Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже? |
|
Результаты опросов |
Автор: Маслов Олег Юрьевич
Март 2004 года был фактически посвящен празднованию в Нижнем Новгороде годовщины начала пиар-проекта под названием "столичность". Поэтому вопрос, что стоит за притязаниями нижегородской властной элиты на "столичность", не является праздным. Данный проект представляет вполне определенный политологический интерес. Во-первых, потому что мы с вами наблюдаем реальный процесс интенсивного воздействия на массовое сознание, во-вторых, по той простой причине, что проект "столичность" носит долгосрочный и технологический характер. В него вкладываются определенные финансовые ресурсы и соответственно есть конечная цель, на достижение которой и направлена данная долгосрочная пиар-акция.
Попытаемся представить данный проект в рамках исторической перспективы, например, вообразить, как она будет смотреться из 2020 года. В новейшей истории Нижегородской области вполне может быть зафиксировано, что в марте 2003 года стартовала программа "столичность Нижнего Новгорода". Но возникает парадоксальная коллизия, так как дата начала программы не вписывается в традиционный исторический контекст. Историки не только не смогут найти в архивах Законодательного собрания Нижегородской области и нижегородской городской Думы судьбоносных решений по "столичности", но также и соответствующих распоряжений губернатора или мэра Нижнего Новгорода. Для сохранения отдельного политического события в исторической перспективе требуется некая фактология, которая в рамках программы "столичность" просто отсутствует. Но не только поэтому программу "столичность" следует классифицировать как простейшую пиар-акцию, правда, с той оговоркой, что данная пиар-акция носит долгосрочный характер.
Программу "столичность" необходимо рассматривать в контексте такого понятия как "информационная власть". Два основных субъекта программы - это нижегородская властная элита и нижегородские средства массовой информации. С большой натяжкой к активным участникам данной программы можно отнести представителей Русской православной церкви, которые безропотно выступают в роли благостного фона для представителей нижегородской властной элиты. Выделение основных субъектов программы позволяет отнести ее к числу тех традиционных программ, которых западные аналитики рассматривают в контексте универсальной технологии, характеризуемой как "маргинализация интеллектуалов и оболванивание масс". Именно поэтому программа "столичность" и представляет определенный интерес для выявления особенностей проявления вышеназванной технологии на российской земле.
Выделим основные особенности программы "столичность". Грубо говоря, программа "столичность" направлена на эксплуатацию такого глубинного паттерна, как "квасной патриотизм", основанного на представлении отдельных референтных групп о своей исключительности. В этой плоскости лежит избрание в марте 1998 года Андрея Климентьева мэром Нижнего Новгорода, что не было адекватно воспринято в России, но как это ни парадоксально, являлось своеобразным предметом гордости нижегородцев. Необходимо отметить, что избрание Климентьева в 1998 году было актом спонтанного проявления воли нижегородцев, направленного против неадекватных действий властей во время выборов, а безликая "столичность" является искусственным проектом. Именно очевидная искусственность "столичности" и усиливает уже наметившуюся тенденцию презрительно - негативного отношения к программе "столичность". Собака должна сама вилять своим хвостом, а "столичность" - это попытка принудительного "виляния" хвостом. "То, что навязывают - отвращает". Этот тезис позволяет предположить, что программа "столичность" обречена на провал и забвение.
Программа "столичность" - это технологическая "информационная завеса", призванная отвлечь внимание обыденного сознания от реальных проблем, стоящих перед Нижним Новгородом и нижегородцами. Это в конечном итоге уход от реальной политики, "отсутствие реальной политики", о чем в своем знаменитом "послании на волю" писал Михаил Ходорковский. "Столичность" призвана скрыть от общественного внимания явные признаки кризиса, в котором находится система управления такого огромного города, как Нижний Новгород. Причем, необходимо отметить, что неуклонный рост недоверия нижегородцев к местной власти толкает нижегородскую властную элиту к неадекватным и разрушительным шагам, таким, какие были предприняты в ходе выборов главы города Нижнего Новгорода в 2002 году.
Всё познается в сравнении. Так, в другом волжском городе Саратове, в котором кризисные тенденции не столь очевидны, как в Нижнем Новгороде, основная тема, обсуждаемая в местных СМИ, - это тема предстоящих выборов главы города Саратова. Саратовцы своего мэра никогда не избирали, и саратовская властная элита видит в выборах мэра областного центра систему блокирования очевидных кризисных тенденций. Мы в Нижнем наблюдаем абсолютно противоположные тенденции.
Астольф де Кюстин некогда изрек, что "Россия - страна фасадов". Может быть, воспоминания об этом изречении и послужили толчком к началу программы "столичность". "Столичность" - это не политика, это фальш - фасадная пиар - политика, призванная скрыть очевидные "язвы" нашей реальности. Необходимо также отметить, что программа "столичность", скорее всего, является одной из первых попыток в России применения high hume технологий. Не исключено, что по вопросу эффективности этих технологий в России окажется прав Михаил Делягин, считающий, что данный тип технологий является обоюдоострым оружием, и что первой жертвой high hume технологий могут стать сами инициаторы применения данных технологий по той простой причине, что для их реализации необходимо вначале "перепрограммировать свои собственные мозги".
Подтверждением здравого прогноза Делягина могут стать реально фиксируемые поведенческие модели основных представителей нижегородской властной элиты, искренне заинтересованных в "столичности", а также наиболее ярких представителей нижегородских средств массовой информации. Любые публичные покушения на "культ столичности" расцениваются как покушения на "святая святых", что является не только проявлением неадекватности отдельных журналистов, но также и подтверждением того, что в Нижнем Новгороде действует знаменитый "Указ Козьмы Пруткова" "о введении единомыслия". Причем, в рамках данного Указа все, критически относящиеся к пиар-проекту "столичность", предаются анафеме.
"Смычка" нижегородской властной элиты и нижегородских СМИ, которые в рамках программы "столичность" не видят ничего, кроме друг друга, находясь в полном отрыве от реальности, по-видимому, представляет одно из побочных явлений применения high hume технологий. У подобного "зазеркалья", как ни странно, есть не только минусы, но и свои плюсы. Это и наметившаяся тенденция полного перехода нижегородской интеллектуальной элиты в сеть Интернет, а также попытки найти адекватные формы воздействия на нижегородскую властную элиту в рамках предстоящих выборов.
Необходимо также отметить, что программа "столичность" - это ярко выраженный элитарный проект, причем, представителей властной элиты нисколько не смущают те многочисленные факты, которые профессионально позиционируют программу "столичность" в формате пиар-проекта. Например, при обсуждении состава будущей нижегородской городской Думы, наибольшее впечатление произвели слова главы города Нижнего Новгорода о том, что депутатов в новой городской Думе может быть "36, максимум 38". Был приведён убийственный аргумент, что для большего числа депутатов просто нет мест в зале заседаний. Парадоксальная ситуация: в городе, претендующем на звание "столичного", для депутатов городской Думы есть в наличии только один зал, немного превышающий по своему размеру чулан в доме какого-нибудь нового русского. Вот вам и вся "столичность".
Необходимо упомянуть и еще об одном важном аспекте. Если в целом программа "столичность" ориентирована на "оболванивание масс" и именно это позволяет самопозиционироваться наиболее ярким представителям нижегородских СМИ в модусе своеобразных "властителей недалёких умов", то попытка заигрывания с интеллектуальной элитой находится ниже уровня критики. Вброс идеи о выборах в нижегородскую городскую Думу по партийным спискам - это не более чем "пробный шар" для главы города и проверка его на профпригодность. Для нижегородских интеллектуалов является совершенно очевидным, что выборы по партийным спискам в городскую Думу - это попытка очередного "дворцового переворота", аналогичного тому, что был проведен на областном уровне в 2001 году при создании правительства Нижегородской области. Простейший анализ наглядно показывает, что если выборы по партийным спискам в Нижнем Новгороде всё-таки состоятся, то Вадим Булавинов уподобится Ивану Склярову и будет завидовать полномочиям английской королевы, а новая городская Дума очень быстро превратит его в "мальчика для битья", выставляя его "крайним" по любому поводу, да и без повода тоже. И вопрос о выборах главы города из числа депутатов тоже можно будет считать решенным. "Партийные" депутаты городской Думы "кинут" нижегородцев не задумываясь, если их удовлетворит "цена вопроса".
Представляется, что программа "столичность" со временем превратится в доказательство презумпции невменяемости нижегородской властной элиты. "Столичность" не в состоянии скрыть неприглядную реальность, то, что кризисные тенденции в областном центре носят объективный характер. Город Горький в конце 80-х годов прошлого века входил в число ведущих городов, граждане которых искренне жаждали демократических преобразований. Сегодня необходимо признать, что Нижний Новгород, в отличие от Москвы и Санкт Петербурга, не получил никаких экономических преференций, а низкий интеллектуальный уровень нижегородской властной элиты не позволяет создавать и реализовывать проекты, аккумулирующие энергию нижегородской интеллектуальной элиты и нижегородцев в целом. "Столичность" - это похлебка для быдла, и не стоит удивляться тому, что нижегородская интеллектуальная элита, за исключением отдельных её представителей, экономически инкорпорированных в нижегородскую властную элиту, с нескрываемым презрением относится, как к данному пиар-проекту, так и к её ведущим апологетам.
На вопрос о том, какой столицей мог бы быть Нижний Новгород, есть несколько ответов. Первый, ироничный. Нижний - это спортивная столица России. Потрясающие успехи нижегородского спорта широко известны в стране. Мэр Нижнего Новгорода рвет с груди штангу, аж в 80 килограммов. И без хоккейного "Торпедо" нижегородцам есть, кем и чем гордиться. Второй ответ - горестный. Нижний все чаще и чаще называют столицей непуганых казнокрадов. Третий ответ, и в нём есть некая надежда, Нижний, в перспективе, лидер среди российских нестоличных городов, взявших курс на преодоление убогой, неэффективной системы управления. Эрзац - демократия исчерпала свои невеликие возможности и пиар-проектами типа "столичность" процесс энтропии остановить невозможно. Реальные проблемы людей практически не решаются, и понимание того, что власть занимается собственными проектами, а не заботой о своих гражданах, становится всеохватывающим.
Программа "столичность" - это пиар-проект по созданию некой виртуальной реальности, в рамках которой нижегородцы, реально предстающие в глазах власть имущих "беспросветными лохами", должны выглядеть в своих собственных глазах уважаемыми "столичными людьми". "Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой". Вот и экспериментируют "безумцы" и пытаются имплантировать в массовое сознание комплиментарную виртуальную реальность в рамках high hume технологий. А насколько это им удастся - нижегородцы узнают по итогам предстоящим выборов.
Объективность требует признания того факта, что программа "столичность" выполнила, по крайней мере, одну важную социальную задачу. "Столичность" лишила не только нижегородскую интеллектуальную элиту, но и всех нижегородцев в целом иллюзии того, что местная и региональная власть планирует предпринимать хоть какие-либо шаги по реальному подъёму уровня жизни в городе. Постоянное декларирование начала строительного бума в Нижнем Новгороде превращается в пустой звук из-за неуклонного роста цен на жильё. Заверения о стремлении поддерживать малый и средний бизнес сопровождаются поборами с предпринимателей "на покраску фасадов, в рамках программы остоличивания города" и последовательным превращением всего предпринимательского сословия в "дойных коров" для чиновников всех уровней. А по-другому жизнь в городе и не могла выстроиться.
В Нижнем Новгороде и Нижегородской области в целом сложилась олигархическая форма власти, в её классическом формате, как "власть немногих". Именно "немногие" не заинтересованы в расширении нижегородской городской Думы, так как это противоречит важнейшему принципу "тащить и не пущать". Именно "немногие" стремятся всеми силами сохранить изжившие себя формы власти или изменять их без значительного расширения своих рядов. Так как только эти "немногие" и получают колоссальную выгоду от сложившейся системы власти. А пиар-проекты типа "столичность" призваны лишь скрыть неприглядную реальность, а также неспособность власть имущих решать реальные проблемы нижегородцев. И ничего другого, кроме "столичности" или иных пиар-проектов власть нам и не готовит. "Иного не дано". И спасибо "столичности" за понимание этой объективной реальности.
Очень сложно, практически невозможно, представить, что нижегородцы в 2020 году будут вспоминать наше время как "эпоху благоденствия". Скорее всего, это время будет названо "эпохой выпускания пиара", а программа "столичность" будет вспоминаться лишь как пример, в наибольшей степени характеризующий эту убогую "эпоху".
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна
![]() |
© 2003-2023, Независимое Аналитическое Обозрение |
![]() |
О проекте | ![]() |