Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Сергей Кочеров
Замена всенародных выборов глав субъектов Российской Федерации на их назначение президентом с последующим утверждением законодательными органами регионов открывает новые перспективы для высших бюрократов и всевозможных олигархов. Это только люди, профессионально наводящие тень на плетень, вроде столичных пиарщиков или провинциальных депутатов, могут проворачивать свои делишки, заявляя, что, мол, еще неизвестно, согласится ли Федеральное Собрание с предложениями Владимира Путина. Каждому посвященному в то, как делается политика в современной России, должно быть ясно, что не для того было потрачено столько сил и средств для "зачистки" Государственной Думы и Совета Федерации, чтобы они подвели президента в столь важном для него виде борьбы с терроризмом, как изменение законов о выборах. Вот и представим себе, как будут назначать губернаторов, избрав для примера Нижегородскую область.
Из местных кандидатов, которые через прикормленные СМИ прожужжали все уши нижегородцам о своей собственной незаменимости и полной деградации конкурентов, самому президенту, скорее всего, известны немногие. Так, он, конечно, знаком с Сергеем Кириенко и Геннадием Ходыревым, возможно, еще помнит по встречам с депутатами Думы Вадима Булавинова и Юрия Сентюрина, и, не исключено, что имеет смутную догадку о существовании Евгения Люлина. Да и зачем вникать во все эти тонкости государю, когда у него есть верные слуги, в обязанности которых входит знать обо всех и вовремя доложить? Вопрос лишь в том, чья информация к размышлению будет иметь решающее значение и кто получит подпись президента на обращении к областным депутатам с рекомендацией конкретного лица на должность губернатора.
В уходящие времена, когда на выборах глав регионов было принято если и не полагаться на свободное волеизъявление граждан, то, по крайней мере, учитывать мнение населения при назначении креатуры Кремля, этот вопрос обычно решался в ведомстве Владислава Суркова, зам главы Администрации президента, отвечающего за внутреннюю политику. В связи с изменившимися обстоятельствами надо полагать, что монополии Суркова на выдачу "пропусков в рай" для грешников, метящих в губернаторы, приходит конец. И это связано не столько с возросшим уровнем ответственности за назначение от имени президента, сколько с несомненным повышением цены на продвижение "нужного" кандидата. Так, известный политолог Станислав Белковский, сведущий в кремлевской борьбе под ковром, в беседе на радиостанции "Эхо Москвы" 15 сентября сказал, что экономической составляющей отмены всенародных выборов губернаторов является "создание системы перетока региональных ресурсов в некие теневые фонды и "черные" кассы в центр". На его взгляд, полноводность этого финансового потока будет составлять около пяти миллиардов долларов в год. "И соответственно, - продолжает политолог,- как назначаемые новые губернаторы, так и переназначаемые старые, за исключением примерно 20 % фигур, которые не будут переназначены, - будут платить дань в центр, совокупный размер которой я обозначил".
Даже если Белковский, разочарованный последними предложениями президента, на порядок завысил размер дани, которую кремлевские баскаки будут собирать с покорных провинциалов, речь идет о таких суммах, за которых легче убить, чем передать их в одни руки. Поэтому, скорее всего, рядом с Сурковым выстроится вся "железная гвардия" Администрации президента, вышедшая в едином порыве - помочь главе государства принять "правильное решение". После начальных схваток "до первой крови" чиновники, вероятно, опомнятся и придут к соглашению по образцу Сухаревской конвенции, которую заключили между собой "дети лейтенанта Шмидта". Если этот исторический компромисс будет оформлен до выборов нижегородского губернатора, то кремлевские ходоки станут нести челобитные и подношения конкретному лицу, назначенному "смотрящим" по кусту регионов, в который войдет Нижегородская область. Если борьба бульдогов под ковром затянется, тогда радетелям за кандидатов придется нести свои дары в разные кабинеты высоких чиновников, обходя их по кругу не один раз, отчего размеры дани, понятное дело, только умножатся. При этом остается лишь гадать, откуда возьмутся десятки миллионов долларов у многих губернаторов, возглавляющих регионы, которые давно дышат на ладан. И все это будет происходить под предлогом экономии средств от отмены выборов!
Не останутся в стороне от этого дела государственной важности и олигархи. В отличие от кремлевских чиновников, они уже давно поделили Россию, как того требует их специализация. В тех регионах, где нет явной монополии одного из "генералов" нефтегазовых или металлургических карьеров, как, например, в Нижегородской области, им придется договариваться между собой по интересам или понятиям. Стало быть, в нашем случае гг. Дерипаске, Алекперову и Мордашову нужно будет сесть за стол переговоров где-нибудь в Давосе или Куршевеле и сойтись на компромиссной фигуре, чтоб не платить поодиночке. Но помимо финансовых олигархов есть еще олигархи силовые, которые входят в близкое окружение президента. Вполне возможно, что гг. Иванову, Патрушеву или Сечину захочется поставить во главе ряда регионов своих людей, которые будут обязаны им по гроб жизни и всегда их поддержат - в несении службы, ведении бизнеса или в операции под кодовым названием "Наследник". Интересы этой влиятельной группы также надо будет учитывать всем заинтересованным лицам, желающим заиметь ручных губернаторов. В конце концов, наши "силовики" - это не безыдейные плутократы, но убежденные государственники, а ничто в России не обходится так дорого, как удовлетворение государственных интересов.
В результате причудливого переплетения потребностей всех этих группировок и проявится фигура, фамилия которой будет доведена до сведения президента. Дальнейшее будет зависеть лишь от монаршей воли демократически избранного самодержца земли Российской. Прислушается он к более или менее стройному хору голосов своего двора - и подмахнет свою подпись на вовремя поднесенный документ. А захочет подтвердить свою репутацию непредсказуемого политика - и "ваши не пляшут", хотя "деньги ваши стали наши", и никакие рекламации не принимаются. Так что граждане недовольные могут расходиться по домам. Нет, президент, конечно, выше всяких подозрений, а вот что касается его придворных, то не по мановению же волшебной палочки у них растут из-под земли загородные дворцы, а дети учатся в самых престижных учебных заведениях Европы и Америки! Рассмотрим теперь наиболее вероятные типажи, между которыми будет делаться выбор при назначении главы Нижегородской области.
"Старый губернатор"
Несмотря на старания чиновников Приволжского полпредства и депутатов Областного законодательного собрания, которые всячески дают понять, что Ходыреву давно пора уходить на пенсию, шансы действующего нижегородского губернатора на новый срок от того, что всенародные выборы заменяются на президентское назначение, не уменьшились. Геннадий Ходырев неплохо известен российскому президенту, который, надо думать, сделал для себя вывод, чего он стоит и чего от него ждать. Независимо от своей оценки личных и деловых качеств Ходырева, президент не может отрицать у него, по крайней мере, одного качества, которое так нравиться ему в людях. Это - лояльность Путину, неоднократно доказанная Ходыревым и в разрыве с приведшей его к власти КПРФ, и в поддержке всех инициатив главы государства. Сам Ходырев не так давно говорил, что в разговоре с президентом он проинформировал его о том, что хочет снова пойти на выборы губернатора. По словам главы области, Путин воспринял его намерение спокойно, заявив, что у него к Ходыреву претензий нет. С одной стороны, это может говорить о многом, а с другой - не значить ровным счетом ничего.
Перед своей поездкой в Японию полпред Кириенко сказал, что если президент предложит кандидатуру Ходырева, то депутаты Законодательного собрания ее отвергнут. Конечно, было бы забавно посмотреть, как спикер ОЗС Евгений Люлин, которого сделали главой регионального отделения "Единой России", отмахнется от предложения Владимира Путина, за которого его партия стоит горой. На самом деле, если что-нибудь подобное и произойдет, то не иначе как по инициативе президентской администрации, откуда нижегородским депутатам подадут явный намек на то, что надо немного поиграть в демократию, чтобы не допустить прихода к власти нежеланного человека. Этого исключить нельзя, потому что Ходырева по возрасту, биографии, да и по стилю управления вряд ли можно отнести к членам команды Путина. Но и списывать его со счетов без особой надобности тоже никто не станет, хотя бы на том основании, что "старый конь борозды не портит". Скоро должно состояться представление нового депутата Совета Федерации от нижегородского губернатора взамен вызвавшего его недовольство Евгения Бушмина. По слухам, новым представителем главы области в верхней палате парламента может стать один питерский банкир, близкий к окружению Путина. Если эта сказка станет былью, то мы получим известное подтверждение, что "дедушка" может оказаться более живучим, чем более молодые кандидаты в губернаторы.
"Чиновник для особых поручений"
Поскольку основным назначением губернатора, по смыслу последней инициативы Путина, становится пребывание на службе президента, эта должность может превратиться в поприще для чиновников, которые способны внушить веру в исполнение какой-либо важной миссии, ниспосланной им главой государства. Эта роль подходит для многих чиновников - как нижегородских, так и московских, но наиболее органично в ней, пожалуй, смотрелся бы Сергей Кириенко. Полпред, который помимо исполнения прямых обязанностей нашел применение своим нерастраченным силам в продвижении пиар-проекта "столичность Нижнего", может заниматься тем же самым на законном основании в должности губернатора Нижегородской области. Одна проблема - сам Кириенко вряд ли считает эту должность, соответствующей своим многообразным дарованиям, хотя в окружении президента, вероятно, есть люди, которые полагают, что о большем ему давно пора забыть. Но хотя сам Кириенко и не горит желанием превратиться из полпреда президента в федеральном округе в губернатора президента в одной из входящих в него областей, он дорого дал бы за то, чтобы взять процесс назначения главы региона под свой контроль.
И в самом деле, если, по слухам, некоторые из подчиненных полпреда уже торгуют местами в будущем правительстве Нижегородской области, почему бы их начальнику ни провести на должность губернатора своего кандидата? Но по тем же самым причинам, по которым назначение глав регионов не будет доверено одному Суркову, оно тем более не может быть передано в ведение Кириенко. Разумеется, его мнение в известной мере будет учтено президентом, однако оно вряд ли станет иметь решающее значение. Поэтому, скорее всего, мы не увидим на посту нижегородского губернатора таких явных креатур Кириенко, как Вадим Воробьев или Сергей Обозов, что означало бы безраздельную победу полпреда. Очень проблематично выглядят и шансы Евгения Люлина, который пока не обзавелся в Москве покровителями, более высокими, нежели Сергей Кириенко. Стало быть, вполне возможно, что Люлин уже на первом этапе отбора выпадет из списка претендентов, получив в утешение возможность презентовать себя как председателя ОЗС, отвечающего отныне не только за законодательный процесс, но и за работу исполнительной власти в области. Что же до иных кандидатов на победу в этой номинации, то им может помешать следующее обстоятельство. Нижегородская область - это регион, который не отличается духом державности (как Петербург), богатством недр (как Красноярский край) или мятежными настроениями (как Чечня). Так что незачем назначать чиновника для особых поручений туда, где особых поручений как будто не предвидится. Хотя, как говорится, президенту видней...
"Инкогнито из Петербурга"
Вопреки расхожему утверждению, что не осталось уже питерских чиновников, которые бы не получили работу в Москве, в городе на Неве, несомненно, еще живут личные знакомые президента, которые почтут за честь принять от него любое назначение. Такой синекурой в качестве награды за верную службу для кого-либо из них может стать должность губернатора Нижегородской области. Этот вариант развития событий, надо думать, не вызовет аплодисментов местной элиты, но если уж президент двинет в губернаторы своего питерского товарища, то, по всей видимости, он пойдет до конца. А теперь угадайте с трех раз, что предпочтут депутаты ОЗС: утвердить в должности незнакомого человека или быть распущенными по указу президента. Гадать о том, какая кандидатура будет при этом названа, совершенно бесполезно, поскольку никто не знает всех старых знакомых Путина по совместной работе в Петербурге. В лучшем случае нижегородцы получат в губернаторы Владимира Яковлева, который как "раб лампы" служит президенту, посылающему его с одной работы на другую. По крайней мере, никто не скажет, что у этого человека нет опыта работы во главе субъекта федерации.
"Слуга царю, отец солдатам"
В качестве реального кандидата на должность "президентского губернатора" можно рассматривать любого более или менее известного генерала, достигшего пенсионного возраста и отправленного в отставку по государственной необходимости. Годы правления Путина показывают, что он считается с армией как одной из опор своего режима и в то же время опасается усиления влияния кого-либо из популярных военачальников. Он явно не хочет получить себе в оппозицию нового Александра Лебедя или Льва Рохлина, поэтому заблаговременно переводит на гражданскую работу тех генералов, чьи взгляды на ведение чеченской войны или на реформу вооруженных сил отличаются от его собственных. Так были удалены из армии два полководца второй чеченской кампании: генерал Шаманов был избран губернатором Ульяновской области, а генерал Трошев был поставлен на ведение дел казачества. Конечно, популярных генералов в России не так много, и на все регионы их не хватит, однако Нижегородская область вполне может оказаться в числе "избранных". Например, если бы отставка генерала Квашнина произошла летом 2005 года, бывший начальник Генерального штаба вполне мог бы осесть в высоком доме над берегом Волги, а не Оби. Но нельзя исключить и такое развитие событий, при котором Нижегородская область будет негласно отнесена к зоне влияния Николая Патрушева. Тогда на должность губернатора может быть назначен Владимир Булавин, начальник УФСБ по Нижегородской области.
"Молодой человек без вредных привычек"
Назначение нижегородского губернатора может совпасть по срокам с презентацией очередной инициативы президента, например, с идеей продвижения молодых кадров во власть. Тогда в целях демонстрации задуманного может понадобиться сравнительно молодой человек, которому не жалко отдать в попечение всю Нижегородскую область. Здесь нелегко будет найти кандидатуру более подходящую по своей фактуре, чем Вадим Булавинов, мэр Нижнего Новгорода. Это в один голос могли бы подтвердить гг. Сурков и Федун, которые все последние годы направляли и поддерживали номинанта на его нелегком политическом пути. В данном назначении можно найти свою логику. В конце концов, если Булавинов был фактически назначен мэром Нижнего Новгорода, то почему бы его не назначить формальным губернатором Нижегородской области? Ставить ему в упрек федеральным властям практически нечего. Если нижегородский мэр и отдает все выгодные подряды московским компаниям, то делает это исключительно на благо родного города и на совершенно безвозмездной основе. А то, что в свободное время он занимается поднятием штанги в тренажерной комнате, созданной по его указанию рядом с рабочим кабинетом, так это говорит о его полном понимании, в каких менеджерах сегодня нуждается страна. Проблема в том, хватит ли влияния Суркова и денег Федуна, чтобы губернатором Нижегородской области был назначен именно Булавинов. Ведь у гг. Медведева и Сечина, Дерипаски и Мордашова могут быть на примете свои молодые, длинноногие и политически грамотные люди, которые, по их мнению, хорошо подходят на должность нижегородского губернатора.
"Отец нижегородской демократии"
На первый взгляд у Бориса Немцова, а речь идет, конечно, о нем, нет ни малейшего шанса оказаться кандидатом в губернаторы, которого президент мог бы предложить депутатам Законодательного собрания. Бывший лидер СПС, находящийся в оппозиции к Путину и его режиму, по всем понятиям должен находиться в "черных списках" политических противников, а не в "белых списках" претендентов на занятие вакантных государственных должностей. Однако кроме России в мире есть другие великие державы, и во главе их стоят свои великие лидеры, с мнением которых вынужден считаться Владимир Путин. И приходится признать, что никто из них не приветствовал последние инициативы своего российского коллеги, а некоторые, не исключая и друга Буша, даже выразили обеспокоенность, не приведут ли они к уничтожению демократии в России. В этой ситуации лучшим ответом всем западным "чемберленам", от которых, к сожалению, наш президент зависит больше, нежели они от него, стала бы демонстрация "добрых намерений" Путина. Назначение на должность губернатора одной из областей демократа, хорошо известного Западу, могло бы стать тонким ходом президента, направленным на восстановление своей пошатнувшейся репутации демократического лидера. Ясно, что первым на очереди в таком случае оказался бы Немцов. Его возвращение в родные пенаты можно преподнести как поддержку теряющих влияние российских демократов со стороны главы государства, ценящего если не их лично, то их идеи. Помешать этой либеральной идиллии могут три обстоятельства. Во-первых, Кремль уже давно не проявлял умение вести такую тонкую политическую игру. Во-вторых, Путин имеет все основания отказать Немцову в главном качестве государственного чиновника - личной преданности главе государства. В-третьих, еще неизвестно, согласится ли на это "подаяние" сам Немцов, скрашивающий свое политическое одиночество мечтаниями о 2007-2008 годах.
Таковы, как мне представляется, основные типажи кандидатов на должность назначаемого нижегородского губернатора и некоторые знаковые фигуры, которые могут им соответствовать. Конечно, есть и другие соискатели чинов и наград, не попавшие в предложенный список. Президент волен отдавать предпочтение любому из качеств, которые, по его мнению, делают человека достойным должности губернатора. Это могут быть административные способности и опыт хозяйственной деятельности, личная лояльность и умение ладить с региональной элитой. Не требуется в этом перечне только одного - доверия к кандидату со стороны населения, поскольку Путин ясно дал понять россиянам, что не их ума это дело - начальников себе выбирать. Что ж, если глава государства в России хочет быть в ответе за все, он должен быть готов к тому, чтобы рано или поздно ответить за всех. Пока же президенту предстоит, выслушав все советы, доносы, сплетни и намеки своих приближенных, принять решение по каждому из глав субъектов федерации. И, похоже, результат чаще всего будет таким, каким его описал в стихах Виктор Шендерович:
"Тут надежа загрустил,
Буйну свиту отпустил,
Повелел в конце концов
Не пускать к себе гонцов.
Он сидит, глядит в оконце -
Много дивного под солнцем...
Но чудеснее всего -
То, что любим мы его!"
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |