Независимое аналитическое обозрение

    БЛИЦ-ОПРОС

Увидим ли мы российских спортсменов на Олимпиаде 2024 года в Париже?

Результаты опросов
© 2003-2024, Martovsky
Главная > Перспективы

07.06.2003 Что ждет Нижний Новгород после ухода Сергея Кириенко?

Автор: Сергей Кочеров

Менее чем через год, после президентских выборов, истечет срок работы полномочных представителей президента. Если главе государства, которым, очевидно, снова станет Владимир Путин, все еще потребуется укрепление "вертикали власти" с целью контроля над региональными лидерами, он не преминет сохранить институт своих наместников в семи федеральных округах. Весьма вероятно, что президент оставит в своих должностях многих членов "великолепной семерки", которые служили проводниками его воли в регионах. Однако можно быть почти уверенным в том, что среди них не будет нынешнего представителя президента по Приволжскому округу Сергея Кириенко. Эта уверенность возникает не оттого, что есть основания думать, будто Владимир Путин недоволен своим полпредом или считает его человеком, который не соответствует занимаемой должности. У президента, по всей видимости, нет причин сомневаться в исполнительности своего приволжского наместника. Речь идет не о наказании попавшего в опалу чиновника, но о поощрении должностного лица за преданную службу.

Известно, что самой желанной наградой для Сергея Владиленовича является возвращение в правительство. Побывав по неисповедимому выбору Ельцина заместителем главы государства, Кириенко живет надеждой, что судьба пошлет ему новый шанс, и он сумеет вернуться на прежнее место работы в должности, никак не ниже вице-премьерской. Это честолюбивое намерение, подогреваемое ближайшим окружением, которое желает иметь свою долю в успехе патрона, порождает, по меньшей мере, два вида последствий. Оно, с одной стороны, повышает жизненный тонус и личную активность Кириенко, но с другой стороны, делает его зависимым от различных групп влияния, особенно московских, которые могут играть в своих интересах на его заветном желании. Как бы то ни было, но вопрос о грядущем назначении приволжского полпреда в правительство, кажется, решен положительно. По слухам, ему прочат пост министра топлива и энергетики, тот самый, с которого состоялся его феерический взлет в премьеры. Пока не будет официального подтверждения, нет смысла обсуждать, станет ли новое вхождение Кириенко в правительство началом долгой и успешной карьеры или его снова используют "втемную" для решения вполне определенной задачи. Отметим логичность ожидаемого ухода и задумаемся над его возможными последствиями.

Высокая вероятность перемены места работы Кириенко связана не только с неутоленными амбициями экс-премьера и благоприятно складывающейся для него конъюнктурой в окружении президента. Многое указывает на то, что Сергей Владиленович достиг предела своих возможностей на посту полпреда главы государства в Приволжском округе. Действительно, что он еще может сделать из того, что ему сделать не удалось? После формального приведения законов национальных республик и губерний в соответствие с общероссийским законодательством Кириенко не в состоянии добиться большего контроля над их президентами и губернаторами. Очевидно, что не только сильные региональные лидеры, как Шаймиев и Аяцков, но и главы дотационных регионов, как Федоров и Шаманов, способны обойтись без посредничества полпреда в улаживании своих отношений с Москвой. После ряда электоральных скандалов в округе, достигших своего апогея на мэрских выборах в Нижнем Новгороде, Сергей Кириенко снова, как и после дефолта, приобрел в общественном мнении черты одиозной личности. Если после избрания нижегородским губернатором коммуниста Ходырева Кириенко перестал быть полпредом, "который не проигрывает выборы", то после неуклюжего снятия Климентьева и участия судебных приставов в подсчете голосов он заставил усомниться в себе как умелом "менеджере по кризисным ситуациям". И хотя администрация президента, конечно, зачла ему избрание "нужного" кандидата Булавинова, она все же переложила на Кириенко ответственность за дискредитацию власти, сопутствующую этому избранию. Что делают в России с чиновником, который исполняет указание своих начальников ценой снижения авторитета власти в общественном мнении? Как правило, переводят на другую работу...

Рассмотрим теперь последствия, которые принесет ожидаемый транзит Кириенко для Нижнего Новгорода. Не надо быть пророком, чтобы сравнить их с теми, что произошли после переезда Бориса Немцова в Москву. Хотя Кириенко занимает не выборную, а назначенную должность, он представляет один из трех центров власти в городе и в области, который на сегодня выглядит наиболее влиятельным. Поэтому даже временная пустота в этой части политического ландшафта, скорее всего, вызовет такие перемещения, которые приведут к новому расколу региональной элиты. Вслед за Кириенко в Москву потянутся люди из его окружения, которые играют заметную роль в нижегородском "правящем меньшинстве". На ловлю счастья и чинов в столицу, надо полагать, отправятся Любовь Глебова, Вадим Воробьев и другие соратники Сергея Кириенко по его комсомольскому прошлому. Понятно, что найдется немалое количество претендентов, которые пожелают занять их места. Однако новые вакансии, за которые начнется схватка бульдогов под ковром, станут лишь малой частью того "наследства", что будет поставлено на кон в борьбе без правил и пощады. В Нижнем Новгороде ни для кого не секрет, что весьма предприимчивые люди, входящие в так называемую группу Кириенко, активно продвигают свои интересы не только во властных структурах, но и в наиболее доходных участках бизнеса. В случае перехода своего лидера на работу в Москву многие члены его команды будут вынуждены либо поделиться частью своих доходов, либо искать другое применение для своих сил и средств.

Отношения современных российских политиков с их окружением похожи на отношения патронов и клиентов в древнем Риме. Поскольку ни один лидер не чувствует себя в полной мере самодостаточной фигурой, он нуждается в свите помощников и льстецов, которые с одинаковым рвением готовы исполнить любое его поручение и превозносить его реальные или мнимые заслуги. Близость к лицу, облеченному властью, придает "клиентам" уверенность в своей необходимости и значимости, которая подкрепляется материальными благами, своевременно поступающими от "патрона". Эта система отношений, основанная на выполнение обязательств каждой из сторон, однако, дает сбой, когда политик утрачивает контроль над той областью, в которой вращаются деловые интересы его подопечных. Тогда обманутые в ожиданиях "клиенты" чувствуют себя заброшенными в жестокую реальность, где окружение нового "патрона" беззастенчиво лишает их былых привилегий. Именно в таком положении окажется на другой день после отъезда своего шефа большинство нынешних помощников Сергея Кириенко, которых он при всем своем желании не сможет взять с собой в Москву.

Складывается впечатление, что эта безрадостная перспектива не является откровением для самых осведомленных соратников Сергея Владиленовича. Возможно, сознание шаткости своего положения в борьбе за передел власти и собственности, которая неминуемо развернется в городе и области после ухода Кириенко, побуждает людей из его близкого окружения принять участие в выборах в Госдуму по одномандатным округам. Ибо кто может дать гарантии, например, Алексею Санникову, что он будет главой "Нижновэнерго", когда перестанет находиться под эгидой Сергея Кириенко? Не исключено, что и решение Евгения Люлина взвалить на себя бремя руководства региональным отделением "Единой России" во многом вызвано желанием обеспечить свое политическое будущее, когда в ожидании губернаторских выборов он останется без поддержки своего покровителя. С этим, должно быть, связан и начавшийся переход сторонников Кириенко, призванных им в свое время в "Союз правых сил", в ряды нынешней "партии власти", членство в которой дает им некую надежду на то, что на пиру победителей им кое-что перепадет от щедрот новых хозяев жизни.

Смена представителя президента в Приволжском полпредстве заметно изменит расстановку сил перед выборами нижегородского губернатора в 2005 г. Шансы Евгения Люлина будут напрямую зависеть не только от его успехов в обольщении глав районов, но и от процента голосов, отданных в Нижегородской области за список и кандидатов "Единой России". С уходом Сергея Кириенко Вадим Булавинов, может быть, избавиться от аллюзий, связанных с мэрскими выборами и человеком, который сделал его главой города, но нисколько не повысит свои возможности стать избранным главой области. А вот Геннадию Ходыреву, сказавшему однажды, что главные его беды - это полпредство и дороги, прощание с Кириенко, видимо, пойдет на пользу, поскольку его конкуренты лишатся поддержки федерального чиновника, который вполне мог бы стать координатором антиходыревской кампании. Что же касается простых нижегородцев, то смена полпреда затронет их ровно в той мере, в какой они окажутся заложниками борьбы местных олигархов за передел власти и собственности в области. Поскольку очередное обострение борьбы в "верхах" будет связано исключительно с их интересами, ничего хорошего "низам" ожидать от ее исхода не следует.

В этой связи снова возникает вопрос о целесообразности существования такой структуры как федеральное полпредство. Проблема полпреда Кириенко как "образцово-показательного" российского чиновника состоит в том, что он выстраивал систему управления не столько под конкретные должностные задачи, сколько под конкретных лиц, которых надо было трудоустроить на этих должностях. Определив на ключевые посты лично проверенных и преданных людей, Сергей Кириенко гостеприимно открыл двери для тех, кто пришел к нему по протекции или мог получить ее у него. Приволжское полпредство стало добрым приютом для отставных федеральных чиновников, а также бывших членов городской и областной администрации, лишившихся работы после избрания мэра Лебедева и губернатора Ходырева. Хотя эти назначения мотивировались нежеланием терять ценных и опытных руководителей, никто из постоянно клонируемых федеральных инспекторов не смог добиться заметных достижений на своем новом поприще. Поэтому трудно избавится от впечатления, что работа в полпредстве является своего рода синекурой для новой номенклатуры, а сама эта структура представляет не столько кадровый резерв, сколько "заповедник для кадров", обременительный для разоренной страны.

© 2003-2024, Независимое Аналитическое Обозрение
При любом использовании информации ссылка на polit.nnov.ru обязательна