европе. Публичное наказание Рокко Буттильоне - это мощный призыв для всех христиан к повышению уровня самоцензуры, но самое главное - это одно из проявлений новой реальности "Новой Европы". Не исключено, что в XXI веке христианство постепенно будет приравнено к инакомыслию. Исключение Рокко Буттильоне из состава Европейской Комиссии стало прецедентом введения в политическую практику наказаний за публичное выражение своих убеждений.
Обвинение итальянского католика в отсутствии у него должного уровня толерантности к представителям сексуальных меньшинств заставляет вспомнить известное высказывание советского лидера Леонида Брежнева в 70-х годах прошлого века. На критику западной общественности за нарушение прав человека в СССР и уголовное преследование инакомыслящих Брежнев заявил, что "мы не преследуем людей за мысли и убеждения, мы преследуем их только за действия", то есть думать ты можешь что угодно, но высказывать свои убеждения или действовать в соответствии с ними - это преступление. Новая плюралистическая и толерантная Европа в истории с Рокко Буттильоне демонстрирует очевидные признаки интеллектуального тоталитаризма, а активные действия Европейского Парламента по отношению к итальянскому католику - это публичное наказание политика за высказывание. Именно это позволяет остроумным людям говорить о том, что в недалёком будущем Европа будет жить в формате антиутопии Джорджа Оруэлла "1984", а христиан уже будут наказывать и за мысле-преступления. А будет ли восприниматься через 50 лет Рокко Буттильоне как первая христианская жертва в XXI веке, это в значительной степени зависит от того пути, которым пойдёт объединённая Европа в новом тысячелетии.
29 октября 2004 года в Риме состоялось подписание главами 25 государств, входящих в Европейский Союз, Конституции объединенной Европы. После этого Конституция должна быть ратифицирована во всех странах ЕС через процедуру референдума или правомочные решения парламентов, после чего новая европейская Конституция будет определять жизнь граждан всех 25 стран ЕС. Необходимо отметить, что историческому акту подписания новой Европейской Конституции главами государств - членов ЕС предшествовала дискуссия, в рамках которой обсуждалось, где именно и в какие сроки будет проходить процедура подписания Конституции. Выдвигалась идея подписания Конституции в Париже, что должно было засвидетельствовать важный вклад в объединении Европы именно Франции, целеустремленно и последовательно выступавшей за объединение Европы. Президент Франции Жак Ширак не поддержал идею проведения этого исторического мероприятия во Франции и высказался в пользу ее подписания в Риме. Основным аргументом в пользу подписания ее в Риме было позиционирование того факта, что именно в Риме начался исторический процесс создания общеевропейской Конституции. Но "Радио Ватикана" высказало иную точку зрения на этот выбор.
После исторических событий 29 октября 2004 года католики всех стран мира узнали о не случайности выбора даты подписания новой европейской Конституции, в которой нет упоминания о христианстве. 28 октября 312 года, накануне решающей битвы на подступах к Риму, Константин Великий впервые поднял над своими легионами новый символ: позолоченное копье, на которое сверху была наложена поперечина, образовавшая с ним форму креста, а на вершине креста был помещен золотой венок и внутри него монограмма имени Христа. 29 октября 312 года от рождества Христова Константин Великий уже как Великий Август в присутствии ликующей толпы установил этот христианский символ на Капитолии, тем самым, видимым образом указав на христианское будущее империи и всей Европы. Именно это не случайное совпадение дат позволяет говорить о публичном провозглашении конца эпохи христианства в Европе, начавшейся 29 октября 312 года от Рождества Христова и завершившейся 29 октября 2004 года. Сбудутся ли опасения христиан, связанные с возможными для них негативными явлениями в будущей объединённой Европе?
Озабоченность христиан безграничным доминированием в объединенной Европе идей плюрализма, в рамках исторического выбора, сделанного европейской элитой в начале нового тысячелетия, имеет под собой реальную основу. История с итальянским католиком Рокко Буттильоне, по мнению многих верующих, возвращает Европу в эпоху раннего христианства, которая изобиловала историческими примерами травли, преследования и уничтожения верующих христиан по тем же основаниям, по которым был отвернут Рокко Буттильоне: несоответствие их религиозных убеждений политической идеологии государства. Плюралистический вектор развития Европы - это, в основном, именно атеистический вектор развития Европы. Он связан не только с возможным недопущением католиков на руководящие должности во всех 25 странах ЕС, но также и с известными попытками уменьшения влияния исламского фактора в Европе. Запрет во Франции на ношение в школах хиджабов, как и другой религиозной символики, - это одно из проявлений плюралистического вектора. Но необходимо отметить существенное различие между воздействием новой европейской элиты на христианский мир Европы и на мусульманский мир Европы. Если по отношению к христианам новые европейские лидеры, в рамках истории с Рокко Буттильоне, позиционируют последовательное отторжение политиков-христиан из большой европейской политики, то по отношению к исламскому миру плюралистический вектор демонстрирует иной подход. В этом воздействии считывается стремление вывести из фокуса общественного внимания признаки усиления влияния исламского фактора на Европу. А это говорит о многом.
Аналитики, придерживающиеся христианских взглядов, отмечают ряд факторов, ведущих к деградации европейского общества, в рамках плюралистического вектора развития Европы. Легализация легких наркотиков, легализация гомосексуальных браков, а также повсеместное разрешение эвтаназии - все эти явления ведут к последовательной деградации и разрушению основ жизни "коренного населения" Старой Европы, сложившегося в рамках христианской традиции. Само понятие "коренное население" Старой Европы, безусловно, не является политкорректным и также может быть подвергнуто искоренению, в рамках тотального доминирования в Европе идеологии плюрализма. Но этот термин позволяет выделить ареал проблемы, с которой объединённая Европа неминуемо столкнётся в недалёком будущем. Христианство на протяжении веков выполняло функцию самозащиты обществ европейских стран от всевозможных негативных разрушительных явлений. Выдворение христианства на задворки истории, скорее всего, несет в себе значительно больший заряд негативных последствий, чем это сегодня можно себе представить. Доминирование плюралистического вектора в развитии Европы, искусственное понижение влияния на важнейшие общественные процессы в Европе христианских ценностей и выведение из фокуса общественного внимания исламского вектора развития Европы - вот основные тенденции развития новой объединённой Европы, но эти тенденции не могут вселять уверенность в завтрашнем дне.
Призыв главы католической церкви Иоанна Павла II о необходимости внесения символа "христианство" в Конституцию объединённой Европы не был услышан, точнее, этот призыв был почти демонстративно проигнорирован. После 29 октября 2004 года глава католической церкви говорил о том, что "Европа осталась без Души", что уже сегодня поставлен вопрос о европейской идентичности. Скорее всего, и этот призыв уже так и не будет услышан. Но миллиард христиан - католиков ждет от Святого Престола и нового папы адекватного ответа на вызов времени и антихристианские проявления в окружающей их реальности.
Парадокс ситуации, сложившейся в современной европейской политике, заключается в том, что Иоанн Павел II был востребован западной политической элитой как глобальный деятель ХХ века, в рамках борьбы с атеистическим Советским Союзом. С окончанием третьей мировой войны, ознаменовавшимся разгромом СССР как "империи зла", была предпринята попытка вывести такого неудобного для новой европейской элиты папу, сумевшего сломать навязываемые ему правила игры, из фокуса общественного внимания. Новый вызов для европейского христианства последовал из "колыбели гуманизма", что возлагает особую миссию именно на католическую церковь. Это хорошо понимал великий понтифик Иоанн Павел II, и необходимость поиска ответа на данный вызов можно считать его духовным завещанием. В случае, если духовные лидеры христианства не найдут адекватной формы ответа на негативные проявления реальности, то антихристианские тенденции в общественно - политической жизни Европы будут нарастать, а 29 октября 2004 года действительно останется в истории Европы как официальная дата окончания христианской эпохи в Старом Свете.
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |