Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

11.03.2004 Есть ли жизнь после выборов?

Автор: Сергей Кочеров

Можно как угодно к этому относиться, но Владимир Путин внес оживление в предвыборную кампанию, которая до этого напоминала хождение лунатика во сне. Отставкой правительства Касьянова и назначением кабинета Фрадкова президент показал российскому избирателю, не избалованному вниманием властей, в чьих руках находится управа на высших чиновников. Прием сколь решительный, столь и рискованный, поскольку необходимо было убедительно объяснить, почему нельзя было дольше терпеть старого премьера, и чем хорош тот, кто должен прийти ему на смену. Эффект от всех этих перестановок получился странный: выяснилось, что Касьянов работал удовлетворительно, а Фрадков оказался той "знаковой фигурой", которую президент наделил пока только ему одному ведомым значением.

Смена правительства, затеянная перед президентскими выборами, заставляет снова задуматься о соотношении реальной политики и политического пиара в принятии государственных решений в России. Допустим, что Владимир Путин пошел на это исключительно в силу государственной необходимости. Тогда остается непонятным, зачем было нужно распускать кабинет министров за три недели до того, как в соответствии с конституцией он сам был бы вынужден в полном составе подать в отставку. Нам говорят, что таким образом были сэкономлены, по меньшей мере, три месяца, которые были бы потеряны для административной реформы. Но перед этим, по признанию самого президента, реформа задержалась почти на год, так что удивительно, почему в колокола ударили именно сейчас. Может быть, все дело в том, что бывшие министры всячески противились реорганизации правительства, и президенту пришлось убрать препятствия с пути реформы? Однако сложно вообразить Касьянова в роли противника идеи сокращения числа министерств, а тем более, других членов кабинета, которые не имели привычки противоречить Путину.

О том, что никакого реального выигрыша во времени не получается, проговорился и сам президент. Во время назначения новых министров он сказал, что этому кабинету придется подать в отставку после выборов, но его ждет скорое возвращение, так как повторное утверждение будет формальным. Однако в полностью подконтрольной Думе голосование по любому составу правительства, внесенному президентом, сводится к процессу выражения депутатами своей лояльности первому лицу государства. Поэтому нет никакой разницы в том, получил бы кабинет Фрадкова второе "формальное" утверждение в апреле, или бы он в то же самое время легально пришел на смену кабинету Касьянова. Если, конечно, исходить из того, что смена правительства носила обдуманный характер, и все ключевые фигуры в нем были "расставлены" президентом заранее. В противном случае остается лишь ссылаться на конституционное право президента отправлять правительство в отставку. Такое право он, разумеется, имеет, что, однако, не означает, будто он может это делать всякий раз, когда ему вздумается.

Теперь представим, что затея со сменой правительства на данном этапе была пиаровским ходом, предложенным консультантами и технологами, которые задействованы в предвыборном штабе президента. При всей вычурности данной акции, сильно похожей на пальбу из пушки по воробьям, ей не откажешь в известной логике. Все три недели перед 14 марта в центре внимания российских и зарубежных СМИ оказывается смена правительства, которая совершенно заслонила предвыборную кампанию, превратившуюся в фарс. В шуме, поднятом вокруг причин отставки Касьянова и назначения Фрадкова, а также кандидатур на занятие ключевых постов, почти не слышны голоса остальных претендентов на должность главы государства, которым отвели места за столом для прислуги на этом празднике жизни. Осталось лишь завлечь на выборы как можно больше избирателей, чтобы за президента проголосовало более половины российских граждан. В случае решения этой задачи, на которую брошены беспрецедентные силы и средства, можно будет сказать, что Владимир Путин получил абсолютный мандат доверия от народа на проведение преобразований в стране.

Правда, никому пока в точности не известно, в чем именно состоит новый курс. В этом смысле возведение Михаила Фрадкова в должность премьер-министра, заявленное как знаковое назначение, содержит больше вопросов, чем ответов. Назвав фамилию своего избранника думским лидерам "Единой России", Владимир Путин обосновал свой выбор порядочностью и опытностью будущего председателя правительства, но мало что сказал по существу той экономической политики, которую он будет проводить. Сам г-н Фрадков также предпочитает мундир "технического премьера" тоге государственного деятеля, готового нести бремя ответственности за возрождение страны. Привыкая к необычной для себя роли публичного деятеля, Михаил Ефимович все более свободно и складно говорит о том, что надо уменьшить уровень бедности, повысить благосостояние граждан, увеличить безопасность, продолжать работу по обеспечению стабильного экономического роста. Он обещает, что работа правительства будет иметь социальную направленность, станет значительно меньше министерств, освобожденных от избыточных и дублирующих функций, будет продолжена борьба с коррупцией. Но пока Фрадков не показывает ясного видения целей, этапов и методов своей деятельности, а также уверенности в решении стоящих перед ним задач, без чего даже самые правильные слова остаются просто словами.

Вот премьер обещает развитие сферы высоких технологий, реформу ЖКХ, реструктуризацию бюджетной сферы, проведение логичной налоговой и кредитной политики, укрупнение банковского сектора, обеспечение независимости судов и помощь в военной реформе, поддержку депрессивных регионов. Однако совершенно неясно, каковы движущие силы будущих реформ, где взять деньги на их проведение, что считать логичной налоговой и кредитной политикой и как освободить суды от давления исполнительной власти, которая все подминает под себя. Одно дело заявить, что необходимо повысить конкурентоспособность власти, бизнеса и человека, и совсем другое - создать условия для честной конкуренции в стране назначаемых олигархов и монополистов. Поневоле вспомнишь отзывы участников бесед с ним в его бытность представителем России в Евросоюзе, когда люди отмечали во Фрадкове редкое умение "говорить, но не сказать ничего".

Но, может быть, Михаилу Фрадкову и не надо ничего говорить. В конце концов, его вызвали из Брюсселя не для того, чтобы он витийствовал, а для того, чтобы он выполнял указания президента. Потому что, какие бы похвалы не расточал Владимир Путин в отношении организаторских способностей своего назначенца, новому премьеру придется выступать, судя по всему, в роли технического исполнителя. "Осторожный аппаратчик", тонко чувствующий "текущую конъюнктуру", быстро улавливающий новые веяния от начальства и чуждый всякого рода экспромтам - таким запомнился Михаил Ефимович своим коллегам по прежним местам работы. Еще было подмечено, что нередко его пребывание во главе организации завершалось упразднением этого учреждения (от Министерства внешнеэкономических связей до Федеральной службы налоговой полиции). В общем, такой повзрослевший Молчалин, который всего добился в жизни благодаря тому, что развил два своих таланта: умеренность и аккуратность.

Ясно, как божий день, что от такого премьера президент не получит никаких неожиданностей, вроде тех, что порой позволял себе делать Михаил Касьянов, когда, например, он косвенно поддерживал гонимого Ходорковского. Михаил Ефимович, в отличие от Михаила Михайловича, никогда не сделает попытку стать из "технического" председателя правительства вполне самостоятельным премьер-министром. А если власть, не дай бог, вскружит ему голову, то первый вице-премьер Жуков и глава аппарата правительства Козак живо напомнят ему, что бывает с "икарами", которые слишком далеко отрываются от "грешной земли". Но, скорее всего, опытный бюрократ Фрадков не даст демону честолюбия овладеть своей душой. Он был призван в правительство по воле президента и уйдет из него, когда президент сочтет это нужным, рассыпаясь перед ним в благодарностях за доверие и извинениях за допущенные ошибки. А в том, что многие из этих "ошибок" запланированы уже сегодня, можно не сомневаться.

Судя по утечкам информации, что в последнее время допускают в администрации президента, там уже не особенно скрывают, что новый кабинет министров станет правительством "непопулярных реформ". Поэтому его и было поручено возглавить человеку, не из близкого окружения Владимира Путина, которого никому не придет в голову считать его наследником в 2008 г. Новое правительство, вероятно, действительно будет оказывать поддержку высокотехнологичного производства, проводить реформу ЖКХ, осуществлять реструктуризацию бюджетной сферы. Но за счет каких средств оно будет решать эти задачи? Зная принцип проведения экономических преобразований в России, выраженный в словах Бориса Немцова "реформы начинаются там, где кончаются деньги", трудно предположить, что государство потратит на эти реформы накопленные стабилизационный и резервный фонды. Скорее всего, нас ждут повышение подоходного налога, переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг, рост тарифов на газ, электричество и бензин, дальнейшее сокращение социальных гарантий, льгот и пособий. Все это и должен взять на себя "технический кабинет" Михаила Фрадкова. А затем, когда терпение населения окажется на пределе, а впереди замаячат новые парламентские и президентские выборы, "антинародное правительство" будет отправлено в отставку к вящему удовольствию доверчивых российских избирателей.

Надо признать, что, выбрав в премьеры мало кому известного Фрадкова, президент Путин принял политическое решение, удачное во многих отношениях. Он нашел в нем почти идеальное сочетание подконтрольного чиновника, послушного исполнителя, формального председателя и надежного громоотвода. Какое бы недовольство россиян впоследствии не вызвали действия правительства, оно вряд ли приведет к заметному падению рейтинга президента. Не случайно при формировании нового правительства специально подчеркивается, что сокращение числа министерств означает повышение самостоятельности и ответственности каждого министра (премьер-министра - тем более). Таким образом, за все грехи и ошибки проводимых реформ ответит, в конечном счете, "самостоятельный и ответственный" Михаил Фрадков. Главное, что все эти годы будет проводиться курс на борьбу с бедностью, повышение благосостояния и безопасности россиян, обеспечение стабильного экономического роста, т.е. будет делаться все то, что обещал в своей программе президент. А то, что новый курс будет проводиться не за счет олигархов или государства, а на деньги, которые сравнительно честным путем изымут у народа, так ли это важно для истории!

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна