Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Обозрение

18.11.2003 Дефолт нижегородской демократии

Автор: Сергей Кочеров

"Если приближаются выборы, значит, опять снимут Климентьева", - эта политическая примета прочно вошла в сознание нижегородцев. И, в самом деле, местные власти пока не придумали другого метода борьбы с самым опасным для них оппонентом, как его отстранение от участия в выборах под предлогом, смехотворность которого понятна любому непредубежденному человеку. Кто же в Нижнем Новгороде, кроме журналистов, получающих пособие у властей, поверит в то, что один из самых популярных жителей города не смог найти всего-то пять тысяч своих искренних сторонников? Все знают, что на мэрских и губернаторских выборах он легко собирал 25 и 35 тысяч подписей в свою поддержку, не вызывая никаких вопросов. Ясно, что еще более простая задача тем более не вызвала бы у него никаких трудностей.

И не надо говорить о легковерности кандидата или недоработках членов его штаба. Климентьев на своем опыте испытал, с какой политической шпаной он имеет дело, поэтому сбор и отбор подписей проходил под строгим контролем. Многие тогда предупреждали Климентьева, что его будут "валить" за подписи, и советовали ему внести залог. Однако, дорожа своим имиджем "кандидата от народа", он избрал традиционный способ регистрации, причем, сам потребовал от окружной избирательной комиссии тотальной проверки своих подписных листов. Поэтому только юродивые от политики могут поверить в наивный лепет секретаря окружной комиссии, которая утверждает, что они не смогли в течение 10 дней отличить поддельные подписи от настоящих.

В действительности, все обстоит гораздо проще. Некто в нижегородском кремле, фамилию которого угадать нетрудно, самостоятельно или по подсказке, принял решение не допускать Климентьева в Госдуму ни под каким видом. Он понял, что должность федерального депутата позволит опальному бизнесмену обрести необходимый статус, который может стать для него хорошей стартовой площадкой на выборах губернатора Нижегородской области. Поскольку это никоим образом не входит в планы человека из кремля, были приведены в действие хорошо подмазанные административные, силовые и судебные рычаги. Остается лишь установить, кто из нынешних представителей нижегородских властей по своим возможностям наиболее соответствует этой политической фигуре.

Конечно, недоброжелателей у Климентьева в нижегородском кремле хватает. Со многими из них он открыто конкурировал на выборах, и почти все они пострадали от его народного красноречия и своеобразного чувства юмора. Губернатор Геннадий Ходырев и полпред президента Сергей Кириенко, мэр Нижнего Вадим Булавинов и председатель Областного собрания Евгений Люлин никогда не были и не будут членами клуба друзей Климентьева. Все они имеют в своем распоряжении достаточно властных ресурсов, чтобы убрать со своей предвыборной дороги опасного конкурента. Однако не у всех из них есть возможности: 1) устроить плотную проверку предприятий и сотрудников Климентьева силами налоговой инспекции, милиции, прокуратуры и ФСБ; 2) обеспечить полную безопасность лиц, ведущих якобы от имени Климентьева агитацию против Климентьева и совершающих нападения на его штабы и даже на головной офис; 3) вызвать из-за пределов области несколько десятков графологов для установления подложности подписных листов, которых перед этим кто-то заботливо положил в сейф окружной избирательной комиссии. Последняя деталь особенно пикантна, потому что Климентьеву целый год (!) не удавалось добиться от прокуратуры графологической экспертизы подписей на двух документах, мнимое различие которых послужило предлогом к его снятию с мэрских выборов в прошлом году.

Так кто же тот нижегородский "ришелье", который устроил очередное снятие Климентьева с выборов? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что всем названным условиям в полной мере удовлетворяет лишь полпред президента Сергей Кириенко. Его отношение к Андрею Климентьеву, как политическое, так личностное, хорошо известно. Нынешнее положение полпреда, когда из администрации президента ушел один его покровитель - Волошин, а под другим - Чубайсом качается кресло, стабильным никак не назовешь. После того, как "питерские" чекисты начали наступление на "семейных" олигархов, Кириенко вряд ли предложат солидную должность в Москве, а на успех в большом бизнесе с его репутацией рассчитывать сложно. Поэтому он вполне способен предпочесть месту назначенного (и снимаемого) федерального чиновника пост избранного народом губернатора. Из всего списка только один Кириенко держит под контролем силовые структуры как в самой области, так и за ее границей - в пределах Приволжского федерального округа. Конечно, сам Сергей Владиленович принадлежит к числу тех милых и гуманных людей, которые обожают бифштекс с кровью, но плачут при виде идущих на бойню животных. Поэтому всю черновую и грязную работу он предоставляет делать другим.

Из этих "других" более всего выделяется верная соратница Кириенко еще по работе в обкоме комсомола и компании "АМК" Любовь Глебова, которая сегодня является заместителем полпреда как раз по региональным выборам. Именно она, по крайней мере, на прошлых, мэрских, и нынешних выборах отвечала за нейтрализацию Климентьева. С этой целью находились фиктивные кандидаты (причем, почему-то предпочтение всегда отдается подставникам с фамилией на букву "г") и формировались команды, как правило, из бывших комсомольцев, не сильно искушенных в политических технологиях, но весьма неразборчивых в средствах. Будучи не в состоянии победить столь опасного противника хотя бы в неком подобии конкурентной борьбы, противная сторона сначала "осваивает" выделенные ей немалые средства, а затем просто снимает его с выборов, пользуясь бесхребетностью наших судов и избиркомов. Вот и вся "наука побеждать", как ее с некоторых пор понимают в полпредстве!

Кто-то может спросить, почему Кириенко и Глебова так "зациклились" на Климентьеве, не снимая с выборов тех же коммунистов. Ответ на этот вопрос может дать каждый, кто не понаслышке знаком с реалиями нижегородской политической жизни. Во-первых, кандидаты от коммунистов представляют самую массовую партию страны, к которой многие бывшие комсомольцы испытывают почтение на генетическом уровне, тогда как Климентьеву с его одной снятой и другой, пока не снятой, судимостями легко приклеить ярлык "антисистемного" кандидата, выступающего против не только местной, но и якобы - страшно сказать! - верховной власти. Во-вторых, коммунистические кандидаты давно, так или иначе, интегрированы во властные структуры, в то время как Климентьев всегда идет на выборы с идеей радикального очищения этих структур от некомпетентных и продажных чиновников. Поэтому, с точки зрения нижегородской бюрократии, чьи интересы находят полное понимание в кремле, Климентьев по сравнению с коммунистами - это все равно, что голодный и злой волк на фоне сытых и мирных собачек.

Совершенно понятно, что полпредство должно было уделить особое внимание политическому обоснованию снятия Климентьева с выборов перед Москвой. Ни президент страны, ни его администрация не приветствуют, когда назначенные ими чиновники используют отпущенный им административный ресурс в своих эгоистических целях. Поэтому, скорее всего, наряду с дежурной аргументацией о "криминале, рвущемся во власть" полпред постарается уверить новое начальство в том, что кампания Климентьева по своей сути была направлена против президента и "Единой России". Самое пикантное заключается, однако, в том, что в данной ситуации ведущие сотрудники полпредства отчасти сами заинтересованы в провале "Единой России" в Нижнем Новгороде, который может произойти в результате волны протестного голосования, поднятой заказным снятием Климентьева. В политическом отношении это дает им надежду на то, что не Ходырев и не Люлин, а только они будут играть ключевую роль на президентских выборах в регионе. В экономическом отношении неудача "партии президента" снимает с некоторых ответственных работников надобность отчитываться в средствах, отпущенных на ведение кампании "Единой России", но ушедших по другому назначению. "Мы так старались, агитировали за вас, - доложат они наверх, - но пришел Климентьев и все испортил".

Что же касается самих нижегородцев, то кому в кремле сейчас до них есть дело?! Нижегородские власти не в первый раз проявляют вопиющее безразличие к общественному мнению, не считая нужным соблюдать в отношениях с людьми элементарные нормы приличия. Как будто кто-то с шумом испортил воздух и вместо того, чтобы извиниться, со смехом послал нас всех по известному адресу начальственным баском. Им не стыдно за себя, им стыдно за нас, что мы не уразумели их божественного предназначения в нашем городе, области, округе. Потому что, называя себя "демократами" и держа про запас членский билет "самой массовой демократической партии страны", они признают эту демократию только "для своих", только для "богатых и удачливых" граждан, которые, разглагольствуя о патриотизме, не забывают на всякий случай оформить себе второе гражданство. При этом их мало волнует то, что такая "демократия" чаще всего переходит в тиранию, о чем справедливо писал Платон. Нет, не тот бизнесмен, который к их негодованию сидит сейчас в "Матросской тишине", а философ, у которого они, между прочим, прихватили фразу: "Наше дело - правое. Мы победим!".

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна